Предмет философии, ее функции и роль в обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет философии, ее функции и роль в обществе.



Предмет философии, ее функции и роль в обществе.

Термин философия был дан Пифагором, означает любовь, почитание мудрости. Философия; ее предметом выступает объяснение наиболее общих законов развития природы, общества и мышления. Основными проблемами философского знания выступает проблема субстанции. В эпицентре философской проблематики лежат вопросы изучения природы, познания и сознания, т.е. субстанции. Функции философии: выступая предельно обобщенной формой знания, в теоретической форме познающая сущность вещей и процессов философия реализует на этом пути ряд задач, т.е. функций, соотношения ее проблематики. Главными из них выступают онтологическая, мировоззренческая, методологическая, прогностическая. Онтологическая функция ставит целью объяснение сущности процессов, происходящих в окружающих нас действительности. Выходя на предельные в теоретическом отношении уровни понимания этих процессов. При этом философия учитывает опыт и информацию целого комплекса частных наук, где каждая из них освещает тот или иной аспект данного процесса или явления. Философия обобщает информацию о предмете, аккумулирует ее в предельных характеристиках объекта, включая последний в более общую систему фрагментов мировоззрения. Это позволяет квалифицировать все явления действительности упорядочивать картину мира, систематизировать значения о мире. Мировоззренческая являясь формой научного знания философия не отрицает важность чувственных аспектов, но решающее значение придает теоретическое освоению мира являясь формой теоретического сознания философия вооружает общество предельными исчерпывающими сущность явлений знаниями, дает возможность формировать систему истинного научного знания о мире в целом и о каждом его элементе. При этом философия выражает общую тенденцию развития науки. От мифологического мировоззрения, которое воспринимает мир в целом, но не точно, через процесс дробления науки на частные дисциплины, изучающие мир. Фрагментом, к объединению их в единое русло в рамках философского целостного, но уже научного мировоззрения. Методологическая функция: Философия является не только наукой, но и методом (способом) освоения и понимания мира. Она указывает частным наукам в каком направлении и каким образом осуществляется познание мира, вооружая частные науки перспективным видом научных поисков, давая им общую основу в объяснении мира: метафизика, софистика, эклектика, диалектика. В настоящее время отдельные философы выделяют концепцию объяснения мира как хаотического образования. В качестве аксеологической функции философия дает возможность обществу формировать систему идеалов, арентирующих науку на достойную ее внимания проблематику и цели, выделяя в этой системе наиболее существенных из них.

Мировоззрение (сущность, структура, исторические типы)

Человек является доминирующей фигурой мира. Принцип отличия человека от животного – разум. Философское мировоззрение – это совокупность чувственного, эмоционального и рационального отношений человека к миру в стремлении постичь смысл последнего. Мировоззрение включает в себя бытовые взгляды, религиозные, мифологические элементы научного отношения к познанию природы и общества, пронизывают всю сферу человеческой деятельности. Мировоззренческий источник возникает в первобытную эпоху, когда человек впервые отделяет себя от природы. Мировоззрение представляет собой систему исключительно образно-художественную и чувственно эмоционального мироощущения. Особенностью мифологии является попытка целостного восприятия мира в образах. Религиозное мировоззрение, его особенность – попытка найти источник возникновения и существования мира во вне т.е. в боге, в сверхъестественном. Возлагая ответственность за судьбы мира на бога, человек выходит на более высокий уровень. При этом эволюция самого мира предстает в сознании человека как непонятный ему, прощитанный изначально самим богом процесс. Этот тип мировоззрения также как и 1-й отражает зависимость человека от внешней среды, неразвитость, слабость его познавательных возможностей. Следующим типом мировоззрения выступает обойденное (бытовое) сознание, которое позволяет человеку в наивных, элементарных образах судить о мире и своем положении в нем, охватывая все аспекты своего присутствия в мире. Первые три типа мировоззрения отличаются крайней простотой, примитизмом не выходя в целом за рамки эмоциональных, образных оценок. Человеку не достаточно здравого смысла, присущего обыденному сознанию, художественного смысла характерного для мифологии для объяснения мира. Человек неизбежно выходит по мере практического освоения природы и развития науки на теоретическом уровне миропонимания, формируя научное мировоззрение, элементом которого выступает философия. Для последнего типа характерно познание частных, общих и универсальных законов бытия, а также логическое мышление и система аргументации для установления истины т.е. подлинной природы и сущности мира.

3. Философские традиции Индии (буддизм, джайнизм, ведизм, локаята)

Философские искания Др. Индии- буддизм, джайнизм, ведизм, локаята.

