Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Культура и духовная жизнь Руси в XIV—XVI вв.
Монголо-татарское нашествие прервало мощный подъем русской культуры. Разрушение городов, утрата традиций, исчезновение художественных направлений, уничтожение памятников письменности, живописи, зодчества — удар, оправиться от которого удалось лишь к середине XIV в. В идеях и образах русской культуры XIV— XVI вв. отразились настроения эпохи — времени решающих успехов в борьбе за обретение независимости, свержение ордынского ига, объединение вокруг Москвы, формирование великорусской народности. Память о процветающей и счастливой стране, какой осталась в сознании общества Киевская Русь («светло светлая и прекрасно украшенная» — слова из «Повести о погибели Русской земли», не позднее 1246), хранила в первую очередь литература. Летописание оставалось ее важнейшим жанром, оно возродилось во всех землях и княжествах Руси. В начале XV в. в Москве был составлен первый общерусский летописный свод — важное свидетельство прогресса в деле объединения страны. С завершением этого процесса летописание, подчиненное идее обоснования власти московского князя, а затем и царя, приобрело официальный характер. В царствование Ивана IV Грозного (70-е гг. XVI в.) был составлен иллюстрированный «Лицевой летописный свод» в 12 томах, содержащий более полутора десятков тысяч миниатюр. В XIV—XV вв. излюбленной темой устного народного творчества становится борьба Руси с «неверными». Складывается жанр исторической песни («Песня о Щелкане», о битве на Калке, о разорении Рязани, о Евпатии Коловрате и др.). В исторических песнях отразились и важнейшие события XVI в. — казанский поход Ивана Грозного, опричнина, образ Грозного-ца-ря. Победа в Куликовской битве 1380г. породила цикл исторических повестей, из которых выделяются «Сказание о Мамаевом побоище» и вдохновенная «Задонщина» (ее автор Софоний Рязанец использовал образы и отрывки «Слова о полку Игореве»). Создаются жития святых, в XVI в. они объединяются в 12-томный свод «Великих Четий-Миней». В XV в. описывает свое путешествие в Индию и Персию тверской купец Афанасий Никитин («Хожение за три моря»). Уникальным литературным памятником остается «Повесть о Петре и Февронии Муромских» — история любви муромского князя и его жены, описанная, вероятно, Ермолаем-Еразмом в середине XVI в. По-своему замечателен «Домострой», гринадлежа-щий перу духовника Ивана Грозного Сичьвестра — книга о ведении хозяйства, воспитании и обучении детей, роли женщины в семье. В конце XV—XVI в. литература обогащается блестящими публицистическими произведениями. Ожесточенно спорят иосифляне (последователи игумена Волоцкого монастыря Иосифа, отстаивающие принцип невмешательства государства в дела богатой и сильной в материальном отношении церкви) и нестяжатели (Нил Сорский, Вассиан Патрикееев, Максим Грек, порицающие церковь за богатства и роскошь, за тягу к мирским наслаждениям). В 1564—1577гг. обмениваются гневными посланиями Иван Грозный и князь Андрей Курбский. «...Погибают цари и властелины, которые составляют жестокие законы», — внушает Курбский царю и слышит в ответ: «Неужели это свет — когда поп и лукавые рабы правят, царь же — только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба?» Идея «самодержавства» царя, божественности его власти обретает в посланиях Грозного едва ли не гипнотическую силу. Иначе, но столь же последовательно об особом призвании царя-самодержца пишет в «Большой челобитной» (1549) Иван Пересве-тов: карая бояр, забывших о долге перед обществом, праведный монарх должен опереться на преданное дворянство. Значение официальной идеологии имеют представления о Москве как о «третьем Риме»: «Два Рима («второй Рим» — Константинополь, разоренный в 1453 г. — Авт.) пали, третий стоит, четвертому же — не бывать» (Филофей). Отметим, что в 1564 г. в Москве Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем была издана первая русская печатная книга — «Апостол». В зодчестве XIV—XVI вв. тенденции исторического развития Руси—России отразились с особой очевидностью. На рубеже XIII—XIV вв. возобновляется каменное строительство — в Новгороде и Пскове, менее других пострадавших от ордьшского ига. В XIV в. в Новгороде появляется новый тип храмов — легких, нарядных, светлых (Спас на Ильине). Но проходит полвека, и традиция побеждает: вновь возводятся суровые, тяжелые, напоминающие о прошлом сооружения. Политика властно вторгается в искусство, требуя, чтобы оно было хранителем независимости, с которой столь успешно борется объеди-нительница Москва. Признаки стольного города единого государства она накапливает постепеннд, но последовательно. В 1367г. возводится