Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Валовый национальный продукт (ВНП).

Поиск

ЧАСТЬ II. МАКРОЭКОНОМИКА.

Тема 1: «Измерение объема национального производства, национального дохода и уровня цен».

Валовый национальный продукт (ВНП).

Определение: ВНП – основной показать экономического состояния общества, который представляет собой рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в течение данного года. ВНП это временной, количественный и денежный показать.

Под конечными понимают товары и услуги, предназначенные для конечного пользования (для конечного потребления), а не для дальнейшей обработки, переработки, либо перепродажи.

С другой стороны сделки, включающие промежуточные продукты, относятся к товарам и услугам, предназначенным для дальнейшей обработки, переработки, либо перепродажи.

В показатель ВНП данного года включают конечные товары, но исключают промежуточные продукты, потому что в стоимость конечных продуктов уже входят все, имевшие место промежуточные сделки. Отдельный учет промежуточных продуктов означал бы двойной счет и завышенную оценку ВНП.

Таким образом, конечными являются только те товары, которые поступили в розничную торговлю для конечного потребителя, либо если сделки купли-продажи совершаются между оптовой фирмой и конечным потребителем и, кроме того, любые сырьевые материалы на экспорт.

Кроме промежуточных продуктов из показателя ВНП данного года также исключаются (или не включаются):

1. Продажи подержанных товаров.

2. Непосредственные сделки (не инвестиционные).

 

 

Продажи подержанных товаров.

Исключаются из ВНП данного года, поскольку по определению ВНП включает стоимость только той продукции, которая была произведена в данном году. Очевидно, что подержанные товары отражают стоимость пошлого производства и один раз уже были проданы. Даже если товары и были произведены в данном году, то их перепродажа не ведет к росту реально объема производства, следовательно, продажи подержанных товаров исключаются из ВНП данного года.

Непроизводственные сделки (не инвестиционные).

К непроизводственным сделкам относятся все сделки, в результате которых не происходит увеличения реального объема производства. К таким сделкам относят куплю-продажу акции и облигации, то есть перепродажа ценных бумаг исключается из экономического определения инвестиции, поскольку в данном случае ценная бумага просто меняет владельца, но ничего нового не производится. То же самое относится и к перепродажи уже существующих реальных активов (например, перепродажа фирмы, квартиры, оборудования и т. д.). Кроме того, к непроизводственным сделкам относят все государственные или частные пособия и субсидии, получатели которые не участвуют в создании национального продукта, а получают средства на безвозмездной основе из государственных или частных доходов.

 

Методы расчета ВНП.

ВНП может быть рассчитан тремя способами:

1. По сумме добавленных стоимостей, произведенных всеми фирмами в экономике в течение данного года.

2. По сумме всех расходов, необходимых для производства данного объема продукции.

3. По сумме всех доходов, подученных от производства данного объема продукции.

Замечание.

ВНП, рассчитанный по суме расходов, должен быть равен ВНП, рассчитанному по сумме доходов. Это означает сбалансированный государственный бюджет. Если расходы превышают доходы – это дефицит бюджета. Превышение доходов над расходами говорит о профиците бюджета.

 

ВНП по сумме добавленных стоимостей.

Таблица № 1: «Расчет добавленных стоимостей при пятистадийном производственном процессе».

Стадии производства Цена сырья, материала, услуг. Добавочная стоимость
I. А - ферма   Д 60 = 60 – 0
II. Б –шерстеперерабатывающее предприятие   О 40 = 100 – 60
III. В – производитель костюмов   Х 25 = 125 – 100
IV. Г – оптовый продавец одежды   О 50 = 175 – 125
V. Д – розничный продавец   Д 75 = 250 - 175
Общая стоимость продаж 710  
Общий доход (добавленная стоимость)   250

 

Разница между тем, что фирма получает от продажи своей продукции (после переработки, либо обработки) и тем, что она заплатила за сырье или материалы, выплачивается поставщиками ресурсов в виде заработной платы, ренты, процента, прибыли.

Таким образом, добавленная стоимость – это рыночная цена объема продукции, произведенной фирмой, за вычетом стоимости потребленных сырья и материалов, приобретенных данной фирмой у поставщиков.

Либо это разница между ценой покупки товара и ценой его продажи, то есть доход или добавленная стоимость, полученная от сделки перепродажи. Например, между производителем и оптовой фирмой; оптовой фирмой и розничной торговлей.

