ТОП 10:

Историческая наука: становление и развитие, функции исторического знания. Исторический источник.



ИСТОРИЯ

Историческое сознание, способы его формирования.

В ходе изучения истории формируется историческое сознание. Историческое сознание — это одна из важных сторон общественного сознания. Под историческим сознанием в науке понимается совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своем прошлом и прошлом всего человечества.
Каждая национальная и социальная общность обладает определенным кругом исторических представлений о своем происхождении, важнейших событиях в своей истории, деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей других народов и всего человеческого общества. Такие представления получают выражение прежде всего во всякого рода исторических преданиях, сказаниях, легендах, сказках, составляющих неотъемлемую часть духовной жизни каждого народа как один из способов его самовыражения и самоутверждения. Благодаря этому данная общность людей осознает себя как народ на основе знаний своего прошлого, на основе знаний своего места в мировом историческом процессе. Тем самым история органически вплетается в общественное сознание.
Как и всякие другие формы общественного сознания, историческое сознание имеет сложную структуру. Можно выделить четыре уровня.
Первый (низший) уровень исторического сознания формируется такими же способами, как и обыденное, на основе накопления непосредственного жизненного опыта, когда человек на протяжении своей жизни наблюдает какие-то события, или даже является их участником.
Следующая ступень исторического сознания может формироваться под влиянием художественной литературы, кино, радио, телевидения, театра, живописи, под влиянием знакомства с историческими памятниками. На этом уровне историческое сознание также еще не превращается в систематическое знание. Образующие его представления еще отрывочны, хаотичны, не упорядочены в хронологическом отношении.
Третья ступень исторического сознания формируется на основе собственно исторических знаний, приобретаемых на уроках истории в школе, где учащиеся впервые получают представления о прошлом в систематизированном виде.
На четвертой (высшей) ступени формирование исторического сознания происходит на базе всестороннего теоретического осмысления прошлого, на уровне выявления тенденций исторического развития. На основе накопленных историей знаний о прошлом, обобщенного исторического опыта формируется научное мировоззрение, предпринимаются попытки получить более-менее четкое представление о природе и движущих силах развития человеческого общества, его периодизации, смысле истории, типологии, моделях общественного развития.
Таким образом, историческое знание как элемент общественного сознания, составляющего духовную сторону исторического процесса, нужно воспринимать системно, во всех его ступенях и уровнях, так как без системного подхода представление об историческом сознании будет неполным.
Значение формирования исторического сознания, сохранения исторической памяти в современных условиях очень велико. Прежде всего, оно обеспечивает осознание определенной общностью людей того факта, что они составляют единый народ, объединяемый общностью исторической судьбы, традиций, культуры, языка, общностью психологических черт.
На основе образов прошлого, исторических событий постепенно происходит отбор и формирование общественно значимых норм, морально-нравственных ценностей, складываются традиции и обычаи, образ мышления и поведения, присущий данному народу. Без таких интегрирующих качеств народ превращается в «население». Приходя из прошлого, охраняясь в исторической памяти народа, эти морально-нравственные установки имеют свое значение для настоящего и будущего.
Таким образом, настоящее тесно переплетается с будущим. Поэтому с историей надо обращаться бережно и осторожно. Достаточно дискредитировать прошлое, чтобы поставить под сомнение настоящее: так ли жили и живем? То ли делали и делаем? Постепенно начинает рушиться привычный уклад жизни, внося смуту и беспокойство в сознание и души людей, лишая их веры и надежды, опустошая духовно.

 

Образование древнерусского государства.

Летопись о начале Русского государства

1. Существует несколько теорий по вопросу о возникновении государственности у восточных славян. Одна из них исходит из рассказа «Повести временных лет». В ней под 862 г. рассказывается о приглашении новгородцами и кривичами на княжение варягов-норманнов. «Земля наша велика и обильна, но порядка (наряда) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». На приглашение откликнулись три брата — Рюрик, Синеус и Трувор. После смерти Синеуса и Трувора власть перешла к Рюрику, который стал княжить в Новгороде. Дружинник Рюрика, Аскольд, отправившись на юг «в греки», захватил власть в Киеве. Но в 882 г. (после смерти Рюрика) новгородский князь Олег убил Аскольда и объединил под своей властью Киев и Новгород. Таков летописный рассказ о начале русской государственности.

