Занятие 4. «Конструктивное разрешение групповых конфликтов» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 4. «Конструктивное разрешение групповых конфликтов»



 

Цель занятия: Развитие навыков утилизации конфликтов.

Задачи занятия:

· формирование умения вести переговоры, преобразовывать конфликты в дружелюбные компромиссы.

· Возможность уладить мелкие разногласия и недовольства, возникшие в ходе совместной учёбы.

· Помощь в осознании конфликтных сторон личности, получить опыт активной борьбы с кем-либо.

· Формирование умения встать на позицию партнёра по конфликту.

· Развитие уверенности в себе и доверие к другим членам группы.

· Воспитание внимательности к другим членам группы, умения высказываться по очереди, умения слушать.

Форма проведения урока: занятие с элементами тренинга

Приемы: работа в двойках и тройках, дискуссия, рефлексия.

Оборудование: мяч, клубок ниток, тетради, ручки.

Структура занятия:

Приветствие

1. Вводное слово;

2. Разминка;

Упражнение «Никто из вас не знает, что я …»

3. Основная часть;

1) Упражнение «Получаем- отдаём»

2) Упражнение «Противоположности»

3) Упражнение «Паутина»

4) Упражнение «Ханс»

5) Упражнение «Вехи»

6) Упражнение «О чём я до сих пор молчал»

4. Подведение итогов занятия.

Упражнение «Паутина» (другой вариант)

 

Вводное слово: Сегодня наше занятие пройдёт под темой «Конструктивное разрешение групповых конфликтов».

Конфликты это часто встречающееся явление в нашей жизни, очень часто мы не замечаем, как уже находимся в центре, какой-нибудь конфликтной ситуации. Давайте попробуем определить, что такое конфликт? (студенты своими словами описывают, что такое конфликт). Да, всё верно, конфликт- это столкновение противоположностей, столкновение интересов, чаще всего развивающееся в процессе взаимодействия субъектов, сопровождающееся негативными переживаниями и сильными эмоциями. очень важно, для того чтобы сохранить своё благополучие, и благополучие своего партнёра нам необходимо уметь утилизировать конфликт, переводить его в компромиссное решение, это и будет целью нашего сегодняшнего занятия.

Для того чтобы настроиться на работу, давайте разомнёмся.

Упражнение «Никто из вас не знает, что я …»

Цель: улучшение групповой атмосферы, сокращение дистанции в общении, раскрытие участников с неожиданной, новой стороны.

Это упражнение особенно подходит для проведения на первом этапе работы группы (этап создания работоспособности) в группе знакомых между собой людей.

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу „Никто из вас не знает, что я (или — у меня)..." Будем внимательны и сделаем это так, чтобы каждый из нас принял участие в выполнении задания. У каждого из нас мяч может побывать много раз».

Рефлексия:

ü Что нового вы узнали о других?

ü Что нового открыли другим о себе?

Основная часть:

Упражнение «Получаем- отдаём»

Эго упражнение помогает участникам, пользуясь искусством ведения переговоров, преобразовывать конфликты в дружелюбные компромиссы. Исходным пунктом здесь выступают примерно следующие базовые положения:

— Конфликты удается более или менее устойчиво решать лишь в том случае, когда каждая из сторон получает в ходе переговоров какой-нибудь существенный с его точки зрения позитивный результат. С конфликтами работать легче, если мы рассматриваем их как процесс, происходящий между двумя деловыми партнерами: за то, что мы хотим получить, нам надо чем-то заплатить.

— Мы проявляем больше гибкости в переговорах, когда отчетливо осознаем, во-первых, наши собственные желания в отношении партнера и, во-вторых, различные варианты того, чем мы готовы расплатиться с ним.

Это упражнение особенно хорошо подходит для естественных групп, а во временных группах его можно предлагать в том случае, если участники хорошо знают друг друга, иначе им будет трудно понимать и учитывать желания друг друга.

