Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономический рост и экономическое развитие

Поиск

 

1. Укажите хронологические рамки а) первой промышленной революции; б) научно-технической революции; в) второй промышленной революции:

1) 1770-1830-е годы;

2) 1830-1880-е годы;

3) 1960-е годы – по настоящее время.

 

2. Укажите трудовые функции работников, которые преобладают а) в доиндустриальном производстве; б) индустриальном производстве; в) постиндустриальной экономике:

1) затраты преимущественно физического труда при использовании простейших механизмов и орудий труда;

2) затраты преимущественно физического труда при работе на машинах и механизмах для воздействия на предметы труда;

3) наблюдение за технологическим процессом, ходом выполнения намеченной программы;

4) корректировка, уточнение программы;

5) наладка и настройка орудий труда.

Обоснуйте ответ, используя примеры.

 

3. Как повлияют на экономический рост следующие факторы:

а) рост производительности труда,

б) сокращение численности занятого населения?

Проиллюстрируйте ответ графически, используя модели «кривая производственных возможностей», «совокупный спрос - совокупное предложение».

4. В 70-80-х ХХ века в СССР за счет интенсивных факторов обеспечивалось 20-30% прироста национального дохода, в то время как в развитых странах – более 60-70%. К какому типу следует отнести экономический рост а) в бывшем СССР; б) в высокоразвитых странах?

 

5. Охарактеризуйте взаимосвязь между экономическим ростом и экономическим развитием на примере одного из следующих процессов:

а) увеличение темпов экономического роста;

б) изменение отраслевой структуры экономики;

в) изменение функций человека в производстве.

 

6. В конце 1990-х годов доля в экспорте РФ высокотехнологичной продукции составляла 1%, а предельно допустимое значение конкурентоспособности этого показателя в мировой торговле – 10-15%. Назовите возможные последствия сложившейся ситуации.

 

7. Что из нижеперечисленного характеризует а) только экономический рост, б) экономическое развитие в целом:

1) изменениереального ВВП (ВНП) или объема ВВП (ВНП) в расчете на душу населения;

2) смена темпов и приоритетных направлений экономического роста;

3) изменение соподчиненности факторов производства;

4) смена технологических укладов.

8. Проанализируйте данные о динамике прямых иностранных инвестиций по основным группам стран. Сделайте выводы. Какое влияние оказывают прямые иностранные инвестиции на темпы экономического роста стран-экспортеров и стран-импортеров?

Иностранные прямые инвестиции по группам стран, млрд. долл.

Группы стран 1988-1993 гг. 1995 г. 1997 г. 1999 г. 2000 г.
Мир в целом          
Развитые страны          
Развивающиеся страны          
Страны Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР          

 

9. Какповлияют на экономический рост следующие факторы:

а) рост государственных расходов на образование;

б) снижение налоговой ставки на прибыль.

Проиллюстрируйте ответ графически, используя модель «совокупный спрос – совокупное предложение».

 

10. Проанализируйте данные таблицы. Сделайте выводы о возможных экономических и социально-политических последствиях сложившейся ситуации в РФ.

Показатели Предельно-критическое значение показателя в мировой практике Величина соответствующего показателя в РФ в 1999 г.
Уровень падения ВВП, % (1990г.=100%) 30-40  
Доля импортных продуктов питания, %    
Доля в экспорте продукции обрабатывающей промышленности, %        
Доля в ВВП государственных расходов на науку, %     0,32

11. Что из нижеперечисленного относится к факторам а) экстенсивного, б) интенсивного экономического роста:

1) дополнительное привлечение природных ресурсов; 2) увеличение продолжительности рабочего дня; 3) использование более совершенных технологий и более качественных материалов; 4) повышение образовательного уровня работников; 5) увеличение количества привлекаемых капитальных, трудовых ресурсов. Приведите примеры.