Норманнская теория образования Русского государства, ее сторонники и противники. Этапы в истории образования Древнерусского государства

1. Это летописное сообщение послужило основанием для возникновения в XVIII в. так называемой «норманнской теории». Работавшие тогда в России немецкие историки Байер, Миллер и Шлецер утверждали, что славяне в IX—Х вв. были неспособны к созданию собственной государственности, они не знали ни земледелия, ни ремесла, ни военного дела, ни законов, не имели оседлых поселений. Всю культуру Киевской Руси «норманнисты» приписывали варягам, утверждая, что славяне вообще были неспособны к самостоятельному развитию. Некоторые русские историки-монархисты приняли эту теорию, считая, что государство на Руси было создано мирным призванием норманнов на княжение. Наконец, были и такие русские ученые, которые вообще отрицали само присутствие варягов на Руси, их участие в создании Древнерусского государства и варяжское происхождение русских князей. Еще в XVIII в. М. В. Ломоносов подверг резкой критике норманнскую теорию, считая ее клеветой на древних славян. В своих исторических трудах он показал этнические различия скандинавов и славян, роль и место славян во всемирной истории. Многие положения Ломоносова впоследствии были подтверждены в трудах русских ученых.

2. Современный взгляд на вопрос о возникновении государственности у восточных славян сводится к следующему:

> большинство историков считают, что варяги действительно были приглашены в Новгород, чтобы примирить борющиеся за власть группировки местной знати. Такая практика приглашения короля или князя на правление была весьма распространена в Европе и проходила, как правило, мирным путем;

> но призвание варягов не могло стать началом русской государственности, так как складывание государства является результатом длительного внутреннего развития общества и оно не может быть привнесено извне. Речь могла идти лишь об основании в Новгороде княжеской династии Рюриковичей. Варяги не оказали существенного влияния на развитие русской культуры (хотя принесли имена — Олег, Игорь, Ольга).

Некоторые историки считают, что запись о призвании Рюрика, Синеуса и Трувора является поздней вставкой в первоначальный текст «Повести временных лет» при переработке его по указанию киевского великого князя Владимира Мономаха;

> дискутируется также вопрос о том, кто такие сами варяги. Норманнисты настаивают на том, что они были скандинавами. Российские историки на основании летописей утверждают, что варяги — это славяне южной Прибалтики (о них мало что известно, нет даже конкретного названия племен). Таким образом, можно сказать, что варяги не принесли на Русь государственность (она уже зарождалась в недрах древнерусского общества), а лишь сыграли роль военной силы, которая способствовала объединению восточных славян в единую Киевскую Русь. Варяги вскоре сами ославянились, военно-дружинная знать слилась с местной знатью. Но русские цари вплоть до Федора Ивановича(1584—1598) называли себя Рюриковичами.

3. Как уже было сказано выше, в 882 г. князь Олег объединил Киев и Новгород в единое государство — Киевскую Русь. Большинство ученых сходятся в том, что историю образования и развития Древнерусского государства можно разделить на три этапа:

> первый этап — вторая половина IX—Х вв. — объединение восточных славян в единое государство, создание аппарата власти и военной организации;

> второй этап — конец Х - XI вв. — расцвет Киевской Руси;

> третий этап — конец XI — первая половина XII в. — начало распада Киевской Руси, княжеские усобицы, сепаратизм феодалов (феодальная раздробленность).

 

10.

10.

Смутное время.

События рубежа 16-17 вв. получили название “Смутное время”. Причины смуты заключились в обострении социальных сословных, финансовых и международных отношений в конце правления Ивана IV и его приемниках. Огромные затраты на Левонскую битву и разорение привели к экономическому кризису. 50% земель не обрабатывалось, а цены выросли в 4 раза.

В целях закрепощения крестьян вводились “Заповедные лета” – годы, когда запрещался переход от феодала к феодалу. В 1597 г. принят указ о пятилетнем сыске беглом крестьян.

Царь Федор Иоаннович.

18 марта 1584 г. во время игры в шахматы умер Иван Грозный. Его старший сын Иван был убит отцом в припадке гнева (1581), младшему сыну Дмитрию было лишь два года. Вместе со своей матерью, седьмой женой Ивана IV Марией Нагой, он жил в Угличе, отданном ему в удел. На престол вступил средний сын Грозного -двадцатисемилетний Федор Иванович (1584-1598), мягкий по натуре, но не способный к делам правления государством. Личность Федора Ивановича, выросшего в обстановке средневековой жестокости, привлекала внимание многих писателей и художников. "Я царь или не царь", - сакраментальная фраза, вложенная в его уста А.К. Толстым, удачно характеризует Федора Ивановича. Понимая, что престол переходит к блаженному Федору, Иван IV создал при сыне своеобразный регентский совет.

