Онтология как философское учение о бытии; категория бытия в истории философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Онтология как философское учение о бытии; категория бытия в истории философии



ОНТОЛОГИЯ раздел философии, учение о бытии как таковом, его формах, фундаментальных принципах и наиболее общих категориях. Иногда отождествляется с метафизикой. Термин впервые появился в «Философском лексиконе» Р. Гоклениуса (1613) и был закреплен в философской системе Х. Вольфа. Онтология как наиболее общее учение о бытии возникает в раннегреческой философии (Парменид, греческие натурфилософы), систематизируется и развивается Платоном и Аристотелем, откуда заимствуется и переосмысляется в неоплатонизме и средневековой схоластике. В Новое время преобладает интерес к проблемам познания, онтологическая проблематика рассматривается через призму гносеологии. В 19 — 20 вв. возникает широкая палитра онтологических учений (в тесной связи с развитием науки и неклассических стратегий философствования); проблемы онтологии выходят на первый план в учениях Н. Гартмана («критическая онтология») и М. Хайдеггера (фундаментальная онтология»). Хайдеггер эксплицитно определяет онтологию как философское учение о бытии в отличие от исследований сущего в частных науках.1 Подчиненность человека непонятым ему природным и соц. силам, поначалу господствовавшее религиозно-мифологическое сознание предопределили теистическое толкование всего существующего. 2. К теистическому толкованию сущего примыкает пантеистичесвое. Развивалось представление, что Бог растворяется в природе, сливается с ней в живых существах и в неодушевленных стихиях 3 В сознании человека земной мир, а не потусторонний, всегда занимал важное место. В своих мыслях, чувствах, графическом поведении человек исходит из наличности естественного мира.4 Атеистические сознание стало основой стихийно материалистического натуралистического понимания сущего ' 5. Впервые термин "бытие" в философию ввел Парменид (\1-\М в в до н.э). Бытие -- то, что скрывается за миром чувственных вещей, есть всегда себе равное мышление и истина, представляемая в образе покоящегося, совершенного Вселенского Шара. Бытие едино и неизменно, нескончаемо во времени, не уничтожимо, есть вся полнота совершенств (Истины, Добра, Блага, Света), воплощенное в Логосе -- космическом Разу-ме, через который раскрывается содержание мира для человека.

6 Оперирование понятиями, помимо достоинств, имело и недостатки: утрачивалось доверие к самоочевидности опыта и открывался путь к учению о запредельных и недоступных для чувственного познания сущностях Абстрактное понимание сущего часто перерастало в идеалистическое. Сократ объявил высшей реальностью общезначимое сознание.

7. Одним из выражений абстрактного понимания бытия является субстанциональное, стремление свести все изменчивое и многообразное к одному основанию. Субстанциональный подход синтезирует в определенной мере предыдущие позиции по вопросу о сущем.

8 Один из подходов к пониманию бытия назовем комплексно-расширительным диалектическим. Аристотель признавал в качестве основных принципов бытия возможность и осуществление, форму и материю, действующую причину и цель. Бытие осмысливалось в связке ещэ и г. такими категориями как пространство, время, качество, количество, мера, причинность, существование, становление.

9. Широкое распространение получила антропологическая трактовка сущего, объяснение мира через человека. В античный и древневосточный периоды упорядочение хаоса и организация мироздания приписывались "первочеловеку".

10. В учении о сущем присутствовало дуалистическое противопоставление двух начал бытия и небытия у Парменида, атомов и пустоты у Демокрита, идей и материи у Платона (он говорил о невидимых двойниках всех вещей, называя их эйдосами), формы и материи у Аристотеля, тела и пустого пространства у Лукреция Кара. Религия удваивает мир на посюсторонний и потусторонний.

11. Е.Дюринг (1833-1921) в своем "Курсе философии" единство универсума объяснял "объединяющей способностью мышления" формировать "неделимое понятие о мире". В противовес этому, Ф.Энгельс давал мо-номатериалистическое толкование бытия: "Действительное единство мира состоит в его материальности...".

12. В совокупную реальность бытия входят не только материальный мир и его предметы, но и духовное, идеальное Ведь и мысли "действительны", т.е. существуют. Б Рассел считал: представление, будто мир есть нечто единое целое — вздор Природа, человек, общество, идеи и т.д. образуют множественное единство (объективно-плюралистическое понимание бытия).