ЕЕ генезис обусловила оппозиция Брахманизму, религии, освящавшей родоплеменной строй. Основой духовности др. Индии были Веды. Главной книгой Вед выступают Самхиты, остальные – коментарии к ним: Ригведа, Брахманы – ритуальные тексты, арамъяки – идеология отшельников, Упанишады – философские тексты. В основе этих книг лежат философские идеи, основанные на религии. Но в Индии сложилась оппозиция Ведов – Буддизм, Джайнизм, Локоята. Джайнизм являет собой этическую композицию. Доминантам – освобождение души от страстей путем праведного поведения и стремления к святости. Источником мудрости являются не Боги, а святые – Орхаты, которые достигли совершенного знания. Джайнизм, признавая, что вещи состоят только из атомов, имеющих материальную основу, ставили существование души в зависимость от тела, и отрицали идею бога, устанавливали диктаторские отношения, основанные на соблюдении ритуалов. Они исключали сострадание к другим культивировали силу и богатство на ряду с тезисом эстетичности существования. Слабых презирали, а уничтожали, провозглашая принцип ахимсы – не нанесение вреда живым существам. Буддизм выступив против жречества, развивал принципы покорности и поцефизма – отказ от агрессии. В основе буддизма лежит учение о 4-ех истинах, смыслом которых выступает избавление страдания. Буддизм не является единым, существовали десятки его течений, в настоящее время более 300 течений. Б. – это идеология. В нем отрицается существование души, существует лишь поток сознания. Суть б. – стремление к совершенствованию в процессе осуществления 8 добродетелей. Идеи духовности и спасения не четки. Буддизму присущи многобожие и даже открытый атеизм. Отрицание логики и разума в системах Дзем. Это делает буд. Не совершенной и в целом ложной системой. Локаята – оттэ98изм. Отрицание творца. Провозглашает доминирование вайшьев. Мир – комбинация первоэлементов и их сочетания. Человек решен души, временный гость этого мира. После смерти человек распадается на химические вещества. Наслаждение до разврата – это смысл бытия. Его наряду с верой существования творцов, принцип ахизма, упражнения. Насчитывает более 10 уровней или форм, различия между которыми сводятся к переходу от физических занятий к манипуляции сознанием человека, погружающим в мир иллюзий. Принцип во всех учениях – авторитет учителя. Проявление – мистицизма и созерцательности.

Феномен власти.

Принцип власти коренится в межличностных отношениях, и интуитивно каждый человек стремится подчинить себе окружающих. Поскольку власть- это возможность реализовать свою волю то обладание властью сопровождается борьбой. В новое время рационалистический анализ истоков власти, её функции, создание теории власти ощущается исключительно в целях подчинения природы обществу, а общества власти, хотя были попытки опоры на мораль. Дополнить содержание власти этическими идеалами пытались русские мыслители. Пушкин считал, что власть должна уважать человека. Соловьёв указывает, что власти должна быть присуща жестокость. В Западной Европе- концепции насилия. Гегель учил, что власть должна быть ответственной перед народом. Маркс- власть должна быть беспощадной к несогласным с ней. В современном обществе преобладают оценки, смягчающие идеи принуждения и диктата.

45. Философское содержание политики и права.

Одним из главных принципов государства выступает правовой комплекс, складывающийся на основе морального. Ленин писал: «Право- это воля господствующего класса, возведённая в закон». В древности отношения в обществе регулировались привычкой, традицией, общественным мнением, моральным авторитетом старейшин. Общество не может существовать без регламентации отношений. Поэтому право обретает объективный, официальный статус в государстве, сохраняя свою двойственность. Таким образом право- это система социальных норм, границ поведения человека в государстве. Но власть не учитывающая интересы общества, злоупотребляет своими правами, создавая законы усиливающие социальный дискомфорт. Сущность права заключается в соблюдении принципа социальной справедливости. Этот принцип связывает право с моралью. Отход права от морали противоестественен.

46.????????????????????????????