Борис Годунов.

(В 1598 г. после смерти бездетного царя Федора Ивановича, Земский собор избирает царем Бориса Годунова.)

Фактическим правителем государства стал шурин царя боярин Борис Федорович Годунов, на сестре которого был женат Федор. Годунов выдержал ожесточенную борьбу с крупнейшими боярами за влияние на государственные дела. Среди бояр, входивших в регентский совет, были Никита и Федор Никитич Романовы - брат и племянник первой жены Ивана Грозного, а также Иван Петрович Шуйский - отец будущего русского царя. В 1591 г. при неясных обстоятельствах в Угличе погиб, якобы напоровшись на нож в припадке эпилепсии, последний из прямых наследников престола царевич Дмитрий. Народная молва, а также обвинения, инспирированные противниками Годунова, приписывали ему организацию убийства царевича с целью захвата власти. Однако историки не располагают убедительными документами, которые доказывали бы виновность Годунова. Со смертью бездетного Федора Ивановича в 1598 г. прекратилась старая династия. На Земском соборе был избран новый царь. Преобладание на соборе сторонников Бориса Годунова предопределило его победу.

Против царя выступили все слои населения этим воспользовался московский монах Григорий Отрепьев, бежавший в Польшу под видом чудом спасшегося царевича Дмитрия. В 1604 г. он с польским отрядом выступил походом на Москву, Россию. Борис Годунов внезапно умирает и в мае 1605 г. Лже Дмитрий I провозглашается царем, однако он не выполнил обещание данное полякам. Поляки грабили русские земли и в мае 1606 г. в Москве вспыхнула антипольское восстания. Лже Дмитрий I убит, а царем провозгласили Василия Шуйского.

Василий Шуйский.

После смерти Лжедмитрия на престол вступил боярский царь Василий Шуйский (1606-1610). Он дал оформленное в виде крестоцеловальной записи (целовал крест) обязательство сохранить привилегии боярства, не отнимать у них вотчин и не судить бояр без участия Боярской думы. Знать теперь пыталась разрешить создавшиеся глубокие внутренние и внешние противоречия с помощью боярского царя. Одним из важнейших дел Шуйского было назначение патриарха. Патриарх Игнатий Грек за поддержку Лжедмитрия I был лишен своего сана. Патриарший престол занял выдающийся патриот 70-летний казанский митрополит Гермоген. С целью пресечения слухов о спасении царевича Дмитрия его останки были перенесены по приказу Василия Шуйского через три дня после коронации из Углича в Москву. Царевич был причислен к лику святых. К лету 1606 г. Василию Шуйскому удалось укрепиться в Москве, однако окраины страны продолжали бурлить. Политический конфликт, порожденный борьбой за власть и корону, перерос в социальный. Народ, окончательно потеряв веру в улучшение своего положения, вновь выступил против властей. В 1606—1607 гг. вспыхнуло восстание под предводительством Ивана Исаевича Болотникова, которое многие историки считают пиком Крестьянской войны начала XVII в.

Из Польши весной 1608 г. выступил Лже Дмитрий II и в 1609 г. в районе Тушино разбил свой лагерь. Шведы, которых нанял Шуйский, разбили Тушенцев. В 1609 г. Поляки начали открытую интервенцию России, и подошли к Москве. В 1610 г. Шуйский был, свергнут, власть захватили бояре (“Семи боярщина”), которые сдали Москву полякам и пригласили на престол польского королевича Владислава.

Первое ополчение.

Только опираясь на народ, можно было отвоевать и сохранить независимость Русского государства. В 1610 г. патриарх Гермоген призвал к борьбе против захватчиков, за что был арестован. В начале 1611 г. в Рязанской земле было создано первое ополчение, которое возглавил дворянин П. Ляпунов. Ополчение двинулось на Москву, где весной 1611 г. вспыхнуло восстание. Интервенты по совету предателей-бояр подожгли город. Войска дрались на подступах к Кремлю. Здесь в районе Сретенки был тяжело ранен князь Д.М. Пожарский, руководивший передовыми отрядами. Первое ополчение распалось. К этому времени шведы захватили Новгород, а поляки после многомесячной осады овладели Смоленском. Польский король Сигизмунд III объявил, что сам станет русским царем, а Россия войдет в Речь Посполитую.