13. К.Маркс и Ф.Энгельс доказывали, что труд как преобразование природы и активное изменение людьми своих собственных общественных отношений составляет бытие человека в обществе (социально-трудовзя трактовка бытия

26 Эволюция представлений о материи в философии и науке.

Термин "материя" впервые встречается у Платона. В отличие от идеи, материю он представлял как нечто изменчивое, непостоянное, отождествлял с пространством, которое есть возможность любых геометрических фигур. Аристотель признавал четыре причины: 1) материю как пассивную возможность становления; 2) форму - суть бытия, реализацию становления; 3) производящую причину, то, откуда идет начало движения; 4) конечную причину - цель, то, ради чего происходит изменение. Итак, каждая вещь есть оформленная материя: материя заключает в себе лишь возможность развития.

Диалектический материализм рассматривает материю как бесконечно развивающееся многообразие объектов материального мира. Ф. Энгельс задолго до новых открытий в физике высказал мысль о том, что атомы не являются чем-то простым, мельчайшими частицами вещества. "Материя... - чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, понятием материи. Материя как таковая, в отличие от определенных, существующих материй, не является... чем-то чувственно существующим"Здесь выражены онтологический и гносеологиче-ский аспекты определения материи. В приведенном суждении присутствуют отголоски старых представлений о материи как некой телесности.

Материя имеет, помимо объективности, и другие всеобщие свойства: движение, пространство, время, структурность, несо-творимость и неуничтожимость, отражение (см. тему VII). Научное понимание материи имеет важное значение не только для ес-тествознания, но и для обществоведения, для разработки материалистического понимания истории. Естественно, последующее развитие познания и практики будет приводить к открытию новых свойств, видов и форм бесконечно развивающейся и неисчерпаемой материи.

Мысль о бесконечности вылилась в идею неисчерпаемости материи. В. И. Ленин эту идею высказал через гипотезу о неис-черпаемости электрона. Неисчерпаемость материи относится не только к физическим объектам, она универсальна. Онтологический аспект неисчерпаемости выражает бесконечность различных сторон, свойств, отношений материального мира. Гносеоло-гическая неисчерпаемость исходит из невозможности всеобъемлющего знания о любом предмете в данный момент времени и предполагает бесконечное углубление знаний о мире в целом и его фрагментах.

Современная наука о строении материи. Материальное единство мира

Материя и ее объекты, отдельные состояния изменчивы, непрерывны, одновременно - относительно устойчивы^ прерывны. Каждое материальное образование представляет собой единство вещества и поля, которые могут взаимно превращаться друг в друга. Дискретность выражена в качественно различных видах материи и формах ее движения. Наличие общих признаков по-зволяет объединить различные объекты в классы материальных систем (уровни организации материи). Основными структур-ными уровнями материи являются: неорганический мир (системы неживой природы), органический (биологические сис-темы) и социальный (общество).

Идеальное существует не менее реально, чем материальное. Но идеальное - свойство материального. В этом аспекте мате-риалистический монизм утверждает единство мира через его материальность. Вместе с тем объекты бытия имеют "парную" (дуалистическую) природу, представляют единство противоположностей (частицы и античастицы, положительные и отрица-тельные заряды и т. д.). Вселенная, по мнению А. Н. Уайтхеда, двойственна, ибо является одновременно преходящей и вечной, каждый завершенный элемент реальности обладает физической и духовной сторонами8

Принцип единства мира не исключает идеи множественности миров, отличных от нашей Вселенной. Г. Лейбниц сформулировал понятие "возможных миров", выбор из которых в своем разуме делает Бог, опираясь на принцип максимального совершенства и оптимальности, богатства явлений, допускаемых физическими законами. А. Уайтхед, помимо идеи двойственности Все-ленной, полагал, что она едина в силу своей универсальности и множественна, поскольку может быть разложена на любое число завершенных элементов. Р. Карнап допускал логически возможные миры, которые можно описать непротиворечиво. Современная космология материалистически трактует идею множественности миров. Концепция многообразия миров "вписывается" в идею неисчерпаемости материи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.005 с.)