Отдел психологического сопровождения НППЦ «Ресурс» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отдел психологического сопровождения НППЦ «Ресурс»



СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Отдел психологического сопровождения НППЦ «Ресурс»

ТРЕНИНГ СПЛОЧЕНИЯ

Психолого-педагогическая программа

 

 

Составитель: психолог

Пономарева А.Г.

 

Сургут 2005 г.

 

 

Пояснительная записка

Групповая сплоченность — один из процессов групповой динамики, характе­ризующий степень привержен­ности к группе ее членов. В ка­честве конкретных показате­лей, как правило, рассмат­риваются:

1) уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях — чем большее количество членов группы нра­вится друг другу, тем выше ее сплоченность;

2) степень при­влекательности (полезности) группы для ее членов — чем больше число тех людей, кто удовлетворен своим пребыва­нием в группе, т. е. тех, для кого субъективная ценность приоб­ретаемых благодаря группе преимуществ превосходит зна­чимость затрачиваемых уси­лии, тем выше силы ее притя­жения, а, следовательно, и сплоченность.

Силу всякого коллектива составляет его сплоченность. Спло­ченность может быть очень высокой, когда люди тесно связаны друг с другом и совместно отвечают за достижение целей, сто­ящих перед ними и перед коллективом в целом, а поэтому дела­ют все для их успешного достижения. Она может быть и очень низкой, когда коллектив не получает даже четкого организаци­онного оформления, отсутствует общая цель, каждый действует сам по себе, на свой страх и риск, стараясь продемонстрировать индивидуальные результаты даже в ущерб другим.

Во многом сплоченность коллектива зависит от стадии его развития, от стадии зрелости. Таких стадий вы­деляют пять.

1. Знакомство, первое впечатление друг о друге;

2. Члены группы с осторожностью пытаются узнать, «прощупать» друг друга, выявить общность и различия позиций. В это время в групповых отношениях могут возникнуть конфликтные ситуации.

3. Устанавливаются общие мнения, происходит стабилизация и нормализация групповых отношений;

4. Студенты лучше понимают друг друга, учатся учитывать и предвидеть поведение своего одногруппника, что в свою очередь приводит студенческую группу к сплоченному, единому коллективу.

5. На последней — пятойстадии внутри коллектива фор­мируются прочные связи, людей принимают и оценивают по достоинству, а личные разногласия между ними быстро устра­няются. Отношения складываются в основном неформально, что позволяет демонстрировать высокие результаты работы и стан­дарты поведения. Далеко не все коллективы выходят на выс­шие (4, 5) уровни.

Таким образом, настоящий сплоченный коллектив не возни­кает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.

Цель: знакомство с группой; создание благоприятных условий для работы тренинговой группы; повышения сплоченности группы.

Задачи:

ü Развивать доверие и уважение участников друг к другу;

ü Научить участников тренинговой группы работе в малых группах;

ü Способствовать принятию участниками ответственности за свою работу в группе;

ü Научить быть внимательным к другим людям, к тому, что они говорят;

ü Установить правила, способствующие эффективной работе группы;

ü Научить получать обратную связь от других участников различными способами.

Оборудование: доска, мел, тренинговый шар, бумага А4, методическое обеспечение.

При работе с группой специально создаются ситуации, которые способствуют формированию привязанности, симпатии:

ü частые взаимные социальные контакты (особенно между людьми, которые меньше всего общаются в группе);

ü ситуации «эффекта усиления» — когда участники находят у кого-либо черты, схожие с их чертами, это делает другого человека более привлекатель­ным для общения и совместной деятельности;

ü совместная деятельность по достижению единой групповой цели.

Для эффективной работы группа принимает правила, которые способствуют установлению доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг другу.

Доверительный стиль общения

Для того чтобы группа работала с наибольшей отдачей, и участники как можно больше доверяли друг другу, в качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предлагается принять единую форму обращения на «ты».

Общение по принципу «здесь и теперь»

Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, обсудить события, случившиеся с другими людьми. Это срабатывает «механизм психологической защиты». Но основная задача нашей работы — превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый из вас смог бы увидеть себя с разных сторон, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого; то, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и теперь.

Персонификация высказываний

Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание типа: «Большинство людей считает, что...» на такое: «Я считаю, что...»; «Некоторые из нас думают...» на «Я думаю,...» и т.п. Отказываемся мы и от безадресных суждений о других. Заменяем фразу типа: «Многие меня не поняли» на конкретную реплику: «Оля и Саня не поняли меня».

