Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономические, политические,Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Духовные отношения в обществе
Экономические отношения в обществе функционируют на уровне производственных, маркетинговых, юридических структур. Они отражают общественное разделение труда и являются базовыми по отношению к политическим и духовным отношениям. Политика – это функционирование в равной мере и политической мысли, и волеизъявления тех или других классов и социальных групп общества. Недостаточно каким-либо идеям только промелькнуть в нескольких головах, надо, чтобы они получили социальную реализацию. Это сфера деятельности, связанная с отноше-ниями между классами, нациями, государствами и другими большими социальными группами. Поскольку объектом больших социальных групп общества является экономическая, социальная и политическая власть, то экономические интересы больше и чаще других выступают социальной причиной политических действий. Осуществление политической деятельности немыслимо без наличия определенной системы политической власти. Она представляет собой совокупность элементов, являющихся официально признанными исполнителями политической власти. Сюда входят государственный аппарат, политические партии, профсоюзы, различные общественные организации (церковь, поскольку в нашем обществе она отделена от государства, не входит в политическую организацию). Все это механизм, с помощью которого осуществляется политическая власть в обществе. Термин «власть» используется в самых различных ситуациях: может обозначать орган власти; человека, наделенного властью; си-лу, обеспечивающую подчинение и порядок в обществе. При этом на каждом конкретном историческом этапе развития власть обогащается новым содержанием, что приводит к изменению содержания понятия «власть». Власть в общем смысле понимается как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. Наиболее важным видом власти является политическая власть, то есть реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть реализуется для достижения определенных целей: 1) согласование социальных процессов, удовлетворение интересов людей, социальных групп в процессе социального производства; 2) поддержание устойчивого функционирования и развития социальной системы; 3) придание социальным отношениям определенной направленности в соответствии с целями общества или господствующих слоев; 4) осуществление принуждения в предусмотренных нормами случаях.
Виды и формы власти Эффективность власти связана с тем, как она воспринимается и отражается в сознании граждан, то есть от того, насколько она легитимна. Легитимность – это признание гражданами обоснованности и необходимости данной власти как законной. Легитимация власти зависит от того, на что она опирается, что является ее источником. Наиболее применяемой является классификация источников и легитимности политической власти, данная М. Вебером. Таким образом, возможны три вида власти: традиционная, харизматическая и рационально-легальная. Традиционная власть опирается на веру в ее священный характер, вечность, незыблемость. Действия лиц, осуществляющих такую власть, считаются правомочными, если они соответствуют традициям. Если лидер нарушает традиции, массы могут отказать в легитимности. Традиции также препятствуют произволу власти. Харизматическая власть основывается на личности вождя, которому приписываются сверхъестественные способности. Название этого типа власти происходит от греческого термина «харизма», означающего особое свойство, которое придает личности магическую силу. В своей деятельности харизматический лидер опирается не на традиции или законы, а на собственное предчувствие, энергию, ясновидение. Легальная власть возникает на том этапе исторического развития, когда в обществе сложились определенные нормы, регулирую-щие отношения господства и подчинения. Легальный тип власти характеризуется следующими признаками: наличием права, регулирующего все сферы общественной жизни; формированием социального управления как процесса применения права; существованием бюрократии как субъекта управления; наличием элиты как субъекта власти, деятельность которой ограничена правом; подчинением масс нормам права, которые они принимают. Все эти типы власти (традиционная, харизматическая, легальная) не существуют в чистом виде, в жизни власть представляет собой различные сочетания их элементов в зависимости от конкретной исторической обстановки. Духовные отношения сконцентрированы на вопросах души, духа, веры, жизни после смерти, спасения души, милосердия, бескорыстного служения Богу и людям, любви. Они могут осуществляться в религиозной и светской формах. Индивидуальная душа ищет в духовности успокоение и уверенность в правильности избранного праведного пути. Она стремится к традициям народа и определенной религиозной конфессии. Душа народа формируется тысячелетиями и включает этнофольк-лорную, патриотическую, моральную основу.
