Советская культура в 1917-1930-х гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Советская культура в 1917-1930-х гг.



Послеоктябрьское — после революции 1917 г. — время необходимо рассматривать, имея в виду два одновременных, проходящих параллельно процесса:

• с одной стороны, необычайное воодушевление масс, поразительный духовный подъем людей, вдохновленных идеалами коммунизма,

• с другой — острота социальной борьбы (вылившейся в гражданскую войну), нарушения прав человека, «утечка мозгов».

Сразу же после Октября 1917 г. партия большевиков и Советское правительство приняли меры по централизации управления культурой, искусством и наукой.

Система образования.

В конце 1917—начале 1918г. были приняты декреты об отделении церкви от государства и школы от церкви, национализации всех учебно-воспитательных учреждений и передаче их в ведение Наркомпроса. Общее руководство народным просвещением декретом ВЦИК и СНК РСФСР было возложено на Государственную комиссию по образованию во главе с А. В. Луначарским.

обязательное бесплатное обучение всех детей от 8 до 17 лет в школах 1-й и 2-й ступеней (со сроком обучения пять лет и четыре года).

В 1919г. правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». обязывал всех от 8 до 50 лет - обучаться грамоте на родном или русском языке.

В 1923г. организовалось добровольное общество «Долой неграмотность!», председателем которого был М. И. Калинин.

закон, предусматривающий введение в стране всеобщего начального обучения и расширения сети школ.

Поданным Всесоюзной переписи населения, проведенной в 1926 г., численность грамотного населения в возрасте старше 9 лет достигла 51,1 %. К середине 20-х гг. школьное образование представляло следующую систему: начальная 4-летняя школа (I ступень), 7-летняя школа в городах, школа крестьянской молодежи (ШКМ), школа фабрично- заводского ученичества (ФЗУ) на базе начальной школы, школа II ступени (5—9-е классы) с профессионализированными 8—9-ми классами в ряде школ.

Значительные преобразования были проведены в высшей школе:

— введены новые правила приема в вузы: зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании, преимуществами при поступлении пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян;

— отменена плата за обучение в вузах, установлены денежные стипендии для нуждающихся студентов;

— с 1919 г. с целью повышения общеобразовательной подготовки поступающих в вузы были созданы рабочие факультеты (рабфаки);

к началу 1920 г. завершается работа по реквизиции и национализации библиотек. В стране создается широкая сеть клубов и библиотек.

В декабре 1918 г. декретом ВЦИК было образовано Государственное издательство. В течение трех лет национализации подверглись более 1 тыс. типографий, бумажных фабрик и др.

Наука. Партийное и советское руководство РСФСР уделяло значительное внимание управлению наукой. Российская Академия наук, которой руководил А. П. Карпинский, среди них Центральный аэрогидродинамический, Государственный рентгенологический и радиологический, химический и другие институты.

В области развития общественных наук новая власть взяла курс на внедрение коммунистической идеологии. Совнарком РСФСР 15 июня 1918 г. утвердил положение о Социалистической академии общественных наук (САОН).

П. П. Лазарев - Курская магнитная аномалия. В. И. Вернадский и В. Г. Хлопин - изучением и добыча радиоактивных веществ, И. П. Павлов - исследование условных рефлексов, Ф. А. Цандер — теория реактивных двигателей. Я. И. Вавилов сформулировал закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Осенью 1922 г. из России за границу были высланы ученые 1-го Московского университета, Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии, агрономы, врачи, инженеры, литераторы. Среди них Я. А. Бердяев, П. А. Сорокин, Я. О. Лосский, Ф. А. Степун и др.

Литература. В литературе 20-х гг., которая еще не оказалась под жестким контролем идеологии, наблюдались разнообразные литературные группы и течения: «Серапионовы братья» «Перевал»:; «Кузница»; «Литературный центр конструктивистов» «Левый фронт искусств».

Многие писатели и поэты не относились ни к каким группам и объединениям: В. Короленко («История моего современника», 1921); А. Толстого («Хождение по мукам», 1921); В. Вересаева («В тупике», 1922); С. Сергеева-Ценского («Преображение», 1923) и др.