Второе ополчение. Минин и Пожарский.

Осенью 1611 г. посадский староста Нижнего Новгорода Козьма Минин обратился с призывом к русскому народу о создании второго ополчения. С помощью населения других русских городов была создана материальная база освободительной борьбы: народ собрал значительные средства для ведения войны с интервентами. Возглавили ополчение К. Минин и князь Дмитрий Пожарский. Весной 1612 г. ополчение двинулось к Ярославлю. Здесь было создано временное правительство России "Совет всея земли". Летом 1612 г. со стороны Арбатских ворот войска К. Минина и Д.М. Пожарского подошли к Москве и соединились с остатками первого ополчения. Почти одновременно по Можайской дороге к столице подошел гетман Ходасевич, который двигался на помощь полякам, засевшим в Кремле. В сражении у стен Москвы войско Ходасевича было отброшено. 22 октября 1612 г. на день обретения иконы Казанской богоматери, сопровождавшей ополчение, был взят Китай-город. Через четыре дня сдался польский гарнизон в Кремле. В память об освобождении Москвы от интервентов на Красной площади на средства Д.М. Пожарского был возведен храм в честь иконы Казанской богоматери. Победа была одержана в результате героических усилий русского народа.

Вар.2.

В начале 1917 всеобщее недовольство, вызв. усталостью от войны, ростом цен, спекуляцией, очередями, ещё более усил. из-за пост. перебоев в поставках продовольствия в Москву и Петроград. В ряде мест хлебные очереди начинают громить лавки и магазины. Погромные настроения привносятся и на произ-во. 28 февраля 1917 Петроград оказ. в руках восставших. Прав-во было арестовано. В стране возн. двоевластие. Были образ. два //-х органа власти: Совет рабочих и солдатских депутатов и комитет Гос. думы, сформир. Временное прав-во. Попытка послать на подавление восстания части с фронта оконч. неудачей. В этих условиях под давлением обстоят-в 2 марта Ник. II отрекся от престола. Эпоха самодержавия в России законч.

Казалось бы, длительный период непоследовательных попыток либер.-демокр. преобразований подошел к концу. Россия не только вошла в круг европ. держав, и приблизилась к полит. и соц.-экон. стандарту европейских стран. Было провозглашено полное равенство граждан, всеобщее и равное избир. право, свобода слова, печати, собраний, забастовок. Власть перешла в руки буржуазии и поддерж. её сил, в том числе правосоциалистических партий. Это делало возможным появление новой традиции упр-я страной, при кот. большую роль играли бы обществ. орг-и, такие как земское и городское самоупр-е.

Однако в расколотой надвое культуре России сущ-ли 2 образа револ-и и 2 представления о её задачах. Для крестьянства это была не бурж.-демокр. револ., а победоносная крест. война за идеал “правды”, возрождавшая надежды на приход Распутиных и Пугачевых, истребление господ и чиновников, прекращение тягостной войны, возвращение земель общинам и, наконец, воцарение “справедливого царя” как гаранта этих преобразований. Буржуазия и правые социалисты видели все в совсем другом свете. Они не считали нужным разд. крестьянам помещичьи земли, кот. составляли 1/10 земельного фонда страны, и при этом сохранять общину, уничтожение кот. могло бы дать неизмеримо больший экон. эффект. Они не могли понять, зачем прекращать войну, победа в кот. давала России новые рынки, значит. улучшала условия предпринимательства.

В России вновь началось столкновение монологов обществ. сил, но на этот раз водораздел не м/у властью и общ-м, а внутри самого общ-ва. Взаимодействия, компромисса между ними быть не могло. Теперь тяжесть пол-я была обусловлена тем, что на эту ситуацию наложились сложнейшие соц.-экон. проблемы развития России XIX-XX вв. В России из-за догоняющего типа развития одновр. необх. было решать вопросы первонач. накопления капитала, индустриализации и развитого монополистического капитализма. Все это обостряло экон. положение, созд. впечатление безвыходности ситуации. К тому же русская буржуазия недаром долго пребывала в сост. зависимости от царизма. Это выраб. в ней неспособность отстаивать свои интересы и установить свою диктатуру. В глазах народа это свидет. о порочности пути буржуазного развития как такового, делало очевидным и выводы теории марксизма о необх-ти свержения власти буржуазии и построения нового, социалистического общ-ва.

