Имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»



Имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Специализированный учебно-научный центр

В. П. Лимушин

Учебная программа курса

«Экономика»

для обучающихся 10―11 классов классовуглубленного

обучения математико-экономическим дисциплинам

 

Вид программы: рабочая

Форма обучения: очная

Объем в часах: всего ― 140 часов;

в том числе: лекции ― 81 час;

практические занятия ― 59 часов

Формы итоговой отчетности: дифференцированный зачет (экзамен)

Екатеринбург

Лимушин В. П. Учебная программа курса «Экономика» для обучающихся 10-11 классов ― классов углубленного обучения математико-экономическим дисциплинам . ― Екатеринбург: СУНЦ УрФУ, 2012. 52 с.

Учебная программа курса «Экономика» для обучающихся 10-11 классов ― классов углубленного обучения математико-экономическим дисциплинам В. П. Лимушина, доцента СУНЦ УрФУ УТВЕРЖДЕНА НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУНЦ УрФУ: ПРОТОКОЛ № ___ ОТ ____________ 2012 Г.

Рецензент: М.Е. Шнырев, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики Института «Высшая школа экономики и менеджмента» УрФУ

Пояснительная записка

В современном обществе одной из актуальных является задача формирования экономики знаний, основные ресурсы которой ― инновационная деятельность, новые технологии производства и новое знание. Образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. Уровень образованности населения, развитость образовательной и научной инфраструктуры ― непременное условие становления и развития инновационной экономики.

Экономическое образование обучающихся в широком смысле рассматривается как «процесс и результат усвоения экономических знаний и умений; формирования качеств личности, мышления и нравственного поведения; включения в социально-экономические отношения, свойственные работнику современного и прогнозируемого производства, который руководствуется в своей деятельности как личными, так и общественными интересами повышения эффективности производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ» (ГОС по образовательной области «Экономика»).

В контексте сказанного особое значение приобретает проблема целенаправленного формирования у обучающихся СУН УрФУ системного мышления и навыков принятия и реализации решений. Конкретнее ― развития у них практико-ориентированного характера мышления в процессе получения образования, формирования социально-экономических компетентностей, основанных на квинтете «знания ― умения ― навыки ― опыт деятельности ― компетентность».

Основная стратегическая цель Учебной программы (УП) «Экономика»― обеспечение необходимых организационно-педагогических условий для формирования у обучающихся системной (целостной) научной картины мира, повышения уровня их функциональных экономических и социальных компетенций в органическом единстве обучения, воспитания, профориентации и неформального образования. Сказанное соотносится со следующим положением «Концепции модернизации российского образования до 2010 года»: «Общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетентности». При этом под компетентностью нами понимается основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека, то есть его актуализированные (мотивированные) способности.

К компетенциям, которые планируется сформировать в период процесса обучения по данной УП, мы относим:

· предметная компетентность («научиться быть»), основанная на системно-личностном подходе и направленная на формирование способности критичной оценке социально-экономических условий жизнедеятельности человека и их социальных, политических, правовых, технических, экологических и этических аспектов с точки зрения личности, фирмы, домохозяйства, государства, национальной экономики и мирового хозяйства;

· методическая компетенция («научиться делать»), базирующаяся на деятельностно ориентированном обучении и направленная на формирование способности решать возникающие в экономической сфере проблемы путем привлечения знаний, умений, собственного опыта и опыта других;

· коммуникативная компетенция («научиться жить вместе»), формируемая в процессе выработки умений и навыков раскрытия научных смыслов понятий, категорий, математических символов, анализа процессов и явлений экономической теории как условия ведения диалога без семантических противоречий;

· социальная компетенция («научиться быть ответственным»), формируемая путем обучения с применением активных методов обучения и направленная на формирование чувства социальной ответственности как наличия собственной позиции гражданина и возможности активно участвовать в общественных процессах;

· образовательная компетенция («научиться познавать») как способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, находить нужную информацию.

Основополагающим принципом разработки и реализации настоящей УП является интегративность, то есть установление прямых и обратных связей между гуманитарной и естественнонаучной составляющей целостной научной картины мира как условия достижения заявленной выше стратегической цели данной УП.

