Ходатайства: заявление, рассмотрение, разрешение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ходатайства: заявление, рассмотрение, разрешение.



Ходатайство – просьба о выполнении каких-либо процессуальных действий, о принятии каких-либо решений, обращенная к дознавателю, следователю, прокурору, суду участниками уголовного процесса, наделенными такими правами.

Порядок заявления ход-ва:

В соответствии со ст. 120 УПК ходатайство может быть заявлено в любой момент производства по уголовному делу как в письменной, так и в устной форме. Письменное ходатайство приобщается к уголовному делу, а устное - заносится в протокол следственного или иного процессуального действия либо судебного заседания. Отказ в удовлетворении ходатайства не лишает участника уголовного процесса права вновь заявить это ходатайство в ходе последующего этапа предварительного расследования или судебного разбирательства, а также в контрольных стадиях уголовного судопроизводства.

В статье 119 УПК указано право каждого участника судопроизводства заявлять ходатайства, также в ней регулируется процессуальное положение того или иного участника.

Лица, имеющие право заявлять ходатайство - подозреваемый, его защитник, потерпевший, его законный представитель, гражданский истец, частный обвинитель, гражданский ответчик, их представители, а также эксперт.

Формой обращения государственного обвинителя к суду также является ходатайство.

В соотв. со ст. 121 УПК ходатайство подлежит обязательному рассмотрению и разрешению должностным лицом непосредственно после его заявления. При невозможности немедленного принятия решения - не позднее трех суток со дня его заявления.

Срок рассмотрения ходатайства исчисляется со дня регистрации его в журнале входящей корреспонденции или со дня занесения его в протокол следственного и иного процессуального действия или судебного заседания, а также в протокол отдельного судебного действия.

В отдельных случаях отечественный законодатель устанавливает сокращенные или увеличенные сроки рассмотрения и разрешения заявленных ходатайств. В основном сокращенные или увеличенные сроки касаются рассмотрения и разрешения ходатайств, заявленных должностными лицами органов предварительного расследования.

Порядок заявления и разрешения ходатайства зависит от стадии уголовного процесса и, следовательно, от компетенции должностного лица.

Рассмотрение ходатайства:

Ходатайство, заявленное дознавателю или следователю, рассматривается и разрешается этими должностными лицами единолично и без участия заявителя. Ходатайство, заявленное в судебном разбирательстве суду или судье, рассматривается и разрешается соответственно коллегиально или единолично в этом же судебном заседании. Суд или судья рассматривают и разрешают заявленное ходатайство, как правило, с участием сторон, т.е. с учетом их мнения. Судебные решения по заявленному ходатайству могут быть вынесены как в совещательной комнате, так и в зале судебного разбирательства без удаления в совещательную комнату. В последнем случае принятые судом или судьей решения подлежат обязательному занесению в протокол судебного заседания (ст. 256 УПК).

Разрешение ходатайства:

Об удовлетворении ходатайства либо о полном или частичном отказе в его удовлетворении дознаватель, следователь и судья выносят постановление, а суд - определение.

Каждое заявленное участниками уголовного судопроизводства ходатайство подлежит обязательному рассмотрению и разрешению тем должностным лицом, в полномочия которого входит принятие соответствующего решения.

Результаты рассмотрения и разрешения заявленного ходатайства должны быть доведены до сведения заявителя. Форма документа, в котором сообщается о принятом решении, не урегулирована уголовно-процессуальным законом. Это уведомление должно быть сделано в письменной форме. Нам представляется, что наилучшим вариантом уведомления о результатах рассмотрения и разрешения заявленного ходатайства было бы направление заявителю копии соответствующего постановления. Этот вывод обусловлен тем, что заявителю важно знать не только результат разрешения его ходатайства, но и обоснование, мотивировку принятого решения.

12. Судебный контроль при избрании меры пресечения – заключение под стражу.

Судебный контроль – деятельность суда по разрешению вопросов связанных с избранием, изменением, отменой мер процессуального принуждения, с производством определенных следственных действий, с проверкой законности и обоснованности действий (бездействий) и решений дознавателя, следователя, прокурора.

Реализация судебной власти в уголовном процессе происходит не только в форме собственно правосудия, но и в виде различных форм судебного контроля за законностью досудебного производства, который является самостоятельной функцией суда. Целью данной функции является проверка законности, обоснованности и справедливости процессуальных решений и действий органов предварительного расследования ограничивающих и нарушающих конституционные права и свободы граждан, и тем самым защита законных прав и интересов личности, вовлеченной в уголовное судопроизводство.

Законность заключения под стражу, применяемого к обвиняемому, будет определяться не вынесенным судом впоследствии обвинительным приговором, а обоснованностью и мотивированностью процессуального решения об аресте. Заключение под стражу, как, впрочем, и другие меры пресечения, преследуют, прежде всего, цель предотвратить нарушение Уголовно-процессуального кодекса, создать условия для быстрого проведения расследования по делу. В мерах пресечения и, в частности, в заключении под стражу не содержится государственного осуждения совершенного преступления, что всегда свойственно мерам ответственности за нарушение закона.

Таким образом, судебный контроль, который происходит во время избрания и применения меры пресечения в виде заключения под стражу выражается в следующих видах:

- предупредительный, суть которого в недопущении незаконного и необоснованного ограничения орга­нами уголовного преследования прав и свобод личности, а именно, при котором лица, осуществляющие предварительное следствие и дознание, обязаны уведомить судью об избрании меры пресечения заключения под стражу, ограничивающем конституционные права и свободы граждан согласно ст. 108 УПК РФ, а судья в свою очередь - проверить его законность и обоснованность;

- статутный, в соответствии с которым суд осуществляет свою деятельность только после того, как органы предварительного следствия и дознания обратятся в суд с постановление о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения заключение под стражу.

 

 

При избрании любой меры пресечения, помимо наличия предусмотренных законом оснований, во внимание должны быть приняты все уголовно-правовые характеристики деяния и лица, его совершившего. К таковым относятся: характер и степень общественной опасности деяния, поведение обвиняемого, подозреваемого, наличие судимостей, смягчающих и отягчающих обстоятельств, личностных характеристик (возраст, вменяемость, состояние здоровья), общественно-бытовая и профессиональная характеристики, наличие семьи, постоянного места работы, учебы, жительства.

Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 108. Закон не дает понятия исключительного случая.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.5 (0.005 с.)