Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Советская культура в 1917-1930-х гг.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Послеоктябрьское — после революции 1917 г. — время необходимо рассматривать, имея в виду два одновременных, проходящих параллельно процесса: • с одной стороны, необычайное воодушевление масс, поразительный духовный подъем людей, вдохновленных идеалами коммунизма, • с другой — острота социальной борьбы (вылившейся в гражданскую войну), нарушения прав человека, «утечка мозгов». Сразу же после Октября 1917 г. партия большевиков и Советское правительство приняли меры по централизации управления культурой, искусством и наукой. Система образования. В конце 1917—начале 1918г. были приняты декреты об отделении церкви от государства и школы от церкви, национализации всех учебно-воспитательных учреждений и передаче их в ведение Наркомпроса. Общее руководство народным просвещением декретом ВЦИК и СНК РСФСР было возложено на Государственную комиссию по образованию во главе с А. В. Луначарским. обязательное бесплатное обучение всех детей от 8 до 17 лет в школах 1-й и 2-й ступеней (со сроком обучения пять лет и четыре года). В 1919г. правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». обязывал всех от 8 до 50 лет - обучаться грамоте на родном или русском языке. В 1923г. организовалось добровольное общество «Долой неграмотность!», председателем которого был М. И. Калинин. закон, предусматривающий введение в стране всеобщего начального обучения и расширения сети школ. Поданным Всесоюзной переписи населения, проведенной в 1926 г., численность грамотного населения в возрасте старше 9 лет достигла 51,1 %. К середине 20-х гг. школьное образование представляло следующую систему: начальная 4-летняя школа (I ступень), 7-летняя школа в городах, школа крестьянской молодежи (ШКМ), школа фабрично- заводского ученичества (ФЗУ) на базе начальной школы, школа II ступени (5—9-е классы) с профессионализированными 8—9-ми классами в ряде школ. Значительные преобразования были проведены в высшей школе: — введены новые правила приема в вузы: зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании, преимуществами при поступлении пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян; — отменена плата за обучение в вузах, установлены денежные стипендии для нуждающихся студентов; — с 1919 г. с целью повышения общеобразовательной подготовки поступающих в вузы были созданы рабочие факультеты (рабфаки); к началу 1920 г. завершается работа по реквизиции и национализации библиотек. В стране создается широкая сеть клубов и библиотек. В декабре 1918 г. декретом ВЦИК было образовано Государственное издательство. В течение трех лет национализации подверглись более 1 тыс. типографий, бумажных фабрик и др. Наука. Партийное и советское руководство РСФСР уделяло значительное внимание управлению наукой. Российская Академия наук, которой руководил А. П. Карпинский, среди них Центральный аэрогидродинамический, Государственный рентгенологический и радиологический, химический и другие институты. В области развития общественных наук новая власть взяла курс на внедрение коммунистической идеологии. Совнарком РСФСР 15 июня 1918 г. утвердил положение о Социалистической академии общественных наук (САОН). П. П. Лазарев - Курская магнитная аномалия. В. И. Вернадский и В. Г. Хлопин - изучением и добыча радиоактивных веществ, И. П. Павлов - исследование условных рефлексов, Ф. А. Цандер — теория реактивных двигателей. Я. И. Вавилов сформулировал закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Осенью 1922 г. из России за границу были высланы ученые 1-го Московского университета, Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии, агрономы, врачи, инженеры, литераторы. Среди них Я. А. Бердяев, П. А. Сорокин, Я. О. Лосский, Ф. А. Степун и др. Литература. В литературе 20-х гг., которая еще не оказалась под жестким контролем идеологии, наблюдались разнообразные литературные группы и течения: «Серапионовы братья» «Перевал»:; «Кузница»; «Литературный центр конструктивистов» «Левый фронт искусств». Многие писатели и поэты не относились ни к каким группам и объединениям: В. Короленко («История моего современника», 1921); А. Толстого («Хождение по мукам», 1921); В. Вересаева («В тупике», 1922); С. Сергеева-Ценского («Преображение», 1923) и др. В середине 20-х гг. ЦК РКП (б) принял резолюцию «О политике партии в области художественной литературы», которая положила начало идеологизации литературы и искусства, закрепила над ними партийный контроль Всех деятелей культуры в этот период делили по одному принципу — их отношению к социалистической революции. Прогрессивным - творчество М. Горького (только ранние произведения), Д. Бедного, С. Серафимовича и отчасти В. Маяковского, В. Брюсова, А, Блока. Достижения тех, кто с 20-х гг. находился за рубежом, — И. Бунина, А. Куприна, Л. Андреева А. Ремизова, Б. Зайцева, К. Бальмонта, И. Северянина, М. Цветаевой и очень многих других — были отвергнуты. Живопись. В изобразительном искусстве продолжали поиски художники многочисленных направлений, школ и группировок: Ассоциация художников революционной России (АХР) — И. Бродский, С. Малютин, В. Мешков и др.; «Общество художников-станковистов» (ОСТ) — А. Дейнека, Д. Штеренберг, А. Лабас, Ю. Пименов и др.; «Общество художников «Четыре искусства» — П. Кузнецов, В. Фаворский, К. Петров-Водкин и др.; Директором Государственного института художественной культуры (ГИНХУК) в Ленинграде стал К. Малевич. В то же время необычайно популярным становится агитационно-массовое искусство. Участники: Н. И. Альтман, И. И. Бродский, С. В. Герасимов, Б. М. Кустодиев, архитекторы А. А. и В. А. Веснины, Л. В. Руднев, скульптор Л. В. Шервуд и др. !!! Произведения искусства, собранные в Эрмитаже, Русском музее, Третьяковской галерее и в других сокровищницах культуры, стали достоянием широких народных масс. (!) если до революции в России было 30 музеев, то в начале 20-х гг.-310 Архитектура. Интенсивный поиск новых стилей и форм, начало жилищного строительства в рабочих кварталах, сооружение домов и дворцов культуры отличает развитие архитектуры 20-х гг. Широкое развитие получил архитектурный конструктивизм, основой которого было производственное искусство. Наибольшую известность получили конкурсные проекты братьев Весниных: Дворец труда в Москве, здание газеты «Ленинградская правда», Дворец культуры им. Лихачева и др. Поисками выразительной архитектурной формы занималось еще одно влиятельное направление — «рационалисты». В 1923 г. Н. Ладовским была основана Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА). Крупнейшим архитектурным сооружением 20-х гг. стал мавзолей Ленина (авторы В. Щуко и В. Гельфрейх). ТеатрВ 1919 г. принят подписанный В. И. Лениным Декрет СНК об объединении театрального дела, провозгласивший национализацию театра. Талантливые режиссеры — К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов, А. Я. Таиров и др, На сцене появилось молодое поколение талантливых актеров — Н. П. Баталов, Б. Н. Ливанов, Б. В. Щукин, С. М. Михоэлс и др. (!)Появились первые в мире детские театры. Музыка. А. К. Глазунова, М. М. Ипполитова-Иванова, А. Д. Кастальского, Р. М. Глиэра, М. Ф. Гнесина, К. Н. Игумнова, Л. В. Николаева и др., критиков и музыковедов В. Г. Каратыгина, А. В. Оссовского, Б. Ф. Астафьева, Б. Л. Яворского, М. В. Иванова-Борецкого. В декрете СНК РСФСР «О Московской и Петроградской консерваториях» от 12 июля 1918 г. впервые определяется понятие «государственное музыкальное строительство». В ведение государства - Большой и Мариинский театры, Синодальное училище в Москве, консерватории, нотные издательства, фабрики музыкальных инструментов. Кино. Получает значительное развитие киноискусство, расширяется его эмоциональное воздействие. Выпускаются первые игровые агитфильмы: «Уплотнение» (режиссер А. П.Пантелеев), «Восстание» (режиссер А. Е. Разумный) и др. В 1920 г. создана первая экранизация повести М. Горького «Мать». Широкое развитие -кинохроника экранизациям русской классики. В 1918—1919 гг. выходил периодический хроникальный советский киножурнал «Кинонеделя». В 1925 г. под руководством режиссера С. Эзенштейна создан один из лучших фильмов немого кино «Броненосец Потемкин». На Всемирной выставке в Париже в 1927 г. ему была присуждена высшая премия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2046; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.45.82 (0.012 с.) |