Кафедра теории и методики физической культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра теории и методики физической культуры



УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра теории и методики физической культуры

 

 

Зав.кафедрой: В.А.Ванюшкин.

 

Учебно-методическое пособие для самостоятельной

подготовки студентов УралГУФК по предмету «Технологии физкультурно-спортивной деятельности»

(Легкая атлетика)

Специальности 032101 «Физическая культура и спорт»,

специальности 032102 «Адаптивная физическая культура».

 

Методическое пособие составлено в соответствии с рабочей программой, утвержденной на заседании кафедры ТиМ ФК и одобренной Учебно-методическим советом ЕФ Урал ГУФК.

 

 

Составитель: Назаров М.Л., МС.

 

Екатеринбург, 2009

 

Печатается по решению кафедры теории и методики физической культуры. Протокол № 1.

 

Одобрено Методическим советом ЕФ УралГУФК.

Протокол № 1.

 

 

Назаров М.Л. Учебное пособие по легкой атлетике для студентов ЕФ Урал ГУФК Специальности 032101 «Физическая культура и спорт»,

специальности 032102 «Адаптивная физическая культура».

.

Пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов очной и заочной форм обучения по данному курсу

Методическое пособие содержит тематический материал программы, примерное необходимое время на его освоение, контрольные вопросы для самопроверки знаний и написания контрольных работ, тесты по данному курсу, литературные источники.

 

 

@ Назаров М.Л., ЕФ Урал ГУФК, 2009

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Занятия легкой атлетикой благоприятнейшим образом влияют на укрепление организма человека – закаливание, оздоровление, развитие физических качеств, развитие всех систем и органов человека. Легкая атлетика может использоваться как для повышения уровня тренированности организма человека, так и с целью активного отдыха. Привлекает доступность занятий легкой атлетикой спортом всех слоев населения.

Программа построена с учетом овладения студентами методики воспитания физических качеств человека (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости). Владения видами подготовки (тактической, технической, физической). Управления закономерностями построения тренировочного процесса. Знаниями планирования и контроля. Организации судейства соревнований. Основами техники безопасности.

Изучаемая дисциплина тесно связана с другими дисциплинами учебного плана: философией, культурологией, анатомией человека, психологией, физиологией человека, спортивной медициной, биохимией, биомеханикой, историей физической культуры и спорта, менеджментом, теорией и методикой физического воспитания и др. От уровня знаний этих дисциплин существует прямая зависимость к освоению студентами и курса легкой атлетики.

Целью курса является изучение студентами истории, теории и методики преподавания легкой атлетики, овладение техникой способов прыжков, метаний, бега, повышение поддержания уровня спортивной работоспособности, приобретение профессиональных знаний, умений и навыков для педагогической, организованной и физкультурно-оздоровительной работы по легкой атлетике в общеобразовательной школе, учебных заведениях профтехобразования, группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах ДЮСШ, коллективных физической культуры, по месту жительства с различным контингентом занимающихся.

Задачи:

· Формирование профессионально – педагогических навыков;

· Изучение методических приемов обучения способам прыжков, метаний, бега и исправление ошибок, организации и проведению занятий в группах физкультурно-оздоровительной направленности.

Учебная работа проводится в форме теоретических, практических и самостоятельных занятий. Формирование профессионально – педагогических знаний, умений и навыков осуществляется в течение всей учебной и спортивной работы, а также на учебной практике, занятиях по повышению спортивного мастерства, в самостоятельных занятиях по заданию преподавателя и других формах учебной работы.

Все учащиеся в процессе изучения предмета выполняют одну контрольную работу по тематике в соответствии с пройденным программным материалом. При проведении методических и практических занятий по обучению технике способов прыжков, метаний и бега основное внимание должно быть сосредоточено на постановке частных задач, подборе средств для их решения и самоконтроля за правильностью выполнения движений. Курс легкой атлетики тесно взаимосвязан с другими видами и формами учебно-практической деятельности студентов: с курсами других спортивно-педагогических дисциплин, с ознакомительной практикой в детских садах, с практикой в общеобразовательной школе, с практикой по профилю будущей профессиональной деятельности.

Программа предназначена для студентов очной и заочной формы обучения специальности 032101 «Физическая культура и спорт», специальности 032102 «Адаптивная физическая культура».

По окончании курса второго семестра студенты сдают практический зачет, по окончании курса третьего семестра – экзамен.