В данной УП представлены следующие педагогические функции образования в образовательной области «Экономика»:

познавательно-развивающая функция, смысл которой в расширении диапазона представлений обучающихся о роли и месте истории экономической мысли в становлении современных смыслов экономических концепций и понятий;

познавательно-обучающая функция, предусматривающая углубление и расширение экономических знаний и умений, формирование экономического мышления и способов поведения, направленных на повышение всех видов деятельности обучающегося;

― функция систематизации экономического обучения, направленная на поэтапное раскрытие и развитие способности обучающихся к экономическому мышлению;

социально-защитная функция, обеспечивающая через сформированное экономическое мышление обучающегося его жизнестойкость и конкурентоспособность;

воспитательная функция, предусматривающая сочетание взаимосвязи и взаимообусловленности экономического, исторического, правого, социокультурологического, трудового и нравственного воспитания, формирования деловитости, ответственности и других значимых качеств личности, приоритетных в условиях рыночной экономики;

― познавательно-деятельностная, предполагающая мотивирование обучающихся использовать экономические знания и умения в реальных социально-экономических ситуациях.

Цель учебной программы (УП) раздела «Экономика»―повышение эффективности социализации выпускников Центра в динамичных социально-экономических условиях, содействия их профессиональному самоопределению на рынке труда социума.

ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ:

изучение основ современной экономической теории;

развитие практических навыков и умений в принятии решений, предопределяемыми социально-экономическими условиями выбора;

овладение основами системного анализа социально-экономических процессов и явлений, позволяющего выявлять/устанавливать взаимосвязи и взаимообусловленности между социальной, политической, духовной, правовой и экономической сферами общества;

― сформировать у обучающихся умения/навыки решать экономические задачи с использованием аппарата математических наук;

расширение возможностей обучающихся анализировать литературные, исторические, экономико-географические и публицистические тексты с позиций социально-экономического контекста эпохи.

Решение планируемых цели и задач предполагает сочетание вербального (словесного), математического и графического методов обучения, так как: а)микро― и макроэкономические системы в силу их чрезвычайной сложности невозможно познать исключительно при помощи одного языка изложения; б)математические методы являются инструментом количественного и символического (но не качественного) нахождения алгоритмов функционирования экономических процессов и явлений; в)для целого ряда экономических процессов и явлений вообще не существует убедительных математических моделей.

Для контроля динамики формирования культуры экономического мышления у обучающихся УП планируются следующие формы:

· понятийные диктанты (по темам первого раздела УП «Введение в экономическую теорию»; в начале аудиторных занятий в течение 10―15 минут; перечень понятий, включенных в понятийные диктанты, представлены обучающимся в электронном варианте после соответствующих текстов лекций Учебного пособия «Экономическая сфера общества: материалы к лекциям и практикам. В 2-х частях. Часть 1. ― Екатеринбург: СУНЦ УрФУ, 2012);

· контрольные работы, содержащие тесты, задания с открытым ответом и экономические задачи (требования к написанию тестовых заданий контрольных работ данного вида представлены обучающимся в электронном варианте учебно-методическом пособия «ЕГЭ 2009. Раздел «Экономическая сфера общества» предмета «Обществознание». ― Екатеринбург: СУНЦ УрГУ, 2009);

· эссе ― мини-сочинения, в котором обучающиеся, оперируя научными терминами и понятиями, призваны излагать личные соображения на заданную социально-экономическую тему (требования к написанию к эссе представлены обучающимся в электронном варианте учебно-методическом пособия «ЕГЭ 2009. Раздел «Экономическая сфера общества» предмета «Обществознание». ― Екатеринбург: СУНЦ УрГУ, 2009);

· плана написания эссе. Например, структурировать будущий текст эссе по следующим темам: 1) «Взаимосвязь экономической сферы общества с гуманитарными науками в контексте трех вопросов экономики»; 2) «Взаимосвязь экономической сферы общества с естественными науками в контексте трех вопросов экономики»; 3) «Взаимосвязь социальной и экономической сфер общества в контексте трех вопросов экономики»; 4) «Взаимосвязь правовой и экономической сфер общества в контексте трех вопросов экономики»; 5) «Взаимосвязь политической и экономической сфер общества в контексте трех вопросов экономики»; 6) «Взаимосвязь духовной и экономической сфер общества в контексте трех вопросов экономики»; 7)«Место и роль предпринимательства в социализации личности»;

