Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Предмет, метод и система.

Поиск

ТЕМА 1. Экологическое право как отрасль российского права.

ТЕМА 2. Экологические права и обязанности физических и юридических лиц.

I. Экологические права и обязанности граждан.

Экологические права граждан – центральный институт системы экологического права. Признание этих прав можно рассмотреть, как 1-ну из более существенных тенденций развития российского экологического права. Закреплено в ст.42 КРФ права каждого на благоприятную окружающую среду и др. экологических прав важно, прежде, всего, с точки зрения вовлечения граждан в механизм охраны обеспечения контроля за природа – охранную деятельность государственных органов и предприятий. Право граждан на благоприятную окружающую среду относятся к субъективным правам. В теории права признаются, что субъективное право, т.е. право принадлежащее тому или иному субъекту представляет собой единство 3-х возможностей: 1. Вид и объём возможного поведения самого обладателя субъективного права. 2. Возможность требовать собственного поведения в совершённых известных действий (воздержаться от действий) от других обязанных лиц. 3. Возможность прибегнуть в необходимых случаях к содействию государственного аппарата для осуществления 2-ой возможности.

Ограничитель, а тем более отсутствие любой из этих возможностей делает ущербным, то или иное субъективное право, порождает лишь видимость в обеспечении личности определёнными социальными благами.

Для реализации конкретного права каждого на благоприятную окружающую среду предусмотренных рядом существующих уполномочий граждан в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст.11 закона граждане имеют право: - создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды. - направлять обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и должностным лицам о получение своевременной полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по её охране. - принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, в сборе подписей под петиции, референдумах, по вопросам окружающей среды и иных не противоречащих законодательству РФ акциях. - выдвигать предложения по проведению экологической экспертизы и участвовать в её проведении в установленном порядке. - оказывать содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды. - обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся вопросов охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду и получать обоснованный и своевременный ответ. - предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среды. - осуществлять другие предусмотренные законом права.

В соответствии со ст.16 КРФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действительными, они определяют смысл, содержание и применение закона, деятельность исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления, и обеспечивает правосудие. На практике же экологические права и интересы граждан часто игнорируются властями. Пример: строительство в Москве живых массивов Марьино, Братеево на бывшей свалки отходов и территории прилегающей к ней. В защите прав граждан в области охраны окружающей среды действующее законодательство отводит существенную роль судам, однако они пока малоактивны и не эффективны в данной сфере. Помимо прав ст.11 ФЗ установлены и обязанности граждан: - сохранить природу и окружающую среду. - бережно относится к природе и природным богатствам. - соблюдать иные требования законодательства.

II. Экологические права и обязанности общих и иных некоммерческих объединений.

В подавляющем большинстве случаев участниками экологических правоотношений являются юридические лица. Они выступают в качестве хозяйственных субъектов, организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей сред, лиц, имущество которых в результате нарушения закона причинён вред. Мы рассматриваем только основные права и обязанности общих и иных некоммерческих объединений. И так они имеют право: - разрабатывать, пропагандировать, реализовывать, в устном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды. - за счёт собственных и привлечённых средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности. - оказать содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления, в решении вопросов окружающей среды. - организовывать митинги, собрания, сбор подписей под петиции и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с указами, вносить предложения о проведении референдума по вопросам охраны окружающей среды. - обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления иные организации, должностным лицам о получении своевременной, достоверной информации о состоянии окружающей среды, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан. - участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решениях, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан. - обращаться в уполномоченные органы с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающиеся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, получать своевременный и обоснованный ответ. - организовывать и проводить в устном порядке слушание по вопросам проектирования, размещения объектов хозяйственной деятельности которые могут нанести вред окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан. - организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу. - рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы. - подавать в уполномоченные органы обращения об отмене решения о проектировании, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Об ограничении, о проектировании и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду. - предъявлять в суд иски о возмещении вреда об окружающей среде. - осуществлять другие предусмотренные законом права.

ТЕМА 3. Организационный механизм охраны окружающей среды.

ТЕМА 1. Экологическое право как отрасль российского права.

I. Предмет, метод и система.

Экологическое право – это самостоятельная, комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой.

Самостоятельность экологического права обусловлена наличием собственного предмета и методов правового регулирования.

Комплексность экологического права объясняется тем, что оно включает в себя и собственно экологические нормы (ядро права) и привлекает для решения поставленных перед ним задач нормы других отраслей права, как фундаментальных, так и производственных (вторичных).

Под предметом правового регулирования понимается строго определённая область общественных отношений качественно отличающихся от иных отношений, образующих предмет другой отрасли права.

Предмет экологического права отвечает на вопрос: - что эта отрасль регулирует - в каких в каких видах общественных отношений по поводу окружающей среды поведение субъектов регулируется экологическим законодательством.

Учитывая интересы и потребности человека и гражданина в сфере взаимодействия общества и природы, предмет экологического права образует следующие группы общественных отношений:

1. По охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности.

2. По рациональному использованию природных ресурсов.

3. По охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

(1). Охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) – это деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общих и иных исполнительных объединений, юридических и физических лиц, направленное на сохранение, восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию её последствий.

Правовое регулирование общественных отношений по охране окружающей среды, касается трёх видов воздействий на неё: - физических - химических - биологических.