 

Содержание курса (1курс 2 семестр).

Тема 1. Введение в предмет.

Занятие 1.Лекция (2 часа)

Введение в легкую атлетику, определение легкой атлетики. Содержание классификация и общая характеристика легкоатлетических упражнений. История развития легкой атлетики. Оздоровление и прикладное значение занятия бегом, ходьбой, прыжками, метаниями. Связь видов легкой атлетики с другими видами спорта. Использование легкой атлетики для повышения физической подготовки спортсменов других видов спорта. Содержание и задачи курса легкой атлетики. Программа направленность подготовки легкоатлета. Организация курса (по семестрам). Проведение занятий. Требования к студентам.

Тема 2 Основы техники бега на короткие

Дистанции, барьерного бега.

Занятие 2 .Лекция (2 часа)

Виды спринтерского бега, условное разделение дистанции на фазы. Длина и частота шагов, физическая, техническая подготовка.

Виды барьерного бега, особенности. Условное разделение на фазы, техника бега, ритм. Требования предъявляемые к бегуну барьеристу.

Методика обучения технике бега на короткие дистанции, технике барьерного бега.

Правила соревнований. Организация соревнований.

Тема 3 Основы техники прыжков в высоту, прыжков

В длину, броска набивного мяча.

Занятие 3 .Лекция (2 часа)

Определение прыжков, фазы прыжка. Механизм отталкивания. Значение движения маховой ногой, руками. Задачи приземления при различных прыжках. Динамическая нагрузка при отталкивании.

Бросок набивного мяча, фазы, техника. Значения движения ног, спины при выполнении броска.

Методика обучения технике прыжков, и броска набивного мяча.

Организация и проведение соревнований.

Тема 4 Общеразвивающих и специальных упражнений.

Занятие 4. Практическое (2 часа)

Освоение техники общеразвивающих и специальных упражнений для совершенствования общефизических и специальной физической подготовленности.

Освоение техники общефизических и специальных упражнений для совершенствования двигательных действий и техники легкоатлетических упражнений.

Совершенствование техники выполнения общеразвивающих и специальных упражнений. Их использование для направленного развития основных физических качеств.

Особенности использования специальных упражнений легкоатлета в работе с различными возростно – половыми контингентом.

Тема 5 Техника бега на короткие дистанции.

Занятие 5.Практическое (2 часа)

Обучение технике спринтерского бега: последовательность овладения элементами техники и техники спринтерского бега в целом (особенности спринтерского бега, разновидности старта, стартовое ускорение, бег по прямой, финиширование).

Занятие 6.Практическое (2 часа)

Последовательность овладения основных подводящих и специальных упражнений по обучению бега на короткие дистанции.

Специальные упражнения, обеспечивающие воспитание физических качеств применительно к бегу на короткие дистанции.

Элементарные правила соревнований.

Содержание курса (2 курс 3 семестр).

Тема 1 Введение.

Занятие 1.Лекция (2 часа)

Место и значение легкой атлетики в системе физического воспитания. Обучение как педагогический процесс, принципы обучения. Анализ, ошибки и оценки выполнения техники движений формы занятий, меры безопасности.

Оценка успеваемости.

1. Знание теории и методики преподавания видов легкой атлетики; (в объеме требований по всему учебному материалу).

2. Владение техникой бега, прыжков и метаний.

3. Владение техникой передачи эстафеты и спортивной ходьбы.

4. Выполнение требований учебной практики.

5. Участие в соревнованиях.

6. Выполнение домашних заданий и контрольной работы.

7. Выполнение контрольных нормативов.

 

Зачетные требования.

1. Знание теорий и методики преподавания в объеме пройденного материала. Сдача зачета и экзамена по теории и методике преподавания легкой атлетики (в объеме первого и второго года обучения).

2. Выполнение требований по профессионально – педагогическим навыкам (в объеме второго года обучения), заданий по учебной практике.

3. Выполнение требований по технике пройденных видов с одновременным выполнением нормативов.

4. Написание рефератов.