Искренность в общении

Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе. Естественно, что никто не обижается на высказывания других членов группы. Мы испытываем только чувство признательности и благодарности за его искренность и откровенность.

Конфиденциальность всего происходящего в группе

Все, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился с нами во время занятия. Это помогает нам быть искренними, способствует нашему самораскрытию. Мы не боимся, что наши высказывания могут стать, известны другим людям, помимо чле­нов группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.

 

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тренинг сплочения

Категория слушателей: студенты 1-2 курсов.

Срок проведения: 10 академических часов.

Количество участников группы: 20-25 человек.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 2 часа в неделю.

 

№ п/п Наименование тем занятий Всего часов В том числе: Форма отчета
Лекции Практические
  «Знакомство»       Рефлексия
  «Веревочный курс». Часть 1.       Рефлексия
  «Веревочный курс». Часть 2.       Рефлексия
  Конструктивное разрешение групповых конфликтов       Рефлексия
  «Прощальный подарок»       Рефлексия
  Итого:        

 

Занятие 1. «Знакомство»

Цель: познакомить более близко членов группы друг с другом. Данный тренинг помогает понять участникам, чем они похожи или отличаются друг от друга.

Оборудование: бумага А-4, тренинговый мяч, фломастеры, карандаши, гербы.

Ход занятия:

Организационная часть.

ü Приветствие.

ü Сообщение цели встречи.

Основная часть.

ü Карточки с именами.

ü Обсуждение и принятие правил группы.

Упражнение «Мухобойка»

Цель: способствует установлению контакта между участниками.

Нужен один доброволец, который будет играть роль мухобойки. Все остальные участники – это мушки. Когда звучит имя какой-то мушки, мухобойка должна подбежать к ней и легонько шлепнуть свернутой в рулон газетой по колену. Если мушка успевает назвать другое имя, она спасена. Мухобойка направляется к другому человеку. Если нет – то, пойманная мушка становится мухобойкой.

Рефлексия: ваше самочувствие? Настрой на работу?

 

Упражнения «10 Я»

Цель: получение информации друг о друге, раскрытие участников группы с новой стороны.

Каждому члену группы даются карандаш и бумага. Десять раз ответьте на вопросы "кто я, какой я". Используйте характеристики, черты, интересы, чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения "Я "...

Если вы уже закончили, приколите листок бумаги на грудь. Затем начинайте медленно ходить по комнате, подходите к другим членам группы и внимательно читайте то, что написано на листке у каждого. Пожалуйста, ходите молча и лишь читайте, что написано у остальных. Когда я скомандую «стоп!» вы можете остановиться рядом с кем-нибудь из детей и рассказать друг другу о своих ответах».

Возможный вариант проведения. «Можете не показывать свой список всем, но дайте прочитать свой список тому, кому захотите».

Рефлексия:

Ø Что нового Вы открыли о себе другим людям?

Ø Что Вы узнали о других?

«Личный герб»

Цель: создание ситуации познания друг друга и усиление таким образом групповой сплоченности.

Это пятиминутное действие поможет вам обдумать вашу прошлую и будущую жизнь. Некоторые из нас настолько удачливы, что имеют свой собственный щит с гербом, но и у вас есть счастливая возможность придумать свой собственный!
Закончите рисунок, используя следующие указания: нарисуйте в каждом секторе картинку, чтобы проиллюстрировать:

Сектор 1. Как я люблю проводить своё время.

Сектор 2. Что-либо из того, что я сделал недавно и чем я действительно горжусь.

Сектор 3. То, что лучше всего у меня получается.

Сектор 4. Чего я хочу в ближайшие пять лет.

Знамя: Напишите свой личный девиз или лозунг.

Эти простые действия могут быть очень полезны, чтобы помочь вам начать поиск ключа к ответу, кто вы есть и кем вы хотите стать.

Рефлексия:

ü Что изображено на твоём гербе?

ü Почему ты выбрал такой девиз?

ü Чем он полезен для тебя?

ü Что есть похожего в гербах?

«Мы с тобой похожи тем, что...»

Цель: создание условий для контакта всех участников группы, познание друг друга. Упражнение помогает понять участникам, чем они похожи или отличаются друг от друга.

Участники выстраиваются в 2 круга — внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники внешнего круга говорят своим партнерам фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...» (например: мы с тобой похожи тем, что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д.).

Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» (например: мы с тобой отличаемся цветом глаз, длинной волос и т.д.).

Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера.
Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Рефлексия:

ü Что общего может быть у меня со всеми членами группы?

ü Что отличает меня от всех участников группы?

ü Каким может быть мой вклад в развитие группы?

 

Ход занятия

I. Организационная часть

1. Упражнения на эмоциональный разогрев,
создание ресурсов для работы:

 

Пожелания - на спине прикрепляются листы формата А4 и за 5 минут
необходимо написать и получить как можно больше пожеланий членам группы на
период работы.

Рисунок по кругу - снимают листы со спины, зачитав и обсудив
пожелания переворачивают чистой стороной и начинают рисовать любой элемент,
по сигналу "БИП" листок передают по часовой стрелке, до тех пор пока он не
вернется обратно с "картиной".

Встаньте все кто - это упражнение позволяет узнать интересы и симпатии
членов группы. Представитель выходит в центр круга, его стул убирают. Он
обращается к группе со словами "Встаньте все, кто любят (любой предмет,
событие, признак)..." Вставшим необходимо перебежать на другой стул,
поменяться местами.

II. Основная часть

3. Упражнения на активное общение, взаимодействие, на решение
поставленной задачи и достижение цели:

Солнце - этот мяч солнце, задача команды - чтобы за 3 секунды это солнце
коснулось всех ладошек, согрело всех участников.

Хэй - создается цепь по принципу: правая рука на левую ладошку
партнера, по которой необходимо отбить 14 раз, на 15 хлопок крикнуть - Хэй.
Важно добиться единого крика.

10-ка - все опускают глаза, не вырабатывая стратегию необходимо по 1
человеку называть числа от 1 до 10.

4. Упражнения на движения, на динамику:

Геометрия группы - взявшись за руки и закрыв глаза построить
треугольник, квадрат, прямоугольник. В данном упражнении общаться и
вырабатывать стратегию не запрещено.

Ангел хранитель - разбиваемся на пары, в которых 1 - ведущий, Ангел
хранитель, с открытыми глазами, 2 - ведомый, с закрытыми. 1 необходимо идти
сзади и словами направлять, осторожно вести 2. Через 5 минут смена ролей.

5. Упражнения без общения:

Замок молчания - упражнение проходит в полной тишине. Необходимо за
короткое время из своих тел построить замок. По такому же принципу строится корабль в штиль, египетская пирамида, но уже с использованием предметов в аудитории, карета в движении.

5. Болото - рисуется на полу поле 8*8 и тренер составляет для себя карту пути прохождения данного "болота". Пример:

Группа здесь

  * *          
    *          
               
  * *          
  *            
  *            
    * * *      
          *    

Необходимо пройти на эту сторону

Участники не имеют права общаться, обсуждать, заступать за пределы указанные тренером. Необходимо по очереди нащупывать "кочки", сигнал "БИП" будет оповещать, что кочка провалилась, молчание тренера означает - правильный ход. На одной линии может быть несколько правильных ходов, все они расположены рядом. Задача - всей группе перебраться за 15 минут на другой берег. Нарушение правил - лишение 1 минуты.

III. Заключительная часть

7. Плот - в начерченный тренером небольшой квадрат необходимо
уместиться всей группе и устоять в течение 10 секунд.

8. Сигнал - не раскрепляя рук, став плотно дуг к другу, плечо к плечу,
тренер говорит, что сейчас запустит по часовой стрелке определенный сигнал и
хотел бы, чтобы это послание вернулось к нему, пройдя круг.

Рефлексия:

ü Как группа справилась?

ü Что сделал я, чтобы было лучше?

ü Как можно было сделать по - другому, более эффективно?

ü Где ошиблись, с чем не справились?

 

Упражнение «Паутина»

Цель: поднять уровень сплочённости в группе, эмоциональной свободы, для успешного продвижения работы вперёд.

Участники становятся в круг.

«Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к его середине. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась чья-то одна рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три».

После того как тренер убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы «распутаться», не разнимая рук. Тренер тоже принимает участие в упражнении, но при этом активного влияния на «распутывание» не оказывает. Во время выполнения упражнения достаточно часто возникает идея невозможности решения поставленной задачи. В этом случае тренер должен спокойно сказать: «Эта задача решаемая, распутаться можно всегда». Упражнение может завершиться одним из трех вариантов:

1. Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг).

2. Участники группы образуют два или больше независимых круга.

3. Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке.

Время, затрачиваемое группами на выполнение этого упражнения, может быть очень разным: в опыте нашей работы оно варьировалось от 3—5 минут до 1 часа. Одна группа отказалась от продолжения поисков решения.

Когда задача выполнена, можно обратиться к группе с вопросами: «Что нам помогало справиться с поставленной задачей?» или «Что можно было бы делать иначе для того", чтобы быстрее справиться с поставленной задачей?». В ходе обсуждения участники группы обычно приходят к мнению, что успешно решать такую задачу в ходе совместной деятельности помогает доброжелательное, бережное отношение друг к другу, забота о том, чтобы каждый чувствовал себя комфортно, постоянная ориентация в ситуации, учет мнения каждого, появление оригинальных идей и т. д.

 

Упражнение «Ханс»

Цель: возможность выразить накопившиеся у членов группы обиды, раздражение, страхи и тем самым уменьшить потенциальную конфликтность группы.

Инструкция: Мне хочется предложить вам процедуру, с помощью которой вы сможете высказать друг другу накопившееся у вас возмущение, неприязнь и другие негативные чувства. Тот, кто готов к этому, может, например, сказать: "Ханс, у меня накопилась обида на тебя, и мне хотелось бы ее высказать. Хочешь ли ты меня выслушать?" Если Ханс чувствует, что ему с этим не справиться, он может просто сказать "нет". Если же Ханс готов выслушать вас, он принимает вашу обиду молча, не споря, не оправдываясь и не признавая себя виновным. Таким образом, каждый из партнеров получает время подумать и разобраться, существует ли реальная причина для возмущения. Кроме того, вы можете высказать кому-либо и свои страхи и фантазии, сказав, например: "Ханна, мне кажется, что ты смотришь на меня свысока". Содержанием таких фантазий может являться все негативное, что, как нам кажется, окружающие делают нам, или думают о нас, или желают нам. Однако и здесь нам надо сначала спросить, хочет ли другой человек выслушать нас. Адресат выслушивает сказанное молча и задумывается над тем, велика ли доля истины в том, что он услышал.

И только когда вы закончите высказывать свои недовольства и страхи, вы можете дать друг другу обратную связь и сообща выяснить свои разногласия и недоразумения.

После этого предложите участникам высказать друг другу свои симпатии, поделиться позитивными чувствами. Им будет не трудно сделать это, так как обычно после выражения негативных переживаний люди испытывают облегчение.

В этом варианте получатель тайного послания обладает большим контролем над ситуацией, ибо он сам решает, хочет ли он выслушать адресованное ему послание. В конце они смогут выразить друг другу свои позитивные чувства и таким образом снова скрепить единство группы.

 

 

Упражнение «Вехи»

Цель: с помощью этого упражнения участники группы знакомятся с простой и эффективной техникой, позволяющей им по-новому взглянуть на человека, с которым они конфликтуют.

Мы слишком часто сосредотачиваемся только на предмете конфликта. При этом нас захлестывают эмоции, и мы забываем о человеке, с которым вступили в конфликт.

Это упражнение позволяет участникам взглянуть на свой конфликт, исходя из жизненного пути своего оппонента, и понять, на основе какого опыта и жизненных перспектив он действует в этом конфликте. Технику "жизненных вех" хорошо использовать в тех случаях, когда человек, с которым вы находитесь в конфликте, далеко, и непосредственный разговор с ним невозможен: при конфликте с родителями, мужем или женой, начальниками и т.д.

Инструкция: Мне хотелось бы предложить вам попробовать применить психологическую технику, позволяющую лучше разобраться в позиции вашего партнера по конфликту. Если нам удается даже в наиболее тяжелых ситуациях увидеть в оппоненте человека со своими достоинствами и недостатками, сильными и слабыми сторонами, мы в меньшей степени испытываем страх перед ним и перестаем ставить перед собой непосильную задачу во что бы то ни стало победить его. При этом мы становимся более гибкими и способны гораздо легче разрешить конфликтную ситуацию.

Сделайте, пожалуйста, следующее... Вспомните какого-нибудь человека, с которым у вас остался неразрешенным старый конфликт, или с которым вы конфликтуете сейчас. Для этого закройте на минуту глаза, и пусть перед вами возникнет образ этого человека. Возьмите листок бумаги и запишите на нем " вехи" биографии этого человека: важные события, которые определили его жизнь, поворотные пункты его судьбы, сформировавшие его индивидуальный взгляд на мир. (10 минут.)