Точно так же, как и в таблице №1 суммируются добавленные стоимости, созданные пятью фирмами в процессе производства и обращения товара, так и в экономике в целом суммируются добавленные стоимости, созданные всеми фирмами.

 

ВНП по расходам.

По расходам ВНП рассчитывается как сумма личных потребительских расходов на товары и услуги, государственных закупок, чистого экспорта и валовых инвестиций.

Таким образом, ВНП = C + G + Xn + In

С – личные потребительские расходы.

G – государственные закупки.

Xn – чистый экспорт.

In – валовые инвестиции.

Государственные закупки.

Это все государственные расходы на конечную продукцию предприятий, а так же на все прямые покупки ресурсов, в особенности рабочей силы. Но эта группа расходов исключает все государственные трансфертные платежи, поскольку эти платежи не отражают увеличения реального объема национального производства, а представляют собой безвозмездные платежи государства наименее обеспеченным группам населения.

 

Чистый экспорт.

ВНП данной страны увеличится, если страна экспортирует больше товаров и услуг, чем импортирует из других стран, то есть чистый экспорт – это экспорт минус импорт. Превышение доли экспорта над импортом называется положительным сальдо торгового баланса и соответственно наоборот. Если импорт страны превышает ее экспорт – это отрицательное сальдо торгового баланса.

Валовые инвестиции.

Валовые инвестиции включают три направления:

а) конечные покупки средств производства предпринимательским сектором;

б) все строительство;

в) изменение товарно-материальных запасов.

а) конечные покупки средств производства.

Они являются формой инвестиций, поскольку средства производства – это инвестиционные товары, приносящие денежные доход от производства и реализации продукции.

б) все строительство.

Очевидно, что строительство производственных зданий и жилых многоквартирных домов, является формой инвестиций, поскольку это инвестиционные товары, приносящие денежный доход. Но и частные жилые дома относят к инвестициям и даже в том случае, если они не сдаются собственниками в наем, потому что они могут быть сданы в наем с тем, чтобы приносить денежный доход.

в) изменение товарно-материальных запасов.

Относится к инвестициям, потому что инвестиции это не только производство и накопление средств производства, но также и изменение товарных запасов. Запасы – это в действительности не потребленный продукт, а это и есть ничто иное, как инвестиции.

Таким образом, необходимо выяснить как изменение товарных запасов (увеличение или уменьшение) в данном году отражается на стоимости ВНП данного года.

Увеличение запасов.

По определению ВНП данного года включает всю продукцию, произведенную в данном году, поэтому независимо от того проданы товары или нет, если они были произведены в данном году, то их следует включить в показатель ВНП данного года.

Увеличение запасов означает, что в течение года объем производства продукции был больше, чем объем ее потребления и поэтому к концу года по сравнению с началом года запасы увеличились. Эти запасы представляют собой текущее производство данного года и поэтому должны быть включены в показатель ВНП данного года, иначе ВНП окажется заниженным.

10 единиц 15 единиц

1 января 31 декабря

Эта схема показывает, что в течение года производство превышало потребление, и к концу года запасы увеличились на 5 единиц, стоимость которых должна быть включена в ВНП данного года, поскольку эти 5 единиц отражают текущее производство данного года.

Уменьшение запасов.

Уменьшение же запасов в данном году следует вычесть из ВНП данного года, потому что это значит, что в течение года объем потребления продукции превышал объем ее производства, то есть запасы уменьшились. Более того, продукция, которая реализуется на рынке в данном году, представляет собой не столько текущее производство данного года, сколько уменьшение запасов, имевшихся в распоряжении в начале года. Запасы, имевшиеся в распоряжении в начале года, представляют собой продукцию, произведенную в прошлые годы. Любое сокращение запасов в каждом конкретном году означает, что общество потребило весь продукт, созданный в данном году, плюс некоторые запасы, оставшиеся от прошлых лет.

Учитывая, что ВНП отражает стоимость только той продукции, которая была произведена в данном году, нельзя при определении ВНП данного года учитывать продукцию, произведенную в прошлые годы, то есть любое сокращение запасов следует вычесть из ВНП, иначе ВНП окажется завышенным.

