Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Драматургия островского последнего периода творчества. Идейно-художественный анализ одной из пьес (по выбору).↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Творчество Достоевского 40-50-х годов. Идейные и художественные принципы и установки писателя. Выпущенный в 1843 из Инженерного училища Достоевский поступает на действительную службу в инженерный корпус. Но служба мелкого чиновника ему не улыбается; уже через год Д. выходит в отставку. Он носится с фантастическими проектами предприятий, по его расчету обещающих скорое обогащение; возлагает большие надежды на свои литературные начинания. В крохотной петербургской комнате мелкий, да еще отставной, чиновник, окруженный столичной беднотой, мечется в горячке своих мечтаний. Предпринимательские прожекты оказались радугой мыльных пузырей: богатство не давалось в руки. Но счастье лит-ого успеха улыбнулось Д. В 1845 он заканчивает свой роман "Бедные люди", рукопись к-рого через посредство дружившего с ним Григоровича попадает в руки Некрасова. Восхищенный произведением Д. Некрасов передает рукопись Белинскому, у которого она находит столь же восторженный прием. В 1846 выходит в свет это первое произведение Д., и Белинский пишет о нем статью, как о самом выдающемся произведении своего времени. Безвестный бедный чиновник становится сразу звездой первой величины. О нем пишут, говорят, ему льстят, с ним ищут знакомства, его вводят в великосветские салоны. Но судьба вознесла гениального мещанина на вершину славы лишь для того, чтобы заставить его больнее переносить щелчки сословного неравенства. Достоевский скоро почувствовал, что его плебейская фигура в великосветских салонах играет роль вороны в павлиньих перьях, над к-рой втихомолку подсмеиваются светские остряки. Осознавши в себе гения, плебей остро осознал в себе и члена социально-униженной касты. Он закипел обидой и гневом и резко порвал с аристократическими почитателями его таланта. Созревшее в душе Д. чувство социального недовольства сближает его с кружком более близкой ему демократически и протестантски настроенной интеллигенции, группировавшейся около Петрашевского. Сближение это дорого обошлось Д. Арестованный в 1849 вместе со всеми петрашевцами, он по зверскому приговору царского суда, переживши на эшафоте весь ужас готовящейся свершиться смертной казни, был отправлен в каторжные работы в Омский острог. За коротким периодом славы последовали долгие годы последнего унижения. Целых 9 лет, с 1850 по 1859, ходит Д. по мытарствам Сибири, сначала отбывая 4 года каторги, потом 5 лет дисциплинарной военной службы. По окончании каторги, еще в Сибири, Д. возвращается к литературной работе. Здесь под свежим впечатлением пережитого начаты им "Записки из мертвого дома". С 1859 Д. снова появляется в печати; в "Русском слове" за этот год идет его большая повесть "Дядюшкин сон", а в "Отечественных записках" — роман "Село Степанчиково". Двойник [1846] Петербургская поэма Роман в девяти письмах [1847 Господин Прохарчин [1847] Хозяйка [1847] Ползунков [1848] Слабое сердце [1848] Чужая жена и муж под кроватью [1848] Происшествие необыкновенное Бедные люди [1846] Елка и свадьба [1848 Из записок неизвестного Белые ночи [1848] Сентиментальный роман Неточка Незванова [1849] Маленький герой [1857] Из неизвестных мемуаров Дядюшкин сон [1859] Из мордасовских летописей Село Степанчиково и его обитатели [1859] Из записок неизвестного Записки из мертвого дома [1860] Рассказы и повести Л.Н. Толстого начала 90-х годов. Проблематика, художественное мастерство. С одной стороны, на протяжении многих лет, в разных жанрах, Толстой неустанно, с удивительным постоянством и настойчивостью возвращается к размышлением о времени и о пространстве. При знакомстве с его дневниковыми записями, с его письмами у современного читателя, которыми все это доступно, складывается впечатление, что сам процесс выражения мысли, как выведения глубоко внутреннего не понимания, но чувствования Толстым пространства и времени – процесс сложный, затруднительный, почти не давший значимых результатов. Кажется даже, что Толстому как будто трудно было справиться с задачей сформулировать свою мысль. С другой, стороны, Толстой, через несколько лет, уже в последний период жизни, обращаясь к широкой публике, отнюдь не собирается посвятить ее в процесс искания ответа на вопрос, что есть пространство, что есть время. Он почему-то ограничивается чужими, завершенными высказываниями. Возникает вопрос, почему же Толстой из года в год так настойчиво в беседах с самих собой, в письмах к своим корреспондентам обращался к размышлениям о времени и пространстве. Думается, что по личным записям Толстого мы должны судить не о Толстом-философе, удачно или неудачно формулирующем свои мысли. Если идти по этому пути, то ничего кроме некоторых недоумений высказать мы не сможем. Речь должна идти о чем-то другом. Представляется, что надо говорить о самом Толстом, о чем-то чрезвычайно важном для него, то есть о том, что происходило с ним в само время размышлений над временем и пространством. Импульсом к этим раздумьям было переживание Толстым смерти. Если в 1890-х гг Толстой большее внимание уделял вопросу «Что есть жизнь?», то с начала же 1900-х – все больше стал размышлять о смерти. На протяжении этих лет Толстой придерживался мысли, что человек, рождаясь, пришел из ниоткуда. В никуда же он и уйдет после смерти. И почему тогда мы так переживаем о том, что нас ждет после смерти, и совсем не говорим о том, что было с нами до рождения? Запись, относящаяся к 1910 году: «Умирая, можно сказать только то, что спокоен, потому что знаю, что иду к Тому, от Кого пришел». Возможно, столь частое обращение Толстого к осмыслению пространства и времени не сводится для него к поиску собственного ответа. Во время формулирования, выражения своей мысли Толстому был важен сам момент переживания, момент соприкосновения с тем, что пролегает вне пространства и вне времени. Толстой как будто стирал границы между тем и другим, границы между неизведанным и непознаваемым становились не так важны. Можно было продлиться в жизнь, которая есть вне нашей земной жизни.