Инструкция: Мне хочется предложить вам упражнение, которое даст вам возможность уладить мелкие разногласия и недовольства, возникшие у вас в ходе совместной работы.

Посмотрите сейчас на участников группы и определите, с кем из них вы хотели бы улучшить отношения. Выберите трех человек. Затем возьмите три карточки и на каждой их них напишите следующее:

1. Имя соответствующего участника.

2. По меньшей мере, три ваших желания в отношении этого человека. Каждое желание должно конкретно описывать, что должен сделать этот человек или что он должен вам дать.

3. По меньшей мере, пять возможных вознаграждений — способов, которыми вы хотели бы расплатиться с партнером.

Заполнив карточки, вы можете начинать переговоры друг с другом. Следите за тем, чтобы к концу переговоров каждый остался доволен и мог себе сказать: "Я достиг хорошего результата". Заключите между собой небольшой договор, который конкретно зафиксирует, что каждый из вас отдаёт и что получает.

Рефлексия:

ü Что было сложным для вас?

ü Что было легко?

ü Что помогло договориться?

ü Какие итоги ваших переговоров?

 

Упражнение «Противоположности»

Цель: помощь в осознании конфликтных сторон личности, возможность получить опыт активной борьбы.

Я предлагаю вам сейчас разделиться на две группы, одна будет играть роль «наподдающего», друга роль «защищающегося». Ваша задача твёрдо стоять на своей позиции.

Если вы «нападающий», говорите своему партнёру как он должен вести себя и что делать, ругайте и критикуйте, с позиции явного превосходства и уверенности в себе.

Если вы «защищающийся», постоянно оправдывайтесь и извиняйтесь, говорите своему партнеру как кто-то или что-то мешает выполнить его требование.

Через 5-10 минут.

Поменяйтесь ролями. Попытайтесь те, кто защищался почувствовать власть и авторитет наподдающего, а те кто наподдал пассивность защищающегося.

Рефлексия:

ü Как вам было в роли «наподдающего»? Как вы себя чувствовали виноватым или карающим?

ü Как вам было в роли «защищающегося»? Как вы себя чувствовали униженным или испытывали гнев?

ü Сравните сыгранные вами роли с вашими способами действия в реальной жизни.

 

Упражнение «Паутина»

Цель: поднять уровень сплочённости в группе, эмоциональной свободы, для успешного продвижения работы вперёд.

Участники становятся в круг.

«Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к его середине. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась чья-то одна рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три».

После того как тренер убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы «распутаться», не разнимая рук. Тренер тоже принимает участие в упражнении, но при этом активного влияния на «распутывание» не оказывает. Во время выполнения упражнения достаточно часто возникает идея невозможности решения поставленной задачи. В этом случае тренер должен спокойно сказать: «Эта задача решаемая, распутаться можно всегда». Упражнение может завершиться одним из трех вариантов:

1. Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг).

2. Участники группы образуют два или больше независимых круга.

3. Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке.

Время, затрачиваемое группами на выполнение этого упражнения, может быть очень разным: в опыте нашей работы оно варьировалось от 3—5 минут до 1 часа. Одна группа отказалась от продолжения поисков решения.

Когда задача выполнена, можно обратиться к группе с вопросами: «Что нам помогало справиться с поставленной задачей?» или «Что можно было бы делать иначе для того", чтобы быстрее справиться с поставленной задачей?». В ходе обсуждения участники группы обычно приходят к мнению, что успешно решать такую задачу в ходе совместной деятельности помогает доброжелательное, бережное отношение друг к другу, забота о том, чтобы каждый чувствовал себя комфортно, постоянная ориентация в ситуации, учет мнения каждого, появление оригинальных идей и т. д.

 

Упражнение «Ханс»

Цель: возможность выразить накопившиеся у членов группы обиды, раздражение, страхи и тем самым уменьшить потенциальную конфликтность группы.

