ТОП 10:

Проблемы, связанные с ролью искусства и литературы в жизни человека



Роли худо­жественной литературы в становле­нии лично­сти

М. Горький «Мои универ­ситеты»

Алёша, герой повести, считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяже­лейшие жизненные испытания, стать человеком..

Роли чте­ния в жизни человека

Р. Брэдбери ««451 по Фа­ренгейту».

Фантаст считал, что простой че­ловек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять про­центов он познает через книгу.

Р. Брэдбери «Воспомина­ния»

«Библиотеки меня воспитали. Я не верю колледжам и универси­тетам, а верю в библиотеки... Я получил образование в библио­теке, не в колледже».

Нравствен­ной ценно­сти худо­жественной литературы

Р. Брэдбери «451° по Фа­ренгейту»

В утопическом мире будущего нет социальных проблем. Они были побеждены уничтожением книг — ведь литература застав­ляет думать. Костры из художе­ственных произведений симво­лизируют гибель человеческой духовности, превращение лю­дей в заложников примитивной массовой культуры.

Ю. Бондарев «Редкий дар»

В своей статье писатель рассу­ждает о том, как с детства сказ­ки и стихи Корнея Ивановича Чуковского закладывают в чи­тателях великие качества чело­вечности: благородство, любовь к жизни, ненависть ко злу, тру­сости, жестокости.

В. Шукшин

«Литература должна помочь понять нам, что с нами проис­ходит.»

Роли живо­писи в жиз­ни человека

Б. Екимов «Музыка ста­рого дома»

Этюды Шишкина, Серова в Рус­ском музее помогли рассказчику увидеть красоту земли, людей, жизни.

Роли искусства в жизни человека человека

В. Тендряков «Свидание с Нефертити»

В романе автор рассуждает о том, что искусство — одно из великих средств воспитания души, стремящейся к добру и милосердию.

Сохранения культуры

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

Сменяются политические эпохи, но в нашей стране отношение власти к памятникам отечест­венной культуры, к церквам, музеям, библиотекам никогда не вселяло оптимизма. Экология культуры должна стать одной из важнейших задач современно­сти: ведь в ней истоки нравст­венности, без которой немыс­лим человек.

Р. Брэдбери «Улыбка»

Мальчик Том во время очеред­ной «культурной революции», рискуя жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он хочет сохранить его, чтобы впоследствии вер­нуть людям: Том верит, что на­стоящее искусство способно об­лагородить даже дикую толпу.

Взаимоот­ношений власти и личности, власти и художника

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Мастер в романе не создан для той жестокой борьбы, на кото­рую его обрекает общество и не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента бездарей и демаго­гов, захвативших «литературную ниву» и считающих её своей своей вотчиной. Они бездарны и потому ненавидят талантливых людей; у них, приспособленцев и холуев, страшную злобу вызыва­ет человек внутренне свободный, который говорит только то, что думает. И они стараются его уничтожить.

А.И. Герцен

«Сорока- воровка»

Главная героиня повести Ане- та — талантливая крепостная актриса богатого князя Сталин­ского. Один из фаворитов князя

Р. Брэдбери «Улыбка»

Мальчик Том во время очеред­ной «культурной революции», рискуя жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он хочет сохранить его, чтобы впоследствии вер­нуть людям: Том верит, что на­стоящее искусство способно об­лагородить даже дикую толпу.

Взаимоот­ношений власти и личности, власти и художника

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Мастер в романе не создан для той жестокой борьбы, на кото­рую его обрекает общество и не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента бездарей и демаго­гов, захвативших «литературную ниву» и считающих её своей своей вотчиной. Они бездарны и потому ненавидят талантливых людей; у них, приспособленцев и холуев, страшную злобу вызыва­ет человек внутренне свободный, который говорит только то, что думает. И они стараются его уничтожить.

А.И. Герцен

«Сорока- воровка»

Главная героиня повести Ане- та — талантливая крепостная актриса богатого князя Сталин­ского. Один из фаворитов князя Скалинского хотел сделать ее своей любовницей, но она отказала ему. В отместку негодяй устроил так, что у анеты отняли лучшие роли, заставили играть те, которые были чужды ее таланту. Князь- тиран сделал ее жизнь невыносимой, загубил ее.

Прочие проблемы

Добра и зла

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Зло, по Булгакову, не в имею­щих власть, не в правительстве, не в том или ином социальном устройстве, а в людях. Зло в том, что люди человечески сла­бы, ничтожны, трусливы, они не могут быть счастливыми. Как же победить зло? Для этого нужно прежде всего утвердить в обществе торжество принципа справедливости, то есть неот­вратимости разоблачения и на­казания непрофессионализма, недобросовестности, подлости, подхалимства, лжи. Однако окончательное добро могут вне­сти в мир лишь любовь и мило­сердие: именно их призывает положить в основу человеческих отношений и об­щественного устройства Булга­ков.