 

12. Для освоения технологии изготовления фотографии потребовалось 112 лет, для организации широкого использования телефонной связи – 56 лет, а периоды между открытием и практическим освоением радара, телевидения, транзистора и интегральной микросхемы составили соответственно 15, 12, 5 и 3 года. Скорость распространения информационных технологий в 3-6 раз превышает скорость распространения технологий использования энергии. О каких новых чертах экономического развития свидетельствуют эти данные?

 

13. Назовите ведущие отрасли экономики в период а) первой промышленной революции; б) второй промышленной революции; в) научно-технической революции:

1) текстильная промышленность; 2) машиностроение; 3) химия и нефтехимия; 4) автомобилестроение; 5) добыча и переработка нефти; 6) электронная промышленность; 7) наука и научное обслуживание.

14. Внедрение в производство каких открытий произошло в период:

а) первой промышленной революции; б) второй промышленной революции; в) научно-технической революции:

1) создание текстильных машин; 2) паровой двигатель; 3) микроэлектроника; 4) двигатель внутреннего сгорания.

15. Проанализируйте данные таблицы. Чем объясняются различия в темпах экономического роста в отдельных странах?

             
Развитые страны 2,1 2,7 3,3 2,4 3,1 3,6
- США 3,1 2,7 4,2 4,3 4,2 4,4
- Япония 1,0 1,5 1,6 -2,5 0,3 0,9
- страны ЕС 1,2 2,4 2,6 2,7 2,3 3,2
Новые индустриальные страны Азии   6,0   7,3   5,8   -2,3   7,7   6,6
Развивающиеся страны 6,4 6,1 5,8 3,2 3,8 5,4
- экспортеры энергетических ресурсов   6,0   2,5   3,8   1,9   0,6   4,4
- экспортеры неэнергетических ресурсов   6,4   6,5   6,0   3,4   4,1   5,5
Страны с переходной экономикой   -14,4   -1,4   1,7   -0,7   2,4   2,6
- Центральная и Восточная Европа   -8,8   1,7   2,3   1,8   1,4   3,0
- Россия -19,4 -4,2 0,9 -4,9 3,2 5,0-6,0

 

16. Проанализируйте позиции отдельных стран на рынках высокотехнологичной продукции.

Виды продукции Удельный вес стран, % к общему объему рынков
Телекоммуникационное и навигационное оборудование     США – 20     Япония- 17     ФРГ - 7   Великобритания - 6
Изделия микроэлектроники   США - 19   Япония - 21   Южная Корея - 10     Малайзия – 8
Продукция авиационной и ракетно-космической промышленности   США - 40     Франция - 20     Великобритания - 9     ФРГ - 7  
Средства информатики США - 19 Япония -15 Сингапур -12 Тайвань – 9,5
Медицинское оборудование и материалы   США - 27   ФРГ - 15   Япония – 10   Нидерланды - 6
Промышленные и научные приборы и материалы   США– 27,5   Япония –17,5   ФРГ - 14   Великобритания - 6

17. Через сколько лет удвоится ВВП, если его среднегодовые темпы роста составят а) 5%; б) 10% в) 14%?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

В ТРЕТЬЕМ СЕМЕСТРЕ

1. Предмет, функции и методы макроэкономики. Особенности макроэкономического анализа

2 Основные этапы развития макроэкономики. Конкурирующие школы и направления в макроэкономике.

3. Модель кругооборота ресурсов, продукта и доходов в смешанной экономике

4. Потребности. Экономические блага и их классификации. Потребности и благосостояние.

.5. Ресурсы и их классификации. Экономическая эффективность

6. Экономические ограничения: кривая (граница) производственных возможностей. Структура экономики. Межотраслевой баланс.

7. Основные типы экономических систем.

8. Цели, функции, формы, методы и показатели государственного регулирования рыночной экономики.

9. Методы распределения и перераспределения ресурсов государством. Внешние эффекты (экстерналии).

10. Методы государственного распределения и перераспределения доходов и богатства: минимальные государственные социальные стандарты, налоги, индексация доходов, трансферты. Социальное партнерство. Компромисс общества между эффективностью и равенством.

