По специальностям 080502 –«экономика и управление на предприятии (в машиностроении)», 080507 – «менеджмент организации», 080111 – «маркетинг» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По специальностям 080502 –«экономика и управление на предприятии (в машиностроении)», 080507 – «менеджмент организации», 080111 – «маркетинг»



УТВЕРЖДАЮ

Ректор университета

____________ А.В. Лагерев

«___» ____________ 2010г.

 

Логистика

 

выбор поставщика

 

Практикум

для студентов всех форм обучения

По специальностям 080502 –«Экономика и управление на предприятии (в машиностроении)», 080507 – «Менеджмент организации», 080111 – «Маркетинг»

 

 

Брянск 2010


ББК 60.6

 


Логистика. Выбор поставщика [Текст] + [Электронный ресурс]: практикум для студентов всех форм обучения по специальностям 080502 –«Экономика и управление на предприятии (в машиностроении)», 080507 – «Менеджмент организации», 080111 – «Маркетинг». - Брянск: БГТУ, 2010.- 19 с.

 

Разработали:

Л.А. Карабан, к.т.н., доц.,

А.В. Осипов, к.т.н., доц.

 

Рекомендовано кафедрой «Экономика и менеджмент» БГТУ (протокол №3 от 18.11.10)

 

 

Научный редактор Д.В. Ерохин

Редактор издательства Т.И.Королева

Компьютерный набор Л.А.Карабан, Аношко Г.В.

 

 

Темплан 2010 г., п. 323

 

Подписано в печать 15.12.10 Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная.

Офсетная печать. Усл.печ.л. 1,1 Уч.-изд.л. 1,1 Тираж 20 экз.

Заказ ___


Издательство Брянского государственного технического университета

241035, Брянск, Бульвар 50-летия Октября, 7, БГТУ. Тел 58-82-49

Лаборатория оперативной полиграфии БГТУ, ул. Институтская, 16.


Предисловие

 

Практикум содержит основные понятия и порядок решения одной из практических задач закупочной логистики – выбор поставщика.

Практическое использование материалов практикума позволит получить навыки по реализации процедуры работы с поставщиками материальных и других ресурсов, что необходимо для обеспечения нормального функционирования различных организаций и предприятий. Поможет студенту выполнить конкретное прикладное задание и избежать ряда трудностей, которые возникают у широкого круга снабженцев - практиков логистической сферы деятельности.

Главная цель предлагаемого практикума заключается в том, чтобы методику по выбору поставщика представить в форме, пригодной для практического применения. Именно с этой целью рассматриваемая теория, сопровождается вычислительной процедурой.

 

Порядок выполнения практикума:

1. После освоения основ темы, проработки готовых решений и их критического анализа, студент выполняет первое задание, которое определено в п.2.практикума.

2. Далее студент должен самостоятельно выполнить следующее задание (п.3) по формированию модели, которая в автоматическом режиме позволит обработать данные о любом количества поставщиков, подавших заявки на тендер. Модель должна быть создана в среде Microsoft Excel и будет использована в деловой игре по выбору поставщика. Выполненные задания оформляются в виде отчета (в рукописной или печатной форме), дублируются электронной формой и сдаются руководителю на проверку.


ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из основных проблем, возникающих при закупке товара, является выбор поставщика. Важность ее объясняется не только тем, что на современном рынке функционирует большое количество поставщиков одинаковых товаров, но главным образом тем, что поставщик должен быть надежным партнером фирмы в реализации ее логистической стратегии.

Данная задача чаще всего находится в компетенции отдела закупок, или снабжения. При ее решении необходимо анализировать каждый вариант, оценивать его по различным критериям, устанавливать степень соответствия предлагаемых товаров, работ, услуг (ТРУ) потребностям предприятия.

Существует целый ряд различных методов выбора поставщика, каждый из которых применяется в определенной ситуации в соответствии с возможностями предприятия, его целями и критериями, на которые оно ориентируется.