Инструкция: Мне хочется предложить вам процедуру, с помощью которой вы сможете высказать друг другу накопившееся у вас возмущение, неприязнь и другие негативные чувства. Тот, кто готов к этому, может, например, сказать: "Ханс, у меня накопилась обида на тебя, и мне хотелось бы ее высказать. Хочешь ли ты меня выслушать?" Если Ханс чувствует, что ему с этим не справиться, он может просто сказать "нет". Если же Ханс готов выслушать вас, он принимает вашу обиду молча, не споря, не оправдываясь и не признавая себя виновным. Таким образом, каждый из партнеров получает время подумать и разобраться, существует ли реальная причина для возмущения. Кроме того, вы можете высказать кому-либо и свои страхи и фантазии, сказав, например: "Ханна, мне кажется, что ты смотришь на меня свысока". Содержанием таких фантазий может являться все негативное, что, как нам кажется, окружающие делают нам, или думают о нас, или желают нам. Однако и здесь нам надо сначала спросить, хочет ли другой человек выслушать нас. Адресат выслушивает сказанное молча и задумывается над тем, велика ли доля истины в том, что он услышал.

И только когда вы закончите высказывать свои недовольства и страхи, вы можете дать друг другу обратную связь и сообща выяснить свои разногласия и недоразумения.

После этого предложите участникам высказать друг другу свои симпатии, поделиться позитивными чувствами. Им будет не трудно сделать это, так как обычно после выражения негативных переживаний люди испытывают облегчение.

В этом варианте получатель тайного послания обладает большим контролем над ситуацией, ибо он сам решает, хочет ли он выслушать адресованное ему послание. В конце они смогут выразить друг другу свои позитивные чувства и таким образом снова скрепить единство группы.

 

 

Упражнение «Вехи»

Цель: с помощью этого упражнения участники группы знакомятся с простой и эффективной техникой, позволяющей им по-новому взглянуть на человека, с которым они конфликтуют.

Мы слишком часто сосредотачиваемся только на предмете конфликта. При этом нас захлестывают эмоции, и мы забываем о человеке, с которым вступили в конфликт.

Это упражнение позволяет участникам взглянуть на свой конфликт, исходя из жизненного пути своего оппонента, и понять, на основе какого опыта и жизненных перспектив он действует в этом конфликте. Технику "жизненных вех" хорошо использовать в тех случаях, когда человек, с которым вы находитесь в конфликте, далеко, и непосредственный разговор с ним невозможен: при конфликте с родителями, мужем или женой, начальниками и т.д.

Инструкция: Мне хотелось бы предложить вам попробовать применить психологическую технику, позволяющую лучше разобраться в позиции вашего партнера по конфликту. Если нам удается даже в наиболее тяжелых ситуациях увидеть в оппоненте человека со своими достоинствами и недостатками, сильными и слабыми сторонами, мы в меньшей степени испытываем страх перед ним и перестаем ставить перед собой непосильную задачу во что бы то ни стало победить его. При этом мы становимся более гибкими и способны гораздо легче разрешить конфликтную ситуацию.

Сделайте, пожалуйста, следующее... Вспомните какого-нибудь человека, с которым у вас остался неразрешенным старый конфликт, или с которым вы конфликтуете сейчас. Для этого закройте на минуту глаза, и пусть перед вами возникнет образ этого человека. Возьмите листок бумаги и запишите на нем " вехи" биографии этого человека: важные события, которые определили его жизнь, поворотные пункты его судьбы, сформировавшие его индивидуальный взгляд на мир. (10 минут.)

Теперь, разделитесь на пары и по очереди, расскажите друг другу биографию того человека, с которым вы конфликтуете. Причем говорите обязательно от первого лица. И только после того, как вы это сделаете, сообщите своему собеседнику, в чем состоит конфликт, как вы теперь стали к нему относиться, и что вы хотите сделать для того, чтобы сгладить конфликт. У вас есть на это 30 минут...

Рефлексия:

ü Ваши впечатления от упражнения?

ü Кому удалось по другому посмотреть на ситуацию конфликта и понять позицию партнёра?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.31 (0.02 с.)