Часы занятий – по расписанию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часы занятий – по расписанию



Время консультаций – по расписанию на кафедре

Пререквизиты дисциплины: для изучения курса студентам требуется уровень общеобразовательной школы. Курс «Основы права» базируется на знаниях гуманитарных школьных дисциплин, в первую очередь на дисциплины «История государства и права Казахстана», «Человек и общество», «История Казахстана».

Постреквизиты дисциплины: Знания, умения, навыки, которыми должен овладеть студент по завершению изучения дисципли­ны студенты будут:

- иметь представление о новейших нормативных документах принимаемых в Республике Казахстан;

- иметь представление об основных элементах правовой культуры;

- уметь применять полученные знания из области права в будущей практической дея­тельности.

 

Краткое описание дисциплины

Данный курс позволяет приобрести знания по основам права профилирующих и некоторых производных отраслей права, систематизировать представления о содержании субъектах и объек­тах правовых отношений об основных институтах и функциях изучаемых отраслей права; позволяет выработать умение свободно отыскать необходимую норму права, которая предусматривает конкретное правоотноше­ние, формирует умение составлять правовые документы, необходимые в процессе осуществления профессио­нальной деятельности, а также предпринимать необходимые юридические меры для восстанов­ления нарушенных субъективных прав.

Цель преподавания дисциплины заключается в овладении правовыми знаниями и умениями для эффективного использования в профессиональной деятельности, способами эффективного взаимодействия с субъектами общества на основе правовых механизмов деятельности человека в условиях общественно-полезного труда.

Для достижения этой цели выдвигаются следующие задачи:

- Раскрытие основных методологических положений учебной дисциплины "Основы права";

- формирование правого сознания и высокой правовой культуры;

- воспитание казахстанского патриотизма.

- Формирование умений и навыков обработки результатов исследовательской работы и оформления полученных материалов в виде научной работы (доклад, курсовые и дипломные работы, сообщения, статья и др.).

Кроме того, для освоения изучаемой дисциплины необходимы следующие навыки и знания:

- владение элементарными представлениями об основных понятиях некоторых отраслей права (Конституционное право, Административное право, Гражданское право, Трудовое право и др.);

- умение работать с нормативно-правовыми актами;

- владение навыками логического правового мышления;

- умение готовить и оформлять реферативные и курсовые работы.

Политика выставления оценок

Балльно-рейтинговая буквенная система оценки знаний

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Процентное содержание Оценка по традиционной системе
A 4,0 95-100 Отлично
A- 3,67 90-94
B+ 3,33 85-89 Хорошо
B 3,0 80-84
B- 2,67 75-79
C+ 2,33 70-74 Удовлетворительно
C 2,0 65-69
C- 1,67 60-64
D+ 1,33 55-59
D   50-54
F   0-49 Неудовлетворительно

 

Специфика кредитной технологии обучения состоит в том, что используется накопительная система,т.е. уровень учебных достижений обучающихся по каждой дисциплине определяется итоговой оценкой, формируемой из рейтинга допуска (60% итоговой оценки) и оценки экзамена (40%). Рейтинг допуска формируется по каждой дисциплине как суммма баллов, накопленных студентом за академический период (15 недель). При этом учебные достижения обучающегося оцениваются по 100 бальной шкале за каждое выполнение задание (ответ на текущих занятиях,сдача домашнего задания,СРС, рубежный контроль и др.) и окончательный рейтинг допуска подподится расчетом средднеарифметической суммы всех оценок,полученных в течение когнтпрольного периода

Общая разбалловка оценки знаний курса

 

Оцениваемая позиция Количество оцениваний за 1-8 недели Количество оцениваний за 9-15 недели Максимальное количество баллов Сроки выставления баллов в электронный журнал
Текущий контроль     100 баллов за каждое оценивание Еженедельно (кроме первой недели)
СРС     100 баллов за каждую СРС 4,7,11,14 недели
Рубежный контроль     100 баллов за каждый рубежный контроль 8 и 15 недели
Рейтинг допуска 1 R 1   8 неделя
Рейтинг допуска 2 R2   15 неделя
Рейтинг допуска за академический период R = (R1+R2)/2   15 неделя
Экзамен E   16-19 недели
Итоговая оценка I = R*0.6+E*0.4    