белокаменный Кремль, в конце XV— начале XVI в. ставятся новые краснокирпичные стены и башни. Их возводят выписанные из Италии мастера Пьетро Антонио Солари, Алевиз Новый, Марк Руффо. К тому времени на территории Кремля итальянцем Аристотелем Фиораванти уже возведен Успенский собор (1479), выдающийся архитектурный памятник, в котором опытный взгляд увидит и традиционные для влади-миро-суздальского зодчества черты, и элементы строительного искусства Возрождения. Рядом с еще одной работой итальянских мастеров — Грановитой палатой (1487—1489) — псковские мастера строят Благовещенский собор (1484—1489). Чуть позже все тот же Алевиз Новый завершает великолепный ансамбль Соборной площади Архангельским собором, усыпальницей великих князей (1505—1509). За Кремлевской стеной на Красной площади в 1555— 1560 гг. в честь взятия Казани возводят девятигла-вый Покровский собор (храм Василия Блаженного), увенчанный высокой многогранной пирамидой — шатром. Эта деталь дала название «шатровый» архитектурному стилю, возникшему в XVI в. (церковь Вознесения в Коломенском, 1532). Ревнители старины борются с «возмутительными новшествами», но их победа относительна: в конце века стремление к пышности и красоте возрождается. Живопись второй половины XIV—XV столетия — это золотой век Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Росписи новгородских (Спас на Ильине) и московских (Благовещенский собор) храмов Феофана Грека и иконы Рублева («Троица», «Спас» и др.) обращены к Богу, но рассказывают о человеке, его душе, о поисках гармонии и идеала. Живопись, оставаясь по темам, образам, жанрам (настенные росписи, иконы) глубоко религиозной, обретает неожиданную человечность, мягкость, философичность.
Россия в конце XVI — начале XVII в. Смутное время и его последствия.
Конец XVI — начало XVII в. — время Смуты, жесточайшего политического, социального, духовного, нравственного кризиса, охватившего русское общество и поставившего его на грань распада. Наиболее существенные причины Смуты связаны с трагическими последствиями опричнины и Ливонской войны: разорение экономики, рост социального напряжения, глухое брожение едва ли не всех слоев населения. Русский историк С. Ф. Платонов нашел точные слова для описания того настроения, которое возникло в стране: «Не было ни одной общественной группы, которая была бы довольна ходом дел... Все было потрясено... все потеряло устойчивость». Правление сына Ивана Грозного Федора Иоанновича (1584—1598) не изменило ситуацию к лучшему: царь был болезнен и слаб, сдержать вражду боярских группировок он не мог. Смерть в Угличе младшего сына Ивана Грозного Дмитрия в 1591 г. (по убеждению многих, зарезанного приспешниками фактического правителя страны Бориса Годунова) лишила престол последнего законного наследника из династии Рюриковичей. Умерший бездетным Федор Иоаннович (1598) был ее последним представителем. Земский собор избрал царем Бориса Годунова (1598—1605), правившего энергично и, как считают историки, мудро. Но пресечь интриги недовольных бояр ему не удалось. Слухи о причастности царя к убийству Дмитрия будоражили страну. Жесточайший неурожай 1601— 1603 гг. и последовавший за ним голод сделали взрыв социального недовольства неотвратимым. К внутренним причинам добавились внешние: соседняя Речь Посполитая спешила воспользоваться нараставшей слабостью России. Появление в Польше молодого галичского дворянина, монаха кремлевского Чудова монастыря Григория Отрепьева, объявившего себя «чудом спасшимся царевичем Дмитрием», стало настоящим подарком для короля Сигизмунда III и многих магнатов. В конце 1604 г., приняв католичество, добившись негласной поддержки Сигизмунда III, заручившись помощью польского магната Мнишека (дочь которого Марина была объявлена его невестой), Лжедмитрий вступил в южные районы России. Смута началась. Ее основные события представлены ниже. Конец 1604 — май 1606 г.: на сторону самозванца переходят многие города юга России, его поддерживают казачьи отряды и тысячи недовольных крестьян. В апреле 1605 г. внезапно умирает Борис Годунов, и боярство не признает его сына Федора царем; войско под командованием царских воевод Басманова и Голицыных переходит на сторону Лжедмитрия, Федор и его мать задушены. В июне самозванец становится царем Дмитрием I. Его дальнейшая судьба была предопределена: выполнить обещания, данные полякам (обратить Россию в католичество, отдать Польше значительные территории), он не мог. Боярам Отрепьев уже не был нужен. 