Таможенно – тарифное регулирование: после Петра. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таможенно – тарифное регулирование: после Петра.



XIX в. ознаменовался непрерывными трансформациями в таможенной политике российского государства. Развитие тамо­женного дела происходило в контексте по­стоянно меняющейся внешней политики и экономики.

По существу, в это столетие таможен­но - тарифное регулирование приобрело первостепенное значение во влиянии госу­дарства на внешнеэкономические связи, развитии потенциала отечественной про­мышленности и противодействии экономи­ческой и политической агрессии извне.

В начале XIX в. у многих европейских стран, в том числе и у России, стали фор­мироваться новые геополитические пред­почтения, заинтересованность в эффектив­ном развитии экономики, защите нацио­нального рынка, охране государственной границы и пресечении контрабанды. Эти интересы явились результатом колониза­ции европейскими странами новых терри­торий, масштабной интернационализации и этноцентризма. Они нуждались в непре­рывной и действенной защите, одним из инструментов которой являлась таможен­ная политика, реализуемая через таможен­ные тарифы, особенно в 1890-е гг., когда пришло время «таможенных войн» и эко­номических дискредитаций.

В этот период Россия оказалась втяну­та в орбиту мирового рынка. Она осваи­вала новые правила международной игры, порой жесткие и бескомпромиссные, но обязательные для нашей страны, стремив­шейся во что бы то ни стало занять достой­ное место в мире макроэкономики и капи­тализма. Не последнюю роль в этом игра­ла таможенная политика российского го­сударства. Так, своевременное реагирова­ние на изменение мировой экономической конъюнктуры путем принятия новой редак­ции национального таможенного тарифа могло стать залогом успеха в противодействии иностранной конкуренции.

Придерживаясь сложившихся и став­ших непременными традиций, утвердив­шихся еще со времен Петра I, связанных с покровительством отечественной промыш­ленности и торговли, российская таможен­ная политика сочетала в себе элементы про­текционизма и фритредерства. В начале XIX в. в силу еще несовершенного соб­ственного таможенно - тарифного законода­тельства, разрабатывая новый тариф, пра­вительство обязывало законодателей «...принять в соображение тарифы глав­нейших европейских государств».

Фритредерская политика была законо­мерна на этапе промышленного переворо­та и перехода от феодально-крепостниче­ского, во многом натурального, хозяйства к рыночному, капиталистическому, индуст­риальному. В условиях же утверждавшего­ся товарно-денежного хозяйства (со 2-й половины 80-х гг. XIX в.), когда страна не могла развиваться без собственной уголь­но-металлургической базы, либеральные начала в таможенной политике с неизбеж­ностью должны были уступить место про­текционистским. К этому приводила и по­требность в частных иностранных инвести­циях производственного назначения. Их масштабное привлечение в Россию было просто невозможно без существенной кор­ректировки таможенного курса.

Военно-политическая необходимость заставляла царское правительство оказы­вать поддержку отдельным отраслям и про­изводствам военно-стратегического значе­ния и в то же время побуждала с помощью мер таможенно - тарифного регулирования создавать определенные препятствия даль­нейшему развитию металлургии и машино­строения в приграничных областях. Одно­временно поощрялись соответствующие отрасли промышленности вблизи источни­ков сырья во внутренних губерниях страны.

В конечном итоге политика протекци­онизма возобладала как наиболее прием­лемая для России, однако степень защиты национального производства варьировала в разные периоды времени.

В результате анализа таких документов, как таможенные тарифы и уставы XIX в., становится очевидным, что проводимая государством таможенная политика зави­села от многих факторов, в том числе от политических настроений и амбиций, эко­номической конъюнктуры, и представляла собой подобие маятника, движение кото­рого осуществлялось то в сторону фритре­дерства, то в сторону протекционизма.

Оценивая хронологию тарифов XIX в. с точки зрения указанных экономических моделей, можно проследить их динамику. Так, в 1819 г. принят самый умеренный та­моженный тариф, а в 1822 г. - охранитель­ный. В 1822-1841 гг. осуществлялось дви­жение от фискально-запретительной к фис­кально-протекционистской политике; в 1850 г. введен умеренно протекционистский тариф; в 1857 г. установлена система сво­бодной торговли. С 1857 по 1868 г. прева­лировала либеральная таможенная полити­ка. 3 июня 1868 г. принят умеренно-протек­ционистский, охранительный тариф, пре­следовавший фискальный интерес. Начи­ная с 1 января 1877 г. в таможенной поли­тике преобладали меркантильно-фискаль­ные интересы. Тариф 1891 г. - венец про­текционистской политики. И хотя тариф 1894 г. несколько смягчил систему протек­ционизма, с начала XX в. таможенная ох­ранительная политика в России продолжа­ла оставаться чрезмерно высокой.

Следует обратить внимание на столь любопытную страницу в истории таможен­ного дела России, какой явилась таможен­ная война между Россией и Германией (1892-1894). В результате непоколебимый порядок самостоятельности и независимо­сти в проведении национальной таможен­ной политики сменился периодом взаимо­влияния европейских стран друг на друга и необходимостью учитывать интересы иностранных конкурентов, что стало ре­зультатом процесса интернационализации и роста масштабов мировой торговли.