 

 

Критерии выставления оценок на дисциплину в 2 кредита

 

Вид контроля Максимальная оценка Сроки выставления баллов в журнал преподавателя
Текущий контроль: посещаемость: 1 час – 5 баллов выполнение домашнего задания выполнение практических заданий активность (ответы на лекциях...)     На каждом занятии    
СРС 1*) Задание1 Задание2 Задание3   По графику сдачи заданий СРС
СРС 2 Задание1 Задание2 Задание3     По графику сдачи заданий СРС
СРС 3 Задание1 Задание2 Задание3     По графику сдачи заданий СРС
СРС 4 Задание1 Задание2   По графику сдачи заданий СРС
Рубежный контроль 1:контрольная Вопрос 1 – оценка 1 Вопрос 2 – оценка 2 Вопрос 3 – оценка 3     3 неделя 6 неделя 8 неделя
Рубежный контроль 2: презентация Вопрос 1 – оценка 1 Вопрос 2 – оценка 2 Вопрос 3 – оценка 3 Итоговая оценка: (оценка 1+оценка 2+оценка 3)/3     15 неделя

*) Содержание заданий СРС приводится в соотвествующем разделе силлабуса

Лекционный комплекс:

 

Тема 1. Государство, право, основные понятия о государственно-правовых явлениях

Изучение процесса происхождения государства имеет не только познавательный интерес, но и политико-практический. Это помогает глубже понять социальную природу государства, основные цели, задачи и направления деятельности.

В мире существует множество теорий объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это естественно, т.к. каждая теория отражает различные взгляды и суждения различных групп и слоёв населения в различные эпохи.

Наиболее яркими и значимыми в истории политико-правовой мысли являются следующие теории:

Теологическая теория. Это одна из первых теорий происхождения государства и права. Суть данной теории заключается в том, что государство и право создано Богом.

Патриархальная теория. Также возникает в древности как противовес теологической теории. Основным положением является то, что государство возникает постепенно из разрастающейся семьи.

Теория общественного договора. XVII-XVIII в.в.

Данная теория имела большое распространение и влияние в Европе. Она основывается на концепции естественных прав человека. Все люди рождены равными в своих правах, но в процессе их реализации права одних людей приходят в противоречие с правами других. И для того, чтобы сохранить всеобщее благоденствие, люди заключают между собой общественный договор о создании государства.

Органическая теория. Эта теория зарождается в древности, но наиболее полного расцвета достигает в XIX в., в связи с открытиями в области естествознания и появлением теории Дарвина. Государство, как и человечество, есть результат эволюции. В результате естественного отбора и борьбы за существование люди объединяются в государство.

Теория насилия. XIX в. Данная теория объясняет возникновение государства и права факторами военно-политического характера, т.е. государство – это аппарат управления и принуждения, организация властвования одного племени над другим.

Психологическая теория. XIX в. Суть данной теории состоит в том, что возникновение государства и права – это результат человеческой психики кому-либо подчиняться, подражать.

Историко-материалистическая теория. XIX-XX в.в. Государство происходит в результате социальных экономических изменений в обществе.

Помимо теорий происхождения государства и права следует также рассматривать западный и восточный пути развития государства. При рассмотрении восточного пути развития особо следует подчеркнуть необходимость объединения родоплеменных образований для создания масштабной ирригационной системы, требующей централизованного управления.

Западные государства отличаются более разнообразными причинами происхождения. Главным государствообразующим фактором является формирование классов вследствие разложения первобытнообщинного строя, разделения труда, появления излишек производства и частной собственности.

Классической формой возникновения западного государства являются Древние Афины, на примере которых и следует раскрывать данный вопрос. Особенные черты возникновения государств следует рассматривать на примере Спарты, Рима и франкского государства. для боле полного и исчерпывающего ответа следует использовать знания, полученные в процессе изучения всеобщей истории государства и права.

