Закрепляемые и осуществляемые нововведения направлены на обеспечение развития общества. Конституционная реформа выступает как проявление присущей общественной жизни общей тенденции к прогрессу. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закрепляемые и осуществляемые нововведения направлены на обеспечение развития общества. Конституционная реформа выступает как проявление присущей общественной жизни общей тенденции к прогрессу.



 

Конституционная реформа призвана иметь характер поэтапного процесса, противостоящего революционному и радикальному слому институтов и норм преобразуемого строя. Она не уничтожает положительных ценностей существующей социальной системы, но серьезно преобразует и совершенствует как структуру в целом, так и отдельные институты.

 

По масштабу действия различают полные и частичные реформы. В первом случае речь идет не о простом усовершенствовании законодательства, а о качественном развитии правовых органов.

 

Среди объективных причин конституционных реформ можно выделить следующие:

 

Внутриполитическая причина. Смена формы правления либо политического режима вызывает необходимость реформирования основ строя и отдельных государственно-правовых институтов, ограничения неадекватной власти определенного органа или партии, установления разделения властей с необходимыми издержками и противовесами.

 

2. Переход к новой форме государственно-территориального устройства, т. е. переход от РСФСР, прежде построенной на автономизации национально-государственных и национально-территориальных образований, в новую федерацию республик, краев, областей.

 

Масштабное изменение «политической карты» общества, приход к власти оппозиционной силы. Победившая партия стремится закрепить путем пересмотра Конституции свои представления о социально-экономическом строе.

 

Эволюционной причиной частичного пересмотра конституционных норм выступает реформа правовой системы, обусловленная стремлением уйти от утраты Конституцией ее фактической силы,

 

Внешняя причина бывает продиктована изменением геополитического положения, окружения страны, провозглашением независимости.

 

После августа 1991 г. в стране сложилась новая внутриполитическая обстановка. Распался Союз, рухнул тоталитарный режим, ушла в небытие КПСС, началась ломка старой экономической системы общества.

 

Однако сразу нельзя было уничтожить прежнюю правовую систему общества. В ней происходили лишь принципиальные изменения. Наглядным свидетельством этого являются те изменения и дополнения, которые вносились в Конституцию РСФСР 1978 г. В частности, в связи с новыми веяниями в ст. 12 Конституции вносится дополнение о продаже или ином отчуждении земельных участков, т. е. признается частная собственность на землю, но не пахотную. Подобная судьба постигла многие статьи Конституции, которые уже не соответствовали новым реалиям, сложившимся в Российской Федерации.

 

Вместе с тем в Конституцию вносятся новые статьи. Так, появляются ст. 11, регламентирующая несколько иначе статус государственной собственности Российской Федерации; ст. 67, закрепляющая за гражданами право на возмещение государством всякого вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, и т. д.

 

Но как бы ни обновлялась Конституция РСФСР, она все же ни по структуре, ни по содержанию не могла служить юридической базой тех коренных преобразований, которые осуществлялись или осуществляются в Российской Федерации. Требовался новый основной закон государства, отражающий сложившиеся в стране принципиально иные общественные отношения по сравнению с теми, которые навязала обществу Советская власть. В результате Съездом народных депутатов Российской Федерации принято два постановления о подготовке проекта новой Конституции, так как старая включала в себя всевластие Советов, и это был тот барьер, перед которым начали останавливаться реформы.

 

Кроме этого существовал психологический барьер в сознании граждан, привыкших за многие годы Советской власти к определенной форме правления и плохо понимавших, зачем ее менять. В условиях кризиса экономики, обострившихся социальных и национальных противоречий в обществе мирная смена конституции оказалась невозможна, и развитие событий привело к вооруженному противостоянию в октябре 1993 г. Верховный Совет РСФСР был распущен, и 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята новая Конституция России — впервые Конституция действительно суверенного государства, которая покончила с всевластием Советов, установив впервые реально демократические основы построения общества и государства.

 

Декларация о государственном суверенитете России. Начало конституционного кризиса в СССР

 

Декларация о государственном суверенитете РСФСР — политико-правовой акт, ознаменовавший начало конституционной реформы в РСФСР.

Декларация о государственном суверенитете РСФСР - принятый Первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990г. политико-правовой акт, в котором:

- признавалось равноправие политических партий и общественных организаций;

- провозглашался принцип разделения властей;

- объявлялось верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории РСФСР;

- признавалась необходимость заключения нового Союзного договора.

В марте 1990 года состоялись выборы народных депутатов в РСФСР. На выборах большую активность проявил предвыборный блок «Демократическая Россия», созданный 20- 21 января 1990 года. Его учредителями стали кандидаты в депутаты от 22 регионов Российской Федерации, а фактическими руководителями – российские председатели Межрегиональной группы народных депутатов СССР – Б.Н. Ельцин, Г.Х. Попов, А.А. Собчак. На выборах блок «Демократическая Россия» получил значительное число голосов.

В мае 1990 года в Москве начал свою работу 1 Съезд народных депутатов России (16 мая – 22 июня). Главным вопросами повестки дня Съезд стали: выборы председателя Верховного Совета РСФСР, выборы Верховного Совета РСФСР и принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР. На пост руководителя российского парламента (по закону он избирался непосредственно на Съезде до формирования самого Верховного Совета) претендовали 3 человека. Двух из них рекомендовал Горбачёв: И.К. Полозкова – председателя партийной номенклатуры и А.В. Власова – председателя Совета Министров РСФСР. От блока «Демократическая Россия» был выдвинут Б.Н.Ельцин. Реальная борьба развернулась между Полозковым и Ельциным.

23 мая, выступая перед российскими депутатами, Горбачёв обвинил Ельцина в «отъединении России от социализма». М.С. Горбачёв заявил: «Если, товарищи, подвергнуть очень серьёзному анализу то, что он [Ельцин] говорил, то получается, что нас призывают под знаменем восстановления суверенитета России к развалу Союза».

Мая 1990 года Ельцин был избран председателем Верховного Совета РСФСР в третьем туре голосования с перевесом в 4 голоса.

Раскол Съезда по вопросу о кандидатуре председателя Верховного Совета РСФСР был преодолён 12 июня 1990 года при принятии Декларации о государственном суверенитете России. Декларация провозгласила государственный суверенитет РСФСР «в составе обновлённого Союза ССР».

Согласно Декларации, высшей целью суверенитета было обеспечение каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу – на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах. Декларация провозгласила верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории России и право республики приостанавливать на своей территории действия актов Союза ССР, вступивших в противоречие с суверенными правами РСФСР.

Декларация стала главным решением вновь избранных российских депутатов. Россия сделала первый и решительный шаг на пути к независимости и разрушению Советского Союза. Реализуя курс 1 Съезда, 24 октября 1990 года, Верховный Совет РСФСР принял закон, давший право российским органам власти приостанавливать действие союзных актов в том случае, если они нарушили суверенитет России. Закон предусматривал введение в действие решений органов государственной власти СССР, указов и других актов Президент СССР лишь после их ратификации Верховным Советом РСФСР.

Начало конституционного кризиса в СССР



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.207.218.95 (0.005 с.)