Парадигма української культури 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Парадигма української культури



Змістовний модуль 1

Парадигма української культури

Тема 1. Культура як феномен суспільства

Контрольні питання:

1. Дайте визначення поняттям:

Культура - область человеческой деятельности, связанная с самовыражением человека, проявлением его субъективности

Соціалізація - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Культурні універсалiї - политико-правовые акты программного характера, издававшиеся Центральной радой

Культурний релятивізм - направление в этнографии, отрицающее этноцентризм - европейско-американской системы оценок и признающее все культуры равными.

Культурний етноцентризм - свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать жизненные явления через призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего эталона или оптимума

Масова культура - культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе.

Елітарна культура - это высокая культура, противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию

Культурна дифузія - взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте)

Національна культура - на включает в себя различные варианты субкультур, обусловленные этническими, географическими, социальными, хозяйственными и классовыми факторами

Культурний Лаг - относительно медленное продвижение или изменение одного аспекта культуры, например, запаздывание развития нематериальной культуры по сравнению с материальной, в частности, технологией.

2. Наука, является частью культуры, в качестве одной из форм специфически человеческой деятельности имеющей социальную природу. Наука по определению способ постижения бытия имеющий своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей.

Культура, которая всех нас окружает, довольно репрессивна и мы находимся как бы в различных камерах, куда она нас загоняет. А мы из этих камер хотим вырваться. И тут мы оказываемся перед лицом хаоса, которого очень боимся. Реализуется идея Фрейда о неудобствах культуры как источнике человеческого невроза – в культуре мы жить не можем, но вне ее тоже не можем жить.

3. Адаптативний- Совокупность элементов культуры, способствующих приспособлению общества к природной среде (хозяйственные методы и навыки, техн. знания, нормы, регулирующие экон. отношения и т. д.).

Регулятивний- Регулирует различные виды общения и личной деятельности, опираясь на право и мораль.

Пізнавальний- Концентрирует в себе лучший социальный опыт, следовательно, создает условия или возможности к познанию.

Гуманістичний- мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде, строится вокруг одного центра — человека.

4. Существует группировка методов культурологич. анализа в рамках тех или иных научных направлений и школ, прежде всего эволюционизма, диффузиониэма, структурализма, функционализма, антропологии действия, когнитивной антропологии и др.

5. Богословська - теологическая и мировоззренческая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.

«Осьового часу» -так называется концепция Ясперса. Именно в эпоху осевого времени зародилась мировая культура. Именно в это время на всем протяжении ойкумены происходили одни и те же культурные процессы.

Психоаналітична -По определению Фрейда, психоаналитиком является тот, кто признает существование первичных бессознательных процессов в психике, учение о вытеснении и сопротивлении, а так же считает, что фундаментом психоанализа является теория детской сексуальности и “эдипова комплекса”.

Ігрова - связывает происхождение и жизнедеятельность культуры с феноменом игры. Согласно Хейзинге, культура происходит из игры как «живой плод», и все культурное творчество есть игра.

Символічна -Символы становятся третьей системой, соединяющей систему рецепторов и эффекторов, характерных для живого организма. Это позволяет человеку существовать в новом измерении, новой реальности. Это, например, способ общения – языковые символы.

Еволюційна -Общая концепция функционализма базируется на той же основе сочетания целого и его функций, т.е. культура есть единое, гармонически функционирующее целое, каждая часть которого выполняет какую-то функцию, жизненно важную для целого.

Кругообертів локальних цивілізацій -социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства). На современном этапе учёные выделяют следующие циклы цивилизационного развития: зарождение, развитие, расцвет и угасание.

Завдання:

І. КУЛЬТУРА - это способ духовного освоения действительности на основе выявления ценностей, представляющий собой целостную систему логически сопряженных, устойчивых идей, оценок, ориентаций, норм, приемов, воплощающихся в образцах деятельности, объективируемых в вещественно-предметных и знаково-символических формах, передаваемых от поколения к поколению в процессе социализации. Культура выступает решающим способом регуляции социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество.

