ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальность 030301 «Психология»



Программа

Педагогической практики

Специальность 030301 «Психология»

Специализация:

«Психология управления (менеджмента)»

 

  Утверждено на заседании кафедры психологии развития и образования психолого-педагогического факультета (протокол № от г.)   Зав. кафедрой ____________ Семикин В.В.     Утверждено на заседании Совета психолого-педагогического факультета (протокол № от г.)   Председатель Совета___________ Семикин В.В.

 

 


ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Курс: 4

Форма обучения:очная

Семестр: 7,8

Сроки практики: 6 недель

Пояснительная записка.

Практика носит комплексный характер, так как для ее успешного выполнения студентам необходимо обращаться к знаниям и умениям, полученным ранее в таких базовых курсах как «Психология развития», «Психодиагностика», «Педагогическая психология», «Методика преподавания психологии», "Профориентационных технологии" и др.

 

Целью практики является закрепление теоретических знаний, полученных студентами в ходе обучения в ВУЗе, приобретение ими навыков организации психолого-просветительской деятельности по психологической тематике, адекватной для базы практики.

 

Задачи практики:

1. Обобщение студентами теоретических знаний и практических навыков по различным курсам психологических дисциплин.

2. Формирование навыков наблюдения и анализа учебного или производственного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников, а также анализа характера взаимодействия между ними.

3. Формирование умения использовать теоретические знания по различным курсам психологических дисциплин для планирования и проведения занятий по психологии.

4. Развитие способности к рефлексии собственной преподавательской и профессиональной деятельности.

 

 

Содержание и формы деятельности студентов.

1) Знакомство со спецификой образовательного учреждения, на базе которого проходит практика.

· Составление портрета образовательного учреждения.

· Выявление и описание основных психологических проблем (на основе бесед с администрацией, педагогами, психологом, социальным работником).

2) Знакомство с деятельностью преподавателя образовательного учреждения.

· Посещение уроков преподавателей-предметников (не менее 6 занятий) в тех классах или учебных группах, с которыми впоследствии будет работать студент.

· Проведение наблюдений по предложенным схемам.

· Психологический анализ уроков.

· Анализ возрастных и индивидуальных особенностей учеников, для которых будут проводиться занятия по психологии или профориентационные мероприятия.

3) Рефлексия собственной деятельности.

· Самоанализ деятельности.

· Анализ в динамике обратной связи от учеников.

4) Выполнение работы педагога-психолога образовательного учреждения (психодиагностика, консультирование, просветительская деятельность, профориентационных мероприятий) по заявкам образовательного учреждения.

 

Педагогическая практика студентов 4 курса осуществляется в два этапа:

Этапы Недели Содержание практики Форма отчета
1 этап 7 семестр Знакомство со спецификой базового учреждения. Выявление основных психологических проблем и запроса организации на учебно-просветительскую деятельность (на основе бесед с администрацией, психологом, социальным работником, результатов психодиагностики). Знакомство с деятельностью социально-психологической службы или отдела по работе с персоналом базового учреждения. · Посещение занятий (не менее 6 занятий) в тех классах или учебных группах, с которыми впоследствии будет работать студент. · Проведение наблюдений по предложенным схемам. Диагностика организационно-психологических и социально-психологических проблем базового учреждения · Проведение психодиагностики по запросу базового учреждения Протоколы наблюдений либо протоколы изучения психологических проблем, связанных с включением работника в общественную и производственную деятельность Психологическое обоснование плана проведения занятий по теме, включающей не менее 4-х занятий.    
2-3 · Анализ и интерпретация полученной информации, результатов наблюдения на занятиях и психодиагностики Планирование занятий по психологии по одной из тем, тренингов, профориентационных мероприятий. · Психологическое обоснование плана проведения занятий по одной из тем курса психологии с учетом возрастных и индивидуальных особенности учащихся. · Составление конспектов не менее 4 занятий по выбранной теме. Письменный отчет: · Описание основных психологических проблем, характерных для данного учреждения. · Психологический анализ занятий. · Анализ возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, для которых будут проводиться занятия. · Тематический план занятий по психологии. · Разработка и корректировка конспектов всех занятий, которые студент будет проводить, оформленные по прилагаемой схеме (в развернутой форме с раздаточным материалом и подробным описанием заданий и мероприятий, которые будут проводиться во время урока, тренинга). · Корректировка профориентационной программы с учетом возраста учащихся и специфики образовательного учреждения (полностью, с подробным описанием)
2 этап 8 семестр 4 - 6 Планирование и проведение занятий по психологии. · Проведение занятий по одной из тем курса психологии с учетом возрастных и индивидуальных особенности учащихся. Выполнение работы психолога учреждения (психодиагностика, консультирование, просветительская деятельность, профориентационные технологии) по заявкам учреждения. Рефлексия собственной психолого-педагогической деятельности. · Самоанализ каждого из занятий в отдельности и всего комплекса занятий по теме по заданной форме. · Анкета обратной связи. · Анализ в динамике обратной связи от обучающихся. Оформление и анализ материалов исследований.