Отсутствие диалога м/у бурж. интеллигенцией и народом приводило к тому, что борьба монологов внутри общества превращ. в борьбу монологов партий и органов власти. Временное правительство, во главе которого стоял Львов, выдвинуло лозунги: “Война до победного конца”, “Мир и согласие в тылу”, “Свобода и порядок”, “Осущ-е реформ после окончания войны и созыва Учред. собрания”. Но солдаты требовали немедленного заключения мира. Крестьяне развернули массовый захват помещ. земель. Ими было засеяно до 20% полей в имениях помещиков. Рабочие самовольно ввели 8-часовой рабочий день, постоянно требовали увеличения заработной платы, т.к. условия в растущей инфляции (400% за полгода) деньги постоянно обесценивались. В рез-те экон. пол-е в стране ухудшилось, настроение общ-ва приобретало экстремистский характер.

В преодолении трудностей Временное прав-во надеялось на инициативу мест. Но местные Советы, отказываясь признавать власть чиновников, присылаемых из центра, вместе с тем, как и прежде, видели в центральном прав-ве распределителя средств из неимущей казны. Идеал бурж. предприимчивости столкнулся с традиц. идеалом “справедливого распределения” гос. доходов. Но так и не дождавшись денег, поняв бессилие Врем. прав-ва, Советы стали объявлять о своей незав-ти от центр. власти. Это подрывало гос. единство России. Собств. незав. республики были провозглашены не только в Финляндии, Латвии, Эстонии, Белоруссии, на Кавказе, но и в др. областях – у казаков, в Екатеринбурге, Царицыне, Красноярске, Енисейске и даже в Петроградском и Шлиссельбургском уездах Петроградской губернии.

Власть Врем. прав-ва от времени к времени слабела. Неоднократная смена состава кабинета министров не решала проблемы. Правительственные кризисы становились все более затяжными и глубокими. Скоро выяснилось, что возглавить народ сможет такой лидер, кот. потребует прекращения войны, ликвидации бурж. гос-ва и частной собств-ти: передачи заводов рабочим, а земли крестьянам. На это были готовы пойти лишь незначит. по численности левые группы: партии большевиков, левых эсеров и анархисты. Наиб. акт. из них были большевики во главе с Лениным.

В 1905-1917 большевики проявили полит. гибкость. Они пошли на принятие крест. лозунга конфискации всей помещ. земли и её национализации. В 1917 они заимствовали лозунги эсеров, в частности о передаче земли крест. общинам, а заводов – рабочим. Это была прямая опора на силы традиционализма, лозунги “крестьянской войны”. Выдвигая такие требования, большевики, уступив инициативу в дни Февральской револ. и уступившие влияние в Советах правым социалистам, к лету 1917 превратились в одну из осн. полит. сил страны. С именем Ленина связывались надежды на полную справедливость, народ. власть и окончание войны. В глазах народа он стал вождем, имеющим чудесную, всепобеждающую силу, наследником Разина и Пугачева. В самом начале сентября происходят перевыборы Петроградского Совета. Большевики получают в нем большинство. А председателем избирается Троцкий.

Национальное государственное строительство 1918-1922г. Образование СССР.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Усиление режима личной власти Сталина. (30 годы).

В 1927 г. из-за нехватки промыш. товаров для обмена на зерно, низких гос. цен, неурожая в ряде р-нов сократилась продажа зерна и др. продуктов гос-ву. Горожане бросились раскупать осн. потребительские товары. Это явилось дополн. стимулом для крестьян припрятать подальше хлеб. Осенью 1927 г. с прилавков магазинов исчезли масло, сыр, молоко, начались перебои с хлебом, за ним выстраивались длинные очереди. Для ликвидации кризиса были предприняты чрезв. меры: в деревню для выколачивания хлеба были отправлены 30 тыс. членов партии. Все партийные вожди выехали “на места” для ведения разъяснительной работы. Сам Сталин отправился в Сибирь. Он разрешил местным партийным работникам применять к крестьянам, не сдающим хлеб, меры уголовного возд-я.

