Вопрос 1 Философия как наука и мировоззрение. Структура и функции философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1 Философия как наука и мировоззрение. Структура и функции философии



Вопрос 1 Философия как наука и мировоззрение. Структура и функции философии

Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего мыслимого — универсальных закономерностей, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух. Предметом философии называют круг вопросов, которые она изучает. Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. С самого начала развития философии произошло деление на идеализм и материализм, то есть суждение о главенстве духовного мира над материальным, и материального над духовным соответственно. Вопрос о познаваемости мира, который был в нём главным вопросом эпистемологии.. Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы. Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире. В истории человечества выделяют ряд форм мировоззрения: мифологию, религию, философию и другие. Философия нередко претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, ее началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой (наукой о науке, наукой, обосновывающей науку). Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук. Однако даже при отсутствии возможности претендовать на роль науки наук, философия может рассматриваться как наука, имеющая дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения, воссоединяя частные науки. Первичный уровень обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго — выявление более общих закономерностей и тенденций. философия может влиять на частные науки, как положительно, так и негативно. Польза философии — формирование у людей, занимающихся ею, навыков самостоятельного, логического, понятийного мышления, что снижает возможности идеологического оболванивания и манипулирования этими людьми и обществом, в котором развивается философия.Философия возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае, откуда и распространилась впоследствии по всему миру.

Вопрос 2 Феномен мифологии. Условия зарождения философии
По мнению известного историка философии, специалиста по античной философии А.Н. Чанышева, имеются три версии зарождения философии:

1. Мифогенная версия, полагающая, что решающую роль в зарождении философии сыграли мифы, так как философия есть мифотворчество.

2. Религиогенная версия считает, что в зарождении философии ключевое значение имеет религия, так как по своей природе и предназначению философия есть разновидность религии.

3. Наукогенная версия исходит из того, что философия является наукой, хотя и весьма специфичной, и зародилась одновременно с развитием науки.

Философия – неотъемлемая часть культуры, присущей только людям способа организации жизнедеятельности. Объективные предпосылки зарождения философии связаны с двумя главными последствиями разделения труда:

1) с общественным, разделившим людей на богатых и бедных;

2) с отделением умственного труда от физического.

Философию создают люди, которые, не производя ничего материального, заняты производством идей.

Субъективные предпосылки зарождения философии связаны с абстрактным мышлением, со способностью оперировать воображаемыми объектами.

В основе философии лежит способность к абстрактному мышлению, способствующему рефлексированию. Философия появилась в тех странах, где рабовладельческий строй победил и развивался бурно. Однако философия в своем зарождении в зависимости от того, где она зарождалась, имеет свои особенности, связанные с тем, какой тип мировоззрения оказался приоритетным. Так, восточная философия больше мифологична и религиозна, тогда как западная философия больше опирается на науку (научные знания и методы Мифология - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира. о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Мифология была древнейшим типом мировоззрения - т.е. это совокупность фантастических взглядов и убеждений людей о мире и месте в нем человека.

Вопрос 3 Философские школы Древней Индии

К основным философским школам относятся:- ортодоксальные (признававшие авторитет Вед): веданта, миманса, санкхья, ньяя, йога, вайшешика;- неортодоксальные: джайнизм, буддизм, школа Чарвака-Локаята. Согласно установившейся традиции, вся ведическая литература делится на четыре группы: 1. Самхиты.2. Брахманы.3. Араньяки тексты философских размышлениий об истине).4. Упанишады – «сокровенное знание». Веды - это священные книги брахманов, которым они приписывали сверхъестественное происхождение. В Упанишадах описывается атман — основа мира, одновременно и божественное начало, и безличный принцип. Брахман - представляет собой причину всего сущего, которая покоится в себе самой, нечто, что находится везде, в любом явлении мира. Целью познания, с точки зрения Вед, является полное осознание того факта, что атман и брахман едины ортодоксальным школам индийской философии относятся ньяя и вайшешика, которые возникли как самостоятельные, а впоследствии слились в одну школу. Их сторонники полагали, что атомы формируют не материальный мир, а дхарму, то есть моральный закон, который управляет миром. Санкхья и йога — еще два схожих течения индийской мысли Санкхья представляет собой дуалистическое учение, в основе которого лежит противопоставление духа (пуруши) и материи (пракрити). Пурушу можно отождествить с сознанием, а пракрити — с телом. сторонники школы йоги разработали особые практики, в основе которых лежала аскеза и медитация. К неортодоксальным школам индийской философии относятся буддизм, джайнизм и локаята. буддизм - религиозно-философская школа, проповедовавшая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» - нирваны, основанная индийским принцем Гаутамой (Буддой). Джайнизм – В основе данного направления также лежит противопоставление между душой и телом. С точки зрения философии джайнизма, в основе мира лежат четыре элемента: воздух, огонь, вода и земля. Локаята. - Основным источником познания считалось чувственное восприятиеПредставители локаяты полагали, что мир произошел из первоначала, которому присущи четыре «главные» сути: воздух, огонь, вода и земля, из которых и состоит мир.. Несмотря на все различия и многообразие школ индийской философии можно выделить некоторые общие черты: - ярко выраженный религиозный характер; - окружающий мир и личность тесно связаны; - обращенность философии внутрь человека; - жизненные принципы: аскетизм, самоанализ, самоуглубление, недеяние; - абстрактный характер философии; - учение о перерождении; - учение о карме.

