Уголовно-правовой специализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уголовно-правовой специализации



КРИМИНОЛОГИЯ

 

Методические указания и задания и для практических занятий

для студентов специальности 021100 – Юриспруденция

Уголовно-правовой специализации

 

Издательство БГУЭП

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Байкальского государственного университета экономики и права

 

Составители д-р юрид. наук, проф. А. Л. Репецкая

канд. юрид. наук, доц. Т. М. Судакова

(кафедра уголовного права и криминологии)

 

Криминология: Задания и метод. указ. для практических занятий для студентов специальности 021100 – Юриспруденция уголовно-правовой специализации / Сост. А.Л.Репецкая, Т.М.Судакова – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. – 28 с.

 

Содержатся рекомендации по подготовке к практическим занятиям, овладению теоретическими знаниями по основным проблемам предмета криминологии, а также задачи, решение которых позволит усвоить ведущие темы курса.

Предназначаются для студентов дневной формы обучения судебно-следственного факультета БГУЭП.

 

 

© Издательство БГУЭП, 2005

Криминология - наука о закономерностях преступности и реагировании на нее со стороны государства и общества. Она выполняет роль общетеоретической дисциплины по отношению к другим юридическим дисциплинам уголовно-правового цикла. Обладание определенным минимумом криминологических знаний является необходимой частью правовой культуры юриста.

В курсе криминологии изучаются чрезвычайно острые социальные вопросы, поскольку основное содержание ее предмета - закономерности преступности и порождающих ее причин. Последние же коренятся в противоречиях социального развития, подчас принимающих характер опасных социальных конфликтов, подрывающих нормальное функционирование общества. Поэтому студентами должны быть усвоены сложившиеся в науке представления о сущности преступности, ее признаках, роли, которую она играет в жизни общества. Студенты должны приобрести навыки, характеризовать преступность с количественной и качественной сторон, а также знать основные показатели ее состояния, структуры и динамики применительно к России, уметь сопоставлять российскую и зарубежную преступность.

Изучение настоящего курса позволяет иметь представление и о реальных средствах, которыми располагает общество для организации борьбы с преступностью, осуществления контроля над ней. В результате должно сложиться четкое представление о соотношении некарательных и карательных средств противодействия преступному поведению, о пределах возможностей тех и других средств.

Указанное предопределяет как сложность, неоднозначность предмета криминологии и существование различных концепций в специальной криминологической литературе по этому вопросу, так и комплексность ее методов и методик.

Настоящие методические указания и задания для практических занятий имеют целью усвоение и закрепление теоретических знаний по курсу «Криминология» студентами дневного отделения судебно-следственного факультета, овладение основными навыками анализа преступности, причин и условий преступлений, личности преступника, составления плана профилактики на отдельном объекте, в административном районе.

При подготовке заданий использованы материалы конкретных уголовных дел, результаты криминологических исследований и официальная информация о преступности и ее профилактике.

Статистические данные, использованные в задачах, являются условными.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ

«КРИМИНОЛОГИЯ»

 

1. Предмет криминологии и методика криминологических исследований………………………………………………….   4 часа
2. Преступность. Основные характеристики…………………. 4 часа
3. Причины преступности……………………………………… 4 часа
4. Личность преступника………………………………………. 4 часа
5. Причины и механизм индивидуального преступного поведения…………………………………………………….….   4 часа
6. Предупреждение преступности…………………………….. 2 часа
7. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью……………………………………..   2 часа

 

Литература

Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций. М., 1998.

Гилинский Я.И. Криминология. СПб., 2001.

Иншаков С.М. Криминология: Учеб. М., 2000.

Курс советской криминологии / под ред. А. И. Долговой. М., 1985.

Криминология / под ред. А.И. Долговой. М.: ИНФРА.М – НОРМА, 2003.

Криминология / под ред. Н.В. Кудрявцева, В.Е. Эминова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2004.

Криминология/ под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. М.: Изд-во МГУ, 1998.

Криминология / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. М.: Изд-во «Волтерс Клувер», 2004.