Сущ. 2 точки зрения. Сталин считал, что кризис вызван нарушением экон. пропорций. Слишком слабая пром-ть не м. обесп. выпуск необх. товаров. Товарный голод не позволяет получить у крестьян хлеб экономическим путем -–в обмен на промтовары. В то же время мелкое крест. хоз-во не способно удовл. потребности растущей пром. Крупный же производитель-кулак сознательно саботирует хлебозаготовки. Сталин предл. сконцентрировать все фин. и материальные ресурсы на реш-е проблемы индустриализации и заняться переустройством с/х в сторону создания высокотоварных коллективных хоз-в, кот. не только эффективнее индивидуальных, но и более соотв. социалистическому идеалу.

Иного мнения придерж. Н. И. Бухарин. Он полагал, что к кризису привели чисто субъект. моменты: не был создан резервный фонд промтоваров; рост ден. доходов деревни не был сбалансирован налогами, что обострило товарный голод; были установлены низкие закупочные цены на хлеб. Бухарин предл. устранить все указ. причины. Он был не против создания крупных коллект. хоз-в, но сч., что основой аграрного сектора еще длит. время д. оставаться индивид. крест. хоз-ва.

Пленум ЦК ВКП (б), сост. в апреле 1929 г., поддержал сталинскую программу, развязав ему руки для свертывания нэпа. Поражение Бухарина и его сторонников было вызв. не только контролем Сталина над партаппаратом, но и тем, что сов. общ-во к этому времени б. подготовлено к подобному развороту событий. Народ привлекала выдвинутая Сталиным перспектива возм-ти быстрого построения социализма в одной стране. Измен. атмосфера в самой партии. Она оказ. переполненной людьми, желавшими обрести программу радик. действия. Всем хотелось покончить с личными разборками партийных вождей, обрести единого лидера, ясную цель. Сталин не просто уловил настроения масс и партии, но и умело подогревал их.

Индустриализация (инд-я)

Проблемы инд-и в качестве первоочер. задачи развития сов. экономики б. поставлены в конце 1925г. тогда же б. определены и ее осн. цели:

  • ликвидация технико-экон. отсталости страны;
  • достижение экон. незав-ти;
  • создание мощной оборонной пром-ти;
  • первоочередное развитие базовых отраслей пром-ти (топливной, металлургич., химич., машиностр-я).

Вып-е этих задач тормозилось отсутствием необх. матер. и фин. ср-в, что вынуждало руководство идти по пути все большей централизации распред-я уже имевшихся в стране ресурсов. В 1927 г. сов. экономисты прист. к разработке первого пятилетнего плана, кот. д. б. предусмотреть комплексное разв. всех районов и использ-е всех ресурсов для инд-и страны. Когда этот план б. составлен, Сталин сам исправил его, подняв все плановые показатели на головокружительную высоту. Для вып-я сталинских планов треб. огромное кол-во рабочей силы. В короткий срок б. ликвидир. безработица.

Из страны интенсивно вывозилось сырье, продовольствие – хлеб, масло, сахар, потребление кот. населением было резко ограничено. Вывозили нефть, золото, лес, распродавались сокровища русских музеев.

И хотя задания первой пятилетки не были вып., в 1928-1932 гг. сделан значит. шаг в обл-ти инд-и. Произв-во продукции тяж. пром-ти выросло за пятилетие в 2,8 раза, машиностроения – в 4 раза. Вступили в строй Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлург. комбинаты, крупные угольные шахты в Донбассе и Кузбассе.

Выполнение второго пятилетнего плана (1933-1937 гг.) превратило страну из аграрной в мощную индустр. державу, экономически независ. от др. стран. Свыше 80 % всей промышл. продукции дали вновь построенные или реконструир. предприятия, число кот. пополнилось Уральским и Краматорским заводами тяж. машиностр-я, Челябинским тракторным и Уральским вагоностроительным заводами.

Коллективизация

Осущ-е инд-и требовало коренной перестройки аграр. сектора. В зап. странах аграр. револ-я, т. е. сис-ма совершенствования с/х произв-ва, предшеств. революции промышленной, а потому в целом б. легче снабжать продуктами городское насел-е. У нас в стране оба эти процесса приходилось осущ. одновр. При этом деревня рассматривалась не только как источник продовольствия, но и как важнейший канал пополнения фин. ресурсов для нужд инд-и. В конце декабря 1929 г. Сталин объявил о конце нэпа и переходе к политике “ликвидации кулачества как класса”.