При осуществлении процедуры выбора поставщика необходимо учитывать порядок основных этапов выбора поставщика.

Этими этапами являются:

1.Определение потребностей в ресурсах, в соответствии с требованиями потребителей (по номенклатуре, весу, цвету, размерам, параметрам поставок и т.п.).

2. Решение – «Make or Buy» (MOB или МОБ) – «сделать или купить».

3. Определение типов закупок (установившиеся, модифицируемые, новые) и вида рынка (монополистический, олигополистический, высококонкурентный).

4. Выявление потенциальных поставщиков (создание базы данных с последующим постоянным обновлением).

5. Анализ потенциальных поставщиков и проведение процедуры выбора победителя (конкурс, аукцион, запрос котировок).

6. Осуществление процедуры поставки ресурсов поставщиком.

7. Контроль и анализ осуществления закупок (мониторинг).


I. методы выбора поставщика

Процесс закупки представляет собой ряд действий, в котором значимым звеном является проблема выбора поставщика. Актуальность этой проблемы подтверждена значительной возможностью выбора товаров и поставщиков на рынке, а также как правило, большой вероятность ненадежности соблюдения последующих договорных отношений.

Выбор метода оценки поставщиков -одна из наиболее важных задач фирмы, если предприятие не производит требуемое изделие собственными силами. На их выбор существенное влияние оказывают предыдущий опыт работы по уже заключённым договорам. Для этого разрабатывается политика оценок при выборе поставщиков, позволяющая относительно надёжно выбрать их.

Рассмотрим наиболее часто применяемые методы при выборе поставщиков.

Метод рейтинговых оценок

Суть метода состоит в использовании совокупности критериев. Для каждого поставщика выстраивается система оценок по выбранным критериям. Рейтинг находится в результате произведения оценки на вес критерия. Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирования произведений значимости критерия на его оценку для данного поставщика. Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера.

Разновидность метода – балльная оценка. Значение рейтинга поставщика определяется путем суммирования произведения значений критерия на его экспертную балльную оценку.

Существует и другая разновидность этого метода - расчет негорейтинга (негативного рейтинга) поставщика, причем здесь наименьшему итоговому значению негорейтинга соответствует наилучший поставщик. Подробнее этот метод будет рассмотрен в практикуме ниже

Основными считаются стоимость ТРУ и их качество.

Кроме основных критериев выбора поставщика существуют и прочие критерии, количество которых может быть достаточно велико. Так, транспортные расходы тоже находятся в поле зрения организации снабжения. Принимаются во внимание не только дальность перевозок, но и вид транспорта, скорость доставки, партионность грузов, способ упаковки, метод разгрузки.

Существует более 60-ти различных критериев выбора поставщика. В данном пособии это используется в пример выполнения работы.

Метод оценки затрат

Называют этот метод также стоимостным или затратно - коэффициентным методом.

Если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку.

Стоимость приобретения включает в себя цену продукции или услуг и не имеющую денежного выражения прочую стоимость, к которой можно отнести, например, изменение имиджа организации, социальную значимость сферы деятельности фирмы, перспективы роста и развития производства и т.п.

Важнейшим элементом в политике закупок является анализ цены приобретаемых товаров. Для этого используют различные виды расчетов:

o простой метод калькуляции (общие издержки/произведенная продукция);

o калькуляция по эквивалентным показателям (издержки дробятся по отдельным статьям и берутся усредненно);

o постоянная калькуляция (точный учет издержек по каждой операции).

При анализе цен учитывается также дополнительные работы и услуги, например, проведение консультаций, подготовка документации, упаковка, таможенные пошлины, транспортировка и т.д.

При использовании метода весь процесс снабжения делится на несколько миссий (разные варианты), для каждой из которых тщательно рассчитываются все расходы.

Этот метод достаточно трудоемкий, длительный и дорогой, требует большого количества информации.