17 мая 1606 г. недовольные заносчивостью поляков, съехавшихся на свадьбу Лжедмитрия и Марины Мнишек, да и самой свадьбой, вручавшей царскую корону католичке, бояре поднимают восстание. Григорий Отрепьев убит. Май 1606—1610гг.: царем «выкрикнут» боярин Василий Шуйский, который дает крестоцеловальную запись с обещанием править вместе с Боярской думой, не налагать опал и не казнить без суда. Опять ползут слухи о новом чудесном спасении Дмитрия. Летом 1606 г. в Путивле вспыхивает восстание, к которому присоединяются очень разные слои населения — крестьяне, горожане, стрельцы, дворяне. Руководит восстанием беглый военный холоп Иван Болотников. Восставшие доходят до Москвы, осаждают ее, но терпят поражение (одна из причин — переход на сторону царя дворян во главе с рязанским воеводой Прокопием Ляпуновым). Болотников с верными ему сторонниками отступает в Тулу и в течение нескольких месяцев оказывает сопротивление царским полкам. Летом 1607 г. восставшие сдаются, Болотников схвачен, сослан в Каргополь и там убит. Смута между тем нарастает. Появляется новый самозванец Лжедмитрий II (о том, кем он был, точных сведений нет), вокруг него объединяются уцелевшие участники восстания Болотникова, казаки во главе с Иваном Заруцким, польские отряды. Признает в самозванце своего мужа и Марина Мнишек. С июня 1608 г. Лжедмитрий II обосновывается в подмосковном селе Тушино (отсюда и пошло его прозвище — «Тушинский вор») и осаждает Москву. Смута приводит к фактическому расколу страны: два царя, две Боярские думы, два патриарха (Гермо-ген в Москве и Филарет в Тушине), территории, признающие власть Лжедмитрия II, и территории, сохраняющие верность Шуйскому. Успехи тушинцев заставляют Шуйского в феврале 1609 г. заключить договор с враждебной Польше Швецией. В обмен на русскую крепость Корела царь получает военную помощь, русско-шведская армия освобождает ряд городов на севере страны. Но участие шведского корпуса в русских событиях дает польскому королю Сигизмунду III повод начать открытую интервенцию: осенью 1609 г. польские войска осаждают Смоленск. Между тем действия тушинцев (осада Троице-Сергиева монастыря, грабежи, мародерство) лишают Лжедмитрия II поддержки населения. Самозванец бежит из Тушина, а покинувшие его тушинцы заключают в начале 1610г. договор с польским королем об избрании на русский престол старшего сына королевича Владислава. Поляки же, нанеся сокрушительное поражение царскому войску у села Клушино, стремительно приближаются к Москве. В июле 1610г. бояре вынуждают Василия Шуйского отказаться от престола и объявляют о том, что власть переходит к правительству из семи бояр — семибоярщине. Семибоярщина в августе 1610г. подписывает с Сигизмундом III договор об избрании Владислава царем при условии, что тот примет православие. В сентябре в Москву вступают польские войска. 1611—1612 гг.: Смута не преодолена, семибоярщина не имеет реальной власти, Владислав отказывается выполнять условия договора и принимать православие. Растут патриотические настроения, усиливаются призывы к прекращению раздор.«г, и восстановлению единства. Центром притяжения патриотических сил становится московский патриарх Гермоген, который зовет к борьбе с интервентами. В 1611 г. создается Первое ополчение. В нем участвуют дворянские отряды П. Ляпунова, казаки Д. Трубецкого и И. Заруцкого, бывшие тушинцы. Учреждается временный орган власти — Совет всея земли. Но освободить Москву не удается. Противоречия между дворянами и казаками приводят к конфликту лидеров ополчения — Заруцкого и Ляпунова. В июле 1611 г. Ляпунов убит казаками. Первое ополчение распадается. Между тем полякам удается после двухлетней осады овладеть Смоленском, шведы оккупируют Новгород. Осенью 1611 г. по инициативе купеческого старосты Нижнего Новгорода Кузьмы Минина создается Второе ополчение, возглавленное князем Дмитрием Пожарским. В августе 1612г. ополчение подходит к Москве, в октябре польский гарнизон капитулирует. 1613—1618 гг.: в январе 1613 г. с целью избрания нового царя созывается Земский собор, один из самых представительных в истории этого органа власти. Из многих кандидатур Собор выбирает 16-летнего Михаила Романова — представителя старинного и популярного среди различных слоев населения боярского рода, с которым связаны надежды на возвращение к порядку, покою и старине. Положено начало новой династии русских царей. Основные силы брошены на прекращение Смуты, искоренение разбоя и грабежа, восстановление нормальной деятельности государственного аппарата. В 1617г. подписан Столбовский мир со Швецией, которая получила крепость Корелу и побережье Финского залива. В 1618 г. заключено Деулинское перемирие с Польшей: Россия уступает Смоленск, Чернигов и ряд других городов. Долгий и тяжелый кризис был наконец разрешен. По мнению многих историков, Смута была первой гражданской войной в истории России.
|