2. Подлинная культура не может существовать без игрового содержания, т.к. культура предполагает определенное самоограничение, определенную способность не воспринимать свои собственные устремления, как нечто предельное и наивысшее, но видеть себя отгороженной некоторыми добровольно приятыми границами. Й. Хейзинга подчеркивает, что культура все еще хочет, чтобы ее «играли», – по взаимному соглашению относительно определенных правил. Тяжело смотреть на все наши деяния с точки зрения игры. В глубочайших недрах человеческого существа что-то словно бы противится этому, но и в драматическом сгущении важнейших моментов жизни человечества все происходящее не выходит за рамки парадигмы игры вообще.

Тести:

Б

А

А

Г

В

А

Б

А

Г

В

Тема 2. Українська культура як соціально-історичний феномен. Контрольні питання:

1.Дайте визначення поняттям:

Етнос -исторически сложившаяся устойчивая группа людей, говорящих на одном языке, признающих единое происхождение, обладающая единым укладом жизни, комплексом традиций, обычаев.

Етногенез - процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов.

Рід - один из основных рангов иерархической классификации в биологической систематике

Плем' я - це тип етнічної спільності й соціальної організації докласового суспільства _______________________________________________

Народність - це історично сформована мовна, територіальна, економічна і культурна спільність людей, яка передує нації.

Субетнос -1) этнос, входящий в состав суперэтноса или зависящий от него; 2) малый, угасающий этнос; 3) часть этноса, имеющая специфические черты и свое самосознание

Суперетнос - группа этносов, проживающих в одном регионе, взаимосвязанных экономическими, идеологическими, политическими и иными контактами

Нація - социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи

Етнічна асиміляція - процесс «растворения» ранее самостоятельного этноса или какой-то его части в среде другого, обычно более крупного народа.

Етнічна консолідація - процесс образования новых этнических общностей в результате объединения нескольких родственных этносов

2. Украинский этнос сформировался на основе славянских, иранских, тюркских (прежде всего болгар) и т. д. племен, проживающих в регионе Дон—Днепр—Днестр—Карпаты. Значительная часть украинских и зарубежных исследователей в поисках корней украинского этноса восходит к идее автохтонности нынешней части населения Украины, связывая ее с трипольской культурой ариев (ориев) закрепившихся в IV тысячелетии до н. э. между Днепром и Днестром.

3. С самых давних времен наша культура вбирала у себя элементы и влияния других культур. Можно выделить две группы влияний на формирование основной базы украинской культуры. В самые давние времена — это доіндоєвропейські, индоевропейские, праславянские, балканские, иранские. Потом более поздние — античные, германские, римські, византийские, западноевропейские влияния. Все эти влияния аккумулировала в себе самобытная уже в самые давние времена наша культура.

4.

Геокультурні -процесс и результаты развития географических образов в конкретной культуре, а также "накопление", формирование традиции культуры осмысления этих образов.

Геополітичні - формируется текущим геополитическим дискурсом – процессом синтеза информации о международных делах в определенной привязке к территории.

Геопсихічні – исследует влияние погоды, времен года, почвы, ландшафта на душевную жизнь; она близко соприкасается с осн. проблемами сознания (проблемами сна, утомления, кривой производительности труда), с психопатологией (лунатизмом), тропическим бешенством, горной болезнью (амоком) и медициной (отдыхом, лечением), а также сексуальной психологией (весенним опьянением, страстью), эстетикой природы и ландшафта, психологией животных (перелетом птиц, зимней спячкой, жизненным ритмом).

5. Культура Украины — культура украинского народа, других народов и народностей Украины и государств, предшествующих современной Украины и СССР. Для украинской национальной культуры основополагающей и базовой является народная культура, на основе которой постепенно сформировались профессиональные наука, литература, искусство. Своеобразие украинской культуры определили также влияния географических условий, особенности исторического пути, а также взаимодействие с другими этнокультурами. Важным историческим этапом развития культуры стало принятие христианства в X веке.