Договор 1894 г. (об окончании русско-германской таможенной войны и выработ­ке конвенционного тарифа, в котором Рос­сии пришлось учитывать интересы Герма­нии) знаменовал собой принципиально новый поворот в развитии международных торговых отношений. Во избежание конф­ликтов, подобных русско-германскому, ев­ропейские государства в 90-е гг. XIX в. ста­ли отказываться от принципа таможенно - тарифной автономии и подписывать дву­сторонние торговые конвенции, предусмат­ривавшие взаимные уступки и обязатель­ства при выработке и корректировке наци­ональных таможенных тарифов. Россия, к примеру, заключила конвенционные согла­шения не только с Германией, но также с Францией (1893 г.), Австро-Венгрией, Бол­гарией, Италией и Португалией.

Наступило время господства конвенци­онных тарифов, дальнейшей экономиче­ской экспансии иностранных государств и активного ввоза капиталов, который охва­тывает период со дня заключения торгово­го соглашения с Германией и до начала Первой мировой войны.

В XX в. в условиях глобального разви­тия, слияния всех экономических процессов в единую экономическую систему мирово­го сообщества трудно представить, чтобы какая-либо страна, даже сверхдержава, была абсолютно независима в проведении своей внешнеторговой и таможенной поли­тики. Для нашего времени характерно либо объединение государств в союзы, ведение общего хозяйства, осуществление единой торгово-таможенной политики (например, Европейский союз), либо выражение сво­их взглядов через формализацию их в об­щепринятые обязательства под эгидой крупных международных организаций (на­пример, Всемирная торговая организация).

В XIX в. таможенный тариф являлся дей­ственным механизмом влияния на экономи­ческую и торговую политику российского государства, отражал состояние отечествен­ного производства, баланс экспорта и им­порта, состояние мировой конъюнктуры и уровень мировой интернационализации.

Начавшийся в 30-х гг. XIX в. промыш­ленный переворот в России постепенно уг­лублялся, распространяясь на различные от­расли производства. Изменения в таможен­ной политике должны были придать новый импульс экономическому развитию страны.

Благополучие тех или иных отраслей производства напрямую зависело от того, какую свободу действий иностранным про­изводителям предоставляло таможенное ведомство, использовавшее таможенно - та­рифные меры как политический инструмен­тарий регулирования торговли на россий­ском рынке, а также при взаимодействии последнего с мировым. Иногда тариф дей­ствовал для страны губительно. Так, тариф 1819 г. вынес приговор отечественной про­мышленности: «...наша зарождающаяся промышленность умрет в колыбели, пото­му что все иностранные промышленнос­ти... стали создавать ей такую конкуренцию, какой она еще не в силах выдержать».

На протяжении всего XIX в. отечествен­ная промышленность нуждалась в протек­ционистской таможенной системе. Она была молода и не могла быстро компенси­ровать вложенные в нее капиталы. Россий­ские производители были еще не в состоя­нии вступать в конкуренцию с иностранны­ми, которые уже давно успешно развива­лись в благоприятных для них условиях. По мнению Д. И. Менделеева, таможенное покровительство осуществлялось в госу­дарственных и общенародных интересах, так как вело «к уничтожению монопольных неравенств, национальной исключительно­сти и искусственных экономических преоб­ладаний одних народов над другими».

Любой принимаемый таможенный та­риф в большей или меньшей степени отра­жал фискальную заинтересованность госу­дарства. Нередко поводом для пересмотра действующего российского таможенного тарифа была потребность в усилении тамо­женного дохода в обход назревших эконо­мических проблем, которые отодвигались на второй план.

Государственная казна всегда испыты­вала дефицит финансов, которых не хвата­ло на уплату государственных долгов, со­держание императорского двора, бюрокра­тического аппарата, армии и т. п. Прису­щие бюрократической системе взяточниче­ство и казнокрадство, а также многочис­ленные войны, которые вела Россия, разо­ряли страну. Так, в 1825-1830 гг. (только за одно пятилетие!) Россия была вынужде­на вести три войны.

Процедура рассмотрения и принятия таможенных тарифов и таможенных уста­вов была четко отработана и определена.

Как правило, министерство финансов на основе поданных обращений или по соб­ственной инициативе заявляло о необходи­мости принятия нового тарифа. Под руко­водством министра финансов образовыва­лись тарифные комитеты или комиссии (с участием ученых, экспертов, промыш­ленников, купцов), которые разрабатыва­ли первоначальный проект тарифа. Далее министерство финансов вносило свои кор­рективы и направляло проект документа на рассмотрение Государственного Совета. Члены Департамента государственной эко­номии при законосовещательном органе дополняли проект тарифа своими соображениями и, приняв его, передавали на рас­смотрение общего собрания Госсовета. Пос­ле окончательного принятия проекта тариф утверждался императором, и определялся срок его введения в действие. Подобная про­цедура позволяла привлечь к участию в ра­боте по принятию тарифа практически все заинтересованные стороны.

Таким образом, на протяжении всей истории функционирования таможни как государственного института исполнитель­ной власти таможенное дело включало та­моженно - тарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности, тамо­женную политику, которая осуществлялась в интересах государства, отечественной промышленности и национального рынка с целью установления определенной степе­ни управляемости, стимулирования и каче­ственного изменения отечественной эконо­мики во благо интересов страны.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.008 с.)