Теперь, разделитесь на пары и по очереди, расскажите друг другу биографию того человека, с которым вы конфликтуете. Причем говорите обязательно от первого лица. И только после того, как вы это сделаете, сообщите своему собеседнику, в чем состоит конфликт, как вы теперь стали к нему относиться, и что вы хотите сделать для того, чтобы сгладить конфликт. У вас есть на это 30 минут...

Рефлексия:

ü Ваши впечатления от упражнения?

ü Кому удалось по другому посмотреть на ситуацию конфликта и понять позицию партнёра?

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Отдел психологического сопровождения НППЦ «Ресурс»

ТРЕНИНГ СПЛОЧЕНИЯ

Психолого-педагогическая программа

 

 

Составитель: психолог

Пономарева А.Г.

 

Сургут 2005 г.

 

 

Пояснительная записка

Групповая сплоченность — один из процессов групповой динамики, характе­ризующий степень привержен­ности к группе ее членов. В ка­честве конкретных показате­лей, как правило, рассмат­риваются:

1) уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях — чем большее количество членов группы нра­вится друг другу, тем выше ее сплоченность;

2) степень при­влекательности (полезности) группы для ее членов — чем больше число тех людей, кто удовлетворен своим пребыва­нием в группе, т. е. тех, для кого субъективная ценность приоб­ретаемых благодаря группе преимуществ превосходит зна­чимость затрачиваемых уси­лии, тем выше силы ее притя­жения, а, следовательно, и сплоченность.

Силу всякого коллектива составляет его сплоченность. Спло­ченность может быть очень высокой, когда люди тесно связаны друг с другом и совместно отвечают за достижение целей, сто­ящих перед ними и перед коллективом в целом, а поэтому дела­ют все для их успешного достижения. Она может быть и очень низкой, когда коллектив не получает даже четкого организаци­онного оформления, отсутствует общая цель, каждый действует сам по себе, на свой страх и риск, стараясь продемонстрировать индивидуальные результаты даже в ущерб другим.

Во многом сплоченность коллектива зависит от стадии его развития, от стадии зрелости. Таких стадий вы­деляют пять.

1. Знакомство, первое впечатление друг о друге;

2. Члены группы с осторожностью пытаются узнать, «прощупать» друг друга, выявить общность и различия позиций. В это время в групповых отношениях могут возникнуть конфликтные ситуации.

3. Устанавливаются общие мнения, происходит стабилизация и нормализация групповых отношений;

4. Студенты лучше понимают друг друга, учатся учитывать и предвидеть поведение своего одногруппника, что в свою очередь приводит студенческую группу к сплоченному, единому коллективу.

5. На последней — пятойстадии внутри коллектива фор­мируются прочные связи, людей принимают и оценивают по достоинству, а личные разногласия между ними быстро устра­няются. Отношения складываются в основном неформально, что позволяет демонстрировать высокие результаты работы и стан­дарты поведения. Далеко не все коллективы выходят на выс­шие (4, 5) уровни.

Таким образом, настоящий сплоченный коллектив не возни­кает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.

Цель: знакомство с группой; создание благоприятных условий для работы тренинговой группы; повышения сплоченности группы.

Задачи:

ü Развивать доверие и уважение участников друг к другу;

ü Научить участников тренинговой группы работе в малых группах;

ü Способствовать принятию участниками ответственности за свою работу в группе;

ü Научить быть внимательным к другим людям, к тому, что они говорят;

ü Установить правила, способствующие эффективной работе группы;

ü Научить получать обратную связь от других участников различными способами.

Оборудование: доска, мел, тренинговый шар, бумага А4, методическое обеспечение.

При работе с группой специально создаются ситуации, которые способствуют формированию привязанности, симпатии:

ü частые взаимные социальные контакты (особенно между людьми, которые меньше всего общаются в группе);

ü ситуации «эффекта усиления» — когда участники находят у кого-либо черты, схожие с их чертами, это делает другого человека более привлекатель­ным для общения и совместной деятельности;

ü совместная деятельность по достижению единой групповой цели.

Для эффективной работы группа принимает правила, которые способствуют установлению доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг другу.

Доверительный стиль общения

Для того чтобы группа работала с наибольшей отдачей, и участники как можно больше доверяли друг другу, в качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предлагается принять единую форму обращения на «ты».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.107.149 (0.105 с.)