 

 

В целом целевой стратегией в области закупок является надежное обеспечение производственных подразделений фирмы качественными материальными ресурсами, необходимыми для выполнения производственного графика, который составляется в соответствии с маркетинговой стратегией, и опирается на решение следующих задач:

1) соблюдение обоснованных сроков закупки сырья и материалов;

2) обеспечение точного соответствия между объемом поставок и потребностями в них;

3) соблюдение требований производства по качеству сырья и материалов.

II. ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ.

Таблица 2

Данные о динамике поставки товаров ненадлежащего качества

Поставщик Количество товара ненадлежащего качества, поставленного в течение месяца, ед.
в январе в феврале
     
     

Таблица 3

Данные о динамике нарушений поставщиками установленных сроков поставок

  Месяц Поставщик
первый второй
Кол-во поставок, ед. Всего опозданий, дн. Кол-во поставок, ед. Всего опозданий, дн.
Январь        
Февраль        

 

Таблица 4

Значение критериев при оценке поставщиков

Показатель Вес показателей для поставщиков
  Для первого Для второго
Цена 0,4 0,5
Качество товара 0,4 0,3
Надежность поставки 0,2 0,2

Решение

Таблица 5

III.ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ

Задание1. Исходные данные по вариантам в соответствии с рис.1, приведены в табл.10

       
   


Вариант №№ Таблица 1

Таблица 2 Таблица 4

Д инамика поставки некачественных товаров Значение критериев при оценке поставщиков

Поставщик Кол-во товара ненадлежащего качества, поставленного в течение месяца, ед.   Показатель Вес показателей
  Поставщик
  первый второй
в январе в феврале   Цена K1a K1b
  D11 D12   Качество товара K2a K2b
  D21 D22   Надежн-ть поставки K3a K3b

Таблица 3

Данные о динамике нарушений поставщиками установленных сроков поставок

  Месяц Поставщик
первый второй
Кол-во поставок, ед. Всего опозданий, дн. Кол-во поставок, ед. Всего опозданий, дн.
Январь P11 Z11 P21 Z21
февраль P12 Z12 P22 Z22

Рис.1. Месторасположение переменных для выполнения задания по расчёту рейтинга поставщиков


Таблица 10

№№ Пара- мет-ры В А Р И А Н Т Ы В Ы П О Л Н Е Н И Я
                                           
  A11                                            
  B11                                            
  A12                                            
  B12                                            
  Ca11                                            
  Cb11                                            
  Ca12                                            
  Cb12                                            
  A21                                            
  B21                                            
  A22                                            
  B22                                            
  Ca21                                            
  Cb21                                            
  Ca22                                            
  Cb22                                            
  D11                                            
  D12                                            
  D21                                            
  D22                                            
  K1a 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
  K2a 0,35 0,35 0,35 0,35 0,35 0,35 0,35 0,35 0,35 0,35 0,35 0,35 0,35 0,35 0,35 0,35 0,35 0,35 0,35 0,35 0,35 0,35
  K3a 0,15 0,15 0,15 0,15 0,15 0,15 0,15 0,15 0,15 0,15 0,15 0,15 0,15 0,15 0,15 0,15 0,15 0,15 0,15 0,15 0,15 0,15
  K1b 0,6 0,5 0,6 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,6 0,5 0,6 0,5 0,5 0,5 0,5
  K2b 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3
  K3b 0,1 0,2 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2
  P11                                            
  Z11                                            
  P21                                            
  Z21                                            
  P12                                            
  Z12                                            
  P22                                            
  Z22                                            
                                                 

Задание 2. Выполнить формирование модели по выбору, поставщика, которая в автоматическом режиме позволит обработать данные о любом количестве поставщиков, подавших заявки на тендер.

Модель должна быть создана в среде Microsoft Excel и в дальнейшем будет использована в деловой игре по выбору поставщика.

Пример создания модели приведен в табл.11.

