Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Предмет, метод и система.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ТЕМА 1. Экологическое право как отрасль российского права. ТЕМА 2. Экологические права и обязанности физических и юридических лиц. I. Экологические права и обязанности граждан. Экологические права граждан – центральный институт системы экологического права. Признание этих прав можно рассмотреть, как 1-ну из более существенных тенденций развития российского экологического права. Закреплено в ст.42 КРФ права каждого на благоприятную окружающую среду и др. экологических прав важно, прежде, всего, с точки зрения вовлечения граждан в механизм охраны обеспечения контроля за природа – охранную деятельность государственных органов и предприятий. Право граждан на благоприятную окружающую среду относятся к субъективным правам. В теории права признаются, что субъективное право, т.е. право принадлежащее тому или иному субъекту представляет собой единство 3-х возможностей: 1. Вид и объём возможного поведения самого обладателя субъективного права. 2. Возможность требовать собственного поведения в совершённых известных действий (воздержаться от действий) от других обязанных лиц. 3. Возможность прибегнуть в необходимых случаях к содействию государственного аппарата для осуществления 2-ой возможности. Ограничитель, а тем более отсутствие любой из этих возможностей делает ущербным, то или иное субъективное право, порождает лишь видимость в обеспечении личности определёнными социальными благами. Для реализации конкретного права каждого на благоприятную окружающую среду предусмотренных рядом существующих уполномочий граждан в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст.11 закона граждане имеют право: - создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды. - направлять обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и должностным лицам о получение своевременной полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по её охране. - принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, в сборе подписей под петиции, референдумах, по вопросам окружающей среды и иных не противоречащих законодательству РФ акциях. - выдвигать предложения по проведению экологической экспертизы и участвовать в её проведении в установленном порядке. - оказывать содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды. - обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся вопросов охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду и получать обоснованный и своевременный ответ. - предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среды. - осуществлять другие предусмотренные законом права. В соответствии со ст.16 КРФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действительными, они определяют смысл, содержание и применение закона, деятельность исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления, и обеспечивает правосудие. На практике же экологические права и интересы граждан часто игнорируются властями. Пример: строительство в Москве живых массивов Марьино, Братеево на бывшей свалки отходов и территории прилегающей к ней. В защите прав граждан в области охраны окружающей среды действующее законодательство отводит существенную роль судам, однако они пока малоактивны и не эффективны в данной сфере. Помимо прав ст.11 ФЗ установлены и обязанности граждан: - сохранить природу и окружающую среду. - бережно относится к природе и природным богатствам. - соблюдать иные требования законодательства. II. Экологические права и обязанности общих и иных некоммерческих объединений. В подавляющем большинстве случаев участниками экологических правоотношений являются юридические лица. Они выступают в качестве хозяйственных субъектов, организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей сред, лиц, имущество которых в результате нарушения закона причинён вред. Мы рассматриваем только основные права и обязанности общих и иных некоммерческих объединений. И так они имеют право: - разрабатывать, пропагандировать, реализовывать, в устном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды. - за счёт собственных и привлечённых средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности. - оказать содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления, в решении вопросов окружающей среды. - организовывать митинги, собрания, сбор подписей под петиции и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с указами, вносить предложения о проведении референдума по вопросам охраны окружающей среды. - обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления иные организации, должностным лицам о получении своевременной, достоверной информации о состоянии окружающей среды, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан. - участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решениях, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан. - обращаться в уполномоченные органы с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающиеся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, получать своевременный и обоснованный ответ. - организовывать и проводить в устном порядке слушание по вопросам проектирования, размещения объектов хозяйственной деятельности которые могут нанести вред окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан. - организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу. - рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы. - подавать в уполномоченные органы обращения об отмене решения о проектировании, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Об ограничении, о проектировании и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду. - предъявлять в суд иски о возмещении вреда об окружающей среде. - осуществлять другие предусмотренные законом права. ТЕМА 3. Организационный механизм охраны окружающей среды. ТЕМА 1. Экологическое право как отрасль российского права. I. Предмет, метод и система. Экологическое право – это самостоятельная, комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой. Самостоятельность экологического права обусловлена наличием собственного предмета и методов правового регулирования. Комплексность экологического права объясняется тем, что оно включает в себя и собственно экологические нормы (ядро права) и привлекает для решения поставленных перед ним задач нормы других отраслей права, как фундаментальных, так и производственных (вторичных). Под предметом правового регулирования понимается строго определённая область общественных отношений качественно отличающихся от иных отношений, образующих предмет другой отрасли права. Предмет экологического права отвечает на вопрос: - что эта отрасль регулирует - в каких в каких видах общественных отношений по поводу окружающей среды поведение субъектов регулируется экологическим законодательством. Учитывая интересы и потребности человека и гражданина в сфере взаимодействия общества и природы, предмет экологического права образует следующие группы общественных отношений: 1. По охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности. 2. По рациональному использованию природных ресурсов. 