Общение по принципу «здесь и теперь» 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общение по принципу «здесь и теперь»



Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, обсудить события, случившиеся с другими людьми. Это срабатывает «механизм психологической защиты». Но основная задача нашей работы — превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый из вас смог бы увидеть себя с разных сторон, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого; то, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и теперь.

Персонификация высказываний

Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание типа: «Большинство людей считает, что...» на такое: «Я считаю, что...»; «Некоторые из нас думают...» на «Я думаю,...» и т.п. Отказываемся мы и от безадресных суждений о других. Заменяем фразу типа: «Многие меня не поняли» на конкретную реплику: «Оля и Саня не поняли меня».

Искренность в общении

Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе. Естественно, что никто не обижается на высказывания других членов группы. Мы испытываем только чувство признательности и благодарности за его искренность и откровенность.

Конфиденциальность всего происходящего в группе

Все, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился с нами во время занятия. Это помогает нам быть искренними, способствует нашему самораскрытию. Мы не боимся, что наши высказывания могут стать, известны другим людям, помимо чле­нов группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.

 

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тренинг сплочения

Категория слушателей: студенты 1-2 курсов.

Срок проведения: 10 академических часов.

Количество участников группы: 20-25 человек.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 2 часа в неделю.

 

№ п/п Наименование тем занятий Всего часов В том числе: Форма отчета
Лекции Практические
  «Знакомство»       Рефлексия
  «Веревочный курс». Часть 1.       Рефлексия
  «Веревочный курс». Часть 2.       Рефлексия
  Конструктивное разрешение групповых конфликтов       Рефлексия
  «Прощальный подарок»       Рефлексия
  Итого:        

 

Занятие 1. «Знакомство»

Цель: познакомить более близко членов группы друг с другом. Данный тренинг помогает понять участникам, чем они похожи или отличаются друг от друга.

Оборудование: бумага А-4, тренинговый мяч, фломастеры, карандаши, гербы.

Ход занятия:

Организационная часть.

ü Приветствие.

ü Сообщение цели встречи.

Основная часть.

ü Карточки с именами.

ü Обсуждение и принятие правил группы.

Упражнение «Мухобойка»

Цель: способствует установлению контакта между участниками.

Нужен один доброволец, который будет играть роль мухобойки. Все остальные участники – это мушки. Когда звучит имя какой-то мушки, мухобойка должна подбежать к ней и легонько шлепнуть свернутой в рулон газетой по колену. Если мушка успевает назвать другое имя, она спасена. Мухобойка направляется к другому человеку. Если нет – то, пойманная мушка становится мухобойкой.

Рефлексия: ваше самочувствие? Настрой на работу?

 

Упражнения «10 Я»

Цель: получение информации друг о друге, раскрытие участников группы с новой стороны.

Каждому члену группы даются карандаш и бумага. Десять раз ответьте на вопросы "кто я, какой я". Используйте характеристики, черты, интересы, чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения "Я "...

Если вы уже закончили, приколите листок бумаги на грудь. Затем начинайте медленно ходить по комнате, подходите к другим членам группы и внимательно читайте то, что написано на листке у каждого. Пожалуйста, ходите молча и лишь читайте, что написано у остальных. Когда я скомандую «стоп!» вы можете остановиться рядом с кем-нибудь из детей и рассказать друг другу о своих ответах».

Возможный вариант проведения. «Можете не показывать свой список всем, но дайте прочитать свой список тому, кому захотите».

Рефлексия:

Ø Что нового Вы открыли о себе другим людям?

Ø Что Вы узнали о других?

«Личный герб»

Цель: создание ситуации познания друг друга и усиление таким образом групповой сплоченности.

Это пятиминутное действие поможет вам обдумать вашу прошлую и будущую жизнь. Некоторые из нас настолько удачливы, что имеют свой собственный щит с гербом, но и у вас есть счастливая возможность придумать свой собственный!
Закончите рисунок, используя следующие указания: нарисуйте в каждом секторе картинку, чтобы проиллюстрировать:

Сектор 1. Как я люблю проводить своё время.

Сектор 2. Что-либо из того, что я сделал недавно и чем я действительно горжусь.

Сектор 3. То, что лучше всего у меня получается.

Сектор 4. Чего я хочу в ближайшие пять лет.

Знамя: Напишите свой личный девиз или лозунг.

Эти простые действия могут быть очень полезны, чтобы помочь вам начать поиск ключа к ответу, кто вы есть и кем вы хотите стать.

Рефлексия:

ü Что изображено на твоём гербе?

ü Почему ты выбрал такой девиз?

ü Чем он полезен для тебя?

ü Что есть похожего в гербах?

«Мы с тобой похожи тем, что...»

Цель: создание условий для контакта всех участников группы, познание друг друга. Упражнение помогает понять участникам, чем они похожи или отличаются друг от друга.