Формирование признаков государства. К основным признакам государства следует отнести:

- суверенитет (экономическая, политическая, идеологическая, правовая сферы);

- наличие органов публичной власти;

- наличие аппарата принуждения;

- законы;

- налоги;

- территория с проживающим на ней населением;

- гражданство или подданство.

В настоящее время выделяют два основных подхода к типологии государства: цивилизационный и формационный.

Функции государства– это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется сущность и социальное назначение государства. Функции государства имеют ряд характерных особенностей. Понятие функций государства тесно связано с понятием цели и задачи государства. Цели и задачи определяют функции. Существует множество оснований для классификации функций государства. В зависимости от продолжительности действия функции бывают постоянные и временные. В зависимости от значения – основные и неосновные, от сферы общественной жизни – внутренние и внешние.

Среди внутренних функций выделяются:

1) экономическая

2) социальная

3) функция развития культуры, науки и образования

4) экологическая

5) функция налогообложения

6) функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности и правопорядка и т.д.

К основным внешним функциям относятся:

1. функция обороны страны

2. функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка

3. для Республики Казахстан – функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем и т.д.

Но данная классификация имеет определенные недостатки.

Форма государства – это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Форма правления – это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной власти, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Различают две основные формы правления: монархию и республику. Монархия в свою очередь бывает абсолютная и ограниченная, ограниченная бывает сословно-представительной и конституционной, последняя дуалистической и парламентарной. Республика бывает президентская, парламентская и смешанная.

Монархия – форма правления, при которой высшая государственная власть представлена одним монархом (королем, царем, императором), занимающим престол, как правило, по наследству или избираемым пожизненно.

Республика – форма правления, при которой высшая государственная власть представлена выборному органу (парламенту, конгрессу, сейму), избираемому на определенный срок.

Признаки республики:

- выборность власти

- срочность

- зависимость от избирателей (императивный мандат).

Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Формы государственного устройства бывают простые и сложные. К простым относится унитарное государство. Сложные: федерация и конфедерация. Федерация бывает автономная и союзная.

Политический режим – это элемент формы государства, характеризующий совокупность методов, способов и средств осуществления политической власти. О характере политической режима свидетельствуют различные факторы: способ и порядок формирования государственной власти, управления и правосудия; степень реальности прав и свобод граждан; роль права в жизни общества; роль армии, полиции и разведки и т.д. В зависимости от набора методов и средств государственного властвования принято различать два крайних, противоположных режима: демократический и антидемократический.

Далее необходимо назвать основные характерные черты демократического режима.

К антидемократическим режимам принято относить тоталитарный, фашистский и авторитарный режима. Некоторые авторы авторитарный режим относят к промежуточным между демократическим и тоталитарным. Указанные режимы также имеют ряд характерных черт.

Государственная идентичность РК. Казахстан – 2030 и профессиональное государство.

Любая государственная власть реализуется в тех или иных организационных формах. Совокупность последних и составляет механизм государственной власти.

Механизм государства есть система государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом.

Основное место в механизме государственной власти занимает государственный аппарат. Это есть система органов, с помощью которой осуществляется государственная власть в обществе. При этом следует обратить внимание, что аппарат государства – это не механическое соединение его отдельных органов, а их четко организованная, строго упорядоченная целостная система. Составным звеном государственного аппарата является государственный орган – это учреждение (организация, а также единоличный представитель государства, например, президент), наделенное функциями государственного властвования.

Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида деятельности и обладающее рядом признаков, которые и следует далее раскрыть.

Существует множество классификация органов государства, необходимо каждую рассмотреть и привести примеры.

В основе построения и функционирования органов государства лежат основные принципы:

- принцип законности организации и деятельности государственного аппарата;

- принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;

- принцип демократизма;

- принцип гласности;

- принцип профессионализма;

- принцип целесообразности построение государственного аппарата и т.д.

Особо следует выделить принцип разделения властей. Необходимо отметить, что данный принцип сформулировал в 1748 году французский ученый Монтескье. Он имеет достаточно длительную историю развития. В Республике Казахстан он был впервые закреплен Конституцией 1993 года и более основательно изложен в ныне действующей Конституции. Государственная власть делится на три ветви законодательную, исполнительную и судебную.