Примером регулирования охраны окружающей от химических воздействий служит: - регулирование сбросов предприятий водоёмов, сточных вод - регулирование выбросов загрязнённых веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобиля - регулирование применения агрохимических средств и иных химических веществ, влияющих на состояние озоновых слоёв Земли.

Отношение по охране окружающей от физических и юридических лиц воздействий на неё – это регулирование охраны окружающей среды:

1. От шума, создаваемого самолётами, производственными объектами и тому подобное.

2. Вибрации, создаваемые в процессе эксплуатации транспортных средств. Например, в метрополитене.

3. Электромагнитных полей, создаваемых при использовании электротехники.

4. Радиоактивных воздействий (физическое воздействие в форме облучения)

5. От чрезмерного давления на Землю в процессе использования тяжёлой техники, приводит к разрушению структуры почвы.

Охрана окружающей среды от биологических воздействий включает в себя правовое регулирование:

1. Переселение и гибридизация объекта животного мира и растительного мира.

2. Биотехнологий (биотехнология - это наука, изучающая возможности использования живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологичных задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами, методом генной инженерии).

3. Правовое регулирование поступления в окружающую среду микроорганизмов (вирусов, грибков, бактерий, возбудителей инфекционных возбудителей заболеваний человека).

4. Предупреждение эпизоотий и борьбы с ними (эпизоотий – широко масштабное распространение инфекционной болезни среди 1-го или многих видов животных на определённой территории, значительно превышающих уровень заболеваемости обычно регистрируемых на данной территории). Иными словами, эпизоотия – это эпидемия у животных.

(2) Рациональное использование природных ресурсов – комплексное экологически эффективное использование природных ресурсов в сочетании с требованиями охраны окружающей среды. Отношения по природопользованию регулируются главным образом применительно к отдельным природным ресурсам (Земля, водам, атмосферному воздуху, лесам, растительному миру вне лесов, объектам животного мира). По средствам регулируются такие отношения, обеспечиваются решение ряда общих задач. Главные из них: удовлетворение материальных и других потребностей человека и вместе с тем предупреждение разных форм деградации природы, включая её загрязнение и истощение природных ресурсов. Основной принцип осуществления природопользования – принцип рационального использования, т.е. экономически обоснованного использования природных ресурсов.

(3) Отношения по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Эти отношения выделяют в качестве самостоятельной группы, в составе предмета экологического права, во 1-х, потому что они связаны с невозможностью регулирования таких специфических отношений в рамках иных отношений, а во 2-х, потому что человек, его здоровье и имущественный интерес является самостоятельным объектом экологического права, наряду с объектами и ресурсами природы.

Сегодня во многих государствах мира всё больше признания получил подход в соответствии с обеспечением экологической безопасности, являющейся относительно самостоятельной группой общественных отношений в составе предмета экологического права, наряду с рациональным, природопользованием и охраной окружающей среды.

Экологическая безопасность – это состояние защищённости природной среды жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий.

Метод правового регулирования – это устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников отношений входящих в предмет экологического права. Он отвечает на вопрос: как, какими способами или приёмами осуществляется правовое регулирование. В науке права выделяют два метода: 1. административно – правовой (императивный) 2. гражданско – правовой (диспозитивный).

В большинстве отраслей права используется комбинация этих методов. Административно – правовой метод применяется в отраслях публичного права (к которому относится и экологическое право).

Суть административно – правового метода заключается в установлении предписания, дозволения, запрета в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний.

В экологическом праве административно – правовой метод опосредуется в специфических формах, а именно: - нормирование - экспертиза, - сертификация, - лицензирование и др. Он выражает в установлении допустимых выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, которые должны соблюдаться хозяйствующими предметами (предприятиями), выдачи этим предприятиям специальных лицензий на такой выброс, применение мер юридической ответственности и др.

Применение гражданско – правового метода преобладает в частном праве. Гражданско – правовой метод даёт субъектам возможность выбора вариантов поведения в рамках закона, он основывается на равенстве сторон правоотношений, при этом приоритетными являются экологические инструменты регулирования. В современном экологическом праве применяются оба метода, договора на природа пользование представляет собой пример гражданско – правового метода, однако если в процессе природопользования нарушаются условия предусмотренные договором и причиняется существенный экологический вред может быть применён административно – правовой метод регулирования.

Система отрасли экологического права – представляет собой совокупность в определённом порядке расположенных правовых норм, сгруппированных в институты, в зависимости от специфики общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли. Система отрасли экологического права делится на 2-е части: - общую - особенную. В системе науки выделяют специальную часть. В общую часть системы отрасли экологического права входят инструменты и положения, которые распространяются на все общественные отношения экологического права. Это предмет и метод экологического права основывает принципы, источники экологического права, основные экологические права и обязанности физических и юридических лиц, экологические правоотношения, правовые основы государственного регулирования окружающей среды, экологические моратории, экологической правовой охраны окружающей среды, экологический контроль, юридическая ответственность за экологические правонарушения.

В особенную часть экологического права входят такие разделы, как: - правовое регулирование особо охраняемых природных объектов и территорий, - правовое регулирование с отходами производства и потребление, опасными отходами, радиоактивными веществами, правовой режим экологически не благополучных территорий и др.

Специальная часть науки экологического права посвящается основным чертам охраны международной окружающей среды и зарубежное экологическое право.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.009 с.)