В середине 20-х гг. ЦК РКП (б) принял резолюцию «О политике партии в области художественной литературы», которая положила начало идеологизации литературы и искусства, закрепила над ними партийный контроль

Всех деятелей культуры в этот период делили по одному принципу — их отношению к социалистической революции. Прогрессивным - творчество М. Горького (только ранние произведения), Д. Бедного, С. Серафимовича и отчасти В. Маяковского, В. Брюсова, А, Блока. Достижения тех, кто с 20-х гг. находился за рубежом, — И. Бунина, А. Куприна, Л. Андреева А. Ремизова, Б. Зайцева, К. Бальмонта, И. Северянина, М. Цветаевой и очень многих других — были отвергнуты.

Живопись. В изобразительном искусстве продолжали поиски художники многочисленных направлений, школ и группировок: Ассоциация художников революционной России (АХР) — И. Бродский, С. Малютин, В. Мешков и др.; «Общество художников-станковистов» (ОСТ) — А. Дейнека, Д. Штеренберг, А. Лабас, Ю. Пименов и др.; «Общество художников «Четыре искусства» — П. Кузнецов, В. Фаворский, К. Петров-Водкин и др.; Директором Государственного института художественной культуры (ГИНХУК) в Ленинграде стал К. Малевич.

В то же время необычайно популярным становится агитационно-массовое искусство. Участники: Н. И. Альтман, И. И. Бродский, С. В. Герасимов, Б. М. Кустодиев, архитекторы А. А. и В. А. Веснины, Л. В. Руднев, скульптор Л. В. Шервуд и др.

!!! Произведения искусства, собранные в Эрмитаже, Русском музее, Третьяковской галерее и в других сокровищницах культуры, стали достоянием широких народных масс.

(!) если до революции в России было 30 музеев, то в начале 20-х гг.-310

Архитектура. Интенсивный поиск новых стилей и форм, начало жилищного строительства в рабочих кварталах, сооружение домов и дворцов культуры отличает развитие архитектуры 20-х гг. Широкое развитие получил архитектурный конструктивизм, основой которого было производственное искусство. Наибольшую известность получили конкурсные проекты братьев Весниных: Дворец труда в Москве, здание газеты «Ленинградская правда», Дворец культуры им. Лихачева и др.

Поисками выразительной архитектурной формы занималось еще одно влиятельное направление — «рационалисты». В 1923 г. Н. Ладовским была основана Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА). Крупнейшим архитектурным сооружением 20-х гг. стал мавзолей Ленина (авторы В. Щуко и В. Гельфрейх).

ТеатрВ 1919 г. принят подписанный В. И. Лениным Декрет СНК об объединении театрального дела, провозгласивший национализацию театра. Талантливые режиссеры — К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов, А. Я. Таиров и др, На сцене появилось молодое поколение талантливых актеров — Н. П. Баталов, Б. Н. Ливанов, Б. В. Щукин, С. М. Михоэлс и др.

(!)Появились первые в мире детские театры.

Музыка. А. К. Глазунова, М. М. Ипполитова-Иванова, А. Д. Кастальского, Р. М. Глиэра, М. Ф. Гнесина, К. Н. Игумнова, Л. В. Николаева и др., критиков и музыковедов В. Г. Каратыгина, А. В. Оссовского, Б. Ф. Астафьева, Б. Л. Яворского, М. В. Иванова-Борецкого.

В декрете СНК РСФСР «О Московской и Петроградской консерваториях» от 12 июля 1918 г. впервые определяется понятие «государственное музыкальное строительство». В ведение государства - Большой и Мариинский театры, Синодальное училище в Москве, консерватории, нотные издательства, фабрики музыкальных инструментов.

Кино. Получает значительное развитие киноискусство, расширяется его эмоциональное воздействие. Выпускаются первые игровые агитфильмы: «Уплотнение» (режиссер А. П.Пантелеев), «Восстание» (режиссер А. Е. Разумный) и др. В 1920 г. создана первая экранизация повести М. Горького «Мать». Широкое развитие -кинохроника экранизациям русской классики. В 1918—1919 гг. выходил периодический хроникальный советский киножурнал «Кинонеделя». В 1925 г. под руководством режиссера С. Эзенштейна создан один из лучших фильмов немого кино «Броненосец Потемкин». На Всемирной выставке в Париже в 1927 г. ему была присуждена высшая премия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1986; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.006 с.)