 

Билет 7 Софисты и Сократ

Человек и сознание - вот тема, которая входит в греческую философию вместе с софистами (софисты - учителя мудрости). Наиболее известными среди них были Протагор (ок. 485 - ок. 410 до н.э.) и Горгий (ок. 480 - ок. 380 до н.э.).
Эти философы углубляют критическое отношение ко всему, что для человека оказывается непосредственно данным, предметом подражания или веры. Они требуют проверки на прочность всякого утверждения, бессознательно приобретенного убеждения, некритически принятого мнения. Софисты подвергали критике основания старой цивилизации. Они видели порок этих оснований - нравов, обычаев, устоев - в их непосредственности, которая составляет неотъемлемый элемент традиции. Отныне право на существование получало только такое содержание сознания, которое было допущено самим этим сознанием, то есть обосновано, доказано им. Главным их искусством было искусство слова, и не случайно именно они выработали нормы литературного греческого языка. в центре внимания оказались человек и его психология: искусство убеждать требовало знания механизмов, управляющих жизнью сознания. Проблемы познания при этом выходили у софистов на первый план.
Критерием оценки хорошего и дурного становятся здесь чувственные склонности индивида. Объективное, истинное познание, с точки зрения софистов, недостижимо.

Сократ

Сократ (ок. 470 - 399 до н.э.), сперва ученик софистов, а затем их критик.
Основной философский интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое человек, что такое человеческое сознание. "Познай самого себя" - любимое изречение Сократа. Задача Сократа - обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания и доказать, что именно последнее должно быть судьей над первым. Эта высшая инстанция именуется разумом; она способна дать не просто индивидуальное мнение, а всеобщее, общеобязательное знание. Но это знание человек может обрести только собственными усилиями, а не получить извне в качестве готового. Отсюда стремление Сократа искать истину сообща, в ходе бесед (диалогов
Этический рационализм Сократа: знание есть основа добродетели
Сократ не случайно столь много внимания уделял выяснению содержания таких понятий, как "справедливость", "добро", "зло" и т.д. Безнравственный поступок Сократ считает плодом незнания истины: если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно - таково убеждение греческого философа.

 

Вопрос 8 философия Платона

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:-материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;-окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;-реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);-чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;-любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);-весь мир является отображением чистых идей (эйдосов). - Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:«единого»;«ума»;«души». «Единое»: является основой всякого бытия; «Ум»: происходит от «единого»;разделен с «единым»;противоположен «единому»;является сущностью всех вещей;есть обобщение всего живого на земле.«Душа»: подвижная субстанция, которая объединяет и связывает»единое – ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления; также согласно Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира: поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;«чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания.Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. монархия – справедливая власть одного человека;тирания – несправедливая власть одного человека;аристократия – справедливая власть меньшинства;олигархия – несправедливая власть меньшинства;демократия – справедливая власть большинства; тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии. Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники;

Вопрос № 37. Синергетика

Синергетика (от др.-греч. συν- — приставка со значением совместности и ἔργον — «деятельность») — междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем). «…Наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы…»

Синергетика изначально заявлялась как междисциплинарный подход, так как принципы, управляющие процессами самоорганизации, представляются одними и теми же (безотносительно природы систем), и для их описания должен быть пригоден общий математический аппарат.

С мировоззренческой точки зрения синергетику иногда позиционируют как «глобальный эволюционизм» или «универсальную теорию эволюции», дающую единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций подобно тому, как некогда кибернетика определялась, как «универсальная теория управления», одинаково пригодная для описания любых операций регулирования и оптимизации: в природе, в технике, в обществе и т. п. и т. д.
Однако время показало, что всеобщий кибернетический подход оправдал далеко не все возлагавшиеся на него надежды. Аналогично — и расширительное толкование применимости методов синергетики также подвергается критике.

Основное понятие синергетики — определение структуры как состояния, возникающего в результате многовариантного и неоднозначного поведения таких многоэлементных структур или многофакторных сред, которые не деградируют к стандартному для замкнутых систем усреднению термодинамического типа, а развиваются вследствие открытости, притока энергии извне, нелинейности внутренних процессов, появления особых режимов с обострением и наличия более одного устойчивого состояния. В обозначенных системах неприменимы ни второе начало термодинамики, ни теорема Пригожина о минимуме скорости производства энтропии, что может привести к образованию новых структур и систем, в том числе и более сложных, чем исходные.

Этот феномен трактуется синергетикой как всеобщий механизм повсеместно наблюдаемого в природе направления эволюции: от элементарного и примитивного — к сложносоставному и более совершенному.

В отдельных случаях образование новых структур имеет регулярный, волновой характер и тогда они называются автоволновыми процессами (по аналогии с автоколебаниями).

Диалектические принципы.