 

 

№ п/п Упражнения Нормативы (женщины) Нормативы (мужчины)
                        Спортивная ходьба без учета времени Бег на средние дистанции 800 м (женщины), 1500 (мужчины) Бег на короткие дистанции 100 м 30 м Прыжки в высоту с разбега “перешагиванием” “фосбери-флоп” Прыжок в длину с разбега “согнув ноги” Метание малого мяча гранаты копья Толкание ядра (Жен-3кг, Муж-5кг) Барьерный бег 30 метров (Жен-76,2 см, Муж-91,4 см между барьерами Жен-8 м, Муж-8,14 м) Эстафетный бег (4´100 м) 1000 м 3 мин 00 сек     14,8 сек 4,9 сек   110 см 115 см 3 м 80 см   27 м 15м 22 м 7 м 6,8 сек     59,0 сек   2000 м 5 мин 00 сек     13,1 сек 4,5 сек   135 м 140 м 4 м 90 см   30 м 35 м 8 м 5,7 сек     51,5 сек

 

Темы рефератов.

1. Методика занятий по легкой атлетике с детьми и подростками.

2. Основы техники спортивной ходьбы и бега, методика обучения.

3. Основы техники прыжков и методик обучения

4. Основы техники метаний и методика обучения.

5. Основы техники барьерного бега и методика обучения.

 

Контрольные вопросы по лёгкой атлетике.

1. Дать классификацию и характеристику лёгкоатлетических упражнений.

2. Возникновение и развитие лёгкой атлетики.

3. История развития лёгкой атлетики в России.

4. Дать классификацию техники движений (фазы, структуры, силы движений).

5. Дать характеристику соревнованиям по лёгкой атлетике (календарь и виды соревнований).

6. Дать характеристику положения о лёгкоатлетических соревнованиях (состав и структура).

7. Назвать общие правила беговых видов спорта.

8. Назвать общие правила в прыжках.

9. Рассказать о структуре и содержании урока по лёгкой атлетике (задачи и содержание части урока, конспект урока).

10. Назвать общие правила в метаниях.

11. Назвать общие правила в толкании.

12. Рассказать основы техники спортивной ходьбы.

13. Рассказать о технике спортивной ходьбы, определить отличительные особенности.

14. Рассказать основы техники бега.

15. Рассказать о технике бега на короткие дистанции.

16. Рассказать о технике бега на средние дистанции.

17. Рассказать о технике бега на длинные дистанции.

18. Рассказать основы техники прыжков.

19. Дать характеристику технике прыжка в высоту с разбега способом «перешагивания».

20. Дать характеристику технике прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги».

21. Рассказать основы техники метаний.

22. Рассказать об особенностях технике метания малого мяча.

23. Рассказать основы техники толкания ядра.

24. Рассказать об особенностях технике толкания ядра со скачка.

25. Дать характеристику формам обучения.

26. Назвать основные методические принципы обучения.

27. Дать характеристику методам обучения.

28. Дать характеристику видам занятий по лёгкой атлетике.

29. Определить последовательность постановки задач и средств обучения технике спортивной ходьбы.

30. Определить последовательность постановки задач и средств обучения технике бега на короткие дистанции.

31. Определить последовательность постановки задач и средств обучения технике бега на средние дистанции.

32. Определить последовательность постановки задач и средств обучения технике бега на длинные дистанции.

33. Определить последовательность постановки задач и средств обучения технике прыжка в высоту с разбега способом «перешагивания».

34. Определить последовательность постановки задач и средств обучения технике прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги».

35. Определить последовательность постановки задач и средств обучения технике метания малого мяча.

36. Определить последовательность постановки задач и средств обучения технике толкания ядра со скачка.

 

Тесты по лёгкой атлетике для студентов

Курса.

1. Что входит в группу видов лёгкой атлетики?

а) многоборье;

б) бег, ходьба;

в) прыжки, метания;

г) все выше перечисленные.

2. Из скольких разделов состоит современная л/атлетика?

А) 3;

Б) 4;

В) 5;

Г) 6.

3. Дать определение ходьбы - …

а) циклический вид, требующий проявления специальной выносливости;

б) естественный способ передвижения человека;

в) все выше перечисленные.

4. В каком веке зародилась спортивная ходьба?

а) 18;

б) 19;

в) 20;

г) 17.

5. К спортивной ходьбе относят дистанции:

а) 35 км.;

б) 50 км.;

в) 3 км.;

г) 10 км.;

д) все выше перечисленные.

6. В каком году проходили первые Олимпийские игры древности?

А) 774;

Б) 776;

В) 777;

Г) 775.

