Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура системы права — это объективно существующее внутреннее строение права данного государства.

Поиск

Основные структурные элементы системы права:

а) нормы права;

б) институты права,

в) отрасли права.

Метод правового регулирования — совокупность различных способов и приемов правового воздействия отрасли права на общественные отношения, составляющих предмет отрасли.

Метод правового регулирования включает следующие компоненты:

порядок возникновения прав и обязанностей сторон (из закона, договора, акта применения права и т.д.);

степень самостоятельности субъектов при возникновении прав и обязанностей (равенство сторон или отношения власти и подчинения);

способы регулирования активности субъектов права (запреты, предписания, дозволения, рекомендации, поощрения);

Способы обеспечения прав и обязанностей (судебный и иной порядок).

Различные сочетания этих компонентов образуют метод конкретной отрасли права. В теории права различают два противоположных метода правового регулирования; императивный (авторитарный) и диспозитивный (автономии).

Императивный метод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного правила поведения. Иными словами, субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые им разрешены.

Диспозитивный метод предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний. При этом стороны выступают в качестве равных субъектов, добровольно принимают на себя обязательства по отношению друг к другу. Иначе говоря, лица вправе совершать любые действия, прямо не запрещенные законом.

Предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации. Иными словами, каждая отрасль права контролирует свой особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений.

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц.Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Критериями классификации правовых норм на нормы публичного и частного права являются выполняемая ими в обществе роль и характер интересов, защищаемых теми или иными нормами.

Нормы, обеспечивающие общезначимые (публичные) интересы — интересы общества и государства, относятся к отраслям публичного права.

Стадии законодательного процесса

Как правило, выделяются следующие общие стадии законодательного процесса:

внесение законопроекта или законопредложения (законодательная инициатива);

рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях);

принятие закона;

промульгация (подписание закона главой государства);

Опубликование закона.

Последняя из названных стадий иногда разделяется на две:

а) санкционирование (подписание) главой государства;

б) промульгацию с официальным опубликованием1.

Законодательный процесс - регламентированный Конституцией РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами процесс внесения на рассмотрение законодательного органа, принятия, опубликования и вступления в действие законов.

Правомерное поведение — это предусмотренное правовыми нормами, допустимое с точки зрения интересов граждан, органов, организации, всего общества поведение субъектов права, которое гарантируется и охраняется государством.
Главный признак правомерного поведения — его соответствие нормам права. Определить правомерность поведения можно, только сопоставив его с правилами, содержащимися в нормах права.

Субъекты правоотношения – это те, кто вступил в данную правовую связь, являются ее стороной, участником. Например, в семейном правоотношении это супруги – муж и жена. В правовые отношения могут вступать как отдельные люди (индивиды), так и их объединения, организации. В связи с этим различают два основных вида субъектов правоотношений: физические лица, коллективные субъекты

Объектом правоотношения являются те материальные и нематериальные блага, по поводу которых субъекты права вступают в данное правоотношение. Например, если гражданское (имущественное) правоотношение между продавцом и покупателем возникло на основе норм гражданского права в связи с заключением договора купли-продажи автомобиля, то объектом данного правоотношения будет автомобиль.

Виды правонарушенийклассифицируются по степени общественной опасности и характера применяемых санкций за их совершение.

Преступления — запрещенные уголовным законом общественно-опасные виновные деяния, наносящие вред общественным отношениям и сложившемуся в обществе правопорядку. За преступления применяются наиболее строгие меры государственного принуждения — уголовно-правовые санкции, устанавливающие значительные уровни ответственности лиц, виновных в их совершении.

Проступки представляют собой виновные противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и которые влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия.

Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния.

Юридическая ответственность - одна из форм социальной ответственности. Ее особенности:

Всегда оценивает прошлое (действие или бездействие)

устанавливается за нарушение правовых требований, а не за их выполнение.

Признаки юридической ответственности

— Обязательное наличие правонарушения как основание для ее наступления.

— Официальный характер государственного осуждения (порицания) поведения правонарушителя.

— Всегда имеет неблагоприятные последствия для правонарушителя: имущественные (материальные), моральные, физические, политические и иные.

— Характер и объем лишений правонарушителя установлены в санкции юридической нормы.

— Использование механизмов государственного принуждения. Это не принуждение «вообще», а его «мера», четко очерченный объем принуждения.

Конституция РФ (как и любого другого государства) является Основным Законом страны («законом законов»).

Структура Конституции РФ включает: преамбулу; 9 глав, содер­жащих 137 статей первого, основного раздела конституции, а также второй раздел «Заключительные и переходные положения».

Содержание конституции образует вся совокупность норм, институтов и принципов основного закона, закрепляющих организацию государственной власти, взаимоотношение этой власти с институтами гражданского общества и гражданами. Объем и характер содержания конституции определяется историческими условиями ее принятия, политической культурой страны, ее традициями, особенностями национальной правовой системы, международно-правовым влиянием, политической обстановкой, сложившейся на момент принятия конституции, и др.

В содержании конституции выделяют два элемента: правовое содержание - нормативно-юридический материал, из которого состоят конституции (нормы, принципы, институты), и социальное содержание - предмет конституционного регулирования.

ценности социального мира (утверждение гражданского мира и согласия; осознание себя частью мирового сообщества).

Конституции как нормативному правовому акту присущи следующиеюридические свойства:

Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть в лице государственных органов, а также организации, объединения, граждане подчиняется Конституции. Согласно статье 4 Конституция имеет верховенство на всей территории РФ. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Высшая юридическая сила Конституции. Согласно статье 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции означает, что все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции.

Центральное место во всей правовой системе. Конституция является «ядром» правовой системы, основным законом государства. Она координирует законодательство и направляет правотворческий процесс, устанавливает порядок принятия законов, основные виды подзаконных актов.

Особая охрана Конституции. В охране Конституции задействована практически вся система органов государственной власти. Президент РФ является гарантом Конституции. Конституционный Суд РФ проверяет конституционность ряда нормативных правовых актов, причём акты, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции. Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции (Глава 9 статьи 134 — 137), характеризует её как «жёсткую» (в отличие от «гибких» конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность.

Изменение и пересмотр Конституции РФ. Эти вопросы регулиру­ются в главе 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конститу­ции». Прежде всего следует обратить внимание на то, что Конституция РФ различает такие понятия, как «конституционные поправки» и «пересмотр Конституции», ибо изменения изменениям рознь. Под пер­вым понимается частичное изменение Конституции, не затрагивающее ее фундаментальных основ, и связанное с внесением поправок к главам 3—8 Конституции. А под вторым — изменение Конституции, связанное с пересмотром положений ее глав 1,2 и 9, что, по существу, равнозначно полному, концептуальному пересмотру Конституции в связи с осново­полагающим характером содержания этих глав, т.е. принятию новой конституции. В связи с этим в Конституции РФ устанавливается и существенно различная процедура изменения содержания этих двух групп глав и различие связанных с этим правовых актов.

Конституционный строй (в узком смысле) – установленная Конституцией определенная организация государства. Конституционный строй (в широком смысле) – совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства.

Элементы конституционного строя РФ:

республиканская форма правления;

суверенитет РФ;

права и свободы личности;

источник власти – многонациональный народ России;

верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;

федеративное государственное устройство;

гражданство РФ;

разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.144 (0.011 с.)