Перший період розвитку української культури охоплює часовий відрізок від її витоків і до прийняття християнства, тобто — це культура східнослов'янських племен дохристиянської доби.

Другий період розвитку української культури припадає на час існування княжої держави — Київської Русі та Галицько-Волинського князівства. Так його й іменуємо: українська культура княжої доби. Держава Київська Русь — могутня ранньофеодальна військово-деспотична імперія, котра нічим не відрізнялася від імперій Каролінгів та Меровінгів, за винятком того, що вона від часу свого виникнення перебрала на себе роль покровителя, мецената і доброчинця культури, стала провідною матеріальною основою її розвою.

Третій період розвитку української культури припадає на литовсько-польську добу в історії нашого народу. Після втрати власної державності умови для розвитку української культури були неоднаковими в різних регіонах України. Починаючи буквально від кінця монголо-татарської навали і аж до 1569 року (рік Люблінської унії), українські землі поступово, від небагатьох до більшості, переходили під владу Великого князівства Литовського, яке перейняло у нас багато рис адміністративного устрою, основи юридичного права і традицію літописання, що брали свій початок ще з доби Київської держави.

Четвертий період розвитку української культури припадає на козацько-гетьманську добу, яка характеризується новим історичним контекстом, зумовленим закінченням Визвольної війни в середині XVII ст., з одного боку, і поступовим обмеженням, а згодом і втратою автономії Україною наприкінці XVIII ст., з іншого.

П'ятий період розвитку української культури охоплює часовий відтинок в 150 років, років великої неволі нашого народу — від часів зруйнування Гетьманщини і до початку XX століття.

Шостий період розвитку української культури є часом нового міжвоєнного та повоєнного поневолення України її східними та західними сусідами й охоплює часовий відтинок від початку XX ст. до кінця 80-х років.

Завдання:

1. Ассимиляция описывает процесс усвоения культурных черт группой меньшинства; которая попала в культуру группы большинства, т. е. ситуацию усвоения культуры через эмиграцию в страну с другой культурой. Негры в США были и остаются этническим меньшинством. На протяжении 200 лет, еще будучи рабами, они впитывали черты доминирующей национальной культуры, приютившей их. Ассимиляция может продолжаться до полного растворения в новой культуре и потери своей культурной самобытности, а может оставаться частичной.

2.

а) площа -603 628 км²

б)довжина сухопутних кордонів та з якими країнами межує - Граничит: на востоке и северо-востоке — с Россией, на севере — с Белоруссией, на западе — с Польшей, Словакией и Венгрией, на юго-западе — с Румынией, Молдавией[8] и непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой. 1959км.

в)довжина морських кордонів - 1 355 км (по Чёрному морю — 1 056,5 км; по собственно Азовскому морю — 249,5 км, а по являющемуся его частью Керченскому проливу — ещё 49 км).

г)населення та чисельність діаспор - за пределами Украины проживает 10—15 млн. украинцев и их потомков, то есть около трети от украинцев, проживающих на своей автохтонной территории. Украинская диаспора в Польше находится на шестом месте: 360-500 тыс. украинцев. Украинские диаспоры есть и в восточной Словакии, Румынии, Великобритании, Германии, Нидерландах. В странах далекого зарубежья украинские диаспоры существуют в Канаде (ок. 1 млн. украинцев), США, Бразилии, Аргентине, Парагвае, Уругвае, Австралии.