Криминология. ХХ век / под ред. В.П. Сальникова. СПб., 2000.

Репецкая А.Л. Рыбальская В.Я. Криминология. Общая часть. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999.

Криминология. Особенная часть / под ред. В.Я. Рыбальской. Иркутск: ИГЭА, 2001.

Криминология: Учеб. / под ред. Бурлакова В.Н., Кропачева Н.М. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, «Питер», 2003.

Хохряков Г.В. Криминология. М., 1999.

Тема 1. ПРЕДМЕТ КРИМИНОЛОГИИ И МЕТОДИКА

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

При изучении данной темы нужно, прежде всего, ознакомившись с основными концепциями по вопросу о предмете криминологии, выработать собственную позицию и определить круг проблем, включаемых студентом в предмет криминологии в соответствии с этой позицией. Затем следует определить место ее в системе научного знания (часть социологии, часть уголовного права, либо самостоятельная юридическая наука, комплексная социолого-правовая наука) и подготовить доводы в пользу избранной позиции.

Необходимо также понимать, что составляет методологию криминологии и чем она отличается от методики криминологических исследований. Студент должен четко определять разницу между Общей и Особенной частями криминологии и знать критерии их разграничения, а также уметь раскрыть природу связи криминологии с другими науками.

При изучении методики криминологических исследований необходимо уметь дать определение методики, знать, как собирается и обрабатывается информация в ходе криминологического исследования. Студент должен получить общее представление об основных источниках криминологической информации, а также о необходимых объемах данных, достаточных для репрезентативного криминологического исследования. Для понимания рамок определения таких объемов необходимо знать, что такое генеральная совокупность и выборка данных.

Студент должен знать основные методы, наиболее часто используемые в криминологическом исследовании: статистический и конкретно-социологический, уметь дать их характеристику. Необходимо представлять себе из каких этапов складывается статистический метод, что такое группировка данных и каковы ее виды. Эти знания студент должен уметь использовать при решении задач.

 

Вопросы к теме 1

 

1. Предмет криминологии и его соотношение с объектом этой науки. Структура предмета.

2. Назовите цели и функции криминологии.

3. Какова система криминологии? Какие критерии лежат в ее основе?

4. Определите место криминологии в системе научного знания. Покажите, в чем проявляется ее связь с другими науками.

5. Методология и методика криминологии: понятие и соотношение.

6. Что составляет методологическую основу криминологии?

7. Статистический метод в криминологии. Назовите его этапы.

8. Каковы источники криминологической информации?

9. Что такое группировка данных и каковы ее виды?

10. Назовите и охарактеризуйте социологические методы в криминологическом исследовании.

Задание 1

 

1. В чем заключается научное и практическое значение криминологии?

2. Что такое криминологическое мышление и на чем оно основывается?

3. Имеют ли криминологические знания практическую ценность в повседневной жизни?

 

Задание 2

При изучении преступности в г. А установлено, что в числе 1500 лиц, совершивших преступления в этом городе, женщин оказалось 12%. Они совершили 170 преступлений. При этом каждое 10 из общего числа убийств было совершено женщиной, как и каждое восьмое, причинившее тяжкий вред здоровью. 15% из преступлений, совершенных женщинами, составили кражи; 20% - присвоение или растрату чужого имущества; 14% - обман потребителей; 10% - мошенничества; 4% - грабежи и 5% - разбойные нападения. Выяснилось также, что 2/3 насильственных и корыстно-насильственных преступлений было совершено женщинами в возрасте от 14 до 18 и 18-30-летними, а 2/3 корыстных и преступлений в сфере экономической деятельности в возрасте 30-45 и 45-55 лет.

Какие виды группировок данных использованы в предложенном примере?

 

Задание 3

 

В г. Б. за последние шесть месяцев резко возросло количество умышленных причинений тяжкого вреда здоровью и убийств, совершенных несовершеннолетними. Какие вопросы вы считаете необходимыми поставить для выявления причин этого явления? Составьте анкету для опроса сотрудников правоохранительных органов по предложенной теме.