· анализ текстов по социально-экономической проблематике из журналов «Эксперт» и «Эксперт―Урал»; еженедельников «Наша Версия» и «Огонёк»; газет «Коммерсантъ», «Новая газета», «Новая газета на Урале», «Известия», «Российская газета» и «Областная газета»;

· в 10-м классе ― реферативный обзор статей 17―18, 23―28, 48―123 Гражданского Кодекса РФ, Часть первая, в которых речь идет об организационно-правовых формах предпринимательства, разрешенных на территории России (Тема 3);

· в 11-м классе ― реферативный обзор статей 19―45, 45, п.1. Ст. 48, Ст. 52, Главы 13. Налогового кодекса РФ, часть первая, связанных с правами и обязанностями налогоплательщика (Тема 23);

· написание исследовательских проектов (рефератов) с целью участия в муниципальных, региональных и федеральных (всероссийских) олимпиадах и фестивалях. Например, проект, объектом которого является перевод теоретических знаний о SWOT-анализе и выработке миссии организации (например, СУНЦ УрФУ) в практические умения, или проект, объектом которого является перевод теоретических знаний о бизнес-планировании в умения по его составлению на примере гипотетического индивидуального предпринимателя.

 

УП рассчитана на 140 часов(81― лекционные и 59 часов ― практические), исходя из 2 часов в неделю: 70 часов в 10-м классе распределяются между 13 темами разделов «I. Введение в экономическую теорию» и «II. Микроэкономика»; 70 часов в 11-м классе распределяются между 13 темами разделов «III. Макроэкономика» и «IV. Международные аспекты экономической теории».

Согласно учебного плана по курсу «Экономика», итоговой формой аттестации обучающихся является дифференцированный зачет (экзамен) как в 10-м, так и в 11-м классах. Условием допуска к дифференцированному зачету (экзамену) является: а) наличие конспектов лекций по всем темам УП; б) выполнение домашнего задания (см. ниже) и в) положительные оценки за написание контрольных работ (выполнение тестовых заданий, решение экономических задач) и эссе на экономические темы по микроэкономике и макроэкономике, предусмотренных учебно-тематическим планом (УТП).

В сооотвествии с Положением об итоговой аттестации обучающихся ОУ, результаты дифференцированного зачета определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Отметка «отлично»ставится, если обучающийся владеет основами общих и специальных теоретических знаний по всем разделам, рассматриваемых УП курса «Экономика» в целом. Обучающийся обнаруживает умение на уровне навыков решать экономические задачи и пошагово оформлять ход их решения, критично относится к научной информации, высказывает собственные суждения относительно дискуссионных вопросов, проявляя собственную научную социально-экономическую картину мира. Ответ обучающегося иллюстрируется соответствующими примерами, что свидетельствует об его умении анализировать собственную социально-экономическую практику, делать адекватные выводы и умозаключения. Ответ обучающегося логично выстроен, речь грамотная, осмысленно использует в суждениях научную терминологию и такие научные методы как анализ и синтез, аргументирование и обобщение, нормативный и позитивный анализ, индукцию и дедукцию, не затрудняется в ответах на поставленные преподавателем вопросы.

Отметка «хорошо»ставится, если обучающийся владеет основами общих и специальных теоретических знаний по всем разделам, рассматриваемых УП курса «Экономика» в целом. Обучающийся на уровне умений решает экономические задачи и умеет пошагово оформлять ход их решения. Обучающийся, обнаруживая умение критично относиться к научной информации, недостаточно убедительно высказывает собственные суждения относительно дискуссионных вопросов. Ответ обучающегося иллюстрируется соответствующими примерами, что свидетельствует об его умении анализировать собственную социально-экономическую практику, делать адекватные выводы и умозаключения. Ответ обучающегося логично выстроен, речь грамотная, осмысленно используется в суждениях научная терминология. Обучающийся не затрудняется в ответах на поставленные преподавателем вопросы, однако при аргументировании не демонстрирует достаточного уровня обобщения, установлении прямых и обратных связей между экономической сферой общества и другими сферами общества.