Личности и власти

М.Замятин «Мы»

Единое государство с его тоталитарной властью уничтожило личность в каждом: в стране нет людей, а есть «нумера», похожие на запрограммированных людей.

В. Тендряков «Суд»

Охотник Тетерин, человек му­жественный. совершает нравст­венное предательство. Он унич­тожает единственную улику, которая свидетельствует, что случайное убийство на охоте совершено крупным начальни­ком Дудыревым, а не фельдше­ром Митягиным. Суд оправды­вает Митягина, но убил человека Дудырев, и единствен­но, кто мог это доказать, был Тетерин. Но он дрогнул, не ска­зал правду и приговорил себя к мукам собственной совести

Недопус­тимости вмешатель­ства в есте­ственный ход вещей (опасности непроду­манных экспери­ментов)

М. Булгаков' «Собачье сердце»

Главный герой повести —- про­фессор Преображенский — за­думывает своеобразное сорев­нование с самой Природой. Его эксперимент фантастичен: соз­дать нового человека путем пе­ресадки собаке части человече­ского мозга. В результате сложнейшей операции появля­ется безобразное, примитивное существо, наглое и опасное. Ученый должен быть ответственен за свой экспери­мент, должен видеть последст­вия своих действий, понимать разницу между эволюционными изменениями и революционным вторжением в жизнь.

М. Булгаков «Роковые яй­ца»

Лабораторные эксперименты и открытия профессора Персикова, использованные в практи­ческой деятельности Рокком, дали непредвиденные и траги­ческие результаты: красный луч вызвал к жизни чудовищных га­дов, враждебных всему живому, убивающих и пожирающих его.

 

Бесчеловечности и бессмыс­ленности войны

Л.Н. Толстой «Севасто­польские рас­сказы»

«Война — противное человече­скому разуму и всей человече­ской природе событие», потому что она разрушает все понятия о добре и зле.

К. Воробьев «Убиты под Москвой»

Сцена страшной гибели роты кремлевских курсантов — это сцена ада, в котором нет места ничему живому.

М. Шолохов «Бахчевник»

Гражданская война разрушила все представления о морали и нравственности: Митька убил топором своего отца, Анисима Петровича, спасая брата- красноармейца.

М. Шолохов «Родинка»

Гражданская война стала причи­ной того, что атаман, семь лет от­сутствовавший на родине, убил единственного сына, Николку, не узнав его в красном комиссаре.

 

Проблема историче­ской памя­ти (сопри­частности к ходу исто­рии)

В. Распутин «Прощание с Матерой»

Лихорадочные действия по­жогщиков, спешащих покон­чить с Матерой, наталкиваются на неравнодушное отношение жителей деревни к своему про­шлому, к тем, кто жил до них на этой земле.

Проблема историче­ской памя­ти (сопри­частности к ходу исто­рии)

А.П. Чехов «Студент»

Перед Пасхой Иван Велико- польский, студент духовной семинарии, рассказывая случай­но встреченным женщинам евангельский эпизод о преда­тельском отречении Петра от Иисуса, видит, что реакция женщин необычна: они плачут о том далеком событии. Семина­рист понимает, что прошлое не­разрывно связано с настоящим непрерывной цепью событий.

В. Распутин «Поле Кули­ково»

На Куликовом поле Русь осво­бодилась от рабства, отстояла себя как самостоятельная нация, и герой очерка поразился тому, насколько близко и очевидно ему то, что происходило не­сколько веков назад. Он словно ощутил присутствие предков, свою связь с ними.

В. Солоухин

«Человек — явление социальное, национальное, историческое,... у него есть прошлое, настоящее и будущее. Без одного из этих сла­гаемых... его просто нет».

В. Солоухин «Письма из Русского му­зея»

Рассуждая о" реконструкции Мо­сквы, автор говорит, что «на месте большинства замечатель­ных, удивительных по красоте и бесценных по историческому значению древних памятников архитектуры теперь незастроен­ное, пустое место». Памятников архитектуры в Москве уничто­жено более четырехсот. Разру­шая старину, мы всегда обрыва­ем свои исторические корни, память о прошлом.

Нравственного выбора

В. Гюго «От­верженные»

Жан Вальжан сам обрекает себя на одиночество, уступив люби­мую Козетту Мариусу и добро­вольно устраняясь из ее жизни, чтобы не помешать ее счастью.

В. Быков «Сотников»

Во время войны, выполняя оче­редное задание командира парти­занского отряда, Сотников с че­стью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак становится предателем, спасая свою жизнь. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убежде­ний, его гражданская стойкость.

 

 


 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.176.85 (0.008 с.)