11. Ограниченность государственного регулирования рыночной экономики. Разгосударствление и приватизация. Влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики.

12. Теория общественного выбора.

13. Общественное воспроизводство. Принципы системы национальных счетов. Основные макроэкономические показатели.

14.Методы учета ВВП (ВНП).

15. Другие показатели системы национальных счетов: чистый внутренний продукт, национальный доход, личный доход, личный располагаемый доход. Национальное богатство.

16. Теневая экономика: причины, виды, последствия. Теневая экономика в России.

17. Основные макроэкономические агрегаты: реальный объем внутреннего производства, уровень цен.

18. Совокупный спрос. Факторы, влияющие на совокупный спрос.

19. Совокупное предложение. Факторы, влияющие на совокупное предложение

20. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS). Варианты макроэкономического равновесия. Эффект храповика.

 


 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

В ЧЕТВЕРТОМ СЕМЕСТРЕ:

1. Цикличность как характерная особенность рыночной экономики. Экономический цикл, его фазы. Теории экономических циклов.

2. Безработица: сущность, причины, формы, показатели, последствия. Государственное регулирование занятости.

3. Инфляция: понятие, основные причины, показатели и виды. Количественная теория денег. Воздействие инфляции на производство и перераспределение доходов. Инфляция и безработица. Краткосрочная и долгосрочная кривая Филлипса. Классическая дихотомия. Адаптивные и рациональные ожидания

4. Основные положения классической теории и занятости: Закон Сэя.

5. Основные положения кейнсианской теории занятости.

6. Конечное потребление. Модели потребления: кейнсианская, жизненного цикла (Ф. Модильяни), постоянного дохода (М.Фридмана). Сбережения. Факторы, влияющие на потребление и сбережения. Динамика и структура потребления и сбережений в современной России.

7. Инвестиции (валовые и чистые). Факторы, влияющие на инвестиции. Спрос на инвестиции. Нестабильность инвестиций. Проблемы привлечения инвестиций в российскую экономику.

8. Закрытая и открытая экономика. Равновесный объем производства в простой кейнсианской модели в закрытой частной экономике: модель «Совокупные расходы – совокупный продукт».

9. Равновесный объем производства в простой кейнсианской модели в закрытой частной экономике: модель «Изъятия - инъекции». Парадокс бережливости.

10. Мультипликатор автономных расходов.

11. Равновесный объем производства в условиях открытой экономики.

12. Включение государственного сектора в модель «AE-Qy». Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

13.Равновесный ВВП и ВВП при полной занятости: рецессионный и инфляционный разрыв.

14. Государственный бюджет; его дефицит и профицит. Структура госбюджета

15. Налоги, их виды и функции. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера.

16. Основные концепции дискреционной бюджетно-налоговой политики. Сеньораж

17. Недискреционная бюджетно-финансовая политика: встроенные стабилизаторы.

18. Государственный долг и его последствия.

19. Деньги: понятие, основные функции. Спрос на деньги для сделок и для активов. Структура денежной массы (предложения денег): М1, М2, М3. Денежное обращение (М. Фридман).

20. Основные функции Центрального банка Денежно-кредитная политика: понятие, цели. Методы денежно-кредитной политики: норма обязательных резервов, учетная ставка, операции на открытом рынке. Политика «дорогих» и «дешевых» денег.

21. Функции коммерческих банков. Депозитный и денежный мультипликатор.

22. Макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS-LM): сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства. Ликвидная ловушка. Инвестиционная ловушка. Выбор моделей макроэкономической политики.

23. Понятие открытой экономики. Международное разделение труда как объективная основа мирового хозяйства. Принцип абсолютных преимуществ А. Смита. Принцип относительных преимуществ Д. Рикардо.

24. Социально-экономические типы стран современного мира, их положение в мировом хозяйстве. Центры мирового экономического развития и соперничества. Сущность и формы глобализации.

