Тема 2. Функциональная характеристика нервной ткани. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Функциональная характеристика нервной ткани.



Введение.

Физиология центральной нервной системы (ЦНС) является особо важным звеном, стержневым разделом физиологической науки, так как центральная нервная система влияет на все процессы в организме и, в то же время, сама подвергается воздействию каждого из них.

Центральная нервная система объединяет все процессы в организме, определяет поведение человека в окружающей среде, его взаимоотношения с окружающей природой. Развиваясь в процессе этих взаимодействий более, чем какая-либо другая система органов человека, центральная нервная система играет важнейшую роль в эволюционном развитии всех функций организма. Изучая физиологические механизмы деятельности коры головного мозга человека, физиология тесно соприкасается с важнейшими вопросами философии, касающимися человеческого мышления и сознания.

За последние годы физиология ЦНС обогатилась многим новым фактам, которые открыли путь для перехода от гипотез относительно механизмов деятельности мозга к прямому и точному их изучению. Благодаря широкому использованию в нейрофизиологии новых экспериментальных методов, получены обстоятельные сведения о природе распространения нервного импульса, о трансмембранных ионных токах, о природе синаптической передачи, о роли нейроглии в регуляции состава внутримозговой межклеточной среды и в генерации длительных колебаний электрических потенциалов мозга.

1. Цели освоения дисциплины «Физиология ЦНС»

Ø сформировать системные знания о жизнедеятельности организма как целого, его взаимодействии с внешней средой и динамике жизненных процессов;

Ø дать представление об основных функциях и закономерностях функционирования центральной нервной системы, управлении ЦНС системами организма и механизмах их регуляции;

Ø способствовать формированию философского понимания сущности физиологических процессов ЦНС и общих биологических законов,

Ø формирование у студентов знаний и умений, необходимых при изучении последующих дисциплин - как «Общая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Социальная психология», математического, естественнонаучного, профессионального циклов.

Ø

 

2. Место дисциплины в структуре ООП

Специальность “психология” требует глубокого изучения особенностей формирования функций и механизмов регуляции физиологических процессов в организме, протекающих в тесной взаимосвязи с центральной нервной системой, равно как и глубокого изучения свойств и закономерностей функционирования последней. Современная психология опирается на достижение всех теоретических дисциплин на основе системного подхода и законов теории управления. Физиология центральной нервной системы относится к группе дисциплин специализации. Изложение физиологии центральной нервной системы человека будет способствовать развитию профессионального мышления, необходимого психологу. Предлагаемая программа содержит необходимый объем информации для успешного усвоения основных положений физиологии центральной нервной системы.

Изучение курса позволяет студентам усвоить: основные данные и современные представления о роли и месте физиологии ЦНС в регулировании поведения и деятельности человека, фундаментальные процессы влияния клеточных физиологических функций на деятельность ЦНС, физиологические процессы становления, развития, функционирования, строения центральной нервной системы, сенсорной регуляции, процессы научения и обработки двигательной информации в головном и спинном мозге, интегративные функции головного мозга.

 

Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся

Для успешного освоения материалов по физиологии ЦНС в объеме программы для психологических ВУЗа студенты должны ориентироваться в вопросах анатомии, физиологии человека.

В учебно-методическом комплексе по каждой теме имеются: краткое содержание темы, контрольные вопросы для подготовки к семинарским занятиям и экзаменам, задания для самостоятельной работы, список основной и дополнительной рекомендуемой литературы.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Стандартом определены следующие основные дидактические единицы изучаемой дисциплины: вклад нейробиологии в понимание психической деятельности; фундаментальные процессы – возбуждение и торможение в ЦНС; физиология и нейрохимия нейронов и глии; соматические и вегетативные нервные системы; интеграция вегетативных, нейроэнлокринных и центральных регуляций при осуществлении поведения на базе основных биологических мотиваций. В ходе изучения дисциплины студенты ознакомятся с историей исследования мозга, основными этапами его эволюционного и онтогенетического развития; с основными методами изучения функций мозга; функциями нервной и глиальной клеток; физиологией нервного импульса и синаптической передачи; основами нейрохимии; функциями основных нервных структур ЦНС.

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

 

ЗНАТЬ Ø предмет, цель, задачи дисциплины и ее значение для будущей профессиональной деятельности; Ø возбудимость и возбуждение как основные характеристики функционального состояния возбудимых тканей; Ø функциональные особенности проведения возбуждения в нервах и синапсах; Ø свойства и особенности основных нервных процессов – возбуждения и торможения; Ø основные принципы координационной деятельности ЦНС; Ø принципы рефлекторной деятельности. особенности рефлексов различных этажей ЦНС; Ø особенности организации и реализации рефлексов автономной нервной системы; Ø роль автономной нервной системы в обеспечении приспособительной деятельности организма в различных функциональных состояниях; Ø роль различных уровней ЦНС в организации приспособительной деятельности организма; Ø эффекты и механизмы действия физиологически активных веществ на клетки-мишени; Ø особенности взаимодействия нервных и гуморальных механизмов регуляции функций организма.
УМЕТЬ Ø использовать информацию о свойствах и функциях возбудимых тканей при анализе закономерностей организации функциональных систем здорового человека; Ø анализировать закономерности функционирования возбудимых тканей и нервно-мышечной системы человека в различных функциональных состояниях организма; Ø использовать информацию о свойствах и функциях центральной нервной системы при анализе закономерностей организации функциональных систем здорового человека; Ø анализировать закономерности функционирования центральной нервной системы в организме животных и человека; Ø анализировать особенности изменений процессов в ЦНС при разных функциональных состояниях организма; Ø использовать информацию о строении и функциях автономной нервной системы при анализе функциональных систем организма; Ø анализировать закономерности функционирования автономной нервной здорового организма; Ø анализировать механизмы и особенности деятельности различных отделов автономной нервной системы; Ø проводить простейшие опыты и объяснять результаты; Ø представлять результаты опытов в удобной для восприятия форме (схемы, таблицы и т.д.); Ø изобразить схему организации спинального соматического и вегетативного рефлекса; Ø самостоятельно делать обобщающие выводы; Ø выделять главное в прочитанном; Ø формулировать вопросы по существу обсуждаемой проблемы; Ø читать графическую информацию о явлении, процессе; Ø применять логические приемы мышления при изучении других предметов (аналогия, сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция).
ВЛАДЕТЬ Ø навыками использования полученных знаний по физиологии центральной нервной системы в организации психических процессов; Ø особенностями функционирования центральной нервной системы в системе нейронаук и смежных наук; Ø перспективами развития физиологии центральной нервной системы.
Быть компетентным Ø при использовании физиологических особенностей центральной нервной системы в смежных дисциплинах; Ø при анализе участия различных отделов центральной нервной системы в когнитивных процессах (восприятие, внимание, память), мотивационно-эмоциональной сфере, поведении в целом.