 

Задание 4

 

Разработайте анкету-вопросник для изучения уголовных дел о разбойных нападениях в г. Иркутске?

 

Литература к теме 1

Ведерникова О.Н.Основные криминологические системы современности (сравнительный анализ) // Государство и право.2002. №10.

Кудрявцев В.Н. Популярная криминология. М., 2000.

Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества. М.: Гардаики, 2002.

Лунеев В.В. Выборочный метод в криминологии. М., 1988.

Лунеев В.В. Юридическая статистика. М., 1999.

Проблемы преступности: традиционные и нетрадиционные подходы М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003.

Преступность как она есть и направления антикриминальной политики / под ред. А.И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2004.

Шнайдер Г.И. Криминология: Пер. с нем. М., 1994.

Орехов В.В. Социология в науке уголовного права. Л., 1985.

Панкратов В.В. Методика и методология криминологических исследований. М., 1972.

Правовая статистика / под ред. Остроумова Н.А. М., 1980.

Сахаров А.Б. Науковедческие вопросы советской криминологии // Правоведение. 1984. № 1.

Старков О.В. Уголовная статистика и криминология. Рязань, 1991.

 

Вопросы к теме 2

 

1. Дайте понятие преступности. Раскройте ее основные свойства и

признаки, выделите из них наиболее значимые.

2. Имеет ли преступность классовую природу?

3. Что такое коэффициент преступности? Какие виды коэффициентов

преступности применяются в криминологическом исследовании?

4. Раскройте понятия состояния, структуры и динамики преступности.

Назовите способы их измерения.

5. Что такое латентная преступность? Какие виды латентности вам известны?

6. Что такое формы преступности?

7. Дайте понятие организованной преступности. Назовите ее основные признаки.

8. Каковы основные признаки профессиональной преступности?

9. Назовите основные закономерности и тенденции развития преступности в России на современном этапе.

10. Охарактеризуйте основные тенденции развития преступности в мире.

 

Задание 1

 

1. Как вы понимаете тезис Платона о том, что преступность – болезнь общества?

2. Э. Дюркгейм рассматривал преступность как социальную норму. Оцените корректность такого понимания преступности?

3. Является ли преступность вечным спутником человечества? Возможно ли при каких-то условиях общество без преступности? Реально ли достижение такого идеала?

4. Авторы некоторых зарубежных социологических теорий полагают, что ключом к избавлению человечества от преступности является отказ от правового регулирования общественных отношений. Оцените данную концепцию?

Задание 2

 

В городе А. проживает 200 тыс. человек; в городе Б. – 400 тыс. В течение года в г. А 1600 человек совершили 1700 преступлений; в г. Б – 3000 человек совершили 2500 преступлений. При этом в городах А. и Б. были совершены в течение года следующие виды преступлений (данные приводятся в процентах, %):

 

 

  Город А Город Б
Кражи Грабежи Разбои Хулиганство Убийства Изнасилования Тяжкий вред здоровью Иные    
Всего    

 

Используя приведенные данные, дайте сравнительный анализ состояния и структуры преступности в г. А и г. Б, определите коэффициенты интенсивности преступности и преступной активности. В каком из городов криминогенная ситуация наиболее благоприятна?

 

Задание 3

 

В Центральном районе г. А в 1998 г. проживало 100 тыс. человек. За год здесь совершено 690 преступлений, в которых участвовало 780 человек. По видам эти преступления разделились следующим образом:

14 убийств, 48 случаев причинения тяжкого вреда здоровью, 276 краж (из них 152 – квартирные), 95 грабежей, 41 разбойное нападение, 20 изнасилований, 104 хулиганства, 1 хищение огнестрельного оружия и 2 хищения наркотических средств. Количество потерпевших составило 730 человек.

60% всех преступлений было совершено после 21 часа. Совершение каждого четвертого преступления было заранее подготовлено. 69 преступлений совершили 62 несовершеннолетних. 3/5 из них состояли на учете в ПДН, поведение 34-х разбиралось на комиссии по делам несовершеннолетних. 80% воспитывались в неблагополучных семьях.