47. Философская проблема личности и государства не случайно обрела приоритетное значение в процессе радикальной перестройки и социального обновления светского общества. Идея правового государства имеет первостепенное значение для положения личности в обществе. Ибо именно гос-во призвано самым непосредственным образом отстаивать “неотъемлемые права человека” в обществе. Именно правовое государство является демократической альтернативой тоталитарному гос-ву, т.к. в основе концепции правового гос-ва лежит принцип свободы выбора народом своего социального и политического устройства. Правовое гос-во не признаёт какого-либо иного источника суверенности, кроме свободного волеизъявления своих граждан. Правовое гос-во опирается на основной закон (конституцию) и всякая власть в правовом гос-ве ограничена законом, а само гос-во является правовым в той мере, в которой оно печется об интересах общества, охраняет права человека. Иначе говоря, не общество служит гос-ву, а гос-во обществу. И правовое гос-во является сильным гос-ом, т.к. оно защищает и охраняет интересы общества и личности от посягательств на их права, от кого бы они ни исходили.

Феномен культуры.

Совокупность матер. и дух. ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком; совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная характеристика уровня развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и вообще существенную форму их выражения составляет система символов. Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура. Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!). Цивилизация = окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усвоивший эту культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде своего обитания + обществ. отношения (формы социальной организации культуры), обеспечивающие сущ-е Ц. и ее продолжение. Ц. - социокультурное образование. Не Ц., а К. - единственный критерий социального развития общества. Многообразными способами включается культура в движение истории. Она выраж. личностную сторону деятельности ч-ка в обществе, выполн. F трансляции опыта, знаний, рез-тов чел. деят-сти. Нов. идеи включаются затем в историч. процесс, внося в него новые элементы. Любое изобретение человека может превратиться в фактор историч. развития и начать оказывать на него воздействие. Пример - изобретение ядерн. оружия, которое с момента своего изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса. Для устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих странах мира.Так создание научно-технич. мысли вошло в социальную жизнь, оказывая влияние на протекающие в обществе социальн., экономич. и политич. процессы. Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в обществ. жизнь, в культуру, стало моментом историч. процесса. Многие изобретения не были реализованы по различным причинам, напр. изобрет. Ползуновым в 18 веке паровой машины (Россия не была к этому готова); работы в обл. генетики советских ученых. В ходе обществ. историч. процесса из тех "предложений", кот. идут со стороны культуры, данным о-вом осуществляется "социальн. отбор" этих предложений и то, каким он будет от текущ. состояния разв-я о-ва.

Сущность техники.

Понятие «техника» происходит от греческого слова «techne», означающего искусство, мастерство, умение. В технике воплощено единство духовного и материального, их взаимопроникновение и взаимопревращаемость. С одной стороны, это система искусственно создаваемых человеком средств материальной и иной деятельности (орудия, машины), с другой – определенная совокупность навыков и умений в любом виде деятельности. Различным видам техники соответствует необходимые знания, духовные и производственные навыки. Эта двухзначность техники предполагает рассмотрение ее как реального воплощения мощи человеческого разума, его творческого потенциала, как освещенную силу знания. Односторонее понимание техники до сих пор связанно с традиционным отношением к истории, с представлениями о том, что цивилизованные изменения зависят приемущественно от уровня и содержания материального производства, орудий техники. Целостное рассмотрение техники опредляется как результат социокультурной деятельности человечества, профессиональных, научных, организационных и иных творческих качеств человека.

Современное общество находится на одном из самых крупных переломов в свой истории. Он соотносится со становлением качественно нового технического и технологического уровня развития, связанного с переустройством всей общественной системы на информационной основе. Главный смысл вступления в эру антропогенной (информационной) цивилизации состоит в преодолении пороков и противоречий индустриальной цивилизации и в придании процессу научно-технического и технологического развития действительно гуманистического характера. Его содержанием является преобразование, связанные с поиском, накоплением, обработкой, хранением, передачей, преобразованием и практическим использованием непрерывно нарастающего потока информации во всех сферах общественной жизни.

Сторонники самых различных направлений антитехницизма – от эвоюционистских до иррационалистических подходов (Дж.Бернал, А.Бергстон, А.Вебер, Н.Бердяев, О.Шпенглер, К.Ясперс, Э.Фромм и др.) – рассматривают технику как исходное зло, причину тотального социального отчуждения человека, гибели культуры, уничтажения естественных основ человеческого существования вплоть до возможностей деформации человечества и изменения видовых признаков. Они абсолютируют значение техники в решении всех нынешних и будующих проблем. Другие, ради спасения, человечества, предлагают вернутся назад к природе, к естественному образу жизни.

НТР

В ходе НТП выделяют особо крупные вехи,связанные с качественным преобразованием производительных сил. 1-м этапом стал этап механизации,освободивший человека от изнурительного физ.труда. Главное направление современной НТР (2-й этап) ­­­автоматизация, связанная с развитием электроники и вычислительной техники. Основная черта современной НТР - превращение науки в ведущую силу производства. НТР ведет также к изменениям в соц.сфере, выводит человечество на решение глобальных проблем.

