Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философское понимание природы.

Поиск

Матер.воплощением Бытия выступает природа и общество. Термин природа имеет как широкое так и узкое толкование. В 1 случае- весь мир, бытие в целом, во 2 случае –окр.среда, геолог среда, среда обитания человека. Различают естеств и искусств.среду. к 1 мы относим биологич и геологич сферы. Во 2 входят: рукотворная природа (породы животных). Искусств среда традиционно наз. техносфера или ноосфера. Геогр.среда-естеств ниша общ-ва, дающая нам солнечн свет, воздух, воду, флору и фауну. Феномену природы по содержанию противостоит к-ра, но природа явл.предпосылкой к-ры.

27.трактовка природы в фил. Востока и Запада.

Можно считать природы как нечто вторичное по статусу, пассивное начало. Вывод отсюда: стремление человека господствовать над природой. 2 концепция считает природа верхом совершенства и гармонии, целесообразным, разумным началом наход выше человека. Эти традиции наделяют сверхестественными способностюми животных. Отсюда вывод: человеку необходимо учиться у природы, боготворить её. С этим подходом связано ещё одно понимание: П-царство хаоса, кот.может принимать и разумн.хар-р в своей эволюции в рамках действия различных законов. Христианское понимание: уст-ся строгая субординация чел, наделённый душой властелин П, но при этом сам подчиняется Божеств.воле, кот умеряет претензии человека, агрессию по отношению к природе.

29. Сознание – это система чувственных, речевых, эмоциональных аспектов. Чувственные - дают приблизительный и не полный образ объекта. Мыслительный - помогает обобщать информацию, как чувственного опыта, так и самого сознания, создавая новые знания об объекте. Позволяет объединять идеальный образ, формирующийся чувствами, проникая в сущность вещей. Речевая – материализует идеальные образы, воплощая их в знаковые системы, позволяя даже игнорировать чувственные знания и постигать не только сущность объектов и процессов, но и саму истину процессов. Речь позволяет транслировать опыт. Основные черты сознания: 1. сознание не существует вечно, возникает лишь при наличии определённых условий. 2. сознание в любой форме не возможно без конкретного носителя, в качестве которого выступает чел. 3. основой сознания и психики является физиологический нервный процесс, протекающий в мозгу чела. 4. сознание выступает критерием и регулятором поведения человека. Сознание – это не вещество мозга и не иная форма материи, а способность самого мозга отражать окружающий нас мир. Сознание не может возникать вне мозга, так же как и без органа чувств. Философское понимание отражения отличается от других трактовок. Оно сводится к характеристике главным образом внутренних изменений субъекта под воздействием внешних условий. Отражение, в широком смысле выступая, как способность неорганических и органических структур изоморфно или хотя бы гомоморфно воспроизводить внутренние изменения и строение взаимодействующих систем. Специфической особенностью отражения в органической природе является активный характер. Это становится возможным на основе совершенствования органических форм, развития их органов чувств. Исходной формой отражения, присущей всем существам является раздражимость. Самой простой формой раздражимости у простейших существ и низших растений выступает таксисы, т.е. способность организмов реагировать на внешнего раздражителя, двигаясь к раздражителю или от него. Более сложными формами раздражителя выступают тропизмы и настии. Настии связаны с периодическим движением. По мере усложнения появляется новая форма отражения – чувствительность (возникает в результате образования рецепторов органов чувств) означает появление нового этапа отражения в форме психической способности не только анализировать, но и отражать ее в форме восприятия. Психика – это особая форма приспособления веществ к изменению условий жизни. Психика является формой приспособления организмов к внешней среде на основе раздражительности. Материальной базой психики выступает развитая нервная система с рефлексами, т.е. врожденными или приобретенными свойствами нервной системы, проявляющими себя при раздражении рецепторов. На основе условных рефлексов появляются психические образы (ощущение, восприятие, представление). Совокупность условных рефлексов называют первой сигнальной системой, она присуща всем высшим животным и человеку, но лишь человеку свойственна вторая сигнальная система, которая заменяет собой сигнал, процесс, вещь. Главный механизм сознания определяет взаимодействие коры головного мозга и его подкорочной сферой, где имеется продолговатый мозг и ножки мозга. Кора и подкорка являются целостной системой, но кора головного мозга главный элемент, отвечающий за накопление и закрепление информации в памяти, и анализ ситуации. Сущность сознания не сводится к устройству мозга, следует учитывать генетические, биологические и социальные факторы (труд, речь, коллективизм). Мышление в отличие от психики животных позволяет познавать внутренние, существенные качества объектов, создавать систему умозаключений для познания мира. Решение проблемы познания связывается с надеждой создания искусственного интеллекта(ИИ). Процесс моделирования сознания предполагает решение природы и функционирование человеческого мозга, решение проблемы в рамках ИИ нравственно-духовного начала, решение проблемы эмоциональных отношений к миру в рамках ИИ, обоснование целесообразности разработки самого феномена ИИ. Сознание и ИИ различаются по существу: 1. ИИ ограничивается информационно-логическим процессом протекающем в физ.-хим. форме; сознание не только физ.-хим. процесс, но и биологический и социальный. 2. ИИ осуществляется в пределах функционально-заданных программ; сознание не терпит явно выраженного программирования, т.к. имеет творческий характер. 3. память ИИ носит статический характер, фиксируя результаты логического анализа в одном состоянии без их развития, память человека динамична, учитывает прошлое, настоящее и возможное будущее.