Материальное производство И производственно-технологические отношения
Материальное производство структурно состоит из производительных сил общества и производственных отношений. Производительные силы общества включают человеческий, инст-рументально-технический, природно-ресурсный, товарно-потребитель-ский факторы. Человеческий фактор представляют менеджеры, инженеры, технические специалисты, маркетологи, специалисты в области логистики, программирования, рабочие. Инструментально-технический фактор актуализирован промышленной революцией в Англии (ХVIII в.) и характеризуется изобретением и активным использованием машин в технологических процессах, поскольку техника способствует росту производительности труда, повышает качество изделий, позволяет регулировать объемы производства (АСУ). Природно-ресурсный фактор обозначает актуальность материальной составляющей в производственных процессах (нефть, газ, руды, уголь, строительное сырье). Товарно-потребительский фактор акцентирован на рыночных функциях производственных изделий. Для производителя (человеческого фактора) в условиях насыщенного артефактами мирового рынка важно владеть навыками обратной связи с потребителями. Реализация продукции стала важнейшей задачей производительных сил общества. Для ее решения используется потенциал производственных отношений (юридических, технологических, психологических). Если производственные отношения не соответствуют требованиям производительных сил, то они модернизируются. Культура и цивилизация
Культура в широком смысле слова (от лат. cultura – возделывание, воспитание, развитие) – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях. Культура в узком смысле слова – это сфера духовной жизни людей. Это понятие употребляется для характеристики определенной исторической эпохи, конкретного общества, нации, специфической формы деятельности. В. Межуев дает деятельностно-динамическое определение культуры. Исходя из данного подхода, структура культуры включает в себя: 1) деятельность по созданию ценностей; 2) материальные и духовные ценности; 3) саморазвитие человека, которое происходит как в процессе создания ценностей, так и в процессе их освоения. Культура – это специфическая человеческая деятельность, выраженная в материальных и духовных ценностях, а также в степени воплощения духовного опыта человечества в индивидуальном опыте человека. Ж.-П. Сартр писал: «Культура – это зеркало, в которое смотрится человек». Культура – это саморефлексия человека и человечества, возникшая на основе творческой деятельности человека по созданию материальных и духовных ценностей, ведущих в своей совокупности к саморазвитию человека. По М. Хайдеггеру «культура – реализация духовных ценностей путем высших человеческих достоинств». Согласно В.С. Степину, «культура – это совокупность информационных кодов, хранящих и транслирующих социально-духовный опыт человечества». Особенности культуры: 1. Культура – это небиологическая деятельность человека, выражающая его сущностные силы. Общество не может жертвовать отдельной человеческой единицей ради прогресса общества, иначе возникает возможность тоталитарного общества. Не может быть прогресс построен «на хотя бы одной слезинке ребенка» (Ф. Достоевский, В. Соловьев). 2. Культура – мера развития человечности. К. Маркс писал: «Толь-ко в процессе усвоения культуры естественные человеческие свойства становятся собственно человеческими». 3. Культура выполняет важнейшую адаптационную функцию. Эта функция возникла с первыми наскальными рисунками, с первыми религиозными обрядами. 4. Культура выполняет также образовательную, воспитательную, познавательную и регулирующие функции. По Г. Маркузе «культура выполняет репрессивную функцию по отношению к недостаточно обузданным действиям человека, чтобы защитить общество от деструктивных действий отдельных индивидов». Среда культуры: 1. Экономический уровень. 2. Социальная развитость. 3. Уровень политической организации общества, отражающий ме-ру свободы индивида. 4. Духовно-нравственная атмосфера общества. Цикл культуры включает в себя следующие составляющие:
социум культурная жизнь СМИ
творцы ценности учреждения культуры культуры культуры
Структура цивилизации и основные этапы ее развития Определения цивилизации: 1. Синоним культуры. 2. Общество на определенной стадии развития. 3. Уровень развития общества в целом. 4. Совокупность технологических достижений человечества. Согласно теории Энгельса–Моргана можно выделить три этапа развития общества: 1) дикость; 2) варварство; 3) цивилизация.
Этап цивилизации включает в себя: а) рабовладельческое общество; б) аграрно-феодальную цивилизацию; в) цивилизацию буржуазного типа. В теории Освальда Шпенглера (1880–1936), которую он изложил в своем знаменитом сочинении «Закат Европы», говорится, что общество проходит два этапа в своем развитии: 1) этап восхождения, связанный с нарастанием духовности – это этап «собственно культуры»; 2) этап нисхождения, связанный с новыми технологиями, урбанизацией городов, нарастание противоречий между странами, войнами – этап цивилизации. На этапе цивилизации происходит «окостенение жизни». Не происходит ничего принципиально нового, что ведет к застою и распаду культуры. Шпенглер отождествлял культуру с жизнью биологического организма. Все культуры проходят три фазы развития: 1) рождение и детство; 2) молодость и зрелость; 3) старость и закат. Этап цивилизации – это «старость и закат» общества. Шпенглер говорил, что бессмысленно говорить о человечестве в целом, надо изучать отдельные культуры. Шпенглер выделял восемь культур: 1. Египетская. 2. Индийская. 3. Вавилонская. 4. Китайская. 5. Греко-римская. 6. Византийско-арабская. 7. Майя. 8. Русско-сибирская. Цивилизация – это системная характеристика общества в единстве его социокультурного развития, выражающая специфическое отличие данного общества от других этнических образований. Структура цивилизации: 1) технологический базис; 2) экономический базис; 3) гражданское общество; 4) вся гамма социокультурного развития общества (семья, нация и т.д.). Цивилизация – это степень реализации культуры во всех сферах жизни общества. Этапы развития цивилизации связаны с социотехническими революциями: 1. Этап перехода от общества собирательного типа, ведущего полудикий образ жизни, к аграрной цивилизации. Этот этап связывают с неолитической революцией, т.е. переходом к «производящему» обществу. Он включает в себя первобытное, рабовладельческое, феодальное общество. 2. Промышленная революция XVIII в. и становление буржуазного общества привели к индустриальной цивилизации. 3. 40–50-е гг. XX в. связаны с научно-технической революцией и переходом к постиндустриальной цивилизации. На смену постиндустриальному обществу идет информационное общество.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.134.65 (0.012 с.) |