Вопрос 14: Основные макроэкономические равновесия и интерпретации различных экономических школ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 14: Основные макроэкономические равновесия и интерпретации различных экономических школ



 

Совокупный спрос (AD) - суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, фирмы, государство, заграница при различном уровне цен в стране.

AD = C+I+G+X (3.2)

 

где: C - спрос на потребительские товары и услуги (потребительские расходы);
  I - спрос на инвестиционные ресурсы (инвестиционные расходы);
  G - спрос на товары и услуги со стороны государства (государственные расходы);
  X - чистый экспорт.

Одни составляющие совокупного спроса относительно постоянны (потребительские расходы), другие более изменчивы (инвестиционные расходы).

Смещение кривой совокупного спроса оказывает огромное влияние на экономическую конъюнктуру и уровень жизни различных слоев населения.

 

Совокупное предложение (AS) - объем выпуска, который готовы предложить фирмы при каждом данном уровне цен в стране. По своей экономической характеристике оно отождествляется с реальным объемом произведенного продукта (ВВП).

Чем выше уровень цен, тем больше стимула для увеличения национального производства, и наоборот. На смещение кривой совокупного предложения влияют неценовые факторы: изменения в предложении ресурсов, изменение производительности труда, изменения в налоговой политике и мерах государственного воздействия на экономику (льготные кредиты и др.).

Равновесное соотношение между совокупным спросом и совокупным предложением определяет макроэкономическое равновесие, то есть такого состояния экономики, когда весь произведенный национальный продукт полностью реализован. Оно обеспечивает стабильность экономики, повышение уровня жизни и высокие темпы экономического роста.

 

Графически макроэкономическое равновесие означает совмещение кривых AD и AS и пересечение их в некой точке.. Точка Е1- это равновесие при неполной занятости ресурсов без повышения уровня цен, т.е без инфляции. Точка Е2 - равновесие при небольшом повышении уровня цени состоянии, близком к полной занятости. Точка Е3 - равновесие в условиях полной занятости ресурсов (Y*), но с инфляцией.

Под влиянием различных факторов равновесие может нарушаться, появляется временное неравновесие и нестабильная экономическая конъюнктура. К таким вариантам относятся:

· совокупный спрос превышает совокупное предложение AD>AS. Стабилизировать положение можно либо за счет повышения цен, либо за счет увеличения выпуска продукции предпринимательскими структурами.

· совокупный спрос окажется меньше совокупного предложения AD<AS.

Стабилизировать положение можно либо путем сокращения производства благ, либо оставить выпуск продукта стабильным, но понизить цены.

В период с 15 в. до середины 18 в. доминировала экономическая школа меркантилизма. Меркантилисты исходили из того, что чем больше золота и серебра притекает в страну, тем богаче нация. В связи с этим необходимо проводить политику протекционизма – политику государства, направленную на защиту отечественных производителей с помощью введения таможенных пошлин, квот, лицензий и т. д.

Классическая школа сформировалась в период зарождения и развития капитализма. Англия – страна, в которой впервые произошел промышленный переворот, и он позволил в разы поднять производительность труда, повысить конкурентоспособность английских товаров на мировом рынке, в связи с этим отпадает необходимость государственного вмешательства в экономику.

В 1929 -33г.г. в США разразилась Великая депрессия: объем ВНП сократился больше, чем наполовину, существенно выросли безработица, инфляция. Постулаты классической школы не могли ответить на происходящие события. Практика пошла в впереди теории. И лишь в 1936 году выходит работа Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», где впервые обосновывалась необходимость государственного вмешательства в экономику.

Кейнсианская политика ставила своей целью контроль и регулирование общего спроса с тем, чтобы он соответствовал общему предложению при полной занятости населения.

Модель Кейнса предусматривала стимулирование совокупного спроса за счет государственного финансирования.
Было предложено организовать общественные работы, направленные на строительство дорог, мостов, экологические мероприятия, но не на производство готовой продукции т.к. уже был кризис перепроизводства товаров. Работники, задействованные на данных видах работ, получали заработную плату, которая финансировалась из государственного бюджета, и предъявляли спрос на продукты питания, одежду, обувь, бытовую технику и т. д.


Таким образом, Дж. Кейнса можно считать основателем макроэкономики, и соответвенно государственного регулирования рыночной экономики. На его постулатах базируется смешанная экономика.
Кейсианская школа доминировала в плоть до 70-х 80-х г.г. 20 века. В этот период инфляция возрастает до 15% в год, возникает феномен стагфляции (сочетание инфляции и стагнации – уменьшение объемов выпуска), растет численность безработицы. Происходит смена парадигмы: на смену кейнсианцам приходят неоклассики.


Сторонники неоклассической школы (монетаристы, теория предложения), исходят из того, что рынок и конкуренция, гибкость цен – лучшие механизмы установления экономического равновесия.

На этом основании они доказывают, что государственного вмешательства в экономику не требуется. Их лозунг «Конкуренция - везде, где возможно, регулирование - где необходимо».

Сторонники неолиберальных направлений считают, что надо отказаться от кейнсианских рецептов антициклического регулирования, способствующих формированию дефицита государственного бюджета, и как следствие – инфляции и перейти на строгое регулирование денежной массы независимо от экономической ситуации в стране.

Нельзя сказать, что одна из школ верна, а другая нет. Теория имеет право на существование, если она подтверждена практикой, поэтому сегодня используются постулаты обоих подходов в зависимости от экономической ситуации в стране, от конкретных задач, стоящих на данном этапе развития, от национальных особенностей населения, его менталитета, исторических особенностей экономического развития и т. д.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.005 с.)