Коэффициент 1/rr называют банковским мультипликатором или депозитным мультипликатором. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коэффициент 1/rr называют банковским мультипликатором или депозитным мультипликатором.



Денежная база (деньги повышенной мощности, резервные деньги) – это наличность вне банковской системы, а также резервы коммерческих банков, хранящиеся в ЦБ.

Наличность является непосредственной частью предложения денег, тогда как банковские резервы влияют на способность банков создавать новые депозиты, увеличиваю предложение денег.

МВ = С + R, где

МВ – денежная база;

С – наличность;

R – резервы.

Мs = С + D, где

D – депозиты до востребования.

Денежный мультипликатор (m) – это отношение предложения денег к денежной базе.

m = Ms / MB => Ms = m ´ MB

 

Денежный мультипликатор можно представить через отношение наличность-депозиты сr (коэффициент депонирования) и резервы-депозиты rr (норму резервирования):

 

m = Ms / MB = C+D / C+R

 

Разделим почленно числитель и знаменатель правой части уравнения на депозиты D и получим:

 

M = cr + 1 / cr + rr,

 

где cr = C/D,

 

rr = R / D

 

Величина сr определяется поведением населения, решающего, в какой пропорции будут находиться наличность и депозиты. Отношение rr зависит от нормы обязательных резервов, которые коммерческие банки предполагают держать сверх необходимой суммы.

Теперь предложение денег можно представить как

 

Ms = (cr + 1 / cr + rr) x MB

 

Таким образом, предложение денег прямо зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора. Денежный мультипликатор показывает, как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу.

 

Инструменты денежной политики корректируют величину денежной массы, воздействуя либо на денежную базу, либо на мультипликатор. Выделяют три главных инструмента денежной политики, с помощью которых ЦБ осуществляет косвенное регулирование денежно-кредитной сферы:

1. Изменение учетной ставки (или ставки рефинансирования), т.е. ставки, по которой ЦБ кредитует коммерческие банки.

2. Изменение нормы обязательных резервов, т.е. минимальной доли депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде резервов (беспроцентных вкладов) в ЦБ.

3. Операции на открытом рынке: купля или продажа ЦБ государственных ценных бумаг (используется в странах с развитым фондовым рынком).

ЦБ не может полностью контролировать предложение денег, поскольку, например:

1. Коммерческие банки сами определяют величину избыточных резервов (они входят в состав R), что влияет на отношение rr и, соответственно, на мультипликатор.

2. ЦБ не может точно предусмотреть объем кредитов, которые будут выданы коммерческим банком.

3. Величина сr определяется поведением населения.

 

13,1

Деньги – вид финансовых активов, который может быть использован для сделок.

Наиболее характерная черта денег – их высокая ликвидность, т.е. способность быстро и с минимальными издержками обмениваться на любые другие виды активов.

Основные функции денег:

1) средство обмена;

2) мера стоимости (измерительный инструмент для сделок);

3) средство сбережения или накопления богатства.

Количество денег в стране контролируется государством (монетарная или денежная политика), на практике эту функцию выполняет ЦБ. Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты:

М0 – наличные деньги;

М1 – М0 плюс депозиты до востребования, дорожные чеки и прочие чековые депозиты;

М2 – М1 плюс нечековые сберегательные депозиты, срочные вклады (до 100 000 долл), однодневные соглашения об обратном выкупе и др.;

МЗ – М2 плюс срочные вклады свыше 100 000 долл., срочные соглашения об обратном выкупе, депозитные сертификаты и т.п.;

L – МЗ плюс ценные бумаги.

В макроэкономическом анализе чаще других используются агрегаты М1 и М2, а также показатели М0 и показатель «квази-деньги» (QМ).

QМ = М2 - М1

13,2=3.1

14,1

Совершенная конкуренция

На рынке совершенной конкуренции расщепление экономической власти максимально и механизмы конкуренции работают в полную силу. Здесь действуют множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания своей воли потребителям.

Условия совершенной конкуренции

1. Однородность продукции. Это означает, что продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы (являются полными товарами – субститутами). В этих условиях ни один покупатель не пожелает платить гипотетической фирме цену, большую, чем заплатит ее конкурентам. Так как товары одинаковы, покупателям безразлично, у какой фирмы их приобретать, и они останавливают свой выбор на самых дешевых. Условие однородности означает, что разница в ценах – единственная причина, по которой покупатель может предпочесть одного продавца другому.

2. Малые размеры и многочисленность субъектов рынка. При совершенной конкуренции ни продавцы, ни покупатели, не влияют на рыночную ситуацию, т.к. на рынке действует большое число мелких продавцов и покупателей. При этом совершаемые потребителем покупки (или продавцом продажи) настолько малы по сравнению с совокупным объемом рынка, что решение понизить или повысить их объемы не создает ни излишков, ни дефицитов.

3. Отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе из него. Это означает, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой. Покупатели свободно меняют свои предпочтения при выборе товаров, а продавцы легко переключают производство на выпуск более прибыльных продуктов.

4. Совершенная информация. Информация о ценах, технологиях и вероятной прибыли свободно доступна для всех. У фирм есть возможность быстро и рационально реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемы ресурсов. Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. То есть решения принимаются фирмой в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации.

Прямым следствием выполнения критерия совершенной конкуренции является то, что средний доход АR при любом объеме выпуска равен одной и той же величине – цене товара и что на этом же уровне всегда находится предельный доход МR.

Так, если установившаяся на рынке цена батона хлеба равна 3 руб., то действующий как совершенный конкурент хлебный ларек принимает ее вне зависимости от объема продаж. В этих условиях каждый дополнительно проданный батон принесет ларьку 3 руб. (предельный доход). Таким образом, устанавливается равенство АR = МR = Р. Поэтому кривая спроса на продукцию отдельного предприятия в условиях совершенной конкуренции является одновременно и кривой его средней и предельной выручки.

Что касается общего дохода предприятия TR, то он изменяется пропорционально изменению выпуска продукции и в том же самом направлении. То есть существует прямая, линейная зависимость ТR = РQ. Если ларек в нашем примере продал 100 батонов по 3 руб., то его выручка, естественно, составит 300 руб.

Несовершенная конкуренция

При несовершенной конкуренции расщепление экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует.

монополистическая конкуренция. На рынке действует множество фирм, причем среди них либо вообще нет крупных, либо они не имеют решающих преимуществ над мелкими и соседствуют с ними. Барьеры на пути проникновения на такой рынок сравнительно не высоки: чтобы открыть мастерскую по выпуску мягкой мебели или модную парикмахерскую, большие капиталы не нужны, и конкурентам трудно воспрепятствовать этому. Незатруднителен обычно и уход с рынка -всегда находятся покупатели, готовые купить небольшое дело.

Черты монополистической конкуренции:

Малые размеры и многочисленность фирм.

2. Дифференциация продукции. Выпускаемый каждой фирмой товар чем-то отличается от изделий других компаний. Любой производитель занимает своеобразное положение «мини-монополиста» (единственного производителя конкретной узкой разновидности данного продукта) и обладает известной властью на рынке.

Факторы дифференциации продуктов:

- качественные различия;

- различия в сервисе;

- различия в рекламе.

Дифференциация продукции как барьер входа на рынок.

Несовершенная информация.

олигополия (господство немногих). Этот термин применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм (3-8), отдельные из которых контролируют значительную долю рынка (более 50%).

Черты олигополии:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.013 с.)