Таблица 11

Расчётная таблица по выбору поставщика

 

Критерии П1 А1 П2 А2 П3 А3 П4 А4 Вес крите- рия, % Балльность
  Цена     0,56   0,7   0,61   0,51   -
Качество   0,1   0,1   0,05   0,05   2 – высокое 4 – среднее 8 – низкое
Упаковка   0,1   0,1   0,10   0,10   2 – тип1 4 – тип2 8 – тип3
График платежа   0,025       0,05   0,03   2 – после поставки 4 – в срок 8 – аванс
График поставки   0,05   0,1   0,05   0,05   2 – месяц 4 – квартал 8 – год
  всего   ΣА1 0,835 ΣА2   ΣА3 0,86 ΣА4 0,74    
МЕСТО   II   IV   III   I    

 

В табл.11 использована формула для расчёта рейтинга

R1 = ΣА1; R2 = ΣА2; R3 = ΣА3; R4 = ΣА4,

где Аi = (Значение критерия для i –го поставщика/Максимальное значение критерия по j – критерию)·Вес j - го критерия

В данном случае использован метод негорейтинга выбора поставщика.

 

СПИСОК использованной

И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Альбеков, А.У.Коммерческая логистика: учеб. пособие / А. У. Альбеков, О. А. Митько. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 412с.

2. Гаджинский, А.М. Логистика: учебник для студентов высших учебных заведений. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 408 с.

3. *Гаджинский, А.М.Практикум по логистике / А. М. Гаджинский. - 2-е изд.,перераб.и доп. - М.: Маркетинг, 2001. - 178с.

4. Голиков, Е.А.Оптовая торговля. Менеджмент. Маркетинг. Логистика. Финансы. Безопасность: учеб.-практ. пособие / Е. А. Голиков. - М.: Экзамен, 2004. - 270 с.

5. Гриневич, М.Н. Логистика: учеб. пособие для вузов. Ч.1: Основы логистики / М. Н. Гриневич, В. И. Похабов, А. М. Темичев. - Минск: ВУЗ-ЮНИТИ, 2001. - 219с.

Дятлов, А.Н. Оптимизация маркетингового бюджета фирмы с использованием моделей S-образных кривых функций спроса/ А.Н. Дятлов, С.Ю. Артамонов. Экономический журнал Высшей школы экономики. – 1999. - № 4.

7. Зеваков, А.М. Логистика материальных запасов и финансовых активов. – СПб.: Питер, 2005. – 352 с.:ил. – (Серия «Практика менеджмента»).

УТВЕРЖДАЮ

Ректор университета

____________ А.В. Лагерев

«___» ____________ 2010г.

 

Логистика

 

выбор поставщика

 

Практикум

для студентов всех форм обучения

по специальностям 080502 –«Экономика и управление на предприятии (в машиностроении)», 080507 – «Менеджмент организации», 080111 – «Маркетинг»

 

 

Брянск 2010


ББК 60.6

 


Логистика. Выбор поставщика [Текст] + [Электронный ресурс]: практикум для студентов всех форм обучения по специальностям 080502 –«Экономика и управление на предприятии (в машиностроении)», 080507 – «Менеджмент организации», 080111 – «Маркетинг». - Брянск: БГТУ, 2010.- 19 с.

 

Разработали:

Л.А. Карабан, к.т.н., доц.,

А.В. Осипов, к.т.н., доц.

 

Рекомендовано кафедрой «Экономика и менеджмент» БГТУ (протокол №3 от 18.11.10)

 

 

Научный редактор Д.В. Ерохин

Редактор издательства Т.И.Королева

Компьютерный набор Л.А.Карабан, Аношко Г.В.

 

 

Темплан 2010 г., п. 323

 

Подписано в печать 15.12.10 Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная.

Офсетная печать. Усл.печ.л. 1,1 Уч.-изд.л. 1,1 Тираж 20 экз.