Раскулачивание

В деревне происходили 2 взаимосв. насильственных процесса: созд-е колхозов и раскулачивание. Ликвидация кулацких хозяйств имела своей целью прежде всего обесп-е коллект. хоз-вам матер. базы.

Ликвид-я кулаков, лишая деревню наиб. предприимчивых, наиболее независ. крестьян, подрывала дух сопротивления. Кулаков выселяли с семьями, грудными детьми, стариками. Власти не дали точного опред-я, кого считать кулаками. В общепринятом смысле кулаком считался тот, кто использовал наемный труд, но в кулаки могли зачислить и тех, кто имел две коровы, две лошади, или хороший дом.

“Головокружение от успехов”

Во многих районах, особ. на Украине, Кавказе и Средней Азии, крестьянство оказ. сопротивление массовому раскулачиванию. Для подавления крест. волнений были привлечены регулярные части Красной Армии. Но чаще всего крестьяне примен. пассивные формы протеста: отказ. от вступления в колхозы, уничтожали в знак протеста скот, инвентарь. Истребление скота, разорение деревни, полная дезорганизация работы колхозов привели в 1932-1933 гг. к невиданному голоду. В значит. степени он б. спровоцирован политикой властей. Рук-во страны, пытаясь скрыть масштабы трагедии, запретило упоминать о нем в любых СМИ. Несмотря на масштабы голода, за границу было вывезено 18 млн. центнеров зерна для получ. валюты на нужды инд-и.

К весне 1930 г. Сталину становится ясно, что безумная гонка в колхозы, начатая по его призыву, грозит катастрофой. Недовольство стало проникать в армию. И Сталин делает хорошо рассчитанный шаг. 2 марта в “Правде” была опубл. статья “Головокружение от успехов”. Всю вину за создавшееся пол-е он возложил на исполнителей, местных работников, заявив, что “нельзя насаждать колхозы силой”. После этой статьи Сталин стал восприн. большинством крестьян как народный заступник. Но шаг назад б. сделан лишь для того, чтобы тут же совершить десяток шагов вперед.

Политика сплошной коллективизации привела к катастрофич. рез-там: за 1929-1934 гг. валовое произв-во зерна сокр. на 10 % ,поголовье крупного рогатого скота и лошадей сокр. на 1/3. Централизация всех внутр. источников позволила в необычайно короткие сроки достичь невиданных рез-тов в области промышл. производства. Темпы роста тяж. пром-ти были в 2-3 раза выше, чем перед первой мировой войной. Сокр. отставание от развитых капитал. стран по производству промышл. продукции на душу населения. По ряду направлений было преодолено качественное отставание сов. пром-ти. СССР стал одной из стран, способных производить любой вид промышл. продукции и обходиться без импорта существенно необх. товаров. Созданный в 30-еще годы экон. потенциал позволил накануне и в годы войны развернуть многоотраслевой военно-промышл. комплекс, продукция кот. по многим параметрам превосходила лучшие мировые образцы. Но скачок в развитии тяж. пром-ти был куплен ценой отставания др. отраслей экономики, прежде всего легкой пром-ти и аграр. сектора; сверхцентрализация экон. жизни; предельного ограничения производителя гос-ву; все более широкого применения мер внеэкон. принуждения. В стране утвердилась командно-мобилизационная хозяйственная модель, являющаяся экон. основой тоталитарного режима.

Что такое тоталитаризм?

Под тоталитарным режимом обычно подразумевают полит. строй, при кот. гос. власть в обществе сосред. в руках какой-либо одной группы, уничтожившей в стране демокр. свободы и возможность появления полит. оппозиции. При таком режиме правящая группа полностью подчиняет жизнь общества своим интересам и сохраняет власть благодаря насилию, массовым репрессиям, духовному порабощению населения.

Под тоталитарным гос-вом понимают такую форму гос-ва, кот. хар-ся полным (тотальным) контролем со стор. органов гос. власти над всеми сферами жизни общ-ва, фактич. ликвидацией констит. прав и свобод.

Понятие “тоталитарная система” включает сл. эл-ты:

  • насильственное устан-е однопартийной сис-мы;
  • уничтожение оппозиции внутри самой правящей партии;
  • “захват гос-ва партией”, т. е. полное сращивание партийного и гос. аппарата, превращение гос. машины в орудие партии;
  • ликвидация сис-мы разделения законод., исп. и судеб. властей;
  • уничтожение гражданских свобод;
  • построение сис-мы всеохватывающих массовых орг-й, с помощью кот. партия обесп. контроль над общ-вом;
  • унификация всей обществ. жизни;
  • авторитарный способ мышления;
  • культ национ. вождя;
  • массовые репрессии.