15 единиц 10 единиц

1 января 31 декабря

Эта схема показывает, что в течение года потребление превышало производство, и концу года запасы уменьшились на 5 единиц, стоимость которых следует вычесть из ВНП данного года, поскольку эта продукция отражает стоимость прошлого производства, и уже была учтена раньше.

 

ВНП по сумме доходов.

По доходам ВНП рассчитывается как сумма заработной платы наемных работников, рентных платежей, процентов, доходов от собственности не корпоративного сектора, прибыли корпораций и двух не связанных с доходами платежей, то есть амортизацией и косвенных налогов на бизнес.

Рентные платежи.

Доходы землевладельцев и домовладельцев, обеспечивающих экономику ресурсами собственности.

3. Проценты.

Это доходы поставщиков денежного капитала и капитального оборудования.

Прибыль.

В данном случае термин» прибыль» распадается на два вида счетов.

Одна часть – это доходы не корпоративного сектора, то есть чистый доход предприятий, находящихся в индивидуальной собственности, собственности партнеров и кооперативов.

Другая часть – это прибыли корпорации, которые распределяются по трем направлениям:

а) на определенную долю прибыли корпорации претендует правительство, которое получает ее в виде налога на прибыль корпорации;

б) часть оставшихся прибылей выплачивается акционерам в виде дивидендов;

в) то, что остается после уплаты налога на прибыль и дивидендов называется нераспределенными прибылями корпорации, которые наряду с амортизацией инвестируются либо сразу, либо в будущем на покупку или создание новых инвестиционных товаров. Тем самым увеличиваются реальные активы инвестирующего бизнеса.

Амортизация

Определение. Ежегодные отчисления, которые показывают стоимость капитала, потребленного в отдельные годы, называется амортизацией.

Замечание.

Амортизация представляет собой просто бухгалтерскую запись, предназначенную для того, чтобы уточнить величину прибыли в общем доходе предприятия. Для точного расчета величины прибыли в валовых доходах предпринимательского сектора ежегодно учитываются гигантские амортизационные отчисления, которые называются отчислениями на потребление капитала, потому что представляют собой отчисления на покупку тех средств производства, которые были потреблены в ходе производства данного года.

Значение амортизационных отчислений состоит в том, что амортизация не является ни чьим доходом, то есть ни доходом поставщиков ресурсов, ни доходом самого предприятия. Это означает следующее: амортизация представляет собой часть стоимости производства, то есть издержки производства, которые снижают прибыль предприятий. Но в отличие от других видов издержек эта часть стоимости производства (амортизации) не может быть использована для расчетов с поставщиками ресурсов, то есть не выплачивается в виде заработной платы, ренты, процента, прибыли.

Таким образом, амортизационные отчисления показывают, что часть стоимости производства данного года должна быть отложена для замещения в будущем тех средств производства, которые были потреблены в ходе производства данного года. Следовательно, нельзя потребить весь ВНП как доход общества, не ухудшая при этом запас производственных мощностей в экономике.

 

 

Косвенные налоги на бизнес.

Правительство взимает определенные налоги, называемые косвенные налоги на бизнес. Предприятия рассматривают их как издержки и потому прибавляют к ценам на товар. Тем самым, перекладывая уплату косвенных налогов на потребителей. К косвенным налогам относятся:

- налог на добавленную стоимость (НДС);

- акцизы;

- лицензионные платежи;

- таможенные пошлины.

Техника взимания косвенных налогов состоит в том, что предприятие из своего валового дохода, прежде всего, уплачивает величину соответствующего косвенного налога государству и только оставшаяся сумма распределяется между поставщиками ресурсов в виде заработной платы, ренты, процентов, прибыли.

Таким образом, особенность косвенных налогов состоит в том, что косвенные налоги являются незаработанным доходом государства, потому что в обмен на поступления от косвенных налогов государство не вносит никакого вклада в создание текущего объема производства.

Таким образом, в случае взимания косвенных налогов, например акциза, потребитель получает товар, в цену которого включается соответствующий косвенный налог. В связи с этим при расчете общего объема дохода, созданного в каждом году (национальный доход) косвенные налоги исключаются.

Таким образом, часть стоимости ВНП данного года не выступает в виде заработной платы, ренты, процентов, прибыли.

 

Измерение уровня цен.