Наиболее характерные черты художественных произведений «позднего» Толстого определяются, с одной стороны, резко обличительной направленностью всего его творчества после перелома в мировоззрении; с другой стороны, — открыто морализаторскими тенденциями. Развитие художественного метода происходит во взаимодействии противоборствующих сил. С одной стороны, «самый трезвый реализм» доводит возможности реалистического письма до полной исчерпанности находящихся в его распоряжении художественных средств. С другой, — морализаторские задачи воплощения не только того, что есть, но и того, что «должно быть» («должно быть», исходя из принципов религиозно-этического учения Толстого), подтачивают, ослабляют, разрушают реализм, подменяя жизнь картинами утопических мечтаний. Хозяин и работник (1894--1895)................... 3 Суратская кофейная (1887--1892)................... 47 СТАТЬИ Первая ступень (1891).......................... 57 О голоде (1891)............................. 86 Страшный вопрос (1891)......................... 117 О средствах помощи населению, пострадавшему от неурожая (1891)... 126 Отчет с 3 декабря 1891 г. по 12 апреля 1892 г............ 145 Отчет об употреблении пожертвованных денег с 12 апреля по 20 июля 1892 г............................... 157 Отчет об употреблении пожертвованных денег с 20-го июля 1892 г. по 1-е января 1893 г........................ 169 "Неделание (1893)............................ 173 Отчет об употреблении пожертвованных денег с 1 января 1893 г... 202 Заключение к последнему отчету о помощи голодающим (1893)... 205 Предисловие к дневнику Амиеля (1893)............... 209 Предисловие к "Крестьянским рассказам" С. Т. Семенова (1894)...213 Голод или не голод? (1898)...................... 215
ПЕЧАТНЫЕ ВАРИАНТЫ Хозяин и работник........................... 233
НЕОПУБЛИКОВАННОЕ, НЕОТДЕЛАННОЕ, НЕОКОНЧЕННОЕ Мать (1891)............................... 251 Памяти И. И. Раевского (1891).................. 260 Кто прав? (1891)............................ 264 [О суде] (1891)............................ 278 Петр Хлебник (1884--1894)...................... 281
ПЛАНЫ И ВАРИАНТЫ Хозяин и работник........................... 295 О голоде................................. 325 Страшный вопрос........................... 343 О средствах помощи населению, пострадавшему от неурожая... 344 Отчет с 3 декабря 1891 г. по 12 апреля 1892 г........... 348 Отчет об употреблении пожертвованных денег с 12 апреля по 20 июля 1892 г................................ 349 Отчет об употреблении пожертвованных денег с 20-го июля 1892 г. по 1-е января 1893 г........................ 351 Заключение к последнему отчету о помощи голодающим...... 351 Предисловие к дневнику Амиеля................... 360 Предисловие к "Крестьянским рассказам" С. Т. Семенова...... 362 Кто прав?................................ 363 Петр Хлебник.............................. 364
Драматургия Островского последнего периода творчества. Идейно-художественный анализ одной из пьес (по выбору). Таковы особенности идейного содержания пьес Островского 1870—1880 гг. В начале этого нового, большого периода своего творчества драматург разоблачал по преимуществу пережитки старого патриархально-крепостнического уклада, проявлявшегося в семейном деспотизме и угнетении. Но затем с 1873—1874 гг. Островский обратился к разоблачению новых, собственно буржуазных отношений, характерных для нового периода национального развития и проявлявшихся преимущественно в обнаженной и откровенной власти денег, в развращающем влиянии богатства, в создаваемой им внешнем блеске и роскоши жизни, соблазняющих людей неимущих, страдающих от своей бедности. Почти все его произведения, написанные в 1870—1880 гг., были современными социально-бытовыми пьесами. Только в стихотворной комедии «Комик XVII столетия» (1872),- написанной к двухсотлетию возникновения русского театра, драматург снова отдал дань историческим интересам. В сюжете этой комедии он противопоставил ревнителей домостроевской старины, противников «скоморошьих действ» и сторонников театральных представлений, передовых деятелей предпетровского времени. Он выразил при этом свое оправдание театра как действенного средства развития национальной культуры. Все прочие произведения Островского 1870—1880 гг. — девятнадцать бытовых прозаических пьес, от комедии «На всякого мудреца довольно простоты» до комедии «Не от мира сего» — представляют собой художественное отражение русской жизни пореформенного периода, когда сущность буржуазных реформ, осуществленных крепостниками, обнаруживалась все с большей