25. Основные формы международных экономических отношений. Международная торговля. Теория тарифов и проблемы протекционизма в мировой торговле. Вывоз капитала. Международная экономическая интеграция.

26. Мировая валютная система. Фиксированный и плавающий курсы валюты. Паритет покупательной способности. Платежный баланс.

27. Экономический рост: понятие, показатели, типы. Факторы экономического роста.

28. Теории экономического роста и экономического цикла. «Золотое правило накопления».

29. Экономическое развитие и его стадии. Технологические уклады и «длинные волны».


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Думная Н.Н. Экономическая теория. Кейсы из Российской практики: бакалавриат [Электронный ресурс]/ Н.Н. Думная, М.А. Эскиндаров - М.: КноРус, 2009.- Электронная версия книги.

2. Камаев В.Д. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана Экономическая теория: учебник для вузов / В.Д. Камаев [и др.]; под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой; Моск.гос.техн.ун-т им. Н.Э.Баумана.— М.: Юрайт, 2006.— 557с.

3. Липсиц И.В. Экономика (для бакалавров) [Электронный ресурс]/ И.В. Липсиц. – М.: КноРус, 2010.- Электронная версия книги.

4. Мэнкью Н.Г, Принципы экономикс: [учебник] / Н.Г. Мэнкью; пер.с англ.: C. Жильцов [и др.].— 2-е изд. — М.[и др.]: Питер, 2006.— 624с.

5. Носова С.С. Экономическая теория [Электронный ресурс]/ С.С. Носова. - М.: КноРус, 2011.- Электронная версия книги.

6. Овчинников, В.М. Экономическая теория: учебник / В.Н.Овчинников [и др.];под ред. Н.Г.Кузнецова.— 2-е изд., перераб.и доп. — М.; Ростов-на/Д: МарТ, 2007.— 528с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Белоцерковский В. И.. Экономика: учеб. пособие кафедры "Мировая экономика" / В. И. Белоцерковский, В. В. Бородин, П. В. Бородин; ТулГУ, РАЕН.— Тула: Инфра, 2008.— 212 с.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник для вузов / Е. Ф. Борисов; Моск. гос. юрид. акад. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2008.— 535 с.

3. Вечканов Г.С. Экономическая теория: учебник для вузов / Г. С. Вечканов.— 2-е изд. — М. [и др.]: Питер, 2010.— 446 с.

4. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. Курс лекций и практические занятия: учеб. пособие / Г. М. Гукасьян.— 3-е изд. — М. [и др.]: Питер, 2010.— 508 с.

5. Камаев В.Д. Экономическая теория. Краткий курс: учебник для вузов / В. Д. Камаев, М. З. Ильчиков, Т. А. Борисовская.— 5-е изд., стер.— М.: Кнорус, 2011.— 382 с. с.

6. Макконнелл К.Р, Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник: пер.с англ. / К.Р. Макконнелл, С.Л.Брю.— 14-е изд. — М.: Инфра-М, 2005, — 972с.

7. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс (Essentials of economics): [учебник] / Н. Г. Мэнкью; пер. с англ. А. Смольского, О. Табеловой.— 4-е изд. — М.[и др.]: Питер, 2009.— 671 с.

8. Носова, С. С. Экономическая теория: учебник для вузов / С. С. Носова.— 3-е изд., стер. — М.: Кнорус, 2010.— 792 с.

9. Экономика: учебник для вузов / А. С. Булатов [и др.]; под ред. А. С. Булатова.— 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2008.— 832 с.

10. Экономическая теория: Учеб. пособие / Под ред. Р.А.Косовой, Ю.В. Латова; ТулГУ.— 3-е изд. — Тула: Изд-во ТулГУ, 2005.— 292 с.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

Журналы:

1. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

2. Вопросы экономики

3. Дайджест финансы

4. Деньги и кредит

5. Мировая экономика и международные отношения

6. Проблемы прогнозирования

7. Российский экономический журнал

8. Экономист



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.201.93 (0.008 с.)