30. Сознание в большинстве философских учений – это система идеальных процессов посредствам которых человек познаёт мир. Проблема сознания является важной, поскольку сопоставление с материальной частью бытия позволяет уяснить сущность и специфику мироздания. Сознание характеризует процесс выделения чела из природы, позволяя не только приспосабливаться, но преобразовывать окружающую среду. Сознание – вершина развития природы, фрагмент эволюции природы. Но марксизм, сделавший акцент на изучение проблем познания, как важнейшего элемента своей доктрины не смог ответить на вопрос о происхождении сознания, об интуиции и т.д. Лишь комплексный подход к проблеме может объяснить её содержание. Существует ряд трактовок понятия сознания: 1. субстанциональная – считающая, что сознание – самостоятельная сущность, первооснова мира и источник предметного бытия. 2. феноменологический (экзистенциональный) – представители ее считают, что жизненный опыт, духовный мир человека, социально-культурная среда имеют смысл и значение для науки. Поэтому изучают проявление сознания. 3. функциональный – материалисты и марксисты признают вторичность сознания, зависимость его от материи, утверждают, что сознание – функция высоко развитого органа (мозга).

31. Комплекс сознания включает следующие элементы в рамках процесса отражения в мозгу чела окружающего мира: 1. осознание вещей. 2. переживание отражается в эмоциональном отражении к миру. 3. знания, как способ существования сознания. 4. внимание, удержание объекта в фокусе сознания. 5. вытекающие из психики, но социально-оформленные эмоции. 6. настроение. 7. аффекты. 8. воля. Вершина развития сознания – рефлексия самосознания, т.е. осознание человеком своих чувств, мыслей, действий, интересов, места в обществе. Сущность сознания состоит в его идеальном характере. Образы объектов, возникающие в мозгу человека не являются буквальными копиями окружающего мира и тем более не являются вещами. Это особое нематематические конструкции, имеющие характер субъективной реальности. Уровнями сознания выступают: бессознательное, подсознательное и сознательное. Бессознательное – совокупность явлений психики, состояний и действий, пребывающих вне сферы человеческого разума и неподконтрольного сознания. Подсознание является пограничной с сознанием сферой психики, в которой поведение чела доведено до автоматизма, многократным повторением конкретных действий, в результате чего приобретаются неосознанные реакции на конкретную ситуацию. Бессознательная сфера охраняет психику, вытесняя негативные образы и развивая память и другие способности. Бессознательные аспекты поведения больших масс людей закрепляются в культуре в форме традиций, освящающих религии. Сфера бессознательного таит в себе много неизученного и нежелательного для человека состояний. Церковью эта сфера оценивается как нечистая, темная. Язык – система знаков, служащая целям общения, познания и мышления, являясь элементом и предметом духовной культуры. Язык обладает самостоятельностью, имеет внутренние закономерности своего развития. Язык тесно связан с сознанием, осуществляя все высшие психические функции, проявляет свою специфику. Лишь язык позволяет связать накопление людей, т.о. язык – универсальное явление духовной и материальной культуры, позволяет эффективно развивать познание и самопознание.