Система государственных органов РК. Президент РК, Парламент РК. Исполнительная власть РК. Правительство. Премьер-Министр. Министерства. Государственные Комитеты. Конституционный Совет.

Судебная власть РК. Прокуратура РК. МВД РК. КНБ РК. Армия. Местные органы государственного управления и самоуправления. Маслихаты. Акимы

Концепция правового государства занимает достойное место в мировой гуманитарной мысли. Истоки формирования данной теории уходят своими корнями в далекое нравственные основы правового государства Экономика правового государства. Правовое государство обладает следующими признаками:

- народный суверенитет;

- верховенство закона (права);

- разделение властей;

- реальное обеспечение прав и свобод личности;

- наличие развитого гражданского общества.

Последний признак является также основной предпосылкой для формирования правового государства.

Признаки правового государства: охрана прав и свобод граждан, их социальная защищенность, социальная справедливость; взаимная обязанность граждан перед государством и государства перед гражданами; конституционная законность; взаимосвязь с гражданским обществом

Современные правовые государства: теория, опыт, перспективы.

Гражданское общество – это система обеспечения жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению, система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов.

Структура гражданского общества:

1) негосударственные социально-экономические отношения и институты (труд, предпринимательство, собственность и т.п.)

2) общественные организации

3) семья

4) негосударственная социальная сфера

5) система негосударственных средств массовой информации и т.п.

Правовое государство и гражданское общество формируется там, где общество имеет стойкие демократические, правовые, политические и культурные традиции. Формирование правового государства возможно лишь при наличии рыночной многоукладной экономики, в обществе должны доминировать общечеловеческие ценности и интересы. Построение правового государства затруднено там, где имеются давние традиции правового нигилизма («нигилизм» - отрицание общепринятых ценностей).

Правовой статус – сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы: а) правовые нормы, устанавливающие данный статус; б) правосубъектность; в) основные права и обязанности; г) законные интересы; д) гражданство; е) юридическая ответственность; ж) правовые принципы; з) правоотношения общего (статусного) типа.

Правовой статус личности— это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством. Классификация правовых статусов личности в первую очередь проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.

Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. А в рамках СНГ действует Комиссия по правам человека, которая согласно Положению о ней от 24 сентября 1993 г. компетентна рассматривать как письменные запросы государств по вопросам нарушения прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения любых лиц, исчерпавших все дос­тупные внутригосударственные средства правовой защиты.

Конституционный (базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным признаком является стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, предсказуемых и разумных изменений, обеспечивающих сохранение генофонда страны, темпы производства материальных и духовных ценностей, свободное развитие личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, конституционный статус должен обладать устойчивостью, его существование должно длиться до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и своем большинстве.

Стабильность конституционного статуса личности зависит от того, насколько полно он соответствует фактическим общественным отношениям, и от того, какой порядок принятия, отмены соответствующих норм и внесения в них изменений закреплен в законе.

Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы — гражданским, трудовым, административным правом и др.

Родовой (специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов и др.

Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении государственными делами и т.п.

Права человека – это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека.Права человека- универсальная категория, представляющая собой вытекающее из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. В современный период права человека понимаются как общесоциальное понятие, отражающее над национальной, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.

Права гражданина – это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того который находиться в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные. Последнее могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

Свобода личности – это тоже право гражданина, но выражающее собой лишь отсутствие каких-либо препятствий стеснении в чем-то.

Права человека и гражданина делятся в зависимости от содержания на:

· гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоинства, тайну переписки, телефонных переговоров и др.);

· политические (право избирать и быть избранным в властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объединение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);

· экономические (право частной собственности, на предпринимательскую деятельность, на труд отдых и др.);

· социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и детства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и др.);

· культурный (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.).

Происхождение права. Мононормы родового строя и переход от них к праву. Причины и основные способы формирования права. Назначение права. Признаки права. Связь права с государством. Сущность права.

Основные теории происхождения права: естественно-правовая, теологическая, нормативистская, марксистская, психологическая и социологическая.

