ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИКИ



 

БАЗОВАЯ ЧАСТЬ
  Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
Участие в установочной конференции  
План деятельности в качестве психолога базового учреждения
Протоколы наблюдений или психодиагностики
Анализ возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, для которых будут проводиться занятия.
Письменный анализ занятий, посещенных студентом (не менее 6)
План проведения психологических занятий по теме, включающей не менее 6-ти занятий
Конспекты всех запланированных занятий
Протоколы деятельности в качестве психолога базового учреждения
Самоанализ своей профессиональной деятельности и анализ обратной связи
     
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Письменный отчет по практике
Рецензия руководителя от базового учреждения
Участие в итоговой конференции  
Систематичность и плановость работы
Итого
     
Дополнительные виды работы по практике
Выступление на итоговой конференции
Подготовка презентации хода и итогов практики
Итого

 

 


 

Приложения.

Психологический анализ занятий.

 

I. Организация внимания обучающихся.

1. Как быстро преподаватель овладел вниманием аудитории.

2. Какие приемы, средства использованы преподавателем для привлечения и сосредоточения внимания.

3. Были ли в аудитории невнимательные участники.

4. С вашей точки зрения, каковы причины невнимательности.

5. Как закончилось занятие.

6. На какой минуте занятия было снижено внимание.

7. Какие возрастные и индивидуальные особенности обучающихся были учтены преподавателем при организации внимания на занятии.

 

П. Организация преподавателем восприятия учебного материала.

1. Какими средствами и приемами преподаватель активизирует восприятие.

2. Какие возрастные и индивидуальные особенности обучающихся были учтены преподавателем при организации восприятия учебного материала.

 

III. Активизация памяти обучающихся.

1. Чем стимулировалось запоминание материала.

2. Какие виды и типы памяти активизировались на занятии.

3. Какие возрастные и индивидуальные особенности обучающихся были учтены преподавателем при организации памяти на занятии.

 

IV. Активизация мышления на занятии.

1. Как преподаватель активизирует мышление обучающихся.

2. Какие мыслительные операции использовались на занятии.

3. Какие возрастные и индивидуальные особенности обучающихся были учтены преподавателем при активизации мышления на занятии.

 

V. Активизация воображения.

1. Были ли на занятии ситуации, требующие активизации воображения.

3. Как преподаватель стимулирует творческое воображение.

4. Какие возрастные и индивидуальные особенности обучающихся были учтены преподавателем при активизации воображения на занятии.

 

VI. Эмоциональное состояние учащихся на уроке.

1. Какое эмоциональное состояние преобладало на занятии.

2. Как учитывались возрастные и индивидуальные особенности эмоциональной сферы обучающихся на занятии.

 

VII. Отношение обучающихся к занятию.

1. Характер отношения.

2. Устойчивость отношения.

3. Как учитывались возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при формировании отношения к занятию.

 

VIII. Организационная функция преподавателя.

1. Дисциплина.

2. Соответствие способов поддержания дисциплины возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся при организации урока.

 

IX. Речевое общение преподавателя с обучающимися.

 

Методика наблюдения за словесными воздействиями преподавателя на занятии

(составитель Л.А. Регуш)

1) При знакомстве с преподавателем, на занятии которого проводится наблюдение, и установлении контакта с ним избегать формулирования конкретной цели наблюдения

2) Фиксация наблюдаемых словесных воздействий ведется по схеме – см. таблицу, где в графе 4 записываются слова, высказывания, которые могут быть соотнесены к тому или иному виду воздействия. Если возникают трудности в отнесении тех или иных высказываний к определенному виду, можно воспользоваться словарем терминов.

3) Необходимо записывать словесные воздействия отсутствующие в схеме, но имеющиеся в речи преподавателя. Этот материал следует использовать при проведении анализа и подведении итогов.

 

Словарь терминов, раскрывающих смысл различных видов словесных воздействий

Замечание – выговор, указание на ошибку

Интонация – повышение или понижение голоса при произношении; манера произношения, отражающая чувства говорящего

Инструкция – сформулированная в слове последовательность действий

Ирония – тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме

Команда – краткий устный приказ

Нравоучение – поучение, внушение нравственных правил

Нотация – наставление, выговор

Ободрение – внушение бодрости, поднятия настроения

Порицание – выговор, осуждение

Поощрение – то, что поощряет: одобрение, награда, содействие, сочувствие, возбуждающее желание делать хорошо, лучше

Просьба – обращение, призывающее удовлетворить какие-либо нужды, желания

Распоряжение – 1. То же, что и приказание. 2. Забота об устройстве, использовании, применении чего-либо

Угроза – запугивание, обещание причинить зло

Указание – наставление, разъяснение, указывающее как действовать

Упрек – неудовольствие, неодобрение или обвинение, высказанное кому-нибудь

Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь

 

 

Обработка результатов наблюдения и формулирование выводов

1) Подсчитать количество слов-воздействий каждого вида и записать соответствующую цифру в графу 5

2) Определить ранговое место каждого вида воздействий и проставить эти данные в графе 6

3) Соотнести ранговые места того или иного вида воздействий, которые наблюдались у преподавателя на занятии, с данными, представленными в графах 1 и 3.