7. К бегу на средние дистанции относят бег:

А) 600 м.;

Б) 800 м.;

В) 1500 м.;

Г) 2000 м.;

Д) все выше перечисленные.

8. К бегу на длинные дистанции относят бег:

а) 2000 м.;

б) 3000 м.;

в) 5000 м.;

г) 10 000 м.;

д) всё перечислено.

9. К бегу на короткие дистанции относят бег:

А) 30;

Б) 60;

В) 100;

Г) 400;

Д) все выше перечисленные.

10. Из каких частей состоит бег на 100 м.?

А) 2 части;

Б) 3 части;

В) 4 части;

Г) 5 частей.

11. Из каких частей состоит бег на 1500 м.?

А) 2 части;

Б) 3 части;

В) 4 части;

Г) 5 частей.

12. Способы финиширования:

А) «броском грудью»;

Б) плечом;

В) ногой;

Г) головой;

Д) все выше перечисленные.

13. Какой вес ядра в толкании у женщин?

А) 4 кг.;

Б) 3 кг.;

В) 5 кг.;

Г) все выше перечисленные.

14. Какой вес ядра в толкании у мужчин?

А) 5 кг.;

Б) 6 кг.;

В) 7 кг, 257 гр.;

Г) все выше перечисленные.

15.Способы (виды) толкания ядра:

А) с места;

Б) со скачка;

В) с шага;

Г) с поворота;

Д) все выше перечисленные.

16. Из каких частей состоит техника прыжков в длину с разбега:

А) 2 части;

Б) 3 части;

В) 4 части;

Г) 5 частей.

17. Как определить победителя по прыжкам в длину, если 2 спортсмена показали одинаковый результат.

А) по году рождения;

Б) по результатам финала;

В) по количеству удачных попыток;

Г) по лучшему 2-му результату.

18. Из каких частей состоит техника прыжков в высоту с разбега:

А) 2 части;

Б) 3 части;

В) 4 части;

Г) 5 частей.

19. Из каких частей состоит техника толкания ядра со скачка:

А) 3 части;

Б) 4 части;

В) 5 части;

Г) 6 частей.

20.Сколько видов л/атлетических прыжков?

А) 3;

Б) 4;

В) 5;

Г) 6.

21. Методические принципы обучения:

А) принцип наглядности;

Б) принцип последовательности;

В) принцип постепенности;

Г) принцип систематичности;

Д) все выше перечисленные.

22. Соревнования проводятся:

А) на стадионе;

Б) в спортивном манеже;

в) на шоссе;

г) в спортивном зале;

д) все выше перечисленные.

23. Виды соревнований:

А) основные;

Б) квалификационные;

В) отборочные;

Г) разрядные;

Д) все выше перечисленные.

 

 

Список литературы:

 

1. Лёгкая атлетика: учебник для институтов физической культуры под редакцией Н.Г.Озолина и Д.М.Маркова-М.,1970г.

2. Книга лёгкоатлета-М.,1981г.

3. Лёгкая атлетика Ежемесячный журнал.

4. Олимпийский учебник-М.,1999г.

5. Учебник тренера по лёгкая атлетике под редакцией Я.С.Хоменкова

6. Зимкин Н.Ф. Физиология человека-М.,1970г.

7. Лазарев И.В., Кузнецов В.С., Орлов Г.А. Практикум по лёгкой атлетике-М.,1999г.

8. Козьмин И.В., Лимарь П.Л., Левитский Н.Г.. Первые шаги в лёгкой атлетике-М.,1989г.

9. Правила соревнований по лёгкой атлетике 2004г.

10. Лёгкая атлетика: учебное пособие для студентов факультетов физической культуры высших педагогических учебных заведений под редакцией А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук-М.,2003 г.

 

 

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра теории и методики физической культуры

 

 

Зав.кафедрой: В.А.Ванюшкин.

 

Учебно-методическое пособие для самостоятельной

подготовки студентов УралГУФК по предмету «Технологии физкультурно-спортивной деятельности»

(Легкая атлетика)

Специальности 032101 «Физическая культура и спорт»,

специальности 032102 «Адаптивная физическая культура».

 

Методическое пособие составлено в соответствии с рабочей программой, утвержденной на заседании кафедры ТиМ ФК и одобренной Учебно-методическим советом ЕФ Урал ГУФК.

 

 

Составитель: Назаров М.Л., МС.