д)етнічний склад - общая численность населения УССР составила — 28 387,6 тыс. человек;

  • украинцы — 76,5 %;
  • русские — 13,5 %;
  • евреи — 4,9 %;
  • немцы — 1,3 %;
  • поляки — 1,2 %;

е) провідні тенденції розвитку культури в XX - XXI ст.:

Тести:

Б

А.-3

Б.-5

В.-2

Г.-1

Д.-4

Г

Б

А

В

Б

Б

Г

10.-1,3,5,6,7

Б

Д

Б

В

В

В

Б

А

Б

Б

Б

В

Б

Б

Б, Г

Г

А, Б, Д, З

А,Б,В,Д,Ж,З

9.:

А) мізинська культура – 23,000(іноді 25,000)-14,000(іноді 13,000) роки тому.

Б) трипільська культура – V –ІІІ ст.до н.е.

В) черняхівська культура – від ІІ ст. до Vст. н.е.

Г) скіфська культура – VI –IІ ст.до н.е.

В

Змістовний модуль 2:

Г

А,В,Д

А,Б,В,Г,Д,Е,Ж

А,В, Д,Ж

5.:

Перун – 3

Свагор – 4

Срибог – 1

Дажбог - 2

Г,Ж

7.:

Князь Олег – 2

Владимир Великий – 4

Ярослав Мудрый- 1

Владимир Мономах - 3

Б

В

10.:

Агапит – 2

Алипий – 1

Нестор – 4

Илларион - 3

В

А

В

А

Б

Б

Б

А

А

В

Б

А

В

А

Б

В

Г

А,Б

В

А-3

Б-4

В-2

Г-1

В

В

Г

В

В

А

В

В

Г

Б

 

Г

Б

А

В

А

А

Г

Г

Д

Тема 10. Культурний внесок України у світову цивілізацію Контрольні питання:

1. Визначите внесок видатних українців у розвиток світової культури:

Леся Українка - украинская поэтесса и писательница.

Олександр Довженко -советский кинорежиссёр, украинский писатель, кинодраматург, народный артист РСФСР

Борис Лятошинський - український композитор, диригент і педагог, вважається одним з основоположників модерного напрямку в українській музиці.

Сергій Корольов - советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики.

Олексій Бекетов -известный русский и советский архитектор и художник-пейзажист, академик архитектуры с 1894, профессор Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств с 1898, доктор архитектуры с 1939, Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1941). Автор более двадцати архитектурных шедевров, в основном в стиле русской классической архитектурной школы и модерн.

Микола Гоголь - русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, широко признанный одним из классиков русской литературы

Микола Пирогов -русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук

Петро Могила - всю жизнь написал и издал очень много книг и трудов: Евангелие, катехизис «Православное исповедание» (на латинском языке) и другие

Ілля Рєпін - русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен.

Володимир Вернадський -советский естествоиспытатель, выдающийся мыслитель, минералог и кристаллограф, основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии и учения о биосфере, организатор многих научных учреждений.

2. Украина является как всемирным участником так и организатором различных конкурсов, фестивалей, выставок и т.д.

3. Исполнители с Украины достойно представляли Украину на конкурсах Евровидения. Так Руслана, синтезировав в своей музыке фольклорные мотивы Карпат, стала победительницей конкурса Евровидение-2004, и выиграла для Украины право на проведение следующего конкурса — Евровидение-2005. На Евровидении-2007 Верка Сердючка, а затем на Евровидении-2008 Ани Лорак заняли вторые места. В 2010 году известный джазовый гитарист Роман Мирошниченко стал первым украинским лауреатом престижной американской премии The Independent Music Awards в двух номинациях, что послужило своего рода прорывом мирового уровня для современной отечественной музыкальной сцены в сфере инструментальной музыки.

4. Пирогов Николай Иванович-русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук. Никола́й Миха́йлович Амо́сов— советский и украинский кардиохирург, учёный-медик, литератор. Дании́л Кири́ллович Заболо́тный — российский и советский бактериолог.Влади́мир Петро́вич Фила́тов — советский офтальмолог.

