Ориентировка в окружающем мире 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ориентировка в окружающем мире



УТВЕРЖДАЮ.

Директор МБОУ СОШ № 28: _________________

/Е.И.Дикун/

«_____» августа 2015г.

приказ №___ от "___"_______2015г

М. П.

 

Азбука безопасности

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по спортивно-оздоровительному направлению

 

для 3 «Б» класса

Сроки реализации программы: 1 год

 

 

Составил

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Маганева Елена Анатольевна

 

 

пос. Богородское 2015г.

Пояснительная записка

Программа курса «Азбука безопасности» предназначена для учащихся начальных классов и составлена на основе программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Я — пешеход и пассажир» автор Н.Ф. Виноградова.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения.

Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

 

Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.

Программа решает следующие задачи:

· сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;

· обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;

· привитие умения пользоваться общественным транспортом;

· ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;

· воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;

· воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.

Особенности содержания.

Программа построена с учетом следующих принципов:

- доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей 10 лет;

- личностно ориентированная направленность курса – актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;

- линейно-концентрическое расположение учебного материала, которая позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;

- деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориетированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.

С учетом этих принципов в программе выделены следующие разделы.

Обязательный объём знаний – перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.

Ориетирование в понятиях – номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельности.

 

Основные принципы реализации программы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.

Место в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука безопасности» рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.

Класс

Ориентировка в окружающем мире

Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.). Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).

Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.

Ты — пешеход

Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.

Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.

Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток.

Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».

Ты — пассажир

Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.

 

Класс

Тема 1. Будем осторожными.

Беседа «Что такое опасность» (с использованием иллюстративного материала). Дидактическая игра «Что изменилось». Ученики рассматривают две картинки и отмечают, чем они различаются (находят четыре-пять отличий).

Чтение и обсуждение стихотворения С.Маршака «Вот какой рассеянный».

Коллективное составление памятки «Намотай себе на ус»: о чем должен помнить каждый участник дорожного движения?

Темы 3-4. Виды транспорта.

Рисование транспортного средства и рассказ о нем. Дидактическая игра на классификацию «Кто быстрее». Рассказ учителя о спецтранспорте (с иллюстративным материалом)

Ролевая игра «Я работаю …». Рассказы детей от первого лица об одной из профессий на транспорте.

Тема 7. Дорожное движение.

Просмотр видеофильма (иллюстраций) и беседа «В какую сторону едет транспорт?». Упражнение на сравнение рисунков: улица в часы пик и при спокойном движении; улица с односторонним и двусторонним движением; проселочная дорога и др.

Словесная игра «Кто я?» (работа в группах). Каждая группа составляет рассказ от имени участника дорожного движения (водителя, пассажира, пешехода), а также объектов дорожного движения (транспорт, светофор, дорожная разметка и пр.)

Темы 9-11. Дорожные знаки.

Игра «Выставка дорожных знаков» (упражнение на определение дорожного знака и его характеристику). Ученик-экскурсовод выбирает любой знак и рассказывает о нем все, что знает. Учащиеся (экскурсанты) дополняют, исправляют, задают вопросы. Оценивают ответ.

Классификация знаков дорожного движения по принадлежности к виду (запрещающие, предупреждающие и др.). Подвижные игры «Знакомый цвет», «Команды светофора».

Тема 12. Регулировщик.

Упражнение «Сигналы регулировщика». Дети «читают» рисунок-схему «сигналы-регулировщика», повторяют движения и объясняют, что они обозначают. Создание пособия «Сигналы-регулировщика».

Тема 18. Населенный пункт.

Знание дорожных знаков, обозначающих населенный пункт. Дидактическая игра «Спрашиваем – отвечай».

Тема 22. Жилая зона.

Ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». Рисование знаков «жилая зона», «конец жилой зоны».

Тема 25. Труд водителя.

Рассказы детей на тему «Моя профессия – водитель». Анализ и обсуждение ситуаций, которые могут быть опасными на дороге.

Тема 28. Случай на дороге.

Завершение рассказа: «Петя шел по тротуару. Рядом на велосипеде ехал Олег. Мальчики не спешили, несмотря на мелкий моросящий дождь. Они разговаривали, обсуждали школьные новости. Вдруг …»

Темы 29-30. В метро.