173 человека из всех совершивших преступления были ранее судимы. 351 человек в момент совершения преступления находился в состоянии алкогольного опьянения, 38 из них ранее проходили лечение от алкоголизма, 40 человек – в состоянии наркотического опьянения. Лишь 30% из всех выявленных лиц имели постоянное место работы.

В 2002 году в Центральном районе г. А проживало 125 тыс. человек. В этом же году было зарегистрировано 1020 преступлений, которые совершили 850 человек. В общем количестве преступлений выявлено: 31 убийство, 62 случая причинения тяжкого вреда здоровью, 459 краж (из них 393 – квартирные), 132 грабежа и 93 разбоя, 29 изнасилований, 94 хулиганства. Кроме этого, 1% всех преступлений составили хищения наркотических средств, а 0,5% - хищения огнестрельного оружия и взрывчатых веществ. Рецидив составил 32%. Один из каждых 90 жителей района стал потерпевшим от преступления.

После 21 часа было совершено 2/5 всех преступлений, заранее спланированы и подготовлены – 329 преступлений. 154 преступления совершили 102 несовершеннолетних. При этом каждое второе преступление было совершено ими в группе. В состоянии алкогольного опьянения находились 48% всех лиц, совершивших преступления.

Охарактеризуйте состояние, структуру и динамику преступности в данном районе. Оцените тенденции ее развития. На основе проведенного анализа определите: ухудшилась или улучшилась криминогенная ситуация в данном районе.

 

Задание 4

 

Используя статистические данные, отраженные в таблице, дайте сравнительный анализ динамики состояния и структуры преступности в России и в Иркутской области (см. таблицу на стр. 12).

 

Литература к теме 2

 

Гилинский Я.И. Девиантология. Социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других видов отклонений. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.

Годунов И.В.Противодействие организованной преступности: Учеб. Пособие. М.: Высш. шк., 2003.

Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М., 1990.

Долгова А.И.Преступность, ее организованность и криминальное общество. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003.

Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992.

Криминология / под ред. Дж. Ф. Шели / пер. с анг. СПб.: Питер, 2003. (Серия «Мировая юриспруденция»).

Криминогенная ситуация в Российской Федерации в начале ХХI века / под ред. Кикотя В.Я. М., 2001.

Латентная преступность: познание, политика, стратегия. М., 1994.

Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировой криминологический анализ. М., 1998.

Организованная преступность: тенденции, перспективы борьбы / Под ред. Номоконова В.А. Владивосток, 1999.

Преступность в разных ее проявлениях и организованная преступность. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2004.

Преступность в России в начале ХХI века и проблемы борьбы с ней. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2004.

Преступность в Российской Федерации в начале века: состояние и перспективы /Под общ. редакцией С.И. Гринько. М.: ВНИИ МВД России, 2004.

Преступность за рубежом (1990-2002): Пособие /Под общ. редакцией Н.И. Сазоновой. М.: ВНИИ МВД России, 2004.

Преступность. Преступное насилие в России (состояние и основные тенденции) /Под ред. Ю.М. Антоняна. М.: ВНИИ МВД РФ, 2000.

Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией: Сб. науч. тр. Вып.2 / под ред. А.Л. Репецкой. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004.

Сафронов А.Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел. М.: Закон и право, 2003.

Состояние преступности в России за январь-декабрь 2001 года. М., 2002.

Состояние преступности в России за январь-декабрь 2002 года. М., 2003.

Состояние преступности в России за январь-декабрь 2003 года. М., 2004.

Состояние преступности в России за январь-декабрь 2004 года. М., 2005.

Тенденции преступности в России в начале ХХI века / под ред. А.М. Смирного. М.: ВНИИ МВД России, 2002.

Шеслер А.В. Криминологическая характеристика и профилактика профессиональной преступности: Учебное пособие. Тюмень: Тюменский юридический институт МВД РФ, 2004.