5. В труднейших условиях хозяйственной разрухи разработал и воплотил систему воспитания педагогически запущенных, социально и нравственно искалеченных детей, жертв войн и социальных бедствий. В основе педагогики Макаренко — теория воспитательного коллектива, формирующего нормы и стиль жизни в детской среде. Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима в пользу усиления производственного уклона и общевоспитательных методов. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: “Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему”.Принцип народности в воспитании у Сухомлинского глубоко гуманистичен и интернационален. В воспитании детей в духе дружбы народов он выделял два взаимосвязанных направления. Цель первого - пробуждение у учащихся братских чувств к народам нашей родины. Педагог устанавливает духовное общение своих воспитанников с детьми трудящихся других национальностей. Основными формами этой работы в Павлышской школе были рассказы, беседы, которые чередовались с чтением книг о дружбе народов нашей страны, о тяжелых испытаниях, выпавших на их долю, о совместном ратном труде.

Завдання:

1. Расщепление атомов лития и открытие изотопа гелия, создание теории сверхтвёрдой сварки под слоем флюса и её внедрение в хозяйственную практику, создание порошковой металлургии, получение тяжёлой воды, создание первого в мире лазерного накопителя информации на оптических цилиндрах с использованием явлений оптической иммерсии. Большой вклад украинские учёные внесли в освоение космоса и создание ракетной техники. Среди важнейших результатов в этой области — создание серии сложных универсальных орбитальных станций, ракет-носителей «Зенит», «Циклон», новых ракетных двигателей, уникальных систем управления для ракетоносителей и космических аппаратов, бортовых систем охлаждения в авиации и космонавтике, уникального инструмента для монтажных и ремонтных работ в открытом космосе.Важное достижение учёных НАН Украины — создание больших прозрачных монокристаллов синтетических алмазов, оптическими возможностями которых можно управлять. Разнообразные инструменты из синтетических алмазов и сверхтвёрдых материалов, изготовленные по собственным технологиям, Украина экспортирует во многие страны мира. Искусство Украины имеет богатые фольклорные традиции. Украинский народ создал множество песен, сказок, дум, частушек, коломыек, пословиц и поговорок, легенд и преданий.

2. Ми любимо нашу Україну, бо тут ми народились, вперше зіп’ялись на ноги і пішли у світ тими стежечками, які простягайся від рідного порога у широкий світ. Для кожної людини наймиліша та земля, де вона народилася і виросла. Недарма ж у народі кажуть: «Де рідний край, там і рай, а де чужина — там домовина». «Добре тому, хто в своєму дому». Бо в своєму рідному краю кожна травинка людині допомагає, кожна квіточка дарує усмішку, кожна пташечка співає тільки для тебе. «Людина без Вітчизни, що соловей без пісні». А справжню тугу за рідним краєм людина відчуває тоді, коли розлучається зі своєю стороною. «Кожна рослинка на своєму корені росте». Хіба вона зможе рости без кореня? Ні! Звичайно, рослина без кореня не може рости, вона всихає. І хоч людина — не рослинка, але без свого рідного коріння, тобто без рідні, без Батьківщини не зможе бути щасливою у цьому світі, не зможе повністю реалізуватися. Кажуть, що в рідній хаті і стіни допомагають, і це правда. У себе вдома людина впевнена в собі, почувається вільною, сміливою і сильною. А й справді, навколо рідні люди, родичі, друзі і просто земляки, які так само думають, знають ті ж традиції, ту ж історію, звичаї. Рідна земля, як мати — добра, щира, мила. Вона готова захистити кожного з нас. Але й людина у свою чергу має бути готовою захистити і рідну землю, заради неї піти у бій, на подвиг, коли це необхідно, тобто бути справжнім патріотом своєї Батьківщини. А в мирний час самовіддано трудитись, щоб країна була багатою — тоді всім житиметься добре, заможно і безпечно.

Тести:

Б

А

В

А

В

А

В

В

А

В

 

 

Змістовний модуль 1

Парадигма української культури



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.111 с.)