Ответ на вопрос «Почему такие ситуации опасны?»: мальчики стоят на перроне спиной к железнодорожному полотну; женщина перешла ограничительную линию и наклонилась вперед, чтобы посмотреть, не идет ли поезд; дети бегут по эскалатору; мальчики сидят на ступеньках эскалатора и т.д. составление памятки «Правила поведения в метро»

Темы 31-32. Поверим себя

Ответы на вопросы, проведение беседы по изученному материалу.

Приложение

Приложение 1

Рекомендации к проведению экскурсий по району города.

Целевые обучающие пешие экскурсии по городу можно начинать со 2 класса. До этого детей желательно вывозить на экскурсии на заказных автобусах. Это связано с тем, что у городских первоклассников еще практически нет опыта передвижения по улицам города группами. В первом классе учитель организует тренировочные упражнения лишь на специальных учебных площадках.

Чем чаще учитель будет организовывать пешие экскурсии в театры, парки и т.д., тем больше возможностей будет выработать привычку не только соблюдать правила движения по улицам, но и давать оценку своим действиям, действиям других пешеходов, водителей. Ребенок научится быть внимательным на дороге. Важно, чтобы перед такими экскурсиями детям давались конкретные задания для наблюдения.

Тесты для пешеходов

1. Как называется, с точки зрения ПДД, лицо, ведущее по дороге санки? ­

А - пешеход; В - водитель; С - дорожный рабочий.

2. Можно ли переходить дорогу, если на транспорт­ном светофоре постоянно горит мигающий желтый сигнал?

А - н ет; В - да; С - да, если с вами идут взрослые.

3. Можете ли вы перейти дорогу, если одновременно горит желтый и красный сигнал светофора?

А - да; В - да, т. к. будет включен зеленый сигнал; С - нет.

4. Сколько всего цветов и какие используются в светофорах?

А - четыре (красный, желтый, зеленый, белый); В - три (красный, желтый, зеленый); С - два (красный, зеленый).

5. Являются ли «дорожные рабочие», работающие на дороге, участниками дорожного движения?

А - н ет; В - да; С - да, т. к. работают на дорогах.

6. Как должны двигаться пешеходы, ведущие велосипед за городом?

А- по правой стороне дороги; В- навстречу движению транспорта; С - в попутном направлении.

7. Когда разрешено выходить на проезжую часть для посадки в трамвай?

А - после открытия дверей; В- после остановки трамвая; С - после открытия дверей и остановки трамвая.

8. Является ли погонщик животных и дорожные рабочие участниками движения?

А - да; В- нет; С- погонщик является, дорожные рабочие нет.

9. Можно ли вам переходить дорогу, если регулиров­щик стоит к вам боком, но руки у него опущены вниз? А- не можете, т. к. руки опущены; В- можете; С - нет, не можете.

10. Какой стороны движения на тротуаре должны придерживаться пешеходы?

А - левой; В - правой; С - любой.

11. Где разрешается ожидать трамвай?

А - на трамвайных путях; В - на проезжей части; С - на обочине.

12. Может ли пассажир быть участником дорожного движения?

А - да; В- нет; С- нет, т. к. находится в транспорте.

13. Можно ли водить группы детей по обочине дорог в темное время суток?

А - да; В- да, в сопровождении не менее 2- x взрослых; С - н ет.

14. Как называются, с точки зрения ПДД, лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя?

А – пассажирами; В- водителями; С - пешеходами.

15. Для каких пешеходов устанавливают светофоры, дополненные звуковыми сигналами?

А– пешеходов-детей; В - пешеходов-инвалидов; С - пешеходов-слепых.

16. Могут ли пешеходы двигаться на проезжей части?

A – нет; В- да; С - да, жилой зоне.

17. Можно ли переходить улицу на дорогах с разделительной полосой?

А- да; В - да, если нет травы и деревьев; С - нет.

18. К какой группе дорожных знаков относится знак «Дети»?

А - 1-й;­ В– 3- ой; С - 5-й.

19. Можете ли вы перейти улицу, когда регулировщик стоит к вам грудью, а жезлом указывает на вас?

А- нет; В- да; С - да, за спиной регулировщика.

20. На каких участников дорожного движения распространяется действие транспортного светофора?­

А– на водителей; В - на пешеходов; С - на водителей и пешеходов.

Тесты для велосипедистов

1. Может ли велосипедист проехать направо, если регулировщик стоит к нему правым боком?