 


ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ

 

При изучении данной темы необходимо вспомнить основные положения принципа детерминизма, раскрываемого философией, уметь разграничивать понятия «детерминация», «причина», «следствие», «условие». Следует обратить внимание на особенности проявления детерминации в социальной жизни общества. Также нужно вспомнить, что представляют собой противоречия как движущая сила развития общества. Студент должен уметь объяснить, в чем заключается негативная сторона подобных противоречий и каков характер их воздействия на преступность. Особое внимание необходимо уделить противоречиям, существующим в обществе.

Для успешного усвоения материала темы нужно уметь разграничивать причины преступности и причины ее отдельных видов, а также отличать причины преступности от явлений и процессов, порождающих подобные причины. Иными словами нужно четко представлять разницу между причиной и условием, а также знать основные особенности причинных зависимостей в общественной жизни. Необходимо также уметь классифицировать криминогенные детерминанты по различным основаниям.

Поскольку как в учебной, так и в научной криминологической литературе отсутствует единая точка зрения относительно того, что следует считать причинами и условиями преступности, студенты должны разбираться в основных концепциях причинности в криминологии, выдвинутых отечественными авторами.

Студент также должен иметь представление о причинах существования и развития преступности в Российской Федерации, а также о совокупности факторов ее детерминирующих и уметь дать их общую содержательную характеристику на современном этапе.

В этой связи необходимо понимать, что согласно социально-психологической концепции причинности деформации экономической и правовой, а также политической и бытовой психологии общества, а также другие виды деформаций выступают как комплексная причина преступности и отдельных ее видов. Необходимо уметь раскрывать их содержание.

Также следует уметь характеризовать и «причины причин» – социальное расслоение общества, экономический кризис, безработицу, политическую нестабильность, национальные конфликты, падение духовной культуры общества, коррупцию в государственном аппарате и правоохранительных органах и объяснять, каким образом эти факторы формируют деформации общественного сознания, порождающие преступность.

 

Вопросы к теме 3

 

1. Дайте определение понятий «детерминация», «причина», «условие», «следствие».

2. Каковы основные особенности причинных зависимостей в общественной жизни?

3. Дайте классификацию причин и условий преступности.

4. Какие из существующих в криминологии концепций причинности вам известны?

5. Что такое деформации общественной психологии? Дайте их характеристику по видам.

6. Что представляют собой социальные противоречия?

7. Изобразите схематично и прокомментируйте схему причин и условий преступности в нашей стране.

 

Задание 1

 

Определите и обоснуйте свое мнение по следующим вопросам:

1. Существуют ли региональные отличия в причинах и условиях преступности?

2. Существуют ли различия в причинах и условиях преступности в зависимости от национальной психологии, национальных традиций?

3. Какие виды деформаций сознания являются причинами корыстных преступлений, насильственных преступлений?

4. Связана ли преступность с уровнем образования человека и уровнем грамотности в стране?

5. Различаются ли причины и условия преступности в странах с различными общественными и политическими укладами?

 

Задание 2

 

Раскройте группу причин и условий, детерминирующих:

а) преступность несовершеннолетних;

б) рецидивную преступность;

в) организованную преступность.

 

Литература к теме 3

Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М., 1990.

Власов В.И., Гончаров Н.Ф. Взгляд на причины преступности в России за тысячелетие. Домодедово, 1998.

Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М., 1997.

Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992.

Кудрявцев В.Н. Социальные деформации. М., 1992.

Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М.,1984.

Номоконов В.А. Преступное поведение: детерминизм и ответственность. Владивосток, 1989.

Сидоров В.В. Социальные противоречия и преступность. Саратов, 1989.

Проституция и преступность / Под ред. Шмарова И.В. М.,1991.

Социальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз / Сборник научных трудов. М., 1994.

 

Вопросы к теме 4

 

1. Дайте понятие личности преступника, опираясь на общее понятие личности. Покажите соотношение между ними, а также между понятием «личность преступника» и смежными: «субъект преступления», «подсудимый», «осужденный».

2. Опишите структуру личности преступника, объяснив, чем именно она отличается от структуры любой личности (наличием или отсутствием отдельных подструктур, элементов, их составляющих, иным соотношением этих элементов, качественным их содержанием и т.п.). Укажите, какие свойства личности являются наиболее значимыми в криминологическом плане.

