Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Функциональная характеристика нервной ткани.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Введение. Физиология центральной нервной системы (ЦНС) является особо важным звеном, стержневым разделом физиологической науки, так как центральная нервная система влияет на все процессы в организме и, в то же время, сама подвергается воздействию каждого из них. Центральная нервная система объединяет все процессы в организме, определяет поведение человека в окружающей среде, его взаимоотношения с окружающей природой. Развиваясь в процессе этих взаимодействий более, чем какая-либо другая система органов человека, центральная нервная система играет важнейшую роль в эволюционном развитии всех функций организма. Изучая физиологические механизмы деятельности коры головного мозга человека, физиология тесно соприкасается с важнейшими вопросами философии, касающимися человеческого мышления и сознания. За последние годы физиология ЦНС обогатилась многим новым фактам, которые открыли путь для перехода от гипотез относительно механизмов деятельности мозга к прямому и точному их изучению. Благодаря широкому использованию в нейрофизиологии новых экспериментальных методов, получены обстоятельные сведения о природе распространения нервного импульса, о трансмембранных ионных токах, о природе синаптической передачи, о роли нейроглии в регуляции состава внутримозговой межклеточной среды и в генерации длительных колебаний электрических потенциалов мозга. 1. Цели освоения дисциплины «Физиология ЦНС» Ø сформировать системные знания о жизнедеятельности организма как целого, его взаимодействии с внешней средой и динамике жизненных процессов; Ø дать представление об основных функциях и закономерностях функционирования центральной нервной системы, управлении ЦНС системами организма и механизмах их регуляции; Ø способствовать формированию философского понимания сущности физиологических процессов ЦНС и общих биологических законов, Ø формирование у студентов знаний и умений, необходимых при изучении последующих дисциплин - как «Общая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Социальная психология», математического, естественнонаучного, профессионального циклов. Ø
2. Место дисциплины в структуре ООП Специальность “психология” требует глубокого изучения особенностей формирования функций и механизмов регуляции физиологических процессов в организме, протекающих в тесной взаимосвязи с центральной нервной системой, равно как и глубокого изучения свойств и закономерностей функционирования последней. Современная психология опирается на достижение всех теоретических дисциплин на основе системного подхода и законов теории управления. Физиология центральной нервной системы относится к группе дисциплин специализации. Изложение физиологии центральной нервной системы человека будет способствовать развитию профессионального мышления, необходимого психологу. Предлагаемая программа содержит необходимый объем информации для успешного усвоения основных положений физиологии центральной нервной системы. Изучение курса позволяет студентам усвоить: основные данные и современные представления о роли и месте физиологии ЦНС в регулировании поведения и деятельности человека, фундаментальные процессы влияния клеточных физиологических функций на деятельность ЦНС, физиологические процессы становления, развития, функционирования, строения центральной нервной системы, сенсорной регуляции, процессы научения и обработки двигательной информации в головном и спинном мозге, интегративные функции головного мозга.
Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся Для успешного освоения материалов по физиологии ЦНС в объеме программы для психологических ВУЗа студенты должны ориентироваться в вопросах анатомии, физиологии человека. В учебно-методическом комплексе по каждой теме имеются: краткое содержание темы, контрольные вопросы для подготовки к семинарским занятиям и экзаменам, задания для самостоятельной работы, список основной и дополнительной рекомендуемой литературы.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Стандартом определены следующие основные дидактические единицы изучаемой дисциплины: вклад нейробиологии в понимание психической деятельности; фундаментальные процессы – возбуждение и торможение в ЦНС; физиология и нейрохимия нейронов и глии; соматические и вегетативные нервные системы; интеграция вегетативных, нейроэнлокринных и центральных регуляций при осуществлении поведения на базе основных биологических мотиваций. В ходе изучения дисциплины студенты ознакомятся с историей исследования мозга, основными этапами его эволюционного и онтогенетического развития; с основными методами изучения функций мозга; функциями нервной и глиальной клеток; физиологией нервного импульса и синаптической передачи; основами нейрохимии; функциями основных нервных структур ЦНС. В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
4. Объём дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, (108 часов). Количество часов по учебному плану (очная форма обучения) Всего 108 часа Аудиторные занятия 52 часа, в том числе интерактивных занятий 10 часов Самостоятельная работа 20 часов
Количество часов по учебному плану (заочнаяя форма обучения) Всего 108 часов Аудиторные занятия 6 часов, в том числе интерактивных занятий 1 час Самостоятельная работа 102 часа
Количество часов по учебному плану (вечерняя форма обучения) Всего 108 часов Аудиторные занятия 24 часа, в том числе интерактивных занятий 4 часа Самостоятельная работа 84 часа.