 

Екатеринбург, 2009

 

Печатается по решению кафедры теории и методики физической культуры. Протокол № 1.

 

Одобрено Методическим советом ЕФ УралГУФК.

Протокол № 1.

 

 

Назаров М.Л. Учебное пособие по легкой атлетике для студентов ЕФ Урал ГУФК Специальности 032101 «Физическая культура и спорт»,

специальности 032102 «Адаптивная физическая культура».

.

Пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов очной и заочной форм обучения по данному курсу

Методическое пособие содержит тематический материал программы, примерное необходимое время на его освоение, контрольные вопросы для самопроверки знаний и написания контрольных работ, тесты по данному курсу, литературные источники.

 

 

@ Назаров М.Л., ЕФ Урал ГУФК, 2009

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Занятия легкой атлетикой благоприятнейшим образом влияют на укрепление организма человека – закаливание, оздоровление, развитие физических качеств, развитие всех систем и органов человека. Легкая атлетика может использоваться как для повышения уровня тренированности организма человека, так и с целью активного отдыха. Привлекает доступность занятий легкой атлетикой спортом всех слоев населения.

Программа построена с учетом овладения студентами методики воспитания физических качеств человека (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости). Владения видами подготовки (тактической, технической, физической). Управления закономерностями построения тренировочного процесса. Знаниями планирования и контроля. Организации судейства соревнований. Основами техники безопасности.

Изучаемая дисциплина тесно связана с другими дисциплинами учебного плана: философией, культурологией, анатомией человека, психологией, физиологией человека, спортивной медициной, биохимией, биомеханикой, историей физической культуры и спорта, менеджментом, теорией и методикой физического воспитания и др. От уровня знаний этих дисциплин существует прямая зависимость к освоению студентами и курса легкой атлетики.

Целью курса является изучение студентами истории, теории и методики преподавания легкой атлетики, овладение техникой способов прыжков, метаний, бега, повышение поддержания уровня спортивной работоспособности, приобретение профессиональных знаний, умений и навыков для педагогической, организованной и физкультурно-оздоровительной работы по легкой атлетике в общеобразовательной школе, учебных заведениях профтехобразования, группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах ДЮСШ, коллективных физической культуры, по месту жительства с различным контингентом занимающихся.

Задачи:

· Формирование профессионально – педагогических навыков;

· Изучение методических приемов обучения способам прыжков, метаний, бега и исправление ошибок, организации и проведению занятий в группах физкультурно-оздоровительной направленности.

Учебная работа проводится в форме теоретических, практических и самостоятельных занятий. Формирование профессионально – педагогических знаний, умений и навыков осуществляется в течение всей учебной и спортивной работы, а также на учебной практике, занятиях по повышению спортивного мастерства, в самостоятельных занятиях по заданию преподавателя и других формах учебной работы.

Все учащиеся в процессе изучения предмета выполняют одну контрольную работу по тематике в соответствии с пройденным программным материалом. При проведении методических и практических занятий по обучению технике способов прыжков, метаний и бега основное внимание должно быть сосредоточено на постановке частных задач, подборе средств для их решения и самоконтроля за правильностью выполнения движений. Курс легкой атлетики тесно взаимосвязан с другими видами и формами учебно-практической деятельности студентов: с курсами других спортивно-педагогических дисциплин, с ознакомительной практикой в детских садах, с практикой в общеобразовательной школе, с практикой по профилю будущей профессиональной деятельности.

Программа предназначена для студентов очной и заочной формы обучения специальности 032101 «Физическая культура и спорт», специальности 032102 «Адаптивная физическая культура».

По окончании курса второго семестра студенты сдают практический зачет, по окончании курса третьего семестра – экзамен.

 

Содержание курса (1курс 2 семестр).

Тема 1. Введение в предмет.

Занятие 1.Лекция (2 часа)

Введение в легкую атлетику, определение легкой атлетики. Содержание классификация и общая характеристика легкоатлетических упражнений. История развития легкой атлетики. Оздоровление и прикладное значение занятия бегом, ходьбой, прыжками, метаниями. Связь видов легкой атлетики с другими видами спорта. Использование легкой атлетики для повышения физической подготовки спортсменов других видов спорта. Содержание и задачи курса легкой атлетики. Программа направленность подготовки легкоатлета. Организация курса (по семестрам). Проведение занятий. Требования к студентам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.216 (0.132 с.)