определенностью. С самого начала своего идейного развития Островский питал враждебность к дворянско-бюрократическим слоям русского общества, противопоставляя им патриархальные начала в жизни «третьего» сословия и связанных с ним демократических слоев. Но уже в начале «шестидесятых годов» он отказался от идеализации патриархальных пережитков и, хотя не без колебаний, признал значение передовых форм национальной культуры. В новый период общественного подъема Островский стал бытописателем буржуазного развития России. Это стихийно приводило драматурга к значительному расширению его идейного кругозора. Творчество его стало тематически более разнообразным. Оно охватывало теперь жизнь старого купечества и новой буржуазии, усадебного и служилого дворянства, мещанства и различных слоев чиновничества, а отчасти и связанной с ними разночинной интеллигенции, в частности актеров. В осмыслении буржуазного развития всех этих слоев русского общества и в их художественном изображении Островский обнаруживал и внутреннюю противоречивость своего миропонимания, и значительные колебания. Герои Островского почти всегда люди идеологически пассивные, или не возвышающиеся до теоретических интересов, или пренебрегающие ими. Даже такие герои, как Несчастливцев («Лес»), Маргаритов («Поздняя любовь») или даже Мелузов («Таланты и поклонники»), которые все же выступают с принципиальным разоблачением дурных нравов окружающей среды, делают это внезапно, под влиянием обуревающих их чувств негодования и протеста. Они возмущаются и осуждают, но почти не раскрывают те идеалы, во имя которых совершается это осуждение. В жизни средних слоев русского общества его интересовала их «обычная» гражданская нравственность, проявляющаяся в повседневных имущественных, правовых, семейно-бытовых отношениях. Поэтому свои пьесы драматург строил не на политических или идейных конфликтах, а на конфликтах, возникающих в повседневных социально-бытовых отношениях. Основным пафосом его пьес и является разоблачение отрицательных свойств жизни привилегированных слоев общества в сфере их «обычной» гражданской нравственности. Иногда драматург разоблачал эти слои с помощью конфликтов, возникающих в их собственной жизни. Но в большинстве случаев он противопоставлял бытовому самодурству и тиранству, хищничеству и мотовству, служебному и денежному карьеризму трудовую честность, моральную стойкость и чистоту, внутреннее благородство интересов и побуждений.
Как это бывало и раньше, в ряде его новых пьес конфликт, возникающий в пределах определенной среды, не служит средством развития характеров главных героев в столкновении со средой, но вскрывает отрицательные нравственные свойства изображаемой среды. Это — комедии в собственном смысле слова. В них неожиданные, «крутые», внешне благополучные развязки не только не перебивают раскрытие основной, комедийной трактовки характеров, но иногда даже усиливают и углубляют ее. Таков, например, конфликт комедии «Волки и овцы». Вновь обращаясь к изображению современной ему общественной жизни, Островский сразу проявил большую творческую активность. За три с лишним года (август 1868 — ноябрь 1871) он написал шесть замечательных комедий. В некоторых из них отдельные образы и сцены обладают ясно выраженной политической направленностью и почти сатирически отражают общественную обстановку пореформенных лет. Особенно выделяются в этом отношении две первые комедии — «На всякого мудреца довольно простоты» и «Горячее сердце», — написанные во второй половине 1868 г. В первой из них критически изображено московское чиновно-дворянское «общество» периода пореформенной реакции в различных оттенках своих идейных интересов. Мамаев и Крутицкий — ярые противники реформ, члены одного из таких реакционных «кружков», на которые тогда опирался в своей публицистической деятельности Катков. В сознании этих героев драматург подчеркивает тупой страх перед всем новым. Мамаев обеспокоен тем, что русское общество «куда-то ведут», но никто не знает, куда. Он жалуется, что «умных людей» теперь не слушают. Крутицкий хочет, чтобы его услышали и «слогом Ломоносова» излагает свой «прожект о вреде реформ вообще». Он доказывает, что всякая реформа вредна, так как отменой старого она возбуждает «свободомыслие» и «опасную пытливость ума», а введением нового делает уступку «духу времени», представляющему собой «измышление праздных умов». Оба приятеля особенно не любят «мальчишек», «болтунов», «нынешних зубоскалов».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 998; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.238.67 (0.017 с.) |