Отметка «удовлетворительно»ставится, если обучающийся владеет основами общих и специальных теоретических знаний по всем разделам, рассматриваемых УП курса «Экономика» в объеме, необходимом для решения типовых контрольных заданий и вопросов. Обучающийся имеет представление об основных проблемах экономической политики государства. Ответ обучающегося иллюстрирует его недостаточное владение такими методами экономической теории как предельный анализ, нормативный и позитивный анализ, «правило при прочих равных условиях», а при решении экономических задач ― неумение пошагово оформлять ход решения задачи. При помощи наводящих вопросов обучающийся высказывает собственные суждения относительно установления прямых и обратных связей между экономической сферой общества и его другими сферами. Затрудняется в подкреплении высказываемых теоретических положений примерами. При решении экономических задач и написания эссе нарушена логика выстраивания ответа. Допускает неточности в использовании научной терминологии.

Отметка «неудовлетворительно»ставится, если обучающийся слабо владеет основами общих и специальных теоретических знаний по всем разделам, рассматриваемых УП курса «экономика» в объеме, необходимом для решения типовых контрольных заданий и вопросов. В ответе отсутствует научная терминология, умение критично относится к научной информации, умение формулировать собственное суждение относительно дискуссионных вопросов. Отсутствует логика в выстраивании ответа. Испытывает значительные затруднения в решении экономических задач и ответах на наводящие и дополнительные вопросы преподавателя.

Сжатость аудиторных часов, отведенных учебным планом по курсу «Экономика» на изучение проблем современной экономики имеет следствием во время лекционных занятий озвучивание без раскрытия содержания и структуры ряда экономических понятий. Данная ситуация призвана сформировать у обучающихся информационную потребность ― осознанное понимание различия между индивидуальным знанием о предмете и знанием, накопленным обществом. Именно удовлетворение информационной потребности, то есть самостоятельная работа с современными экономическими энциклопедическими и словарями при чтении заданных на дом текстов и есть предмет домашней работы.

К указанным выше учебно-методическим пособиям для обучающихся по курсу «Экономика» в библиотеке СУНЦ УрФУ имеется за авторством В.П. Лимушина «Словарь-справочник по курсу «Экономика». Часть 1. Микроэкономика: Учебно-методическое пособие для обучающихся по программе «Экономика» в 10-11 классах». ― Екатеринбург: ООО Изд-во «Раритет», 2007. 279 с. и «Словарь-справочник по курсу «Экономика». Часть 2. Макроэкономика: Учебно-методическое пособие для обучающихся по программе «Экономика» в 10-11 классах». ― Екатеринбург: ООО Изд-во «Раритет», 2008. 285 с. Именно в этих источниках обучающиеся имеют возможность ознакомиться:

― с извлечениями из Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», алгоритмом выполнения домашнего задания по составлению бизнес-плана, с извлечениями из Закона РФ «О защите прав потребителей» и «Земельного кодекса Российской Федерации», методикой исполнения рисунков и их чтения, а также с методологией работы с экономическими текстами (в Части 1. «Микроэкономика»);

― с извлечениями из «Бюджетного кодекса Российской Федерации» и «Налогового кодекса Российской Федерации» (в Части 2. «Макроэкономика»).

 

2. Учебно-тематическое планирование

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ЭКОНОМИКА»

Цели и задачи, структура учебной программы, формы учебного процесса и контроля курса «Экономика».

Организационно-методические особенности учебного процесса при изучении курса «Экономика».

Объект и предмет познания.

Основные элементы экономики: люди/человек/индивид/личность как цель и определяющий ресурс экономики; естественная природа ― кладовая экономики и среда обитания человека; искусственная природа (артефакты), включающая все, что создано человеком ― средства производства; предметы потребления; инфраструктура; знания как особый экономический ресурс, духовные, интеллектуальные ценности, информация.

РАЗДЕЛ II. МИКРОЭКОНОМИКА

Концепция фирмы

Фирма. Причины, обусловившие рождение фирм. Фирма как организация. Внешняя (ближайшая и дальняя) среда окружения фирмы. Признаки фирмы как юридического лица.