Необходимо по другим важным обстоятельствам:

1. В течение года, за который рассчитывается стоимость объема ВНП, уровень цен мог измениться, то есть могла иметь место либо инфляция, либо дефляция, поэтому необходимо знать в каком направлении, в каких масштабах мог измениться уровень цен.

2. Поскольку ВНП представляет собой рыночную или денежную стоимость всех конечных товаров и услуг, то денежные показатели используются в качестве наиболее распространенных при сведении к единому основанию разнородных компонентов ВНП.

Известно, что для определения состояния экономики в данном году необходимо сравнить стоимость объемов производства (объемов ВНП) данного года и предыдущего. Но объемы производства разных лет могут быть сопоставимы только в том случае, если они измерены в сопоставимых ценах, то есть в денежных единицах, которые имеют одинаковую покупательную способность.

Таким образом, именно эти два важных обстоятельства подводят к необходимости измерения уровня цен.

Уровень цен, выражается в виде индекса. Индекс цен представляет собой соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной потребительской корзиной» для данного временного периода и совокупной ценой аналогичной, либо сходной группы товаров в базовом году.

Базовый год – это указанный ориентир или начальный уровень отчета, то есть базовым является любой год, выбранный для сравнения с данным годом.

В виде формулы:

* 100%
Индекс Цена рыночной корзины данного года

цен Цена аналогичной рыночной корзины в базовом году

 

Для базового года индекс цен принимается равным 100%, потому что

он рассчитывается по той же формуле, что и для любого другого года, но в этом случае данный год и базовый совпадают.

Одним из наиболее распространенных рассчитываемых индексов является индекс потребительских цен (ИПЦ), предназначенный для измерения цен потребительских товаров и услуг, в частности товаров и услуг, составляющих рыночную корзину.

Однако для измерения общего уровня цен предназначен другой индекс, который называется индекс цен ВНП или дефлятор ВНП. Этот индекс шире, поскольку включает цены не только потребительских товаров и услуг, но также цены инвестиционных товаров, товаров, покупаемых правительством и товаров, купленных и проданных на мировом рынке.

По этой причине дефлятор ВНП представляет собой индекс цен, связанный с корректировкой номинального или денежного объема ВНП.

Номинальный или денежный объем ВНП – это объем производства продукции, рассчитанный в ценах, которые существовали на тот момент времени, когда этот объем был произведен.

Пример расчета индекса цен ВНП:

Предположим, что в 1990 году в экономике было произведено только два вида товаров:

1. Потребительский товар – 2 шт. по 14$.

2. Инвестиционный товар – 1 шт. по 12$.

3. Товар, покупаемый правительством – 1 шт. по 8$.

4. Товар на экспорт – 1 шт. по 16$.

Таким образом, цена рыночной корзины 1990 года в ценах 1990 года

64$, но цена рыночной корзины 1990 года в ценах 1982 года

(базовый год) - 50$, таким образом, индекс цен 1990г. = 64/50 * 100% = 128%

Этот индекс служит показателем уровня цен 1990 году и в частности указывает на инфляцию, которая составила 28%.

Кроме того, уровень цен можно рассчитать при помощи формулы темпа инфляции (дефляции):

* 100%
Темп Индекс цен данного года – индекс цен прошлого года

инфляции индекс цен прошлого года

 

Вывод.

Таким образом, если в данном году по сравнению с предыдущим годом индекс цен увеличился, это указывает на инфляцию и наоборот. Если в данном году по сравнению с предыдущим годом индекс цен уменьшился, это указывает на дефляцию.

 

Фаза «пик»

В этой фазе экономика достигает полной занятости и полного объема производства. Более того, объем производства в течение какого-то времени будет оставаться постоянным, потому что все ресурсы использованы, и предпринимательский сектор не может предложить дополнительное количество товаров и услуг.

В этой фазе цены увеличиваются в масштабе всей экономики. Причина этого - избыточный спрос (обусловленный высоким уровнем занятости, а, следовательно, доходов и расходов) на постоянный реальный объем продукции, что и приводит к росту уровня цен.

В этой фазе деловая активность уменьшается или вовсе прекращается.

Таким образом, задача правительства состоит в том, чтобы уменьшить избыточные расходы на постоянный объем производства продукции. Достигается это следующим образом. Во-первых, сокращение собственных расходов государства на конечную продукцию предприятий. Во-вторых, повышением налогов с целью уменьшить расходы в частном секторе.

Фаза «спад».

