Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Общая характеристика некоторых источников экологического права.

Поиск

(1) Конституция РФ принята 12 декабря 1993г. При анализе Конституции России можно выделить 2 группы норм: - общего характера (важных с точки зрения последнего обеспечения окружающей среды, рационального природопользования и экологической безопасности) - непосредственно экологических.

В соответствии со ст.7 К РФ: социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека, эти нормы имеют непосредственное отношение к экологическому праву. Прежде всего, в части обеспечения, соблюдения и защиты экологического права каждого.

Достойная жизнь человека, которая должна обеспечить в социальном государстве включает в своё содержание наряду с материальным обеспечением и благополучием, также экологический аспект.

Конституция устанавливает, что земля и др. природные ресурсы используются и охраняются в РФ, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст.9 К). Это положение может оценивается как конституционное закрепление экологической функции государства и субъектов природопользования. Оно содержит их обязанность обеспечить охрану окружающей среды и отдельных природных ресурсов.

Объявляя человека, его права и свободы высшей ценностью (ст.2 К.), К. устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённое её здоровью (имуществу экологического правонарушения ст.42). Одновременно с признанием Конституция возлагает обязанность на сохранение окружающей среды (ст.53).

С учётом федерального устройства России, Конституция определяет, какие вопросы в сфере охраны окружающей среды должны быть решены исключительно на федеральном уровне и совместно федерацией и её субъектами. В частности, в исключительном ведении РФ находятся: - установление основной федеральной политики федеральные программы в области экологического развития. - ядерная энергетика и расщепляющиеся материалы. - производство ядовитых веществ и порядок их исполнения (ст.71).

В основном в вопросе природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности, в том числе развития водного, лесного, недрах и др. находящихся в совместном ведении РФ и её субъектов (ст.72).

(2) Локальные НПА. Локальными называются нормативные акты, которые принимаются на предприятиях и становятся источником экологического права, при условии, что они санкционированы государством. Локальные акты подразделяют на: акты общего и специального характера. Локальные акты общего характера – уставы предприятий, правила внутреннего порядка и др.

В уставах содержаться нормы относительно правового режима, имущества и земли, организацию управления, включая сферу охраны окружающей среды.

Специальные локальные акты направлены планы организационно – технических мероприятий охраны окружающей среды, должностные инструкции и др. Действие экологических правовых норм содержатся в локальных нормативных актах, ограничено рамками предприятия.

(3) Правовой обычай. Обычай имеет большое практическое значение в регулировании исполнительных природных ресурсов, в контексте традиции природопользования.

Конституция РФ (ст.72) выделяют защиту исконной среды обитания малочисленных этнических общностей, как самостоятельный предмет ведения. Регулирование отношений по использованию природных ресурсов с учётом традиционного природопользования предусматривается рядом ФЗ. Таким образом, обычай, как источник права применяется на практике.

(4) ФЗ “об охране окружающей среды” как источник экологического права.

Применят государственной думой 20 декабря 2001г.

Одобрен советом федерации 26 декабря 2001г. 16 человек, ст.84.

ФЗ определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды обеспечивающие сбалансированное решение социально – экологических задач, сохранять благоприятную окружающую среду, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

VI. Нормы экологического права – это правила, регулирующие деятельность человека в области охраны и использования окружающей среды. Различные нормы: - Охраняемое использование природных ресурсов. - Комплекс. Использование охраняемого природного комплекса и природной среды в целом. - Экологизированные, предусмотренные остальными отраслями права.

Исходя из содержания юридического предписания нормы подразделяются на: - нормы – принципы, - нормы – приоритеты, - нормы – правила.

Нормы – принципы закреплены (ст.3 ФЗ).

Нормы – приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании природных объектов в интересах обеспечения и качества природной среды. Нормы – приоритеты означают, что любые нормы хозяйственного запрещаются, если они угрожают здоровью и экологической безопасности человека. 3 уровня приоритета: 1. отраслевой, 2. межотраслевой, 3. экологический.

Нормы правила предусматривают экологические требования императивов, применительно к конкретной сфере экологических отношений. По содержанию экологические императивы подразделяется на: - обязанные, - запретные, - разрешительные, - восстановительные, - карательные, - предупредительные, - поощрительные.

Предупредительные направлены на то, чтобы помешать, которые могут повлечь последствия.

Цель запретных императивов – не допустить, чтобы был причинён вред окружающей среде. Так вот запрещает ввод в эксплуатацию объекта неоснащённого средства очистки, не разрешает использовать просроченных препаратов. Не разрешается применение полученных в ходе научных химикатов, природа которых не выявлена.

Разрешительные и обязательные нормы определяют порядок деятельности природопользования. В 1-ом случае (разрешительные) по решению органов, хозяйственный субъект получает право выполнять определённые действия, по средствам которых осуществляется воздействия на окружающую среду. Во 2-ом случае природа пользователь как участок экологического правоотношения вынужден выполнять следующие требования.

Восстановительные (компенсационные) нормы предусматривают адресованное правонарушение требованию о нарушении состояния окружающей среды и компенсации не только расходов, но и затраты на проведение природа охранных мероприятий.

Карательно – императивные имеют место в случаях привлечения к административной, гражданско – правовой и дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения или преступления.

Основаниями для наложения взыскания является соответственно кодекс об административных правонарушениях, УК, гражданско – правовое и избирательное законодательство.

Поощрительные экологические нормы касаются преимущественно экономического стимулирования охраны окружающей среды.

