Государственный бюджет. Доходы расходы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный бюджет. Доходы расходы.



Гос.бюджет – баланс доходов и рсходов гос-ва за определенный период времени, представляющий собой основной финансовый план страны, к-рый после его принятия законодат.органом власти приобретает силу з-на и обязателен для исполнения. С макроэконом.точки зрения все гос.расходы делятся на 1)гос.закупки товаров и услуг; 2)трансферты; 3)обслуживание гос.долга. Основные источники доходов гос-ва – налоги; прибыль гос.предприятий; доход от эмиссии денег; доходы о приватизации и т.д. Разница м/у доходами и расходами гос-ва представляет собой сальдо гос.бюджета. Гос.бюджет может находиться в трех различных состояниях: 1) доходы˃ расходы, сальдо б-та положит-ное→профицит бюджета; 2)доходы=расходы → сальдо =0 → бюджет сбалансирован; 3)доходы˂ расходы → сальдо отриц-ное →дефицит гос.бюджета.

Государственный долг. Внутренний внешний.

Гос.долг -результат финансовых заимствований гос-ва, осуществляемых для покрытия Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
Внешний гос.долг - это составная часть гос. долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение гос. внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может привести страну к зависимости от кредиторов. Для относительной характеристики величины гос. долга в мировой практике используются спец. показатели – относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей к экспорту товаров и услуг. По классификации Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности считается отношение меньше 18 %; умеренным – 18-30%. Другими показателями также являются:
отношение валового внешнего долга к ВВП;отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг. Наличие внешнего долга предполагает передачу части созданного продукта за пределы страны. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства.
Основными кредиторами внешнего долга являются: другие гос-ва;
международные финансовые организации; Частные фонды.
Внутренний гос.долг - это составная часть гос.долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами. Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее – правилом. Экономически развитые страны имеют значительный гос.внутренний долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга. Гос. долг и вызвавшие его дефициты могут быть тщательно продуманными и спланированными факторами стабилизации экономики и ее развития. Внутренний гос. долг рассматривается как «заем нации сам себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны. Однако присутствует и ряд отрицательных последствие наличия внутреннего гос. долга: погашение задолженности производится за счет бюджетных средств, т.е. за счет налогоплательщиков; для уменьшения долга гос-во может увеличивать налоги, что может привести к макроэконом.последствиям, таким как уменьшение инвестиций. действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей. Т.е. выход государства на ссудный рынок усиливает конкуренцию на денежном рынке, что в свою очередь приводит к увеличению процентных ставок на денежный капитал. Это лишает частный сектор какой-то части инвестиций и соответственно «тормозит» экономическое развитие страны. Основными кредиторами внутреннего долга являются: население; корпорации; банки; другие финансовые и кредитные учреждения.

 

Дискреционная фискальная политика.

Дискреционная фискальная политика проводится правительством путем сознательного манипулирования ее инструментами - налогами и государственными расходами с целью стимулирования экономического роста, обеспечения занятости и контроля над инфляцией.

Конкретными орудиями данной политики выступают: правительственные закупки, общественные работы, государственные инвестиции, социальные программы, изменение трансфертных расходов, управление налоговым гнетом. При этом разделение данных взаимосвязанных инструментов относительно: например, организация общественных работ немыслима без направления в эту сферу определенных государственных инвестиций.

Одними из важнейших инструментов дискреционной фискальной политики являются налоговые льготы, а также налоговые кредиты - предоставление на возвратной основе отсрочки налоговых платежей на определенные цели.

 

Автоматическая фискальная политика.

Автоматическая фискальная политика - изменения в правительственных закупках и чистых налогах, вызываемые переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программах.
В период экономического подъема автоматическая фискальная политика предполагает сокращение трансфертных выплат и увеличение налоговых ставок для снижения инфляции.
В период экономического спада автоматическая фискальная политика предполагает увеличение трансфертных выплат и уменьшение налоговых ставок для оживления деловой активности.

Кредитно-денежная политика государства представляет собой комплекс мер, воздействующих на денежное обращение и состояние кредита в целях достижения неинфляционного экономического роста и полной занятости.

Кредитно-денежная политика базируется на принципах монетаризма. Главным ее преимуществом перед бюджетно-налоговой политикой является оперативность и гиб-

кость. Поскольку она проводится Центральным банком, а не парламентом страны, она гораздо меньше подвержена политическому влиянию.