Примечание. В графе 1 приведены ранговые места словесных воздействий, которые характерны для преподавателей, имеющих высокий уровень понимания обучающихся.

В графе 3 приведены ранговые места словесных воздействий для преподавателей, имеющих низкий уровень понимания учащихся

4) Сделать вывод:

а) о наиболее характерных для данного преподавателя словесных воздействиях на учащихся, принимая во внимание, что 1-4 - высокие, 5-8 – средние, 9-12 – низкие ранговые места того или иного вида воздействий;

б) свидетельствуют ли эти, наиболее характерные виды воздействий преподавателя о его понимании учащихся, учитывая, что одним из основных показателей коммуникативной культуры является понимание ученика.

5) Если проведенная обработка не позволяет определенно дать заключение о наиболее характерных словесных воздействиях преподавателя, то нужно обратиться к тем видам воздействий, которые не указаны в схеме, но которые вы установили и зафиксировали в ходе наблюдения, и использовать эти данные для разрешения сомнений.

 

Схема наблюдения

Ранговое место словесного воздействия при высоком уровне понимания преподавателем Виды словесных воздействий Ранговое место словесного воздействия при низком уровне понимания преподавателем обучающихся Слова, высказывания, обращения того или иного вида воздействий на разных этапах урока Всего воздействий того или иного вида у наблюдаемого преподавателя Ранговое место того или иного вида воздействий у наблюдаемого преподавателя
- -   -   - - - - Нравоучение Нотация Называние фамилий Повышение интонации Дисциплинирование-приказ Замечание-вопрос Угроза Команда Упрек Просьба Распоряжение Инструктирование Поощрение Юмор Ободрение Диалог Порицание Ирония     - - - - - -      

 

 

Психологическое обоснование плана проведения занятий по теме.

 

1. Название темы; возраст (социальный статус) обучающихся; количество часов, которые отведены на усвоение темы.

2. Цели (информационная, развивающая, формирующая, цель контроля), которые ставятся при изучении темы. Результаты, которых Вы хотите достигнуть.

3. Тематическое планирование (темы занятий, их последовательность, количество часов).

4.Как содержание темы, поставленные цели и результаты связаны с возрастными особенностями обучающихся, их прошлым опытом?

5. Какие формы работы Вы планируете применять? Обоснуйте, как выбранные Вами формы работы связаны с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, с особенностями изучаемого содержания.

6. Каким образом Вы планируете оценивать эффективность усвоения материала темы?

 


Методические рекомендации к составлению плана-конспекта занятия

по психологии (для студентов ППФ)

 

Цель:

  • информационная цель занятия (основные понятия и представления, с которыми преподаватель знакомит учащихся на занятии);
  • формирующая цель (умения и навыки, формируемые в ходе занятия);
  • развивающая цель (психические процессы, качества личности, мотивы учения, которые предполагается развить в ходе занятия);
  • контроль и оценка знаний (обсуждение итогов занятия, получение обратной связи, итоговая проверка и оценка знаний и умений, тестирование, опросы, творческие работы и др.).

 

Задачи:

  • определяются конкретные пути и средства достижения поставленных целей

Оборудование:

  • указывается демонстрационный и раздаточный материал

Содержание:

  • введение
  • основная часть
  • заключение

Литература:

  • указываются источники, использованные при подготовке к занятию;
  • указываются книги, рекомендуемые учащимся для самостоятельной работы.

Дата и время проведения занятия.

Пример: Тема занятия : Эмоции и способы их выражения.

 

Информационная цель – ознакомление с основными компонентами эмоциональной сферы человека.

Формирующая цель – формирование навыков «считывания» эмоциональных переживаний другого, развитие способности к самоанализу собственных чувств.

Развивающая цель – развитие интереса к эмоциональной сфере другого, развитие социального интеллекта, эмпатии, рефлексии.

Цель контроля – проверка усвоения знаний по теме, анализ уровня включенности новых знаний в структуру психологических понятий (эмоции и восприятие, эмоции и память, эмоции и внимание и т.п.).

 

Задачи:

  • раскрыть понятия «эмоции», «чувства», «виды и функции эмоций и чувств»;
  • ознакомить с таблицами «Сочетания экспрессивных признаков некоторых психических процессов»;
  • провести анализ опыта переживаний различных чувств;
  • формирование умения распознавать эмоциональные состояния (как условие взаимопонимания и разрешения проблемных ситуаций общения);
  • выявить уровень включенности новых знаний по теме «Эмоции и способы их выражения» в структуру психологических понятий на основе анализа художественных произведений при выполнении домашнего задания.

 

Рекомендуемая литература для подготовки:

1. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. - М., «ВЛАДОС», 2000.

2. Никольская И., Бардиер Г. Уроки психологии в начальной школе. - Рига, «Эксперимент», 1996.

3. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. - М.- Рига, «Эксперимент», 1995.

4. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. - М., «Педагогика». 1987.


ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.01 с.)