3. Назовите основные элементы криминологической характеристики личности преступника и раскройте их содержание.

4. Играют ли генетические свойства преступника криминогенную роль, если да, то какую? На какие категории преступлений могут оказывать влияние психические аномалии преступников?

5. Можно ли утверждать, что социально - демографические свойства личности преступника (на статистическом уровне) имеют криминогенный характер? Каким образом можно объяснить причины половозрастных различий, а также различий в образовательном уровне и роде занятий между преступниками и правопослушными гражданами?

6. Можно ли говорить об общественной опасности личности преступника безотносительно к совершению преступления?

7. Каковы цели криминологической классификации? Какие классификации личности преступника Вам известны? Каковы их критерии? Дайте подробную характеристику одной из них.

 

Задание 1

 

Определите и обоснуйте свое мнение по следующим вопросам:

1. Можно ли, обнаружив у человека определенные криминогенные качества, однозначно говорить, что этот человек рано или поздно совершит преступление?

2. Существуют ли неисправимые преступники?

 

Задание 2

 

Сорокин уже более двух лет занимается карманными кражами. Первое свое преступление он совершил, можно сказать, случайно. Однажды в автобусе Сорокин увидел, что у мужчины вот-вот выпадет бумажник из заднего кармана. Аккуратно достав этот бумажник, он хотел отдать его гражданину, дескать, кто же так небрежно носит деньги. Но мужчина не заметил, а Сорокин все медлил. В бумажнике было много денег. В итоге Сорокин приобрел на эти деньги много разных нужных вещей.

Во время следующей кражи он немного боялся, но воспоминание о первом успехе поддерживало его. Постепенно пришла уверенность: уже совершил столько краж и никаких проблем. Да и привычка к легким деньгам давало о себя знать. Теперь у него появился автомобиль, ремонт и обслуживание которого стоят недешево – надо добывать деньги. Ему это даже нравилось. Риск приятно щекочет нервы. На другую жизнь он не согласен.

Сорокин холост, имеет постоянное место работы на заводе, где зарплату часто задерживают, поэтому денег у него практически не бывало. Спиртными напитками не злоупотребляет, но любит проводить время в веселых кампаниях. К административной или уголовной ответственности не привлекался. Имеет завышенную самооценку, волевые качества снижены, характер эмоционально-реактивный.

Прочитав описание преступного поведения, проанализируйте личность Сорокина. Какие криминогенные качества лежат в основе совершенных им преступлений? К какому типу преступников его можно отнести?

 

Задание 3

 

Е., 27 лет, холост. Проживает с родителями в отдельной квартире. Образование средне-техническое. Работает техником смотрителем в РЭУ. Характеристика с места работы положительная. Однако в подъезде, где он живет, неоднократно устраивал скандалы, находясь в нетрезвом состоянии. Дважды привлекался к административной ответственности за мелкое хулиганство. Привлечен к уголовной ответственности за умышленное причинение легкого вреда здоровью.

Преступление совершил при следующих обстоятельствах. Поздно вечером в состоянии легкого алкогольного опьянения возвращался домой от приятеля, которому помогал оборудовать квартиру. Перед тем, как войти в подъезд, присел на скамейку и задремал. В это время из окна второго этажа кто-то выбросил зажженную сигарету, которая попала ему за воротник. Установив по открытому окну местонахождение квартиры, он подошел к двери и постучал, предварительно сняв с ноги ботинок. Дверь открыла соседка, с которой Е. часто скандалил. Дважды ударив ее по лицу ботинком, Е. молча обулся и ушел к себе домой.

К какому типу преступников можно отнести Е.?

Задание 4

 

Макаров, 33 лет, женат второй раз, проживает в квартире жены. От первого брака имеет 8-летнего сына. Образование 5 классов, по специальности слесарь. Воспитывался без родителей. Дважды отбывал наказание в местах лишения свободы за злостное хулиганство. Состоит на учете в психоневрологическом диспансере как хронический алкоголик. Последнее преступление – убийство – совершил при следующих обстоятельствах.