 

 

Ожидаемые результаты:

Результатами педагогической практики являются: готовность студента участвовать в комплексном решении производственных задач, в частности, организовывать учебно-воспитательную, просветительскую работу в организациях различного типа; развитие способности формулировать цель и задачи образовательной программы в соответствии с запросом учреждения, разрабатывать тематический план занятий, осуществлять отбор материала для занятий по психологии и форму их проведения с учетом возраста и индивидуальных особенностей обучающихся; умение проводить психологический анализ как своих занятий, так и занятий других преподавателей.

 

 

Формы работы преподавателя

• организация и проведение установочной конференции;

• консультирование студентов (в назначенные ранее часы консультаций) по вопросам, связанным с выполнением задания, подготовкой занятий, анализом результатов и отчетностью;

• использование инновационных информационных технологий (он-лайн консультации, видеоконференции, электронная почта);

• оказание помощи студентам при проведении и подготовке занятий по психологии непосредственно в учреждении, где проходит практика (по мере необходимости);

• проверка отчетов по практике;

• организация и проведение конференции по результатам практики; помощь студентам в подготовке презентаций, кратких докладов и выступлений.

Критерии оценки:

Оценка «отлично» выставляется при условии

1. Своевременное предоставление материалов по этапам практики.

2. Полное соответствие предъявляемых студентом материалов по практике требованиям к их оформлению.

3. Грамотно проведенная подготовка к занятиям с опорой на знания методики преподавания психологии; использованием способов взаимодействия с обучающимися, адекватных возрастным особенностям; работа с проблемами, возникающими как входе проводимых занятий, так и в образовательном процессе в целом; корректный самоанализ собственной проф. деятельности в период практики.

4. Активность исследовательской позиции студента при прохождении практики (использование дополнительных средств, методик, разнообразных форм проведения занятий, привлечение широкого списка литературы при подготовке занятий и интерпретации данных психодиагностических исследований, предоставление рекомендаций по организации производственного или учебно-воспитательного процесса).

 

Оценка «хорошо» выставляется при условии:

1. Частичное несоответствие предъявляемых студентом материалов по практике требованиям к их оформлению.

2. Грамотно проведенная подготовка к занятиям с опорой на знания методики преподавания психологии; использованием способов взаимодействия с обучающимися, адекватных возрастным особенностям; работа с проблемами, возникающими как входе проводимых занятий, так и в образовательном процессе в целом; корректный самоанализ собственной проф. деятельности в период практики.

3. Наличие неточностей в плане-конспекте психологических занятий с детьми.

 

Оценка «удовлетворительно» выставляется при условии:

1. Пропуск студентом консультаций.

2. Существенное несоответствие предъявляемых студентом материалов по практике требованиям к их оформлению.

3. Наличие ошибок при организации наблюдения, планировании и анализе проведенных занятий, в интерпретации результатов, полученных в ходе консультативно-диагностической части практики; формальный самоанализ собственной деятельности.

 

Оценка «неудовлетворительно» выставляется при условии:

1. Нарушение этапов прохождения практики.

2. Несоответствие предъявляемых студентом материалов по практике требованиям к их оформлению.

3. Наличие существенных ошибок при организации наблюдения, планировании и анализе проведенных занятий, в интерпретации результатов, полученных в ходе консультативно-диагностической части практики; формальный самоанализ собственной деятельности.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. БАДМАЕВ Б.Ц. Методика преподавания психологии. М.: Владос, 2004.

2. ГАМЕЗО М.В., ДОМАШЕНКО И.А. Атлас по психологии : Информ.-метод, пособие к курсу «Психология человека».- М.: Педагогическое общество России, 2001

3. ГЕРАСИМОВА В.С. Методика преподавания психологии. Курс лекций. – М.: Ось-89, 2007.

4. КАРАНДАШЕВ В.Н. Методика преподавания психологии. – Спб.: Питер, 2006.

5. ЛОКАЛОВА Н.М. Уроки психологического развития в средней школе (5 - 6 классы). М., 2001.

6. ЛЯУДИС В.Я. Методика преподавания психологии. СПб.: Лидер, 2007.

7. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. – М., 2007.

8. ПОДВОЙСКАЯ М.А. Уроки психологии в школе. Конспекты занятий и дневник практического психолога. М.,1993.

9. ПОНОМАРЕНКО Л.П., БЕЛОУСОВА Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога. М., Владос, 2001.

10. ПОПОВА М.В. Психология как учебный предмет в школе. М., 2000 г.

11. Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов / под ред. Дубровиной И.В. Изд. 4-е, перераб., доп. – СПб.: Питер, 2007

12. Преподавание психологи в школе. III-XI классы. Учебнo-метoдическoе пoсoбие / под ред. Дубровиной И.В. – М.: МПСИ, 2007.

13. САМОУКИНА Н.В. Практическая психология в школе: лекции, консультации, тренинги. М.,1997.

14. ТУРУСОВА О.В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях. Том 1,2,3. – Самара,1994.

15. ФОПЕЛЬ К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. 4 части. М., Генезис, 2000

16. ЦУКЕРМАН Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов Москва-Рига, 1995.