Семинар: Организационные формы бизнеса в России в контексте формального и действительного права.

§7.2. Основы теории менеджмента

Менеджмент. Менеджер. Различие менеджеров и предпринимателей. Принципы микросоциального управления. Основные направления менеджмента. Социальная система. Признаки системного восприятия организации.

Управление: с позиции системного подхода, в психологии управления, в теории информации. Управление как деятельность. Инструменты управления как воздействия.

Управленческий ресурс. Аналитический ресурс. Координационный ресурс. Организационный ресурс. Инновационное управление.

Основные функции менеджмента. Объекты менеджмента. Условия эффективной работы организации. Виды менеджмента.

Проектирование. Цель проектирования. Проектирование социальное. Управление проектами. Структура проекта. Жизненный цикл проекта. Функции управления проектом. Подсистемы управления проектом.

Современные подходы к управлению: 1) системный подход (основные понятия концепции ― система; целостность; элемент/компонент; связь; отношение; структура; целенаправленные системы; самоорганизующиеся системы); 2) комплексный подход; 3) интеграционный подход; 4) маркетинговый подход; 5) функциональный подход; 6) динамический подход; 7) воспроизводственный подход; 8) процессный подход; 9) нормативный подход; 10) количественный (математический) подход; 11) административный подход; 12) поведенческий подход; 13) ситуационный подход; 14) информационный подход (основные понятия концепции ― информация, информационные ресурсы организации; информационная система организации; управление информационными ресурсами организации).

SWOT-анализ и особенности его проведения. Цель SWOT-анализа.

PEST-анализ и особенности его проведения. Цель PEST-анализа.

Цель. Требования к целям. Требования к формулированию целей. Органическая система. Целенаправленные системы. Функции цели в управленческой деятельности.

Ценностные основания анализа маркетингового подхода к управлению в контексте современной теории власти.

Основы теории маркетинга

Маркетинг. Сфера разработки товара, политика ценообразования, сбыт, продвижение товара как элементы системы маркетинга.

Управление маркетингом. «Дерево целей» маркетинга. Структурные элементы маркетинговой деятельности: а) исследование и выбор целевого рынка (позиционирование как сегментирование рынка); б) разработка товара (услуги); в) сбыт товара, услуги (определение их жизненного цикла); г) реклама (рекламная компания и паблик рилейшнз); д) персональные продажи; е) стимулирование рынка (неценовые факторы сбыта); ж) разработка стратегии фирмы. Отличие маркетинговой деятельности от обычной производственно-сбытовой деятельности.

Роль маркетинга в системе развитых рыночных взаимоотношений между производителем и потребителем.

Операционный маркетинг. Основные подходы (концепции), на которых основываются коммерческие организации при реализации операционного маркетинга.

Стратегический маркетинг. Алгоритм общего маркетингового исследования. Алгоритм стратегического планирования маркетинга.

Три слагаемые успешного маркетинга. Различия рекламы и паблик-рилейшнз (public relations), или PR-деятельности.

Виды маркетинга. Сегментирование рынка. Позиционирование товара на рынке.

Особенности становления маркетинга в России.

Специфические средства маркетинга: миссия, фандрейзинг, бренд и технологии их разработки.

Домашнее задание: провести и представить в форме проекта результаты SWOT-анализа конкурентоспособности СУНЦ УрФУ на рынке образовательных услуг города Екатеринбурга или Свердловской области.

Фиаско рынка и необходимость государственного регулирования. Проблема предоставления общественных благ. Проблема внешних эффектов (экстерналий). Обмен правами собственности и интернализация внешних эффектов. Теорема Коуза

Фиаско рынка. Условия оппортунистического (проблема «безбилетника») и некооперативного («дилемма заключенного») поведения как формы проявления неэффективного распределения редких/ограниченных ресурсов.

Внешние (положительные и отрицательные) эффекты, или эктерналии: содержание и структура понятия. Теорема Коуза. Построение и интепретация рисунка «Внешние эффекты (экстерналии). Объем выпуска фирмы по сравнению с общественно эффективным производством: а)в случае отрицательных экстерналий; б)в случае положительных экстерналий». Условие выполнения теоремы Коуза.