В день зарплаты Макаров пришел домой с друзьями и устроил пьянку. После ухода друзей допил остатки спиртного и лег спать. Оставшиеся от зарплаты деньги жена спрятала. Проснувшись утром и не обнаружив их на месте, стал требовать у нее деньги на выпивку. Получив категорический отказ, пришел в ярость, схватил попавшийся под руку утюг и бросил его в жену, сидевшую на диване. Острым углом утюг попал в висок потерпевшей, отчего она скончалась. После происшедшего Макаров оделся, собрал винную посуду, сдал ее и приобрел бутылку водки. По возвращении домой в состоянии сильного опьянения расчленил труп жены, сложил чемодан и вышел из дома, но на улице был задержан сотрудниками милиции.

Определите тип преступника в соответствии с избранной вами классификацией личности преступника?

 

Задание 5

 

Кузнецова (образование неполное среднее, 36 лет) работала няней в детском саду. Муж был условно осужден за хулиганство, работал на кирпичном заводе. Проживали они в общежитии, имели 2-х детей 6-ти и 11 лет. Муж постоянно пил и бил жену, неоднократно ей изменял, а потом хвастался своими «победами».

Соседи по общежитию пытались помочь Кузнецовой добиться возбуждения уголовного дела, но она уговаривала их не делать этого. В день преступления муж пришел пьяный, стал скандалить, пытался ударить Кузнецову. Она ножом, который был в руке, так как она готовила ужин, нанесла ему ранение прямо в сердце, от которого тот скончался.

Кузнецова ранее не судима, алкоголь употребляет изредка, по работе характеризуется положительно, исполнительная, аккуратная, интеллектуально ограничена, безвольная, апатичная.

К какому типу преступников можно отнести Кузнецову?

 

 

Литература к теме 4

 

Абельцев В.В. Личность преступника и проблемы криминального насилия. М., 2000.

Антонян Ю.М. Бородин С.В. Преступное поведение и психические аномалии. М., 1998.

Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М., 1991.

Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004.

Биологическое и социальное в личности преступника и проблемы ее ресоциализации: Материалы межвузовской конференции. Уфа, 1994.

Бурлаков В.Н. Криминогенная личность и индивидуальное предупреждение преступлений: проблемы моделирования. СПб., 1998.

Голик Ю.В. Случайный преступник. Томск, 1984.

Кондратюк Л.В. Антропология преступления (микрокриминология). М.: Изд-во «НОРМА», 2001.

Костенко А.Н. Криминальный произвол (социопсихология воли и сознания преступника). Киев, 1990.

Кудрявцев В.Н. Генезис преступления: опыт криминологического моделирования. М., 1998.

Личность преступника и вопросы исправления осужденного / Под ред. Антоняна Ю.М. М., 1990.

Механизм преступного поведения / Под ред. Кудрявцева В. Н. М., 1981.

Поздняков В.М. Личность преступника и исправление осужденных. Домодедово, 1998.

 

Вопросы к теме 5

 

1. Что следует понимать под причинами индивидуального преступного поведения? Как они соотносятся с причинами преступности?

2. Дайте понятие антиобщественной направленности личности и раскройте ее содержание.

3. Какую роль играет криминогенная мотивация в механизме преступного поведения? Какая функция мотивации преступного поведения является наиболее важной (побуждение к преступному поведению, управление преступным поведением, контроль за ним, субъективное отражение криминогенных явлений). Объясните почему.

4. Опишите понятие и структуру механизма преступного поведения, назовите и охарактеризуйте его этапы. Чем отличается механизм преступного поведения от механизма правомерной деятельности?

5. Какова роль потребностей в механизме преступного поведения? Можно ли говорить о преступных потребностях? Что такое интерес и как он соотносится с потребностью?

6. Какова роль мотивов в механизме преступного поведения? Можно ли совершить преступление из добрых побуждений?

7. Назовите условия неблагоприятного формирования личности. Неизбежно ли формирование личности преступника при неблагоприятных условиях? Воздействие какой среды оказывает на формирование личности более сильное влияние: микросреды или макросреды?