Именно такая сис-ма, окрашенная нац. и идеологич. российской спецификой, сложилась в СССР к середине 30-х годов.

Идеологизация общественной жизни

К сер. 30-х гг. идеология марксизма-ленинизма становится не только партийной, но и офиц., гос. идеологией. Об этом говорилось и в Конституции 1936 г. как об одном из завоеваний социализма. Ее новый статус обозначал усиление борьбы с инакомыслием в стране. Для реш. этой проблемы широко исп. прежде всего приемы, связанные с дискредитацией “враждебной” идеологии, каковой считалось все, что не впис. в офиц. идеологическую доктрину. Особую роль здесь играл партийный контроль за СМИ, через кот. осущ. распр-е офиц. взглядов и их разъяснение.

Изменениям подверглась сис-ма образования. В основе учебных курсов лежала марксистско-ленинская интерпретация не только обществоведческих курсов, но порой и естеств. наук. Курс на отделение церкви от гос-ва сопровождался массовым уничтожением церквей и самих служителей культа. Под безраздельным партийным влиянием оказалась творческая интеллигенция, идеологический контроль за деят-ю кот. осущ. пропартийными творческими союзами.

Массовые организации

Эти орг-и б. созданы для рационализаторов, изобретателей, женщин, ученых, литераторов, музыкантов, художников, школьников. Ими было охвачено практически все население страны. Они становились как бы продолжением партии.

Партизанская война

В годы Великой Отечественной войны развернулась всенародная партизанская борьба. Постепенно в партизанские отряды вливались бойцы и командиры из окруженных частей и соединений. Весной 1942 г. в Москве был создан Центральный штаб партизанского движения. С расширением наступательных действий Красной Армии все более активно проводились совместные боевые действия партизан и регулярных воинских частей.

В результате четко проведенной операции "рельсовая война" партизанские соединения, выводя из строя железные дороги, нарушали передвижение вражеских формирований, наносили врагу существенный материальный урон.

К началу 1944 г. большое количество партизанских отрядов влилось в армейские соединения. Руководители партизанских отрядов С. А. Ковпак, А. Ф. Федоров были дважды удостоены звания Героя Советского Союза.

Совместно с партизанами активно действовали подпольные группы. Они организовывали диверсии, вели разъяснительную работу среди жителей оккупированных областей. Многочисленные сведения о дислокации вражеских воинских соединений, благодаря действиям подпольщиков, становились достоянием армейской разведки.

Героическая работа тыла

Несмотря на внезапное вторжение противника, благодаря четкой организации и героизму миллионов граждан страны за короткие сроки удалось эвакуировать значительное число промышленных предприятий на Восток. Основное промышленное производство было сосредоточено в Центре и на Урале. Там ковалась победа.

Всего несколько месяцев потребовалось для того, чтобы не только наладить выпуск оборонной продукции в новых районах, но и добиться высокой производительности труда. К 1943 г. советское военное производство по количественным и качественным показателям существенно превзошло германское. Было налажено крупное серийное производство средних танков Т-34, тяжелых танков КВ, штурмовиков ИЛ-2 и другой военной техники.

 

Эти успехи были достигнуты самоотверженным трудом рабочих и крестьян, большинство которых составляли женщины, старики и подростки.

Высок был патриотический дух народа, верившего в победу.

ИСТОРИЯ

Историческая наука: становление и развитие, функции исторического знания. Исторический источник.

 

Историческая наука, комплекс гуманитарных наук, изучающих историю человечества.

Её объект (прошлое человечества во всём его многообразии) недоступен для непосредственного

восприятия исследователем. В этом состоит основное отличие исторической науки от естественных

наук, объект которых всегда доступен наблюдению, стабилен и независим от исследователя. Научное

(т. е. достоверное и систематизированное) знание о прошлом историк может получить только путём

специальных исследовательских операций с историческими источниками.

Исторический источник — любой продукт человеческой культуры, содержащий информацию о

прошлом человечества. Как результат сознательной деятельности человека исторический источник

отражает замысел, навыки и умения своего создателя. В то же время источник становится таковым







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.245.126 (0.025 с.)