Классический подход к функции спроса на деньги. Количественная теория. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классический подход к функции спроса на деньги. Количественная теория.



Деньги — специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.

СПРОС НА ДЕНЬГИ - количество денег, которое хотело бы иметь население и государство для удовлетворения своих потребностей. Спрос на деньги включает: 1) текущий спрос - потребность покрытия текущих расходов, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности субъектами экономики; 2) отложенный спрос, обусловленный необходимостью покрытия будущих затрат за счет накопления и сбережения денег. Отложенный спрос обусловлен периодичностью получения денег и необходимостью покрытия расходов, превышающих текущие доходы; 3) спекулятивный спрос, обусловленный ожиданием изменения доходности альтернативных денежных инструментов.

Классическая количественная теория денег представлена в виде формулы:

М х V = Р х Q,

где М — количество денег, находящихся в обращении; V — скорость обращения одной денежной единицы в среднем за год; Р - уровень цен; Q - физический объем товаров.

Отсюда следует, что величина спроса на деньги зависит от следующих основных факторов: а) скорости обращения денег (чем выше скорость обращения денег, тем меньше при прочих равных условиях спрос на деньги); б) абсолютного уровня цен (чем выше уровень цен, тем выше спрос на деньги, и наоборот); в) уровня реального объема производства (с ростом производства увеличивается количество сделок, следовательно, увеличивается спрос на деньги).

При условии постоянства V изменение количества денег в обращении (М) должно вызвать пропорциональное изменение номинального ВНП (PY). Но, согласно классической теории, реальный ВНП (Y) изменяется медленно и только при изменении величины факторов производства и технологии. Можно предположить, что Y меняется с постоянной скоростью, а на коротких отрезках времени - постоянен. Поэтому колебания номинального ВНП будут отражать главным образом изменения уровня цен.

 

ВЛИЯНИЕ ЦЕНОВЫХ И НЕЦЕНОВЫХ ФАКТОРОВ НА СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Совокупное предложение (AS) - масса всех произведенных товаров, работ и услуг, вынесенных на рынок или готовых к продаже. Кривая совокупного предложения - показывает уровень реальною объема производства при каждом возможном уровне цен. Кривая AS направлена вправо вверх. Чем выше уровень цен (Р), тем-больше стимулы для производства дополнительного количества товаров (Q) и предложения их для продажи, т.е. характерен закон увеличения предложения. Кривая имеет положительный наклон. Кривая совокупного предложения отображает динамику затрат производства на единицу продукции в связи с изменением уровня цен. Для краткосрочного периода (несколько месяцев или лет) кривая совокупного предложения имеет вид как на рисунке. Для долгосрочного периода (несколько лет, десятилетий) кривая совокупного предложения выглядит как вертикальная линия, перпендикулярная оси абсцисс. Это означает, что повышение цен не вызывает увеличение объёма национального производства в долгосрочном периоде. Кривая совокупного спроса в основном зависит от потенциального объёма производства. Потенциальный объём ВНП это такой реальный объём ВНП, который производится в стране при условиях полной занятости, т.е. когда фактическая норма безработицы приравнивается к естественному уровню безработицы (около 6%). Кривая совокупного предложения состоит из трёх сегментов: 1) кейнсианский (горизонтальный); 2) промежуточный (отклоняющийся вверх); 3) классический (вертикальный). На кейнсианском отрезке уровень цен остается неизменным, но НД увеличивается. Этот отрезок характерен для экономики находящейся в депрессии, т.е. не используются дополнительные мощности и дополнительные трудовые ресурсы (неполная занятость). На вертикальном или классическом отрезке национальный продукт остается постоянным на «уровне полной занятости», а уровень цен изменяется. Промежуточный отрезок, когда изменяются и реальный объём национального производства и уровень цен; экономика приближается к «уровню полной занятости». Ценовые факторы, влияющие на изменение предложения (движение вдоль.кривой совокупного предложения: AS ->АS’’): изменение процентных ставок; изменение уровня цен. Неценовые факторы, влияющие на совокупное предложение (сдвигают кривую совокупного предложения влево или вправо: AS -> AS'; AS -> AS"): изменение цен на ресурсы (наличие внутренних ресурсов (земли, труд, капитал); цены на импортные ресурсы; господство на рынке); изменения в производительности; изменения правовых норм (налоги с прибыли предприятий; субсидии).

 

22. В зависимости от характерных особенностей разных секторов рынка ссудных капиталов можно выделить несколько групп однородных ставок процента кредитования:

- ставки денежного рынка, используемые при краткосрочных кредитных операциях между кредитно-финансовыми институтами;

- официальная учетная ставка;

- ставки рынка ценных бумаг – ставки доходности разнообразных акций и облигаций в момент их эмиссии и в дальнейшем на вторичном рынке;

- ставки банков и кредитных учреждений для небанковских заемщиков и кредиторов.

В свою очередь в рамках каждой из перечисленных групп процентные ставки можно классифицировать по:

- срокам сделки – на долго-, средне- и краткосрочные;

- роли в структуре вставок – на основные (базовые) и дополнительные, меняющиеся в след за основными;

- характеру формирования – на преимущественно рыночные (уровень и движение которых зависит в основном от общей экономической конъюнктуры и состояния рынка ссудных капиталов) и сознательно регулируемый прямо или косвенно (Центральным Банком РФ, синдикатами банков и кредитных учреждений, другими субъектами);

- масштабом использования – на ставке, применяемой исключительно на

национальных кредитных рынках, и ставки, используемые одновременно на

национальных и международных рынках;

- по характеру изменения в течение срока пользования ссуды – на

фиксированные (неизменные) и плавающие (изменяющиеся) ставки.

Реальная ставка процента - это номинальная ставка за вычетом ожидаемых (предполагаемых) темпов инфляции. Например, номинальная годовая ставка процента составляет 9%, ожидаемый темп инфляции 5% в год, реальная ставка процента составит (9 - 5) = 4%.

Различие между номинальной и реальной процентной ставкой приобретает смысл только в условиях инфляции (повышения общего уровня цен) или дефляции (снижения общего уровня цен). Американский экономист Ирвинг Фишер выдвинул гипотезу относительно связи между номинальной и реальной ставкой. Она получила название эффект Фишера, который означает следующее: номинальная ставка процента изменяется так, чтобы реальная ставка оставалась неизменной. В математическом виде эффект Фишера принимает вид формулы:

i = r + пе где i - номинальная ставка процента, r - реальная ставка процента, пе (пи в степени е) - ожидаемый темп инфляции (в процентах). Так, например, если ожидаемый темп инфляции составляет 1% в год, то и номинальная ставка вырастет на 1% за тот же период, следовательно, реальная ставка останется без изменений. Таким образом, понять процесс принятия инвестиционных решений невозможно, игнорируя различие между номинальной и реальной ставкой процента. Простой пример: если Вы намерены предоставить ссуду на год в условиях инфляционной экономики, то какую номинальную ставку процента Вы установите? Если темп прироста уровня цен составляет, например, 10% в год, то, установив номинальную ставку процента 10% годовых по ссуде в 1000 долл., Вы через год получите 1100 долл. Но их реальная покупательная способность будет не той, что год назад. Ваш номинальный прирост дохода в 100 долл. будет «съеден» 10%-ной инфляцией. Различие между номинальной и реальной ставкой процента важно для понимания того, как заключаются контракты в экономике с нестабильным общим уровнем цен (инфляцией или дефляцией).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.223.94.103 (0.007 с.)