В результате вышеуказанных мер правительства, общие расходы на реальный объем производства уменьшается и экономика вступает в фазу «спад».

В этой фазе объем производства и занятость уменьшаются, но цены не снижаются (цены снижаются только в том случае, если спад очень серьезный и продолжительный, то есть наступает депрессия).

Таким образом, в этой фазе, несмотря на спад производства и сокращение спроса, уровень цен не снижается, то есть цены становятся негибкими, неэластичными и не поддаются тенденции к снижению. Более того, экономические показатели хотя бы раз возросшие не снижаются, по крайней мере, до первоначального уровня. Основная причина неэластичности цен на товары – это неэластичность цен на ресурсы, в особенности заработной платы. Причины:

1. Для работников, работающих по договору с профсоюзами, изменения заработной платы в основных отраслях промышленности возможно только один раз в 3-5 лет. Для других работников раз в год. Очевидно, поэтому, что в условиях такой неэластичности заработной платы предприятиям очень сложно снизить цены и остаться рентабельными, то есть продолжать получать прибыль при новом более низком уровне цен.

2. Сами предприниматели могут не захотеть снижать ставки заработной платы своим работникам, поскольку заработная плата – это основная мотивация труда, и уменьшение заработной платы может привести к уменьшению заинтересованности работников в труде и, следовательно, к уменьшению производительности труда.

Таким образом, при уменьшении заработной платы возможны две тенденции: с одной стороны, уменьшение заработной платы приведет и к уменьшению трудовых затрат предприятий (расходы предприятия на заработную плату, выраженные в единице продукции). С другой стороны, уменьшение производительности труда приведет к увеличению трудовых затрат предприятий, поскольку уменьшение производительности вызовет необходимость найма дополнительного количества рабочих.

Очевидно, таким образом, что наниматели опасаются, что вторая тенденция может оказаться сильнее первой и уменьшение заработной платы приведет не к уменьшению, а к увеличению трудовых затрат предприятий.

3. Большинство предпринимателей вложили значительный капитал в обучение высококвалифицированных работников. При уменьшении заработной платы эти работники могут уволиться и легко найти работу в других фирмах. Иначе говоря, величина капитала, вложенного в обучение высококвалифицированных кадров, прямопропорциональна возможностям этих работников найти работу в других фирмах. Очевидно, поэтому, что в условиях спада производства лучшей политикой заработной платы будет сохранить высокие ставки заработной платы высококвалифицированным рабочим с большим стажем работы и уволить менее квалифицированных с меньшим стажем работы.

4. Монополии многих промышленных фирм на рынках ресурсов особенно монополия профсоюзов на рынках трудовых ресурсов, не позволяющая снижать ставки заработной платы.

Фаза «низшая точка спада».

При дальнейшем сокращении общих расходов экономика вступает в фазу «низшая точка спада», в которой производство и занятость достигают самого низкого уровня, но могут вновь начать увеличиваться, если правительство примет необходимые меры. Во-первых, увеличит собственные расходы на конечную продукцию предприятий и, во-вторых, снизит налоги с целью повысить расходы в частном секторе, то есть стимулировать спрос.

Монополии.

Отрасли промышленности, производящие средства производства и потребительские товары длительного пользования – это в большинстве своем монополии, отличающиеся высокой концентрацией. Когда на рынке господствует сравнительно небольшое число фирм, поэтому в силу своего монопольного положения такие фирмы могут удерживать цену, сокращая объем производства из-за падения спроса.

Конкурентоспособные фирмы.

Отрасли промышленности, производящие потребительские товары кратковременного пользования – это конкурентоспособные фирмы, отличающиеся низкой концентрацией. Когда на рынке представлено очень большое число фирм и, следовательно, высок уровень конкуренции. Очевидно, что такие фирмы не могут удерживать цену.

 

 

Вывод:

Таким образом, в условиях экономического спада, когда спрос на товары и услуги уменьшается, монополии незначительно понижают цены и значительно сокращают объем производства. А конкурентоспособные фирмы значительно понижают цены и незначите6льно объем производства.

 

Безработица

Различают три основных вида безработицы:

- фрикционную;

- структурную;

- циклическую.

Фрикционная безработица.

Термин «фрикционная безработица» используют в отношении тех безработных, которые ищут работу или ждут получения работы в ближайшее время. К таким безработным, прежде всего, относят молодых специалистов, только что закончивших ВУЗ или получивших профессиональное образование или рабочую профессию.