Важнейшим средством организации общественных отношений являются социальные нормы. Эти нормы обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями его развития.

Социальные нормы – это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях.

Как отмечалось ранее, потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. При этом можно делать акцент на том, что социальные нормы помогают решать конкретные задачи отдельного индивида либо наоборот, служит интересам социума в целом. В данном случае студент должен уметь проводить грань между этими концепциями. Для этого ему необходимо тщательно разобраться с вопросом о природе появления социальных норм.

Социальные нормы характеризуются рядом признаков:

1. Социальные нормы являются правилами поведения людей, это образцы, в соответствии с которыми люди сообразуют свое поведение.

2. Социальные нормы – это правила поведения общего характера. Общий характер социальной нормы выражается в том, что ее требования относятся не к конкретному лицу, а ко многим людям.

3. Социальные нормы – это не только общие, но и обязательные правила поведения людей в обществе. Не только правовые, но и все другие социальные нормы являются обязательными для тех, к кому они относятся.

Благодаря указанным признакам социальные нормы становятся важным регулятором общественных отношений. Они активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление в различных жизненных ситуациях. Как правило, все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям:

- по способу их установления (создания);

- по средствам охраны их требований от нарушения (обеспечение).

На основе этого выделяются следующие виды социальных норм: нормы права, нормы обычаев, религиозные нормы, корпоративные нормы и другие.

При этом важно знать, что классификация социальных норм на основе способа установления и обеспечения не исчерпывается. Так, например, критерии выделения политических, организационных, этических, эстетических и других является содержание сферы регулируемых отношений. По способу образования: стихийные и сознательные, по способу закрепления и выражения – письменные и устные. Каждый критерий выделения тех или иных социальных норм имеет определенную цель. Какую?

Для раскрытия этой темы студентам необходимо дать характеристику каждому виду социальной нормы. На их соотношении подчеркнуть позитивные и негативные стороны, отметить важность комплексного использования социальных норм для эффективного урегулирования социальных отношений. Попытаться ответить на вопрос о том, не затмевают ли они друг друга, не препятствуют ли регулированию общественных отношений в таком объеме?

Определенность в понимании права – исходное начало определенности и порядка в общественных отношениях. Это своего рода формула, которая должна задавать тон в исследовании основных подходов к пониманию права, его сущности.

Право, будучи явлением сложным и многогранным, имеющим богатое понятийное выражение, стало причиной наличия множества различных концепций правопонимания на сегодня. Что само по себе даже неплохо, если при этом не искажается общая картина, если такое одностороннее определение не претендует заменить все другие, стать единственно правильным, играть роль всеобщего.

Среди научных направлений (концепций), школ, дающих представление о праве на современном этапе можно выделить следующие:

· Теория естественного права

· Историческая школа права

· Реалистическая школа права

· Социологическая школа права

· Нормативистское направление

· Психологическая теория

· Материалистическая теория права

· Интегративный подход

При анализе основных идей каждой из концепций необходимо подчеркнуть сильные и слабые стороны, особо обратить внимание на эволюцию идей.

Кроме этого, необходимо отметить, что в теории существует подход, на основе которого право выделяется в общесоциальном и специально-юридическом смысле. Только после глубокого анализа этих аспектов станет возможным рассмотрение сущности права.

Сущность права– это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

1. то, что любое право есть, прежде всего, регулятор (формальная сторона);

2. то, чьи интересы данный регулятор обслуживает (содержательная сторона).

На основании этого можно отметить следующие подходы к сущности права:

классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса; общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права. Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому, в сущности права, исходя из исторических условий, на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

Содержание права. Право- мера (масштаб) поведения личности, применение одинаковой меры (масштаба) к разным людям. Объективное и субъективное в праве. Определение права.

Право и социально-экономический строй. Право как средство воздействия на экономику общества: возможности и пределы. Соответствие права уровню экономического развития общества. Социально-экономические интересы в праве. Творческая роль права.