Закон устанавливает, например, возможность применение налоговых и иных льгот. При внедрении предприятия безотходных технологий, обеспечивающих природа – охранный эффект, надбавок за экологически чистую продукцию, льготного кредитования предприятий, эффективно реализующие мероприятия по охране окружающей среды.

В числе таких мероприятий можно назвать вывод за приделы населённого пункта экологически небезопасных производственных комплексов.

VII. Экологически правоотношения – это реально существующие общественные отношения, урегулированные нормами экологического права, участники которых являются носителями субъективных прав и обязанностей. Экологические правоотношения характеризуются следующими признаками: 1. Складываются на основе норм экологического права. 2. Субъективные правоотношения, являются носителями конкретных прав и обязанностей, при том если на 1-е субъективные правоотношения являются носители прав, то на другие налагаются соответствующие обязанности. 3. Экологически правоотношения носят осознанный волевой характер. Субъекты правоотношения по средствам волевых и осознанных действий реализуют свои права и обязанности, предусмотренными соответствующими нормами 4. Они гарантируются государством и определяются в необходимом случае его принуждения силы. Государство создаёт политические, экономические и социальные условия для реализации экологических правовых норм. В случае нарушения участниками правоотношений при реализации ими прав и обязанностей меры свободы определённой правовыми нормами, государство исполняет принудительную силу.

В соответствии с формами норм права экологические правоотношения подразделяются на: - регулятивные - охранительные.

Регулятивные правоотношения направлены на обеспечение развития общественных отношений по природа пользованию и охраны окружающей среды. Это правоотношение по поводу экологического нормирования, экспертизы, лицензирования, аудита, мониторинга и т.д.

К охранительным правоотношениям относятся правоотношения по защите экологических прав физических и юридических лиц по применению юридической ответственности за экологические правонарушения.

В теории права различают общие и конкретные правоотношения. Общие экологические правоотношения возникают из-за закона. Такие правоотношения складываются между физическим и юридическим лицом и государством. В этом случае закон является юридическим пактом, порождающим экологические правоотношения. Конкретные правоотношения возникают на основе юридических фактов. Например: разрешение на выброс загрязнённых веществ в атмосферу.

По степени определённости субъективные экологические правоотношения подразделяются на абсолютные и относительные. Абсолютные экологические правоотношения– это те, в которых определена только 1-на сторона, носитель субъективного права. Направлено право на благоприятную окружающую среду или на достоверную информацию о её состоянии. 2-ая сторона правоотношения, на которую возлагается обязанность соблюдать права, является не определённой. В относительных экологических правоотношенияхстороны определены. Правоотношения о государственной экологической экспертизе, проекта строительства нефти – провода. По средствам экологических правоотношений, реализуется, предусмотренное в нормах экологического права, меры по обеспечению рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, реализации охраны экологического права. Юридических лица, экологических правоотношений имеют свою структуру. Элементы: субъекты, объекты, права и обязанности.

Под содержанием экологических правоотношений понимаются права и обязанности его участников по использованию и охране окружающей среды.

Содержание прав и обязанностей зависит от состава участников правоотношений и объекта этого правоотношения.

Субъективное экологическое право представляет собой предусмотренного юридической нормой меру возможного поведения участников правоотношений, обладатель права по своему усмотрению решает вопрос о его реализации. Субъект всегда может отказаться от исполнения принадлежащего ему права, за исключением случаев, когда субъективное право является и юридической обязанностью. Например, полномочия государственных органов и должностных лиц.

Юридическая обязанность предусмотрена нормой права мера должного поведения участника экологических правоотношений. Юридическая обязанность отличается от субъективного права тем, что от неё субъект правоотношений не может отказаться. Неисполнение обязанностей есть основание для применения юридической ответственности. Юридическая обязанность является мерой поведения субъективных экологических правоотношений определённой законом, в целях охраны окружающей среды, обеспечение рационального природа пользования, соблюдение экологических прав. Нарушение этой меры влечёт нарушение субъективного права.

Субъекты экологических правоотношений ст.9 КРФ земля и другие природные ресурсы использования и охраны в России, как основа жизни и деятельности народа, проживающих на соответствующей территории. Государство гарантирует защиту экологических прав человека и гражданина. Одним из участников экологических правоотношений, т.е. выступает государство в лице своего компетентного органа. Другим субъектом экологических правоотношений являются физическое и юридическое лицо, воздействие на окружающую среду с целью её потребления. Исполнение охраны воспроизводства.

Под хозяйствующими субъектами понимаются предприятия учреждённые органами, возникающие на окружающей среде, а также граждане занятые предпринимательской деятельностью или граждан осуществляющие общие или специальное природа получение.

Государственные органы применительно экологическим правоотношениям выступают в качестве носителей полномочий контроля окружающей среды, они определяют порядок и условия использования и охраны окружающей среды, её отдельных объектов. Хозяйственные субъекты, граждане, в том числе иностранные обязаны выполнять экологические предписания.

Объектами правоотношений являются предметы материального мира, а так же действия субъектов, по поводу которых возникают и осуществляются экологические правоотношения. К объектам экологических правоотношений относятся: - компоненты окружающей среды. - вещества, поступающие в окружающую среду в результате химических, биологических, воздействий на неё, при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. - деятельность в виде выбросов и сбросов, отходов производства и потребления. - действия, поведение субъектов экологических правоотношений.

Основное свойство естественное происхождение и неразрывная связь с природой.

Основные возникновения правоотношений: общие и конкретные. Общие правоотношения возникают на основании нормы закона, их субъекты конкретно не определены, создаётся лишь правовое состояние. Конкретные правоотношения возникают на основе иных юридических фактов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.50.170 (0.008 с.)