Заказ ___


Издательство Брянского государственного технического университета

241035, Брянск, Бульвар 50-летия Октября, 7, БГТУ. Тел 58-82-49

Лаборатория оперативной полиграфии БГТУ, ул. Институтская, 16.


Предисловие

 

Практикум содержит основные понятия и порядок решения одной из практических задач закупочной логистики – выбор поставщика.

Практическое использование материалов практикума позволит получить навыки по реализации процедуры работы с поставщиками материальных и других ресурсов, что необходимо для обеспечения нормального функционирования различных организаций и предприятий. Поможет студенту выполнить конкретное прикладное задание и избежать ряда трудностей, которые возникают у широкого круга снабженцев - практиков логистической сферы деятельности.

Главная цель предлагаемого практикума заключается в том, чтобы методику по выбору поставщика представить в форме, пригодной для практического применения. Именно с этой целью рассматриваемая теория, сопровождается вычислительной процедурой.

 

Порядок выполнения практикума:

1. После освоения основ темы, проработки готовых решений и их критического анализа, студент выполняет первое задание, которое определено в п.2.практикума.

2. Далее студент должен самостоятельно выполнить следующее задание (п.3) по формированию модели, которая в автоматическом режиме позволит обработать данные о любом количества поставщиков, подавших заявки на тендер. Модель должна быть создана в среде Microsoft Excel и будет использована в деловой игре по выбору поставщика. Выполненные задания оформляются в виде отчета (в рукописной или печатной форме), дублируются электронной формой и сдаются руководителю на проверку.


ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из основных проблем, возникающих при закупке товара, является выбор поставщика. Важность ее объясняется не только тем, что на современном рынке функционирует большое количество поставщиков одинаковых товаров, но главным образом тем, что поставщик должен быть надежным партнером фирмы в реализации ее логистической стратегии.

Данная задача чаще всего находится в компетенции отдела закупок, или снабжения. При ее решении необходимо анализировать каждый вариант, оценивать его по различным критериям, устанавливать степень соответствия предлагаемых товаров, работ, услуг (ТРУ) потребностям предприятия.

Существует целый ряд различных методов выбора поставщика, каждый из которых применяется в определенной ситуации в соответствии с возможностями предприятия, его целями и критериями, на которые оно ориентируется.

При осуществлении процедуры выбора поставщика необходимо учитывать порядок основных этапов выбора поставщика.

Этими этапами являются:

1.Определение потребностей в ресурсах, в соответствии с требованиями потребителей (по номенклатуре, весу, цвету, размерам, параметрам поставок и т.п.).

2. Решение – «Make or Buy» (MOB или МОБ) – «сделать или купить».

3. Определение типов закупок (установившиеся, модифицируемые, новые) и вида рынка (монополистический, олигополистический, высококонкурентный).

4. Выявление потенциальных поставщиков (создание базы данных с последующим постоянным обновлением).

5. Анализ потенциальных поставщиков и проведение процедуры выбора победителя (конкурс, аукцион, запрос котировок).

6. Осуществление процедуры поставки ресурсов поставщиком.

7. Контроль и анализ осуществления закупок (мониторинг).


I. методы выбора поставщика

Процесс закупки представляет собой ряд действий, в котором значимым звеном является проблема выбора поставщика. Актуальность этой проблемы подтверждена значительной возможностью выбора товаров и поставщиков на рынке, а также как правило, большой вероятность ненадежности соблюдения последующих договорных отношений.

Выбор метода оценки поставщиков -одна из наиболее важных задач фирмы, если предприятие не производит требуемое изделие собственными силами. На их выбор существенное влияние оказывают предыдущий опыт работы по уже заключённым договорам. Для этого разрабатывается политика оценок при выборе поставщиков, позволяющая относительно надёжно выбрать их.

Рассмотрим наиболее часто применяемые методы при выборе поставщиков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.107 с.)