Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема детерминации деятельности↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Альтернатива детерминизма и индетерминизма: фатализм или волюнтаризм в деятельности человека. Проблема генезиса субъекта Собственное: исходно или производно? Леонтьевско-гальперинская теория интериоризации: «собственное» не исходно, а производно. субъектно-деятельностная концепция С.Л.Рубиншейна и его школы Внешние (педагогические и др.) причины действуют только через внутренние условия, составляющие основание развития. А потому собственная активность (обучаемость, вообще внутренние условия) даже младенца, а тем более ребенка является не производной, а именно исходной. Столь же исходными остаются и эти внешние влияния, причины, нормативные образцы и т.д., но они не прямо и не непосредственно детерминируют всю жизнь людей, а только опосредствуясь целостной системой внутренних условий, всей личностью (наследственными задатками, собственным жизненным опытом и т.п.) Иначе говоря, любое воздействие внешних причин существенно зависит от внутреннего основания развития. «Принцип творческой самодеятельности», опубликовано в «Ученых записках высшей школы г. Одессы» в 1922 году. В этой новаторской статье были изложены исходные основы того общеметодологического подхода, который теперь называется деятельностным, или субъектно-деятельностным. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРОЦЕСС УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ Деятельность - понятие, фиксирующее в своем содержании акт столкновения целеполагающей свободной воли субъекта, с одной стороны, и объективных закономерностей бытия с другой Деятельность — энергетический феномен Определение на уровне явления: - система многоаспектных и многоплановых взаимодействий индивида с предметной действительностью, в шир. смысле, с окруж. миром. Смысловое определение: -способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении последнего чел. целям. Главным видом деят-ти явл. труд, в процессе которого осуществл. произв-во матер. и духовн. благ. Немецкая класс. Философия: - смысл деят-ти- самостановление, вбирание субъектом, включение им в свой состав продуктов собств. объективации Технократическое понимание: - природу можно переделывать, общество и человека можно проектировать. Деятельность в общенаучном смысле: - Информационно направленная активность живых систем, обеспечивающая их самоподдержание. В ОБЩЕСОЦИОЛОГ. СМЫСЛЕ: - Любое проявление соц. активности, предст. собой способ существования социальной действительности. Это определение дает возможность отграничить осозн. деятельность человека от инстинкт. поведения животных. БЫТЬ СПОСОБНЫМ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОЗНАЧАЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Цель - основной конечный результат деятельности. Интерес - осозн. потребность, реальная причина действий, стоящая за непосредствен. мотивами и помыслами. Желание - влечение или вожделение, которые могут соответствовать тому, что действительно необходимо индивиду, а могут быть вредны для него Потребность - испытываемая нужда в чем-либо. (нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Это неосознанный побудитель активности. Отсюда следует, что потребность - компонент внутреннего душевного мира человека, и как таковая существует до деятельности. Она - структурный элемент субъекта деятельности, но не самой деятельности. Как побудитель она вплетается и в саму деятельность, стимулируя ее до получения результата.) Развитие человеческих потребностей вызывало дифференциацию и интеграцию функций социума, необходимых для его сохранения. потребость порождает труд. Практич. функция социума формировала потребность в осмыслении, объяснении трудовых процессов, процессов взаимодействия с природой, т.е. формировала познават. функцию и на ее основе познавательную деятельность. Деятельность есть универсальный способ удовлетворения человеческих потребностей путем активного преобразующего отношения к миру. Принципиальное отличие деятельности человека от приспособительной активности животных состоит в том, что ни одна форма деятельности, ни одна способность к деятельности не наследуется вместе с биологической структурой тела, все они результат социального наследования (обучения, воспитания, практического опыта). Благодаря деятельности, практика человека создает надприродную форму, "вторую природу". В этом смысле деятельность есть выражение надприродной сущности человека. Труд как средство удовлетворения человеческих потребностей. Потребность без труда существует, а труд без потребности существовать не может. Цель, средства, предмет труда, способ, результат друг без друга не существуют как таковые. Они не существуют друг без друга и порождают друг друга. Изменение одного приводит к изменению другого. Труд невозможен без потребности, она предшествует труду. Труд вызывается к жизни прежде всего жизненно необходимыми потребностями. Результаты труда должны быть предметами, способными удовлетворить именно такие потребности. Цикл, в начале которого стоят жизненно необходимые потребности человека, реализуется трудом и завершается потреблением продуктов. Самовозобновление жизненно необходимых потребностей, необходимость поддержания жизни индивида и рода, требует возобновления, повторения процесса труда. Повторение этого одного и того же процесса труда, дающего один и тот же вид продукта в одном и том же количестве, ведет к совершенствованию этого процесса труда. Полностью зрелость процесса труда завершается, когда во-первых, применение средства труда, универсального для данного повторяющегося процесса труда, приводит к окончательному закреплению умений, навыков использования универсального средства труда для создания строго устойчивого, повторяющегося продукта труда из изменчивых предметов труда данного рода; во-вторых, когда знания об универсальном, общем для данного процесса труда фиксируются в устойчивой форме (например, в виде описания технологического процесса); в-третьих, тогда, когда предмет труда данного рода предварительно обрабатывается для придания ему однородности, устойчивости, меньшей изменчивости в качестве предмета труда. Повторение одного и того же процесса труда ведет к его созреванию, вызываемому самим возобновлением. Возобновление процесса труда вызывается необходимостью удовлетворять самовозобновляющиеся жизненно необходимые потребности.
соотношение трудовой, игровой, образовательной и досуговой деятельности объекта. Одним из ведущих факторов успешности личности в различных сферах деятельности является способность к творчеству, которая обеспечивает адаптацию человека к меняющимся реалиям жизни, придает инновационный характер трудовой и досуговой деятельности. Наиболее оптимальным периодом развития креативности является детство, на различных этапах которого личность формирует и реализует свой творческий потенциал. Игра является ведущим условием личностного развития, формой проявления и утверждения субъективности, способом самозащиты индивидуальности, средством демифологизации и демистификации реальности, освобождения от власти социальных условностей. Эффективность игры как средства творческого развития личности особенно ярко проявляется в подростковом возрасте. Она есть "царство произвольности, свободы и воображения", в котором моделируются "мнимые ситуации", происходит реализация нереализованных в обыденной жизни желаний.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.8 (0.01 с.) |