Участники выстраиваются в 2 круга — внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники внешнего круга говорят своим партнерам фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...» (например: мы с тобой похожи тем, что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д.).

Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» (например: мы с тобой отличаемся цветом глаз, длинной волос и т.д.).

Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера.
Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Рефлексия:

ü Что общего может быть у меня со всеми членами группы?

ü Что отличает меня от всех участников группы?

ü Каким может быть мой вклад в развитие группы?

 

Упражнение «Спасибо за приятное занятие»

Цель: выход из рабочей ситуации, создание положительного настроя.

Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: "Спасибо за приятное занятие!" оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: "Спасибо за приятное занятие!" Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук».

Рефлексия занятия:

ü Как вы себя сейчас чувствуете?

ü Что можно сказать о вашей группе?

ü Что нового вы узнали сегодня о группе и о каждом из ее участников?

ü Представьте, что ваша группа – это волшебный котел. Если бы вы могли добавить туда что-то, что сделало бы ее более комфортной для вас, то что бы это было?

 

Занятие 2-3. «Веревочный курс»

 

Цель: знакомство, сплочение студентов группы, выявление лидеров.

Форма проведения занятия: социально-психологический тренинг.

Оборудование: доска, мел, тренинговый шар, бумага А4, методическое обеспечение.

Ход занятия

I. Организационная часть

1. Упражнения на эмоциональный разогрев,
создание ресурсов для работы:

 

Пожелания - на спине прикрепляются листы формата А4 и за 5 минут
необходимо написать и получить как можно больше пожеланий членам группы на
период работы.

Рисунок по кругу - снимают листы со спины, зачитав и обсудив
пожелания переворачивают чистой стороной и начинают рисовать любой элемент,
по сигналу "БИП" листок передают по часовой стрелке, до тех пор пока он не
вернется обратно с "картиной".

Встаньте все кто - это упражнение позволяет узнать интересы и симпатии
членов группы. Представитель выходит в центр круга, его стул убирают. Он
обращается к группе со словами "Встаньте все, кто любят (любой предмет,
событие, признак)..." Вставшим необходимо перебежать на другой стул,
поменяться местами.

II. Основная часть

3. Упражнения на активное общение, взаимодействие, на решение
поставленной задачи и достижение цели:

Солнце - этот мяч солнце, задача команды - чтобы за 3 секунды это солнце
коснулось всех ладошек, согрело всех участников.

Хэй - создается цепь по принципу: правая рука на левую ладошку
партнера, по которой необходимо отбить 14 раз, на 15 хлопок крикнуть - Хэй.
Важно добиться единого крика.

10-ка - все опускают глаза, не вырабатывая стратегию необходимо по 1
человеку называть числа от 1 до 10.

4. Упражнения на движения, на динамику:

Геометрия группы - взявшись за руки и закрыв глаза построить
треугольник, квадрат, прямоугольник. В данном упражнении общаться и
вырабатывать стратегию не запрещено.

Ангел хранитель - разбиваемся на пары, в которых 1 - ведущий, Ангел
хранитель, с открытыми глазами, 2 - ведомый, с закрытыми. 1 необходимо идти
сзади и словами направлять, осторожно вести 2. Через 5 минут смена ролей.

5. Упражнения без общения:

Замок молчания - упражнение проходит в полной тишине. Необходимо за
короткое время из своих тел построить замок. По такому же принципу строится корабль в штиль, египетская пирамида, но уже с использованием предметов в аудитории, карета в движении.

5. Болото - рисуется на полу поле 8*8 и тренер составляет для себя карту пути прохождения данного "болота". Пример:

Группа здесь

  * *          
    *          
               
  * *          
  *            
  *            
    * * *      
          *    

Необходимо пройти на эту сторону

Участники не имеют права общаться, обсуждать, заступать за пределы указанные тренером. Необходимо по очереди нащупывать "кочки", сигнал "БИП" будет оповещать, что кочка провалилась, молчание тренера означает - правильный ход. На одной линии может быть несколько правильных ходов, все они расположены рядом. Задача - всей группе перебраться за 15 минут на другой берег. Нарушение правил - лишение 1 минуты.

III. Заключительная часть

7. Плот - в начерченный тренером небольшой квадрат необходимо
уместиться всей группе и устоять в течение 10 секунд.

8. Сигнал - не раскрепляя рук, став плотно дуг к другу, плечо к плечу,
тренер говорит, что сейчас запустит по часовой стрелке определенный сигнал и
хотел бы, чтобы это послание вернулось к нему, пройдя круг.

Рефлексия:

ü Как группа справилась?

ü Что сделал я, чтобы было лучше?

ü Как можно было сделать по - другому, более эффективно?

ü Где ошиблись, с чем не справились?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.004 с.)