Отрицательным моментом по сравнению с бюджетно-налоговой политикой является косвенный характер воздействия кредитно-денежной политики на экономику, опосредованный определенными «передаточными механизмами». Центральный банк способен оказывать преимущественно косвенное воздействие на коммерческие банки с целью сокращения или увеличения ими кредитов, что в свою очередь способствует финансовой стабилизации, укреплению денежного обращения, расширению инвестиций и, в конечном итоге, экономическому росту в стране.

Основными целями кредитно-денежной политики государства являются:

• смягчение циклических колебаний экономики;

• сдерживание инфляции;

• стимулирование инвестиций;

• обеспечение полной занятости;

• регулирование темпов экономического роста;

• обеспечение устойчивости платежного баланса.

Выделяют два типа кредитно-денежной политики: стимулирующую и ограничительную.

Стимулирующая кредитно-денежная политика (кредитная экспансия) осуществляется в целях увеличения экономической активности в стране путем увеличения денежного предложения и снижения цены денег (ставки процента).

Ограничительная кредитно-денежная политика (кредитная рестрикция) направлена на сдерживание инфляционного экономического роста и предполагает сокращение

объемов денежного предложения и увеличение цены денег.

Можно также выделить долгосрочную и краткосрочную кредитно-денежную политику. Они различаются по своим результатам. В краткосрочном периоде кредитно-денежная политика в большей мере влияет на объем национального производства и в меньшей – на цены. В долгосрочном периоде, напротив, она оказывает преимущественное воздействие на уровень цен, лишь незначительно влияя на реальный объем выпуска.

37) Понятие кредитной системы и ее структура. Кредит­ная система - это совокупность кредитно-финансовых учреждений, выполняющих специфические функции по аккумуляции и распределению денежных средств.

Кредит­ная система развитых стран состоит из центрального, коммерческих банков, специализированных кредитно-фи­нансовых учреждений. Главная задача центральных бан­ков — управление эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью. Их основными функциями являются раз­работка и реализация денежно-кредитной политики; эмис­сия и изъятие из обращения денег (центральные банки наделены монопольным правом выпуска банкнот); хране­ние золотовалютных резервов страны; выполнение кредит­ных и расчетных операций для правительства; оказание разнообразных услуг коммерческим банкам и другим кредитно-финансовым учреждениям. Коммерческие банки являются основой кредитной сис­темы. Современные банки организованы, как правило, в форме акционерного предприятия. Функции: прием и хранение депозитов вкладчков; выдача средств со счетов и выполнение перечислений; выдача ссуд, покупка ценных бумаг и т.д. Соответственно операции банков делятся на три группы: пассивные (при­влечение средств), активные ( размещение средств) и по­среднические (выполнение операций по поручению клиен­тов). Коммерческие банки могут быть как универсальными, так и специализированными.

К специализированным кредитно-финансовым инсти­тутам относят сберегательные учреждения, страховые ком­пании, пенсионные фонды, инвестиционные, лизинговые компании и т.д.

Кредитные союзы представляют собой кооперативы, организованные группой частных лиц, профсоюзами, религиозными организациями и т.д. Их капитал формирует­ся путем продажи особого рода акций, по которым выпла­чивается процент. Привлеченные средства используются для предоставления краткосрочных потребительских и ин­дивидуальных ссуд своим членам. Важнейшими из небанковских кредитных учреждений являются страховые компании. Их денежные средства формируются за счет взносов за страхование жизни, иму­щества; выплат на медицинское страхование и т.д. Компа­нии используют их для покупки ценных бумаг корпораций, государственных облигаций, тем самым предоставляя дол­госрочные кредиты. Пенсионные фонды аккумулируют средства, предна­значенные для пенсионного обеспечения, которые отчис­ляются предпринимателями и наемными работниками. Из­быток накопленных средств над пенсионными выплатами вкладывается в государственные облигации и акции надеж­ных компаний. Инвестиции пенсионных фондов, как пра­вило, долговременные, ибо деньги в них накапливаются десятилетиями. Инвестиционные компании (фонды) специализируют­ся на привлечении свободных денежных средств путем выпуска собственных акций (чаще — небольшого номина­ла). Лизинговыми называются все компании, которые предоставляют в долгосрочную аренду технические сред­ства: сложное оборудование, суда, самолеты и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.008 с.)