Концепции будущего развития: 1)"постиндустриального" общества(Д.Белл) - обществом станут управлять организаторы науки и техники (менеджеры), а определяющим фактором развития ­­­научные центры.

Суть: Всеобщая технизация жизниспособна решить все соц.проблемы.

Ошибочность: Абсолютизация роли науки и техники (Они не могут решать сложные политические проблемы). 2)технофобии - то есть страха перед всепроникающей силой техники. НТП принимает такие масштабы, что грозит выйти из-под контроля общества и стать грозной разрушительной силой цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе и самому человеку.

53.???????????????????

Структура общества.

Каждому исторически определенному способу производства соответствует свой спицефический тип соц.сферы общества: наличие определенных классов и соц.групп (род, племя, народность, нация, семья).

Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. В.И.Ленин: классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли общественной организации труда.

В каждом обществе наряду с классами существуют также соц.группы, которые по своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером сословной организации является феодальное общество с характерным для него различием людей по экономическрму и правовому положению. Так, крупный землевладелец как собственник средств производства - представилель класса, а дворянин ­­­представитель сословия. Сословия характеризовались замкнутостью и строились по принципу строгой иерархичности, закрепленной в правовых нормах.

Соц.структура современного общества также помимо основных классов включает и определенные соц.группы, куда относятся в основном интеллигенция и служащие. Границы между классами и другими соц.группами общества всегда относительны и подвижны.

59. Философия эпохи просвещения. Франсуа Мари Аруэ Вольтер –(1694–1778)–публицист аристократического происхождения, любимец женщин. Боролся с католической церковью. Письма к друзьям заканчивал фразой: «Раздавите гадину!»(Он же сказал: «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать»). «Я умру за то, чтобы выслушать человека, даже если он мне не нравится»(Вольтер). Основные идеи В. позаимствовал в Англии(Локк: сознание человека–“fabula rasa”, т.е. врожденных идей не существует). В. считал, что раз народ неграмотен, забит, то виновата церковь. Нужно ее разбить, сообщить народу правильные идеи(просветители считали, что они их знают). Потребности человека должны быть подчинены потребностям общества. Слово «идеология» было изобретено просветителями. В. утвердил мысль о бесконечных возможностях человеческого разума. Призывал к построению царства разума на обломках невежества.

Жан-Жак Руссо (1712–1778)–происходил из низкого сословия. «Науки способствуют порче общественных нравов». Науки развивают цивилизацию, которой нет без государства, а государство–это частная собственность, основная причина безнравственности. Р.–автор теории общественного договора(часть людей следит за соблюдением порядка(государство), за это все остальные их содержат). Источник неравенства–частная собственность. Неравенство усугубляется государством(одни властвуют, другие подчиняются). Тирания–высшая степень неравенства(диктатор обманывает и народ, и государство).

Дени Дидро (1713–1784)–знаменитый мыслитель, ученый-энциклопедист. Характерная черта его политического мировоззре­ния–остро выраженный демократизм. Это удивительно одарен­ная, всесторонне развитая личность–философ, драматург, поэт, автор романов, теоретик искусства и художественный критик. Дидро сначала был верующим христианином, потом скептиком, но от веры в Бога. как творца мироздания не отошел. В последние годы жизни он склонялся к воззрениям, близким к воззрениям Г. Лейбница.

Вместе с Вольтером оказал наибольшее влияние на современную ему общественную мысль. В философии быстро прошел путь от деизма и этического идеализма до материализма(в учении о природе, в психологии, в теории познания) и атеизма. В механистическое материалистическое понимание природы, общее у него с Ламетри и Гольбахом, внес некоторые элементы диалектики–идеи связи материи и движения, связи протекающих в природе процессов, вечной изменчивости природных форм. Вопрос о способе, посредством которого механическое движение материальных частиц может порождать специфическое содержание ощущений, Д. решает в пользу мысли о всеобщей чувствительности материи. Наметил материалистическую природу психических функций, предвосхитившую последующее учение о рефлексах.