32. Наиболее серьёзной проблемой в философии выступает проблема человека. В античности человек считался естественно частью вселенной, полностью подчиненной космосу, судьбе. Христианство, разделившее мир человека на телесный и духовный придало последнему относительно свободный характер, творческий, в рамках которого человек мог осознанно строить свой мир, делать выбор между добром и злом. В новое время духовная сущность человека сведена к проблеме интеллекта, целью которой стало удовлетворение телесных потребностей. С 19 века обозначились 2 тенденции в понимании природы человека: 1. идеалистическая – абсолютизировало духовное начало, а в рациональной форме, изучая интеллектуальный потенциал и изучает иррациональный мир человека, т.е. внеинтеллектуальная сторона сознания. 2. материалистическая – считает, что сущность человека сводится к организации телесного начала, приводящего в действие психические и интеллектуальные силы. Материализм разработал систему аргументов, характеризующих механизм эволюции человека в рамках трудовой гипотезы. Промежуточным направлением между материализмом и идеализмом стал фрейдизм и родственные ему школы, считавший, что с одной стороны социальная обусловленность человека, природный характер его сущности, а с другой выводили поведение человека из совокупности потаемных подсознательных впечатлений. Существует 3 измерения человека: биологическое (изучает нас на генетическом уровне, где программируется нервно-мозговая система, сознание). Социальное (идет рядом с биологическим и отражает причастность каждого индивида к культурно-историческому процессу. Промежуточным измерением выступает психика, основа внутреннего духовного мира (воля, эмоции, память, характер).

33. Философия в отличие от всех наук изучает человека не с какой-либо одной стороны или частично, а как систему, целостный элемент, обобщая знания о нем. К тому же в предельно отвлеченных от конкретики терминов. Антропогенез – происхождение человека, но он не может возникнуть в одиночку, он формируется лишь в обществе, поэтому точным будет выражение анторопосоциогенез. Существует несколько концепции анторопосоциогенеза. Наиболее распространены 2: эволюционная и трудовая. Эволюция вплотную подошла к разгадке человека, используя идею естественного отбора, изучая совокупность предпосылок исключительно биологического характера, оставляя без внимания социальные формы организации (семья, племя, народ), а так же духовные проявления (мораль, право, наука). Не учитывала гипотеза и специфики индивидуальных и общественных уровней человека. Несколько дальше пошла трудовая гипотеза Энгельса и Маркса. Последняя доказала факт очеловечивания не особи, а вида. Во-вторых, признала труд основой естественного отбора в происхождении человека, а именно доказав, что труд стал автором сознания и языка, что лишь труд объясняет и доказывает на примере жизни индивида каким образом формируется общество в целом. Но вместе с тем марксизм многое не смог объяснить в человеке (сущность духовного мира человека), поскольку исходил из приоритета производительных сил. Поэтому игнорировал роль и значение религии и церкви в обществе. Не смог объяснить марксизм мотивов трудовой активности человека в прошлом. Согласно игровой концепции человек выполняет в жизни разные роли, жизнь – игра, люди – актеры.

34. Понятие личности является главной характеристикой человеческого индивида. Понятие личность выражается мера присвоения человеку, соц. сущности конкретных исторических условиях. Родившейся человек в течение всей своей жизни социализируется, присваивая социальное – это возможно только в общении, в процессе усвоения культуры. Социализация избирательна, она зависит от среды обитания, влияния эпохи, психофизиологических особенностей человека, поэтому нет 2-х одинаковых личностей. Личность является как бы индивидуальной формой бытия, общественного сознания. Степень присвоения социального у всех различна. Процесс присвоения быстрее идёт в детстве, но продолжается всю жизнь. Личность – это единство общего (т.е. того, что присуще обществу, классу, нации), особенного (т.е. того что характеризует особенности соц-ой среды), единичного (т.е. того, что хар-ет индивидуальность). Личность формируется под влиянием материальной, социальной, политической, духовной жизни общ-ва. Каждому этапу присущ свой тип личности, с переходом от индустриального к информационному обществу типологизация усложняется.В зависимости от внутренней и внешней активности выделяют след. типы личности: активная и пассивная; личность ориентированная на интенсивное и экстенсивное развитие; творческий тип личности; эгоцентрический тип личности; западный или деловой; восточный (рефлексирующий). На формирование личности оказывают влияние материальные условия жизни и процесс формирования происходит под влиянием окружающей среды. К объективным условиям формиров-ия личности также относятся материальные факторы соц-ой среды - это условия труда, быта, предметы обихода, определенные инстинкты, каналы и средства передачи информации, транспорт, клубы. Вещественной стороной соц-ой среды они становятся тогда, когда включаются в практику общ-ва. Большое значение имеет личностный фактор соц-ой среды - та соц-ная общность (друзья, семья, коллектив), в которую включена личность и её духовная атмосфера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.226 (0.011 с.)