5. Содержание дисциплины
Содержание теоретического курса Тема 1. Предмет и задачи физиологии ЦНС. Принципы и методы физиологии ЦНС. Предмет физиологии ЦНС, ее связь с другими науками Методологические подходы к изучению курса физиологии ЦНС. Физиология ЦНС и практическая психология. Взаимодействие физиологии ЦНС с другими областями знаний. Принцип целостности, развития, системности, детерминизма. Исторические аспекты формирования методов исследования в физиологии.
План семинарских занятий Тема 1. Предмет и задачи физиологии ЦНС. Принципы и методы физиологии ЦНС. История развития физиологии ЦНС. Период отдельных открытий (принципиальная роль работ У.Гарвея, Р.Декарта). Становление и развитие физиологии в XIX-XX вв. (И.Мюллер, К.Бернар, К.Людвиг, З. Дюбуа - Раймон, Г.Гельмгольц. Ф. Мажанди, Н.Е. Введенский, А.А. Ухтомский, А.Ф. Самойлов, Л.А. Орбели, П.К. Анохин и др.). Социальная значимость современной физиологии. Виды физиологических экспериментов: острый, хронический, на изолированной клетке, аналитические методы, их разновидности, нейрокибернетический и нейропсихологический методы.
Образовательные технологии 1. Мультимедийные презентации; 2. Показ видеороликов. 3. Показ фильма. Задания для самостоятельной работы студентов: 1. Проиллюстрировать связь физиологии ЦНС с другими науками. 2. Составить тесты по теме «Виды физиологических экспериментов» Формы контроля самостоятельной работы студентов. 1. Фронтальный опрос 2. Проверить выполнение самостоятельной работы Образовательные технологии 1. Мультимедийные презентации; 2. Показ видеороликов. Задания для самостоятельной работы студентов 1. Проиллюстрировать основные характеристики нервных тканей - раздражимость и возбудимость. 2. Представить в виде графика фазы потенциала действия. 3. Схематически проиллюстрировать изменение потоков натрия и калия в процессе генерации потенциала действия. Формы контроля самостоятельной работы студентов 1. Защита рефератов /презентаций/ 2. Проверка выполнения самостоятельной работы. 3. Фронтальный опрос. Образовательные технологии 1. Мультимедийные презентации. 2. Показ видеороликов. Задания для самостоятельной работы студентов 1. Зарисовать строение синапса. 2. Продемонстрировать на примерах классификацию рецепторов в соответствии с органами чувств. 3. Проиллюстрировать принципы работы нервных центров. Формы контроля самостоятельной работы студентов 1. Проверка выполнения самостоятельной работы. 2. Индивидуальный опрос. Устный опрос Ответить на вопросы 1. Что такое безусловный рефлекс. 2. Чем отличается простая рефлекторная дуга от полисинаптической рефлекторной дуги. 3. Что называют латентным периодом рефлекса. 4. Чем отличается условный рефлекс от безусловного. 5. Как классифицируют условные рефлексы. 6. Что такое патологический рефлекс. 7. Что такое условный рефлекс. 8. Перечислите виды рефлексов в зависимости от расположения нервных центров рефлекторной дуги в ЦНС. 9. Какие бывают раздражители по отношению к рецепторам, его воспринимающим. 10. Какие условия необходимы для того, чтобы «сработал» рефлекс. 11. Назовите автора, впервые давшего классификацию безусловных рефлексов. 12. Что может быть причиной возникновения патологического рефлекса. Литература основная: 1. Михайлова, Н.Л. Физиология центральной нервной системы: учебное пособие /Н.Л. Михайлова, Л.С. Чемпалова. – Ульяновск: УлГУ, 2010. С. 164 2. Чурилова Т.М. Физиология центральной нервной системы: Учебное пособие. /Т.М Чурилова - Ставрополь.: СКСИ, 2005. С. 264 Электронные ресурсы: 1. http://www.scorcher.ru/neuro/neuro_sys/0/localhost/neuro/science/base/base233b0.htm 2. http://fiziologiya.info/nozdrachev-kniga-pervaya/soderzhanie-2.html 3. http://www.bibliotekar.ru/447/59.htm 4. http://medic-books.net/fiziologiy/356-osnovy-nejrofiziologii-shulgovskij-vv.html 5. http://medbookaide.ru/books/fold1002/book2105/p5.php 6. http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychophysiology/10.html 7. http://www.scorcher.ru/neuro/neuro_sys/0/localhost/neuro/science/base/base233b0.htm 8. http://images.google.ru/imgres.imgurl=http Литература дополнительная: 1. Алейникова, Т. В. Физиология центральной нервной системы: Учеб.