17. ЧЕРНЫШЕВ А.С., ГРЕБЕНЬКОВ Н.Н., САРЫЧЕВ С.В. и др. Технологии в изучении психологии: Учебное пособие для вузов. (Серия: 'Образование XXI века'). 2003.

 

Авторы-составители программы:

Канд. психол. наук, доцент кафедры психологии развития и образования Алексеева Е.В.

Канд. психол. наук, доцент кафедры психологии развития и образования Лактионова Е.Б.

Канд.т психол наук, ст. препод. кафедры психологии развития и образования Рассоха Н.Г.

(Канд. психол. наук, доцент кафедры психологии развития и образования Куприянова Н.В.)


Схема наблюдения

Ранговое место словесного воздействия при высоком уровне понимания преподавателем Виды словесных воздействий Ранговое место словесного воздействия при низком уровне понимания преподавателем обучающихся Слова, высказывания, обращения того или иного вида воздействий на разных этапах урока Всего воздействий того или иного вида у наблюдаемого преподавателя Ранговое место того или иного вида воздействий у наблюдаемого преподавателя
- -   -   - - - - Нравоучение Нотация Называние фамилий Повышение интонации Дисциплинирование-приказ Замечание-вопрос Угроза Команда Упрек Просьба Распоряжение Инструктирование Поощрение Юмор Ободрение Диалог Порицание Ирония     - - - - - -      

 

 

Психологическое обоснование плана проведения занятий по теме.

 

1. Название темы; возраст (социальный статус) обучающихся; количество часов, которые отведены на усвоение темы.

2. Цели (информационная, развивающая, формирующая, цель контроля), которые ставятся при изучении темы. Результаты, которых Вы хотите достигнуть.

3. Тематическое планирование (темы занятий, их последовательность, количество часов).

4.Как содержание темы, поставленные цели и результаты связаны с возрастными особенностями обучающихся, их прошлым опытом?

5. Какие формы работы Вы планируете применять? Обоснуйте, как выбранные Вами формы работы связаны с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, с особенностями изучаемого содержания.

6. Каким образом Вы планируете оценивать эффективность усвоения материала темы?

 


Методические рекомендации к составлению плана-конспекта занятия

по психологии (для студентов ППФ)

 

Цель:

  • информационная цель занятия (основные понятия и представления, с которыми преподаватель знакомит учащихся на занятии);
  • формирующая цель (умения и навыки, формируемые в ходе занятия);
  • развивающая цель (психические процессы, качества личности, мотивы учения, которые предполагается развить в ходе занятия);
  • контроль и оценка знаний (обсуждение итогов занятия, получение обратной связи, итоговая проверка и оценка знаний и умений, тестирование, опросы, творческие работы и др.).

 

Задачи:

  • определяются конкретные пути и средства достижения поставленных целей

Оборудование:

  • указывается демонстрационный и раздаточный материал

Содержание:

  • введение
  • основная часть
  • заключение

Литература:

  • указываются источники, использованные при подготовке к занятию;
  • указываются книги, рекомендуемые учащимся для самостоятельной работы.

Дата и время проведения занятия.

Пример: Тема занятия : Эмоции и способы их выражения.

 

Информационная цель – ознакомление с основными компонентами эмоциональной сферы человека.

Формирующая цель – формирование навыков «считывания» эмоциональных переживаний другого, развитие способности к самоанализу собственных чувств.

Развивающая цель – развитие интереса к эмоциональной сфере другого, развитие социального интеллекта, эмпатии, рефлексии.

Цель контроля – проверка усвоения знаний по теме, анализ уровня включенности новых знаний в структуру психологических понятий (эмоции и восприятие, эмоции и память, эмоции и внимание и т.п.).

 

Задачи:

  • раскрыть понятия «эмоции», «чувства», «виды и функции эмоций и чувств»;
  • ознакомить с таблицами «Сочетания экспрессивных признаков некоторых психических процессов»;
  • провести анализ опыта переживаний различных чувств;
  • формирование умения распознавать эмоциональные состояния (как условие взаимопонимания и разрешения проблемных ситуаций общения);
  • выявить уровень включенности новых знаний по теме «Эмоции и способы их выражения» в структуру психологических понятий на основе анализа художественных произведений при выполнении домашнего задания.

 

Рекомендуемая литература для подготовки:

1. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. - М., «ВЛАДОС», 2000.

2. Никольская И., Бардиер Г. Уроки психологии в начальной школе. - Рига, «Эксперимент», 1996.

3. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. - М.- Рига, «Эксперимент», 1995.

4. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. - М., «Педагогика». 1987.


ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ

Программа

Педагогической практики

Специальность 030301 «Психология»

Специализация:

«Психология управления (менеджмента)»

 

  Утверждено на заседании кафедры психологии развития и образования психолого-педагогического факультета (протокол № от г.)   Зав. кафедрой ____________ Семикин В.В.     Утверждено на заседании Совета психолого-педагогического факультета (протокол № от г.)   Председатель Совета___________ Семикин В.В.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.205.144 (0.015 с.)