Право и политика. Право как основа внутренней и внешней политики и средство ее осуществления. Политика в праве. Способы и формы выражения в праве государственных, классовых, и иных социальных интересов. Право и социальная структура общества. Право и национальная структура общества, право и национальные отношения. Особенности выражения в праве интересов нации, народа.

Право и мораль. Право и культурный уровень развития общества. Право и религиозная мораль. Право и светская мораль. Сферы действия, классовое и общечеловеческое в нормах права и морали. Справедливость и право. Роль права в развитии и укреплении нравственности общества. Национальные традиции и право.

Понятие и система функции права. Регулятивная и охранительная, воспитательная и информативно-ориентирующая функции права.

Норма права– признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призваны регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.

Другими словами, норма права– критерий правомерности поведения. Кроме того, норма права выступает как элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому. Из этого следует, что норма права– своего рода ядро (субстанция), благодаря которой становится возможным говорить о системе права.

Для того, чтобы дать полную характеристику норме права, нужно, прежде всего, обратить внимание на ее специфические свойства (признаки).

Во-первых, норма права представляет собой отвлечение от признаков индивидуализации и указывает лишь на существенные черты поведения, то есть рассматривает его как вид общественного отношения.

Во-вторых, норма права является повелительным предписанием, независимо, от того, каков его характер: запрет, обвязывание или дозволение. Предписание в любом случае находится под охраной государства, так как оно им установлено, то предусмотрены и меры, принуждающие к его исполнению.

В-третьих, норма права представляет собой определенный метод воздействия на регулируемые отношения. При этом методы регулирования совершенно не схожи, как и сами отношения.

В-четвертых, норма права– общеобязательное правило поведения, оно имеет значение не для отдельного индивида, а для всех входящих в состав данной категории людей как возможных участников конкретного вида общественных отношений.

В-пятых, абстрактность норм права, что вовсе не означает неопределенность ее содержания.

В-шестых, содержание правовой нормы определяется объективной природой того вида общественных отношений, упорядочить которые она призвана.

В современных условиях совершенствование норм права идет по двум основным направлениям: улучшается содержание норм права, т.е. укрепляется их «истинность»; упорядочивается их структура и система в целом.

Однако полное представление о правовой норме дает именно ее целостное восприятие, уяснение всех элементов логической структуры. По своей структуре правовая норма, как традиционно считается, включает три элемента:

1) гипотеза– указание конкретных фактических жизненных обстоятельств, при которых данная норма вступает в действие;

2) диспозиция- «сердцевина» нормы права, т.е. указание на правило поведения, которому должны подчиняться субъекты, ели они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе;

3) санкция– вид и мера возможного наказания или поощрения.

Под структурой понимается строение и внутренняя форма организации системы, выражающая как единство взаимосвязей между ее элементами, так и законы данных взаимосвязей. Необходимо, используя структурные элементы нормы права, проиллюстрировать вышеупомянутые критерии.

Очень важно затронуть для проверки на прочность позиции трехзвенной структуры нормы права следующие позиции: так, например, Н.П. Томашевский, А.Ф. Черданцев придерживаются двухчленной схемы (исключая санкцию).

С.С. Алексеев предлагает четко разграничить логические нормы и нормы-предписания. Если логическая норма содержит три элемента, то норма-предписание – два: или гипотезу и диспозицию, или гипотезу и санкцию.

Существуют и попытки дифференциации элементов на четыре звена. Так, А.Г. Братко при анализе запретов выделя6ет в них не три, а четыре элемента, так как, по его мнению, гипотеза содержит два элемента: гипотезу диспозиции, (т.е. гипотезу запрета) и гипотезу санкции.

При характеристике нормы права студент не должен путать это понятие в понятием «статья нормативно-правового акта». Для этого нужно их соотнести и выявить отличительные стороны.

Также немаловажно знать основания (критерии) классификации норм, носящих практическую значимость. Выделение тех или иных видов несет в себе определенную цель, которая внешне проявляется в функциях той или иной нормы.

Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя помимо системы права юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотноситься как целое и часть.

Правовой обычай - это обычай, которому государство придало юридическое значение, признало его в качестве общеобязательного правила



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.221.83.121 (0.122 с.)