Дидро высказал мысль, согласно которой от молекулы до чело­века тянется цепь существ, переходящих от состояния живого оце­пенения до состояния максимального расцвета разума. На вопрос, можно ли предположить, что и камень чувствует, Дидро ответил: «Почему бы и нет?» И действительно, прикоснитесь ладонью к камню и информация о вашем прикосновении останется надолго на камне. Дидро, конечно, не знал и не мог знать информатики, но он силой интуиции прозревал нечто подобное. Это выразилось и в его тонкой характеристике сути живого. Специфическими особеннос­тями жизни являются раздражимость и чувствительность, говорил Дидро, уделявший большое внимание биологическим проблемам. Образованность и прозорливость позволили Дидро высказать идею, ставшую предвестием эволюционной теории в мире живого. Дидро утверждал, что душа–продукт единства организма, его целостности.

60.Мораль, нравственность означает определенную сферу общественной и личной жизни, сферу культуры. К сфере морали относятся разные явления: правили и нормы поведения, оценки и ценности, идеалы, свойства и способности человеческого характера, само поведение людей. Первые этические представления возникли при разложении первобытнообщинного строя и зарождении классового общества. Сущность морали. Мораль – форма самосознания, посредством которого человек приходит к постижению своего бытия, своего призвания, а значит цели и смысла своего существования. На протяжении всей истории любой класс пытался приспособить мораль к своим интересам, с ее помощью оправдать своей образ жизни. Особенностью морали является то, что она не применяется в какой-то одной сфере человеческой деятельности, она обладает все проникающей способностью, регулируя человеческие отношения в любой сфере. Мораль многофункциональна, т.е. она может решать разные социально-исторические задачи. При помощи морали человек может ориентироваться в мире социальных ценностей, в мире человеческой культуры. Через систему норм, запретов, оценок, идеалов мораль регулирует поведение людей.

Мораль избирательна. Вопросы, перед которыми ставит человека мораль и разрушения которых она от него требует, носят мировоззренческий характер. Но ставит она их в практически поведенческой форме. Этим мораль отличается от философии и науки. Мораль включает в себя: нравственную деятельность, нравственные отношения, моральное сознание. Различают 3 типа связи, существующей между людьми, и на этой основе 3 типа нравственности: 1-й тип связей – это естественные природные связи, характерные для начального этапа развития человека; 2-й тип связей – связи, отношения личной зависимости, обусловленные характером общественного устройства; 3-й тип связей характерен для общества, в котором процветает личная независимость и новая форма зависимости – вещная.

 

Предмет философии, ее функции и роль в обществе.

Термин философия был дан Пифагором, означает любовь, почитание мудрости. Философия; ее предметом выступает объяснение наиболее общих законов развития природы, общества и мышления. Основными проблемами философского знания выступает проблема субстанции. В эпицентре философской проблематики лежат вопросы изучения природы, познания и сознания, т.е. субстанции. Функции философии: выступая предельно обобщенной формой знания, в теоретической форме познающая сущность вещей и процессов философия реализует на этом пути ряд задач, т.е. функций, соотношения ее проблематики. Главными из них выступают онтологическая, мировоззренческая, методологическая, прогностическая. Онтологическая функция ставит целью объяснение сущности процессов, происходящих в окружающих нас действительности. Выходя на предельные в теоретическом отношении уровни понимания этих процессов. При этом философия учитывает опыт и информацию целого комплекса частных наук, где каждая из них освещает тот или иной аспект данного процесса или явления. Философия обобщает информацию о предмете, аккумулирует ее в предельных характеристиках объекта, включая последний в более общую систему фрагментов мировоззрения. Это позволяет квалифицировать все явления действительности упорядочивать картину мира, систематизировать значения о мире. Мировоззренческая являясь формой научного знания философия не отрицает важность чувственных аспектов, но решающее значение придает теоретическое освоению мира являясь формой теоретического сознания философия вооружает общество предельными исчерпывающими сущность явлений знаниями, дает возможность формировать систему истинного научного знания о мире в целом и о каждом его элементе. При этом философия выражает общую тенденцию развития науки. От мифологического мировоззрения, которое воспринимает мир в целом, но не точно, через процесс дробления науки на частные дисциплины, изучающие мир. Фрагментом, к объединению их в единое русло в рамках философского целостного, но уже научного мировоззрения. Методологическая функция: Философия является не только наукой, но и методом (способом) освоения и понимания мира. Она указывает частным наукам в каком направлении и каким образом осуществляется познание мира, вооружая частные науки перспективным видом научных поисков, давая им общую основу в объяснении мира: метафизика, софистика, эклектика, диалектика. В настоящее время отдельные философы выделяют концепцию объяснения мира как хаотического образования. В качестве аксеологической функции философия дает возможность обществу формировать систему идеалов, арентирующих науку на достойную ее внимания проблематику и цели, выделяя в этой системе наиболее существенных из них.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.032 с.)