Кроме того, к фрикционным безработным относят работников, которые находятся «между работами» (то есть с одной работы уже уволились, а на другую еще не поступили), то есть переходят с низкооплачиваемой и малопродуктивной работы на более высокооплачиваемую и продуктивную работу. В результате это означает более рациональное распределение и использование трудовых ресурсов и, следовательно, больший реальный объем национального продукта.

Таким образом, основная характеристика фрикционных безработных состоит в том, что эти безработные могут получить работу в любой момент времени без дополнительного обучения или переподготовки. Фрикционная безработица считается неизбежной.

 

 

Структурная безработица.

С течением времени, в результате роста научно- технического прогресса предпринимательский сектор выбрасывает на рынок совершено новые товары и услуги, и тем самым изменяется структура потребительского спроса. Это значит, что спрос на старые товары уменьшается или вовсе прекращается, а на новые товары увеличивается. Для того чтобы обеспечить производство новых товаров и услуг, требуются и новые профессии, поэтому точно также, как и на товары, спрос на старые профессии уменьшается или вовсе прекращается, а на новые профессии, ранее не существовавшие, увеличивается.

Структурная безработица возникает из-за того, что рабочая сила очень медленно реагирует на подобные изменения и ее структура не полностью отвечает новой структуре рабочих мест.

Основная характеристика структурных безработных состоит в том, что в отличие от фрикционных, структурные безработные не могут получить работу без дополнительного обучения или переподготовки, а иногда и перемены места жительства. Структурная безработица также считается неизбежной, но более серьезной и продолжительной, чем фрикционная.

Циклическая безработица.

Этот вид безработицы возникает в фазе «спада», то есть в той фазе экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих или совокупных расходов на реальный объем производства продукции.

Когда спрос на товары и услуги уменьшается, предприятиям нет смысла производить товары и услуги в прежних объемах. В результате объем производства сокращается, занятость уменьшается, а безработица растет. Поэтому такую безработицу также называют безработицей, связанной с дефицитом спроса.

 

 

Полная занятость.

Поскольку фрикционная и структурные безработицы считаются, совершено неизбежными, то полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы, поэтому полную занятость можно определить как занятость, составляющую менее 100% трудоспособной рабочей силы или занятость считается полной, если циклическая безработица равна нулю. А сумма уровней фрикционной и структурной безработиц составляют естественный уровень безработицы. Максимальное значение, которого при полной занятости 5-6%. Этот естественный уровень безработицы связан с производственным потенциалом экономики.

Производственный потенциал экономики – это реальный объем продукта, который экономика в состоянии произвести при полном использовании ресурсов. Это значит, что по мере того, как фрикционные и структурные безработные получат работу, естественный уровень безработицы будет снижаться, а реальный объем продукта расти.

 

Инфляция.

Под инфляцией понимают повышение общего уровня цен в стране, однако, не все цены и не навсегда повышаются. Цены на один товар могут действительно повысятся значительно, на другие повысятся незначительно, на третьи не изменятся вообще, а некоторые даже уменьшатся.

Различают два основных вида инфляции:

- инфляцию спроса;

- инфляцию, обусловленную ростом издержек производства или сокращением совокупного предложения (инфляция издержек).

Инфляция спроса.

Традиционно, повышение уровня цен объясняют избыточным спросом на реальный постоянный объем продукта. Когда экономика уже достигла полной занятости, она может попытаться тратить больше, чем она способна производить. Однако предпринимательский сектор не может ответить на это увеличение спроса, производством и предложением дополнительного количества продукта, потому что все ресурсы уже использованы и экономика работает на полную мощность.

Таким образом, этот избыточный спрос и приводит к завышенным ценам на постоянный объем продукта и вызывает инфляцию спроса.

 

Отр.

2отр.

Отр.

 
 


Qf объем производства

На первом отрезке общие расходы в экономике, то есть сумма потребления, инвестиций, правительственных расходов и чистого экспорта настолько низкие, что объем национального продукта сильно отстает от своего максимального уровня Qf при полной занятости.