1) Конкретность исти ны или же отрицание существования абстрактности И. означает, что истина связана определенными условиями, в которых находиться объект, отражает строго определенные стороны объекта и т.д. Высшая ступень конкретности состоит во всестороннем познании объекта с учетом всех существующих моментов данной стадии противоречивого развития объекта, в отличии от эклектичного смешения всех сторон и признаков явления.

Бытие природы

- Бытие природы — первая форма реальности, универсума.

- Включает все существующее кроме человека.

- Является следствием длительной универсальной эволюции.

- Системная организация мироустройства. Развитие мира — процесс преобразования и взаимодействия образующих его систем. Способность всех природных, социальных систем к самоорганизации, самопроизвольному переходу на более высокий уровень организованности и упорядоченности.

- Подсистемы вещества и поля. Вещество — вид материи, обладающий массой покоя. Поле — основной вид материи, связывающий частицы и тела.

- Подсистемы неживой и живой природы. Неживая природа — движение элементарных частиц и полей, атомов и молекул. Её уровни: вакуумный-микроэлементный-атомный-молекулярный-макроуровень-мегауровень (планеты, галактики). Живая природа — биологические процессы и явления, происходит из неживой, включена в неё, но представляет иной уровень развития. Её уровни: молекулярный-клеточный-микроорганизменный-тканевый-организменно-популяционнный-биогеоценотический-биосферный.

Бытие социальное

- Бытие социальное — вторая форма реальности.

- Включает в себя бытие общества и бытие человека (экзистенция).

- Структура социального бытия или социума: индивид, семья, коллектив, класс, этнос, государство, человечество. По сферам общественной жизни: материальное производство, наука, духовная сфера, политическая сфера, сфера обслуживания и т. д.

Бытие идеальное, духовное

- Бытие идеальное, духовное — третья форма реальности.

- Тесно связано с бытием социальным, на своем уровне повторяет и воспроизводит структуру социума.

- Включает неосознаваемые духовные структуры индивидуального и коллективного бессознательного (архетипов), сложившиеся в психике людей в доцивилизационный период. Роль этих структур признается существенной и определяющей.

- Усиление взаимодействия всех форм духовной жизни с производством, практикой (космонавтика, биоинженерия и т. д.).

- Новые информационные технологии и средства связи сделали духовное бытие более динамичным, подвижным.

Вопрос 1 Философия как наука и мировоззрение. Структура и функции философии

Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего мыслимого — универсальных закономерностей, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух. Предметом философии называют круг вопросов, которые она изучает. Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. С самого начала развития философии произошло деление на идеализм и материализм, то есть суждение о главенстве духовного мира над материальным, и материального над духовным соответственно. Вопрос о познаваемости мира, который был в нём главным вопросом эпистемологии.. Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы. Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире. В истории человечества выделяют ряд форм мировоззрения: мифологию, религию, философию и другие. Философия нередко претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, ее началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой (наукой о науке, наукой, обосновывающей науку). Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук. Однако даже при отсутствии возможности претендовать на роль науки наук, философия может рассматриваться как наука, имеющая дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения, воссоединяя частные науки. Первичный уровень обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго — выявление более общих закономерностей и тенденций. философия может влиять на частные науки, как положительно, так и негативно. Польза философии — формирование у людей, занимающихся ею, навыков самостоятельного, логического, понятийного мышления, что снижает возможности идеологического оболванивания и манипулирования этими людьми и обществом, в котором развивается философия.Философия возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае, откуда и распространилась впоследствии по всему миру.

Вопрос 2 Феномен мифологии. Условия зарождения философии
По мнению известного историка философии, специалиста по античной философии А.Н. Чанышева, имеются три версии зарождения философии:

1. Мифогенная версия, полагающая, что решающую роль в зарождении философии сыграли мифы, так как философия есть мифотворчество.

2. Религиогенная версия считает, что в зарождении философии ключевое значение имеет религия, так как по своей природе и предназначению философия есть разновидность религии.

3. Наукогенная версия исходит из того, что философия является наукой, хотя и весьма специфичной, и зародилась одновременно с развитием науки.

Философия – неотъемлемая часть культуры, присущей только людям способа организации жизнедеятельности. Объективные предпосылки зарождения философии связаны с двумя главными последствиями разделения труда:

1) с общественным, разделившим людей на богатых и бедных;

2) с отделением умственного труда от физического.

Философию создают люди, которые, не производя ничего материального, заняты производством идей.

Субъективные предпосылки зарождения философии связаны с абстрактным мышлением, со способностью оперировать воображаемыми объектами.

В основе философии лежит способность к абстрактному мышлению, способствующему рефлексированию. Философия появилась в тех странах, где рабовладельческий строй победил и развивался бурно. Однако философия в своем зарождении в зависимости от того, где она зарождалась, имеет свои особенности, связанные с тем, какой тип мировоззрения оказался приоритетным. Так, восточная философия больше мифологична и религиозна, тогда как западная философия больше опирается на науку (научные знания и методы Мифология - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира. о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Мифология была древнейшим типом мировоззрения - т.е. это совокупность фантастических взглядов и убеждений людей о мире и месте в нем человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.185.194 (0.026 с.)