А - нет; В - да; С - да, пропустив транспорт.

2. К какой группе дорожных знаков относится знак «Пересечение с велосипедной дорожкой»?

А - 1-й; В- 3-й; С - 5 -й.

3. Регулировщик - это...

А– дружинник, имеющий соответствующую экипи­ровку; В - дежурный по проходной;

С - работник дорожной службы.

4. Можно ли перевозить на велосипеде ребенка до 10 лет?

А - да; В- нет; С - да, при наличии оборудованного сиденья.

5. Baм исполнилось 15 лет, вы можете на мопеде выехать в город?

А - да; В - нет; С - да, при наличии удостоверения на право управ­ления.

6. Что означает предупредительный сигнал, подава­емый левой рукой, вытянутой вверх и согнутой в локте под углом в 900?

А– правый поворот; В- левый поворот; С - разворот.

7. Можете ли вы повернуть на велосипеде налево, если регулировщик стоит к вам правым боком?

А - да; В - да, за спиной регулировщика; С - нет..

8. Можно ли вам двигаться на велосипеде по дороге, обозначенной знаком «Движение легковых автомобилей?

А - да; В - нет; С - да, на удалении 1 м от края проезжей части.

9. Можно ли перевозить детей на велосипеде?

А - да; В - нет; С - да, не старше 7 лет.

10. Можно ли ездить на велосипеде по обочине дороги?

А - да, не создавая помех пешеходам; В - нет; С - да.

11. Можно ли велосипедисту повернуть налево при зеленом сигнале светофора?

А- да; В - нет; С - да, при отсутствии трамвайных путей.

12. Можно ли на мопеде двигаться по автомагистрали?

А- да; В- нет; С - да, если его техническая скорость 40 км/ч.

13. Можно ли прицеп буксировать велосипедом?

А- да; В- да, если он предназначен для велосипеда; С - нет.

14. Что обозначает разметка, нанесенная штрих-пунктиром желтой краской на бордюре?

А- остановка запрещена; В- стоянка запрещена; С - разрешение остановки маршрутных транспортных средств.

15. Может ли быть регулировщиком дорожного движения паромщик на паромной переправе?

А- да; В- нет; С - да, если экиnирован.

16. Можете ли вы на велосипеде двигаться по пешеходной дорожке?

А - да; В - нет; С - да, не мешая пешеходам.

17. К какой группе дорожных знаков относится знак: «Велосипедная дорожка»?

А- 1 -й; В- 3-й; ­ С - 4-й.

18. Какой из указанных ниже средств относится к механическим?

А - велосипед; В - мопед; С - мотороллер.

19. Может ли водитель велосипеда переехать железно­дорожные пути вне железнодорожного поезда?

А- да; В - нет; С - да, если шлагбаум закрыт.

20. Можно ли на велосипеде перевезти удочку длиной 3,5 м?

А- нет; B - да; С - д а, если хорошо закрепить.

Ответы на тесты:

№ вопроса                                        
Для пешеходов   А   В   С   А   А   С   В   С   В   В   С   А   С   С   С   С   С   А   А   С
Для велосипедистов   В     С   А   В   В   А   С   В   С   А   С   С   В   В   С   С   С   С   В   А

Тест “Дорожная история”.

Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, оценка словарного запаса и

воображения.

Инструкция: ребенку дается задание придумать дорожную историю, затратив 3 минуты и

затем пересказать ее. История может включать разные ситуации, которые произошли либо

самим ребенком, либо может быть вымышленная, придуманная с различными

персонажами из сказок, мультфильмов.

При обработке результатов учитывается: знания детей ПДД, необычность сюжета,

разнообразие персонажей, образов, оригинальность, словарный запас ребенка, рассказ

должен состоять из полных предложений.

Оценка результатов:

“отлично” -ставится за историю, необычную и оригинальную, свидетельствующую о

незаурядной фантазии ребенка, хороших знаниях по ПДД, богатом словарном запасе.

“хорошо” - если история простая, нет оригинальности, знания по ПДД недостаточные.

“плохо” - ребенок не сумел придумать историю.

 

Тест “Проверь себя”

Цель: определить уровень развития знаний и умений усваиваемые детьми по правилам

дорожного движения Задача ребенка найти лишнее слово.

1. Знаки сервиса включают в себя… (больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку).

2. В специальный транспорт входит… (скорая машина, пожарная машина, машина

милиции, велосипед).