пособие /Т. В. Алейникова, В. Н. Думбай, Г. А. Кураев, Ростов н/Д: Феникс, 2000. С. 384 2. Богданов А.В. Физиология центральной нервной системы: Курс лекций. - /А.В Богданов. М.: Изд-во УУРААО, 2002. С 394 3. Проничев, И. В. Физиология ЦНС [Электронный ресурс], 2003. - ЛВС филиала, 2003. С 293 4. Смирнов, В.М. Физиология центральной нервной системы: /В.М Смирнов., В.Н. Яковлев Учеб. пособие.- М.: Издат. центр "Академия", 2004. С 352
Семинар 5. Тема: Функциональное значение спинного мозга. Цель: Дать основные представления о функциональном значении спинного мозга. Вопросы для обсуждения: 1. Проводниковые функции спинного мозга 2. Вставочные нейроны спинного мозга. 3. Объем функций, осуществляемых спинным мозгом. 4. Рефлекторная функция спинного мозга. Темы докладов /мультимедийных презентаций/: 1. Спинной мозг. Особенности сегментарной иннервации спинного мозга. Центры двигательных рефлексов. 2. Восходящие и нисходящие проводящие пути (афферентные и эфферентные волокна) спинного мозга. 3. Проводниковая и рефлекторная деятельность спинного мозга. Образовательные технологи 1. Мультимедийные презентации. Задания для самостоятельной работы студентов 1. Зарисовать схему строения спинного мозга с локализацией афферентных и эфферентных волокон, вставочных нейронов, восходящих и нисходящих путей спинного мозга. 2. Зарисовать рефлекторную дугу спинного мозга и обозначить ее составляющие. 3. Перечислить объем функций, осуществляемых спинным мозгом. Формы контроля самостоятельной работы студентов 1. Защита рефератов /презентаций/. 2. Проверка выполнения самостоятельной работы. 3. Индивидуальный опрос Образовательные технологи 1. Мультимедийные презентации. 2. Показ видеороликов. Задания для самостоятельной работы студентов 1. Перечислить функции Варолиева мости. 2. Перечислить функции мозжечка. 3. Перечислить функции ретикулярной формации. 4. Представить в виде таблицы основные морфофункциональные характеристики отделов заднего мозга. Формы контроля самостоятельной работы студентов 1. Защита рефератов /презентаций/. 2. Проверка выполнения самостоятельной работы. 3. Индивидуальный опрос Образовательные технологи 1. Мультимедийные презентации. 2. Показ видеороликов. Задания для самостоятельной работы студентов 1. Перечислить объем функций среднего мозга. 2. Перечислить функции ретикулярной формации. 3. Схематично представить связи среднего мозга. 4. Схематично представить связи ретикулярной формации. Формы контроля самостоятельной работы студентов 1. Защита рефератов /презентаций/. 2. Проверка выполнения самостоятельной работы. 3. Индивидуальный опрос Образовательные технологи 1. Мультимедийные презентации. 2. Показ видеороликов. Задания для самостоятельной работы студентов 1. Перечислить объем функций, осуществляемых таламусом. 2. Перечислить основные функции, осуществляемые гипоталамусом. 3. Схематически изобразить основные связи таламуса. 4. Схематически изобразить основные связи гипоталамуса. Формы контроля самостоятельной работы студентов 1. Защита рефератов /презентаций/. 2. Проверка выполнения самостоятельной работы. 3. Индивидуальный опрос Образовательные технологи 1. Мультимедийные презентации. 2. Показ видеороликов. Задания для самостоятельной работы студентов 1. Перечислить функции лимбической системы мозга. 2. Схематически представить связи лимбической системы с другими отделами головного и спинного мозга. 3. Перечислить основные функции подкорковых ядер полушарий головного мозга.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.36 (0.015 с.) |