Критерии общественного прогресса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии общественного прогресса.



Основным общесоциологическим законом прогресса является ускорение общественного развития. Оно идет по двум направлениям:

– возрастание темпов общественного развития; – усиление динамизма всех сфер жизни.

Вторым законом является движение к социальной интеграции, усиление единства исторического процесса что обеспечивает необратимость социального прогресса в масштабах всемирной истории. Но, в конце концов, оба закона есть проявление диалектических закономерностей (особенно закона отрицания отрицания), которые и определяют объективный ход развития.

Критерий прогрессивности общества следует искать в основе социальной жизни и прежде всего в развитии производительных сил, усложнении их технической и технологической организации, которая ведет к повышению производительности труда, изменению содержания и характера человеческого труда, и, в конце концов, к изменению положения человека в системе производительных сил.

При выработке критерия прогресса необходимо соблюдать конкретно-исторический подход, так как именно он помогает установить, что новая техника и технология способствуют повышению производительности труда, но это новое может использоваться и во имя прогресса, и во имя регресса и для человека, и против него (например, социальные последствия НТР). Следовательно, критерием общественного прогресса являются и производственные отношения как социальная форма производительных сил.

Анализ содержания общественного прогресса показывает, что есть еще более общий критерий, который как бы в концентрированном виде выражает взаимосвязь прогрессивных процессов, происходящих и базисе и в надстройке.

Таким обобщающим критерием является степень или уровень достижения человеком свободы. Здесь необходимо подчеркнуть, что существуют различные точки зрения в понимании свободы: одни отождествляют свободу со свободой от любой необходимости, от общества; другие считают, что человек освобождается от всего уже тогда, когда он познал объективную необходимость; в действительности познание лишь предпосылка свободы. Реализуется же она лишь в том случае, когда человек, получив знание о мире, о закономерностях бытия, преобразует и его, и себя. Социальная свобода есть общественно-историческая практика реализации творческих возможностей человека. Социальная свобода имеет сложную структуру и включает в себя ряд элементов: материальную свободу, политическую, нравственную, научную и т.д.

Основне этапы исторического развития.

Цивилизация - три трактовки: 1) цивилизация - это синоним культуры, в марксистской философии употребляется также для обозначения материальной культуры; 2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры; 3) ступень общественного развития, следующая за варварством А также понятия, разработанные философами ХХ века: 1) цивилизация - определенная ступень в развитии культуры народов и регионов 2) ценность всех культур, носящая общий характер для всех народов 3) конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона - его "закат" 4) высокий уровень материальной деятельности человека, орудий труда, технологии, экономических и политических отношений и учреждений. Однако в современной социальной философии цивилизация - крупномасштабная социально-культурная общность людей и народов. Теория цивилизаций имеет множество достоинств, помогая раскрыть механизмы исторического развития, выявить его пути и особенности. С помощью цивилизационного подхода можно выделить ряд социально- культурных различий современных восточной и западной цивилизаций: 1. по характеру связи личности и общества 2. по социально-психологическим установкам человека 3. по характеру развития социокультурной жизни. В истории бывают такие периоды когда роль одного человека в решении каких- то исторических проблем может быть более значимой, чем роль других факторов, даже взятых вместе.

Цивилизационный подход к пониманию исторического процесса не лишен некоторых недостатков. В нем не учитывается связь между различными цивилизациями, не объясняется феномен повторяемости.

Этапы в развитии общества и соответственно типы обществ:

1) традиционное общество (докапиталистическое),

2) капиталистическое общество (включает раннюю, переходную форму индустриального общества, зародившуюся в XVII - XVIII веках в Западной Европе, а также индустриальное об- щество, начиная с середины XIX века),

3) постиндустриальное общество (с 60-х годов ХХ века). Таким образом, человечество проходит как бы три "волны" цивилизации. В традиционном обществе преобладало сельское хозяйство, в индустриальном - промышленность, в постиндустриальном - сфера услуг, в которой определяющую роль играет информация.

Пять "стадий" в развитии общества: 1) традиционное общество; 2) стадия создания предпосылок для подъема;

3) стадия сдвига(период промышленной революции – изменение методов производства)

4) стадия роста(у экономики есть возможность производить)

5) период высокого уровня массового потребления.