Иначе говоря, существует значительное отставание реального объема ВНП при этом уровень безработицы высокий, а большая доля производственных мощностей предприятий бездействует. Предположим, что совокупные расходы увеличатся, тогда объем производства увеличится, уровень безработицы уменьшится, а уровень цен увеличится незначительно или не изменится вообще. Это объясняется тем, что когда экономика функционирует, на первом отрезке существует огромное количество бездействующих трудовых и материальных ресурсов, которые можно ввести в действие при существующих на них ценах.

Таким образом, увеличение трудовых и других ресурсов, возможно, потому что имеются бездействующие ресурсы и дополнительное производство приносит выгоду. В результате, на первом отрезке происходит существенное увеличение объема производства, но цены не повышаются.

По мере того, как общие расходы продолжают расти, экономика вступает во второй отрезок, приближаясь к полной занятости и к более полному использованию имеющихся ресурсов. Необходимо отметить, что на втором отрезке уровень цен может начать повышаться еще до того, как будет достигнута полная занятость в масштабе всей экономики.

Потому что:

1. По мере расширения производства запасы бездействующих ресурсов не исчезают одновременно во всех секторах экономики и во всех отраслях промышленности. Некоторые отрасли промышленности уже достигли полной занятости, хотя у большинства других отраслей есть избыточные производственные мощности, (то есть свободные, неиспользуемые мощности).

Таким образом, некоторые отрасли промышленности раньше других полностью используют свои производственные мощности и больше не могут отвечать на увеличение спроса на свои товары увеличением предложения. Поэтому на товары этих отраслей растут цены.

2. По мере увеличения спроса на рынке рабочей силы некоторые категории частично занятых работников начинают использоваться полностью и, следовательно, их заработная плата в денежном выражении увеличивается. В результате увеличиваются производственные издержки и предприятия вынуждены назначать более высокие цены.

3. Сужение рынков рабочей силы (спрос на рабочую силу превышает ее предложение) расширяет возможность профсоюзов при заключении коллективных договоров и помогает им добиваться значительного увеличения заработной платы. Фирмы готовы уступать требованиям профсоюзов о повышении заработной платы, потому что не хотят забастовок, особенно в то время когда экономика вступает в фазу роста.

Кроме того, при увеличении общих расходов более высокие издержки можно легко возложить на потребителя, повысив цены.

4. Когда полная занятость в некоторых отраслях достигнута, фирмы вынуждены нанимать менее квалифицированных работников (менее продуктивных), что приводит к росту издержек и цен.

По всем этим причинам, инфляцию, возникающую на втором отрезке, называют «преждевременной », потому что она начинается до появления полной занятости в стране.

Когда общие расходы достигают третьего отрезка, полная занятость распространяется на все секторы экономики. Это значит, что теперь все отрасли промышленности больше не могут отвечать на увеличение спроса увеличением объема продукции. Реальный объем национального продукта достиг своего максимального значения и поэтому дальнейшее увеличение спроса ведет к инфляции.

Таким образом, совокупные расходы, превышающие производственные возможности общества вызывают повышение уровня цен.

Замечание.

Данный рисунок очень четко демонстрирует различие между номинальным и реальным ВНП. На первом отрезке при постоянном уровне цен номинальный и реальный ВНП увеличивается в одинаковой степени.

На втором отрезке при преждевременной инфляции номинальный ВНП необходимо дефлировать, чтобы определить изменения объема продукции в физическом выражении.

На третьем отрезке при «чистой» инфляции номинальный ВНП увеличивается (причем иногда быстрыми темпами), а реальный ВНП остается неизменным.

 

 

Инфляция издержек.

Инфляция может также возникнуть в результате изменений издержек и предложений на рынке. Иначе говоря, известны периоды, когда уровень цен возрос, не смотря на то, что совокупные расходы не были избыточными или периоды когда объем продукции и занятости уменьшились (свидетельство недостаточности совокупных расходов) при одновременном увеличении общего уровня цен.

Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем производства продукции, который фирма готова предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики, а это уменьшение предложения в свою очередь и вызывает рост цен. Следовательно, по этой схеме именно издержки, а не спрос вызывают повышение цен.

Два самых важных источника инфляции, обусловленной ростом издержек – это повышение номинальной заработной платы и цен на сырье и электроэнергию.

 

 

Необходимость общей модели.

Модель спроса и предложения для одного товара не дает ответов на несколько важных экономических вопросов, а именно:

1. Почему вообще цены ув



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2843; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.174 (0.015 с.)