3. В понятие “транспорт” входит…(машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).

4. Общественный транспорт включает в себя…(автобус, троллейбус, трамвай, прицеп,

такси).

5. У машины есть…(колеса, руль, парус, педаль, фары).

6. Пешеход имеет право…(переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей

части).

7. Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещен, разворот запрещен,

остановка запрещена, круговое движение).

8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться по крайней

правой полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это не создает помех

пешеходам).

9. Дорожные знаки делятся на…(предупреждающие, запрещающие, предписывающие,

указательные, разрешающие).

10. Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).

Норма для детей 7-8 правильных ответов.

 

 

Основные понятия.

Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода и пассажира транспортного средства.

Иногда под участниками дорожного движения понимаются также лица, выполняющие ремонтные рабо­ты на дороге. Дело в том, что права и обязанности этих лиц определяются соответствующими ведомственными ин­струкциями, которые основываются на Правилах дорож­ного движения и не противоречат им. Потому эти лица, как не названные в термине не могут быть участниками дорожного движения.

Учитывая сказанное выше, мы можем утверждать с достаточной степенью условности, что все население пла­неты является участником дорожного движения. И его можно подразделить на три группы: водители, пешеходы и пассажиры. При этом не следует забывать, что при поломке транспортного средства водитель может стать пешеходом, а при поездке в автобусе - пассажиром.

Водитель - лицо, управляющее каким-либо транспор­тным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравни­вается обучающий вождению.

Как видно из определения, к понятию «водитель мож­но отнести лиц, которые сидят за рулем автомобиля, трол­лейбуса, трактора, мотоколяски, трамвая, гужевой по­возки, велосипеда и т.д. Но как только водитель поки­нул кабину транспортного средства, он перестает быть водителем, а становится либо пешеходом, либо лицом, выполняющим работы на дороге.

Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пе­шеходам приравниваются лица, передвигающиеся в ин­валидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски.

Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, кото­рое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Регулировщик - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, закрепленных Правилами, и непосредственно осуществ­ляющее, указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку.

Дорога - обустроенная иди приспособленная и ис­пользуемая для движения транспортных средств поло­са земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочи­ны и разделительные полосы при их наличии.

Проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. По проезжей части движутся только колесные транспортные средства: автомобили, троллейбусы, трактора, мотоцик­лы, велосипеды, мопеды, гужевые повозки и т.д. Движе­ние трамваев осуществляется по трамвайным путям, ко­торые являются также элементом дороги.

Тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

Правила запрещают движение транспортных средств по тротуарам, за исключением случаев подвоза грузов к тор­говыми другим предприятиям и проведения уборочных или ремонтных работ при соблюдении мер безопасности.

Разделительная полоса - к онструктивно выделен­ный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или оста­новки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.

Разделительные полосы могут разделять проезжие ча­сти как противоположного, так и попутного направле­ния. Они, как правило, окаймлены возвышающимися на 15-20 см бордюрными камнями.

Разделительная полоса может иметь разрывы, пред­назначенные для проезда уборочных транспортных средств, проезд других транспортных средств в таких местах запрещен.

Главная дорога - дорога с твердым покрытием по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегаю­щей территории.

Признаком главной дороги служит прежде всего наличие специальных дорожных знаков.

Грунтовая дорога не имеет искусственного покрытия, хотя другими признаками может и не отличаться от обыч­ной дороги.

Автомагистраль имеет два основных признака, отличающие ее от других дорог:

1. Она имеет (за исключением отдельных местных уча­стков) самостоятельные проезжие части для всех направ­лений, отделенные друг от друга разделительной полосой.

2. Не имеет пересечений на одном уровне ни с дорога­ми, ни с железнодорожными или трамвайными путями, ни с пешеходными дорожками. Это обеспечивает безопас­ность движения автомобилей с высокими скоростями при высокой интенсивности движения.

Перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное вооб­ражаемыми линиями, соединяющими соответственно про­тивоположные наиболее удаленные от центра перекрес­тка начала закруглений проезжих частей. Не считают­ся перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Пешеходный переход - участок проезжей части, выделенный для движе­ния пешеходов через дороги.

Полоса движения - любая из продольных полос проез­жей части, обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Ширина полосы движения колеблется от 2,75 м (при движении только легковых автомобилей) до 3,75 м (в зависимости от категории дороги).

Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без та­ковых в пределах дорог.

Под дорожным движением обычно понимают сложную социально-техническую систему, включающую в себя пе­шеходов, водителей и пассажиров и различные транс­портные средства, движение которых подчиняется опре­деленным правилам.

Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудо­вания, установленного на нем.

Механическое транспортное средство - транспорт­ное средство, кроме мопеда, приводимое в движение дви­гателем. Термин распространяется на любые тракто­ра и самоходные машины.

В соответствии с этим определением к механическим транспортным средствам можно отнести автомобили всех типов, трамваи, троллейбусы, трактора и комбайны, самоходные шасси, мотоциклы.

Остальные транспортные средства: велосипед, мопед, гужевая повозка и прицепы относятся к немеханичес­ким транспортным средствам.

Мопед хотя и имеет двигатель, но к водителям его Правила предъявляют иные требования, чем к водите­лям механических транспортных средств.

Велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более, приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

Мотоцикл - двухколесное механическое транспорт­ное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные ме­ханические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

Мопед - двух или трехколесное транспортное сред­ство, приводимое в движение двигателем с рабочим объе­мом не более 50 см3, имеющее максимальную конструк­тивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесными двигателями, моки­ки и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками..

Прицеп - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин рас­пространяется также на полуприцепы и прицепы-рос­пуски. ­

Остановка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин, а также на большее, если это необходимо, для посадки или высадки пассажиров, либо для загрузки или разгрузки транспортного средства.

Этот термин включает в себя обязательное понятие преднамеренного прекращения движения, т.к. ситуация, когда водитель останавливается в соответствии с требо­ваниями Правил (например, у закрытого шлагбаума же­лезнодорожного переезда), к данному понятию не относится.

Стоянка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин. по причи­нам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров, либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

Вынужденная остановка - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисп­равности или опасности, создаваемой перевозимым гру­зом, состоянием водителя (пассажира. или появлением опасности на дороге..

Не считается вынужденной остановка перед светофо­ром, по сигналу регулировщика или в связи с затором на дороге, а также во всех случаях, когда водитель выполняет требование «Уступите дорогу».

Обгон - опережение одного или нескольких движу­щихся транспортных средств, связанное с выходом из занимаемой полосы.

Организованная перевозка детей - специальная пе­ревозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспорт­, ном средстве, не относящемся к маршрутному транс­портному средству.

Такая перевозка должна осуществляться в соответствии со специальными правилами в автобусе или грузовом ав­томобиле с кузовом-фургоном, имеющих опознавательные знаки «Перевозка детей».

Организованная транспортная колонна - группа из трех и более механических транспортных средств, сле­дующих непосредственно друг за другом под одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с включенным проблесковым маяком синего цвета или маятниками синего и красного цветов.

Организованная пешая колонна - группа людей, совместно движущихся в одном направлении.

Железнодорожный переезд - пересечение дорог с же­лезнодорожными путями на одном уровне.

Это понятие охватывает все виды переездов: охраня­емых, неохраняемых, оборудованных и не оборудован­ных средствами сигнализации, с одним или несколькими путями и т.д.

Пересечение с трамвайными путями не относится к железнодорожным переездам, независимо от того, устроены трамвайные пути на обособленном полотне или рас­положены на одном уровне с проезжей частью.

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ.

Директор МБОУ СОШ № 28: _________________

/Е.И.Дикун/

«_____» августа 2015г.

приказ №___ от "___"_______2015г

М. П.

 

Азбука безопасности

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по спортивно-оздоровительному направлению

 

для 3 «Б» класса

Сроки реализации программы: 1 год

 

 

Составил

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Маганева Елена Анатольевна

 

 

пос. Богородское 2015г.

Пояснительная записка

Программа курса «Азбука безопасности» предназначена для учащихся начальных классов и составлена на основе программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Я — пешеход и пассажир» автор Н.Ф. Виноградова.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения.

Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

 

Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.

Программа решает следующие задачи:

· сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;

· обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;

· привитие умения пользоваться общественным транспортом;

· ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;

· воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;

· воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.

Особенности содержания.

Программа построена с учетом следующих принципов:

- доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей 10 лет;

- личностно ориентированная направленность курса – актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;

- линейно-концентрическое расположение учебного материала, которая позволяет последовательн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.168 с.)