Механизм общественного перераспределения ресурсов как универсальный по применимости инструмент разрешения проблемы неэффективности рыночного распределения.

Практикум: тестирование, решение экономических задач по теме занятия

РАЗДЕЛ III. МАКРОЭКОНОМИКА

Система национальных счетов

Система национальных счетов (СНС) как методология анализа (характеристики) воспроизводимых и невоспроизводимых (земля, лесные ресурсы, полезные ископаемые и др.) материально-вещественных ресурсов, а также финансовых активов и массивов, увязанных с движением финансовых потоков.

Основные принципы разработки СНС. Задачи, решаемые СНС в контексте трех вопросов экономики. Фазы производственного цикла, отражаемые в СНС. Концепция кругооборота доходов субъектов рынка как основа СНС.

Основное тождество СНС: Y = C + I + G + NX.

Характеристика важнейших показателей СНС, характеризующих движение ВВП на различных его стадиях: чистый внутренний продукт (ЧВП), национальный доход (НД), располагаемый доход (РД), личный располагаемый доход (ЛРД) и др. Построение и интерпретация схемы взаимосвязи и взаимозависимости показателей СНС.

Содержание и структура понятий: «налог на импорт», «накопление, валовое», «продукт, чистый национальный номинальный», «доход, национальный произведенный», «доход, национальный использованный», «доход, национальный чистый (ЧНД)» в контексте концепции СНС.

КЕЙНСИАНСКАЯ МОДЕЛЬ

§18.1.Модель макроэкономического равновесия «совокупный доход ― совокупные расходы», или «кейнсианский крест»

18.1.1. Функции потребления и сбережения

Основные положения работы Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», которые произвели переворот в экономической науке в середине 1930-х годов и дали толчок развитию макроэкономики.

Содержание и структура понятий, используемых Дж. М. Кейнсом: «предельная склонность к потреблению (МРС)», «предельная склонность к сбережению (МРS)», «средняя склонность к потреблению (АРС)», «средняя склонность к сбережению (АРS)», «автономное потребление (Сa)». Построение и интерпретация рисунка «Функция потребления: а) функция потребления без учета автономных расходов на потребление; б)автономное потребление; в)функция потребления с учетом автономных расходов на потребление».

18.1.2. Модель «кейнсианский крест»

Построение и интерпретация рисунков «Кейнсианский крест»: простейшая модель» и «Функция сбережения».

18.1. 3. Автономные инвестиции

«Инвестиции (капиталовложения) (I)», «сбережения (Y ― T) ― C, где (Y ― T) ― располагаемый доход, С ― расходы на личное потребление)», «автономные инвестиции «Ia», «производные, или индуцированные, инвестиции»: содержание и структура понятий. Факторы, влияющие на динамику планируемых инвестиций и сбережений.

18.1.4. «Сбережения―инвестиции»: альтернативное изображение модели

«кейнсианский крест»

Построение и интерпретация рисунка «Сбережения, инвестиции и равновесный уровень дохода». Различия планируемых инвестиций от фактических инвестиций. Формула фактических инвестиций.

18.1.5. Макроэкономическое равновесие в модели «кейнсианский крест» с

учетом государственных расходов и чистого экспорта

Построение и интерпретация рисунка «Модель «кейнсианский крест» для открытой экономики с учетом государственных расходов и чистого экспорта».

Различия в кейнсианском и неоклассическом подходе к определению макроэкономического равновесия.

Мультипликатор

Мультипликатор. Суть эффекта мультипликатора. Влияние автономных инвестиций на рост национального дохода, или мультипликатор автономных расходов: количественный анализ. Построение и интерпретация рисунка «Эффект мультипликатора». Место и роль «утечек» и «инъекций» в кругообороте доходов и расходов в определении величины мультипликатора.

Парадокс бережливости

Построение и интерпретация рисунков «Парадокс бережливости» и «Парадокс бережливости с учетом автономных инвестиций» в контексте критического осмысления постулата классической школы: «рост сбережений увеличивает инвестиции».