В основу периодизации положено развитие орудий труда.

Личность и общество.

Понятие личности является главной характеристикой человеческого индивида. Родившейся человек в течение всей своей жизни социализируется, присваивая социальное – это возможно только в общении, в процессе усвоения культуры. Социализация зависит от среды обитания, влияния эпохи, психофизиологических особенностей человека, поэтому нет 2-х одинаковых личностей. Степень присвоения социального у всех различна. Процесс присвоения быстрее идёт в детстве, но продолжается всю жизнь. Личность – это единство общего,особенного, единичного. Личность формируется под влиянием материальной, социальной, политической, духовной жизни общ-ва. Каждому этапу присущ свой тип личности. Типы личности: активная и пассивная; личность ориентированная на интенсивное и экстенсивное развитие; творческий тип личности; эгоцентрический тип личности; западный или деловой; восточный (рефлексирующий). Процесс формирования происходит под влиянием окружающей среды. К объективным условиям формиров-ия личности также относятся материальные факторы соц-ой среды - это условия труда, быта, предметы обихода, определенные инстинкты, каналы и средства передачи информации, транспорт, клубы. Человек практически не бывает включенным в одну среду. Множественность сред говорит о том, что чел-к может выполнять различные функции, в зависимости от того, в которой к-ой соц-ой среде он находится. Личность может обладать относительной самостоятельностью. Индивид только тогда заслуживает право называться личностью, когда он яснее осознаёт мотивы своего поведения.

Проблема смысла жизни.

Высшей, абсолютной ценностью является человеческая жизнь. Сущность жизни в истории человечества трактовалась по-разному: от борьбы за существование (Ч. Дарвин) и способа существования белковых тел (Ф. Энгельс) до космического процесса качественных изменений «жизненного порыва» (А. Бергсон). Но аксиологический аспект осмысления жизни заключается не столько в выяснении ее сути, сколько в поисках ответов на вопросы: «в чем смысл жизни?», «зачем человек живет?».

Жизнь является всеобщим необходимым условием осуществления всех иных (реальных и утопических) целей, задач, мечтаний, которые человек ставит перед собой. В отличие от животного человек осознает свою смертность, понимает, что жизнь не бесконечна. Поэтому он стремится продлить свою жизнь, приобщиться к вечному, оставить о себе память. Но это удается человеку лишь в том случае, если его жизнь была наполнена смыслом. Выяснение, уяснение и поиск этого смысла выступают, таким образом, предварительными условиями человеческого бессмертия.

Выступая абсолютной, высшей ценностью, жизнь может иметь различную цену.

Таким образом, поиск смысла жизни для человека является естественным процессом и вытекает он из естественной же потребности самоощущения значимости своей жизни для других и самого себя. Смысл жизни не может быть определен окончательно, потому что он не задан наперед, а формируется человеком на каждом конкретном этапе своего бытия. Любые конкретные привязки к отдельным смыс-ложизнеиным ценностям имеют смысл, но не могут охватить все целое. Смысл жизни не может быть исчерпан даже самым полным перечнем смысложизненных ценностей.

Поэтому, если и возможно, то лишь самое абстрактное (а поэтому и малоценное в практическом отношении) его определение; смысл жизни заключается в самой жизни, в том, чтобы жить подлинной жизнью, быть Человеком при всех обстоятельствах и даже вопреки им.

Смерть — завершающий момент существования живого существа. Неотъемлемой чертой религий является представление о смерти как о конце плотской, земной жизни и переходе к вечной — бестленной, духовной.

Проблема смерти порождает вопрос о цели и смысле жизни. В этом вопросе есть субъективная и объективная сторона. Субъективная сторона проблемы смысла жизни решается каждым человеком по своему, в зависимости от мировоззренческих установок.

Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Он не представляет собой исключения из материальных, в том числе биологических, систем. Как и всё. что обладает бытием, рано или поздно заканчивает своё существование и переходит в небытие, так человек завершает свою жизнь процессом умирания. От всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении всей своей индивидуальной жизни он никогда не достигает «целей» жизни родовой, исторической; в этом смысле он постоянно нереализуемое, адекватное существо.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.007 с.)