3. По охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. (1). Охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) – это деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общих и иных исполнительных объединений, юридических и физических лиц, направленное на сохранение, восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию её последствий. Правовое регулирование общественных отношений по охране окружающей среды, касается трёх видов воздействий на неё: - физических - химических - биологических. Примером регулирования охраны окружающей от химических воздействий служит: - регулирование сбросов предприятий водоёмов, сточных вод - регулирование выбросов загрязнённых веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобиля - регулирование применения агрохимических средств и иных химических веществ, влияющих на состояние озоновых слоёв Земли. Отношение по охране окружающей от физических и юридических лиц воздействий на неё – это регулирование охраны окружающей среды: 1. От шума, создаваемого самолётами, производственными объектами и тому подобное. 2. Вибрации, создаваемые в процессе эксплуатации транспортных средств. Например, в метрополитене. 3. Электромагнитных полей, создаваемых при использовании электротехники. 4. Радиоактивных воздействий (физическое воздействие в форме облучения) 5. От чрезмерного давления на Землю в процессе использования тяжёлой техники, приводит к разрушению структуры почвы. Охрана окружающей среды от биологических воздействий включает в себя правовое регулирование: 1. Переселение и гибридизация объекта животного мира и растительного мира. 2. Биотехнологий (биотехнология - это наука, изучающая возможности использования живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологичных задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами, методом генной инженерии). 3. Правовое регулирование поступления в окружающую среду микроорганизмов (вирусов, грибков, бактерий, возбудителей инфекционных возбудителей заболеваний человека). 4. Предупреждение эпизоотий и борьбы с ними (эпизоотий – широко масштабное распространение инфекционной болезни среди 1-го или многих видов животных на определённой территории, значительно превышающих уровень заболеваемости обычно регистрируемых на данной территории). Иными словами, эпизоотия – это эпидемия у животных. (2) Рациональное использование природных ресурсов – комплексное экологически эффективное использование природных ресурсов в сочетании с требованиями охраны окружающей среды. Отношения по природопользованию регулируются главным образом применительно к отдельным природным ресурсам (Земля, водам, атмосферному воздуху, лесам, растительному миру вне лесов, объектам животного мира). По средствам регулируются такие отношения, обеспечиваются решение ряда общих задач. Главные из них: удовлетворение материальных и других потребностей человека и вместе с тем предупреждение разных форм деградации природы, включая её загрязнение и истощение природных ресурсов. Основной принцип осуществления природопользования – принцип рационального использования, т.е. экономически обоснованного использования природных ресурсов. (3) Отношения по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Эти отношения выделяют в качестве самостоятельной группы, в составе предмета экологического права, во 1-х, потому что они связаны с невозможностью регулирования таких специфических отношений в рамках иных отношений, а во 2-х, потому что человек, его здоровье и имущественный интерес является самостоятельным объектом экологического права, наряду с объектами и ресурсами природы. Сегодня во многих государствах мира всё больше признания получил подход в соответствии с обеспечением экологической безопасности, являющейся относительно самостоятельной группой общественных отношений в составе предмета экологического права, наряду с рациональным, природопользованием и охраной окружающей среды. Экологическая безопасность – это состояние защищённости природной среды жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий. Метод правового регулирования – это устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников отношений входящих в предмет экологического права. Он отвечает на вопрос: как, какими способами или приёмами осуществляется правовое регулирование. В науке права выделяют два метода: 1. административно – правовой (императивный) 2. гражданско – правовой (диспозитивный). В большинстве отраслей права используется комбинация этих методов. Административно – правовой метод применяется в отраслях публичного права (к которому относится и экологическое право). Суть административно – правового метода заключается в установлении предписания, дозволения, запрета в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. В экологическом праве административно – правовой метод опосредуется в специфических формах, а именно: - нормирование - экспертиза, - сертификация, - лицензирование и др. Он выражает в установлении допустимых выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, которые должны соблюдаться хозяйствующими предметами (предприятиями), выдачи этим предприятиям специальных лицензий на такой выброс, применение мер юридической ответственности и др. Применение гражданско – правового метода преобладает в частном праве. Гражданско – правовой метод даёт субъектам возможность выбора вариантов поведения в рамках закона, он основывается на равенстве сторон правоотношений, при этом приоритетными являются экологические инструменты регулирования. В современном экологическом праве применяются оба метода, договора на природа пользование представляет собой пример гражданско – правового метода, однако если в процессе природопользования нарушаются условия предусмотренные договором и причиняется существенный экологический вред может быть применён административно – правовой метод регулирования. Система отрасли экологического права – представляет собой совокупность в определённом порядке расположенных правовых норм, сгруппированных в институты, в зависимости от специфики общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли. Система отрасли экологического права делится на 2-е части: - общую - особенную. В системе науки выделяют специальную часть. В общую часть системы отрасли экологического права входят инструменты и положения, которые распространяются на все общественные отношения экологического права. Это предмет и метод экологического права основывает принципы, источники экологического права, основные экологические права и обязанности физических и юридических лиц, экологические правоотношения, правовые основы государственного регулирования окружающей среды, экологические моратории, экологической правовой охраны окружающей среды, экологический контроль, юридическая ответственность за экологические правонарушения. В особенную часть экологического права входят такие разделы, как: - правовое регулирование особо охраняемых природных объектов и территорий, - правовое регулирование с отходами производства и потребление, опасными отходами, радиоактивными веществами, правовой режим экологически не благополучных территорий и др. Специальная часть науки экологического права посвящается основным чертам охраны международной окружающей среды и зарубежное экологическое право.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.009 с.) |