8. Каково криминологическое значение конкретной жизненной ситуации, ее роль в механизме индивидуального преступного поведения. Что такое объективное содержание и субъективное значение ситуации? Каково взаимодействие конкретной жизненной ситуации и антиобщественной направленности личности в механизме преступного поведения?

 

Задание 1

 

Павлов был единственным сыном в семье. Семья хорошо обеспечена. Мать – главный бухгалтер коммерческого банка. Отец владеет сетью магазинов по продаже электронной техники. Сын имел отдельную комнату, в 16 лет отец подарил ему машину. Одевали Павлова только в дорогие зарубежного производства вещи. В семье был культ денег, дорогих и престижных вещей. Из престижных соображений Павлов был отдан в специализированную гимназию с языковой программой, посещал секцию большого тенниса. Ему постоянно прививались стремление любым путем добиваться своей цели презрительное отношение ко всем, кто не соответствовал идеалам родителей. В дом приходили люди, в услугах которых были заинтересованы родители, которые преследовали одинаковые коммерческие интересы.

Павлов, обладая волевым характером, подчинил себе Волкова и Иванова, снабжая их мелкими модными безделушками, дорогими сигаретами и т.п. По его приказу они делали все, что он пожелает. Избивали тех, кто не нравился или не признавал Павлова, мыли его машину и т.п.

Однажды вечером, будучи в нетрезвом состоянии и возвращаясь на машине из ресторана, Павлов сбил человека, однако не остановился, быстро уехал, а затем перекрасил машину, выправил вмятины. Пытался подкупить учителей, так как учеба давалась ему с трудом, а он хотел иметь отличный аттестат. После окончания гимназии родители оплатили учебу Павлова в престижном институте, при этом сын почти не сдавал экзаменов, так как знал заранее содержание билета. На первом курсе изнасиловал сокурсницу, однако родителям удалось замять дело: передав потерпевшей крупную сумму денег, ее перевели в другой институт.

На летние каникулы он поехал к морю. У соседа по номеру в гостинице увидел перстень с крупным бриллиантом. В тот же вечер пытался его ограбить, а когда тот оказал сопротивление, убил его.

Ночью Павлов труп сбросил в море, оплатил место соседа в номере за месяц вперед и немедленно уехал, при этом выкрав из регистрационного журнала запись о своих данных (адрес, фамилия и т.д.).

Проанализируйте условия жизни и воспитания Павлова. Прокомментируйте механизм формирования и содержание антиобщественной направленности его личности, выделите тип доминирующей мотивации, приведшей к преступлению. Назовите основные условия, способствовавшие этому преступлению.

 

Задание 2

 

Работая начальником цеха на заводе, Котин отличался высоким профессионализмом, руководимый им цех был одним из лучших на заводе по производственным показателям; хороший семьянин, много времени уделял воспитанию 3-х детей.

В тот день был сильный дождь, туман, видимость резко ограничена. Котин возвращался домой на собственной автомашине и очень спешил. Опыт вождения у него был небольшой – 3 года, но он вел машину со скоростью 80-90 км/ч. На одном из поворотов Котин не справился с управлением, стал резко тормозить, машину вынесло на тротуар. Остановить ее не удалось, и правым боком машины был сбит человек, который в этот момент проходил мимо.

Дайте характеристику причин и условий неосторожных преступлений. Охарактеризуйте роль личности и ситуации в неосторожных преступлениях?

 

Задание 3

 

Смирнов возвращался с работы. День выдался не из легких. Хотелось поскорее домой. Усталость смешалась с раздражением. Когда он выходил из автобуса, какой-то мужчина толкнул его в спину – давай, мол, быстрее.

Утром он, может быть, и сдержался бы, а вот сейчас это было выше его сил. Он ударил хама локтем в голову. Удар получился удачный. Или наоборот, неудачный. Факт остается фактом: мужчина упал и больше не поднялся.

Прочитав описание преступного поведения, проанализируйте криминогенную ситуацию и личность преступника?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.155 с.)