Практикум: тестирование, решение экономических задач по теме

Теории экономических циклов

Денежные теории (М. Фридмен, М. Ротбард, Г. Хаберлер).

Теория нововведений (Й. Шумпетер, Э. Хансен).

Теории, в центре которых находится действие эффектов мультипликатора и акселератора (П. Самуэльсон, Дж. Хикс).

Теория политического делового цикла (В. Нордхаус).

Теория реального делового цикла (Р. Барро, Ч. Плоссер, Грегори Н. Мэнкью).

Внешние (экзогенные) факторы цикличности. Основные факторы внутреннего (эндогенного) характера цикличности.

§19.3. Продолжительность экономических циклов: краткосрочные (циклы Дж. Китчина), среднесрочные (циклы К. Жугляра и С. Кузнеца), долгосрочные («длинные волны» Н. Кондратьева)

Краткосрочные циклы Китчина (2 ― 4 года) как следствие колебаний в объеме товарно-материальных запасов.

Среднесрочные циклы Жугляра (8 ― 10лет) как следствие цикличности инвестиций в основной капитал (цикличности инноваций). Среднесрочные циклы Кузнеца (более 20 лет) как следствие спада «жизненного цикла» основных фондов и жилья.

Долгосрочные циклы Кондратьева (продолжительностью 48 ― 55 лет) как следствие повышающей и понижающей волн экономической конъюнктуры.

Спрос на деньги

Спрос на деньги как спрос на реальные денежные запасы. Смыслы формулы спроса на реальные денежные запасы (М/Р)D. Интерпретация мотивов, в силу которых экономические субъекты предъявляют спрос на деньги: 1) трансакционный мотив, 2) мотив предосторожности, 3) спекулятивный мотив. Спрос на деньги (МD) (сумма трансакционного спроса, спроса по мотиву предосторожности, спекулятивного спроса) как функция предпочтения ликвидности (L), которая зависит от дохода (Y) и процентной ставки (i).

Построение и интерпретация рисунка «Спрос на деньги».

Количественная теория денег как методологическое основание неоклассической теории спроса на деньги: интерпретация основных положений.

Равновесие на рынке денег

Построение и интерпретация рисунка «Равновесие на рынке денег».

Практикум: тестирование, решение экономических задач по теме

Налоги и их виды

Налоги: содержание и структура понятия. Статья 8 Налогового кодекса РФ о «налоге» и «сборе». Характеристика основных категорий Налогового кодекса РФ ― «объект налогообложения», «налоговая ставка», «налоговая база».

Классификация и характеристика налогов по а) способу изъятия: прямые и косвенные; б) по характеру начисления: прогрессивные, регрессивные и пропорциональные. Содержание и структура понятий «предельная налоговая ставка», «средняя налоговая ставка» в контексте характеристики прогрессивных налогов.

Трехуровневая система налогообложения РФ как отражение принципа федерального устройства государства.

Функции налогов: 1) стимулирующая; 2) перераспределительная; 3) фискальная.

Содержание и структура понятий «налоговая оптимизация (избежание налогов)», «уклонение от уплаты налогов», «фиктивные операции», «неэквивалентные обмены», «преднамеренные санкции» в контексте смыслов стимулирующей функции налогообложении.

Построение и интерпретация рисунка «Кривая Лоренца» в контексте смыслов перераспределительной функции налогообложения. Децильный коэффициент и коэффициент Джини (G) как показатели определения степени дифференциации доходов и выработки политики перераспределения доходов.

Принципы налогообложения

Система налогообложения: содержание и структура понятия.

Характеристика принципов (как должно быть) налогообложения: 1) принцип эффективности, или нейтральности; 2) принцип гибкости; 3) принцип административной простоты; 4) принцип приоритета личности; 5) принцип политической ответственности; 6) принцип справедливости; 7) принцип получаемых выгод; 8) принцип платежеспособности.

Кривая Лаффера

Построение и интерпретация рисунка «Кривая Лаффера: t ― ставка налогообложения; T ― доходы государственного бюджета» в контексте смыслов концепции Лаффера: стремление правительства пополнить казну, увеличивая налоговой пресс, может привести к противоположным результатам.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.146 (0.036 с.)