4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, (108 часов).

Количество часов по учебному плану

(очная форма обучения)

Всего 108 часа

Аудиторные занятия 52 часа, в том числе интерактивных занятий 10 часов

Самостоятельная работа 20 часов

№ п/п Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Всего Самостоят. работа тоят. работа Аудиторные занятия
Всего Лекционные Групповые (семинары) Лабораторные Конт. раб. Рефераты / эссе Курсов. раб/ проект Расчетно-графическая работа Зачет* Экзамен Контр. точки по мод.-рейтинг. системе
                             
1. 11 Предмет и задачи физиологии ЦНС. Принципы и методы физиологии ЦНС.                                        
2. Структурно-функциональ-ная характеристика нервной ткани.                                        
  Процессы возбуждения и торможения в ЦНС. Синапс.                                        
  Рефлекс как основнаяформа и функциональ-наяединица нервной деятельности.                                          
  Функциоль-нальное значение спинного мозга.                              
6. Функциональ-ное значение заднего мозга.                          
7. Функциональ-ное значение среднего мозга, ретикулярной формации.                          
8. Функциональ-ное значение промежуточ-ного мозга.                          
  Функциональ-ное значение лимбической системы, подкорковых ядер полушарий головного мозга.                          
  Функциональ-ная роль больших полушарий головного мозга.                          
  Физиология соматической ивегетативной нервных систем, влияние их на функцииорганизма. Нейрогумораль-ная регуляция.                          
Общая трудоемкость часы                               Экз    
з.е.                          
                               

 

Количество часов по учебному плану

(заочнаяя форма обучения)

Всего 108 часов

Аудиторные занятия 6 часов, в том числе интерактивных занятий 1 час

Самостоятельная работа 102 часа

№ п/п Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Всего Самостоят. работа тоят. работа Аудиторные занятия
Всего Лекционные Групповые (семинары) Лабораторные Конт. раб. Рефераты / эссе Курсов. раб/ проект Расчетно-графическая работа Зачет* Экзамен Контр. точки по мод.-рейтинг. системе
                             
1. 11 Предмет и задачи физиологии ЦНС. Принципы и методы физиологии ЦНС.                          
2. Структурно-функциональ-ная характеристика нервной ткани.                          
  Процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Синапс.                          
  Рефлекс как основ.форма и функц.единица нервной деятельности                          
  Функц. значение спинного мозга.                          
6. Функц. значение заднего мозга.                          
7. Функц. значение среднего мозга, ретикуляр. формации.                          
8. Функц. знач. промежуточ-ного мозга.                          
  Функц. значение лимбической системы, подкорковых ядер полушарий головного мозга.                          
  Функц. роль больших полушарий головного мозга.                          
  Физиол. Соматич. ивегетативной НС, влияние их на функцииорганизма. Нейрогуморальная регуляция.                          
Общая трудоем-кость часы                         Экз  
з.е.                          
                               

Количество часов по учебному плану

(вечерняя форма обучения)

Всего 108 часов

Аудиторные занятия 24 часа, в том числе интерактивных занятий 4 часа

Самостоятельная работа 84 часа.

№ п/п Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Всего Самос- тоят. работа Аудиторные занятия
Всего Лекционные Групповые (семинары) Лабораторные Конт. раб. Рефераты / эссе Курсов. раб/ проект Расчетно-графическая работа Зачет* Экзамен Контр. точки по мод.-рейтинг. системе
                             
1. 11 Предмет и задачи физиологии ЦНС. Принципы и методы физиологии ЦНС.                                                
2. Функцио-нальная характеристика нервной ткани.                                          
  Процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Синапс.                                            
  Рефлекс как основная форма и функциональ-ная единица нервной деятельности.                                            
5.     Функциональ-ное значение спинного мозга                                          
  Функциональ-ное значение заднего мозга.                          
7. Функциональ-ное значение среднего мозга, ретикулярной формации.                          
  Функциональ-ное значение промежуточно-го мозга.                            
9. Функциональ-ное значение лимбической системы, подкорковых ядер полушарий головного мозга.                            
10. Функциональ-ная роль больших полушарий головного мозга.                          
11.. Физиология вегетативной нервной системы и влияние ее на функции организма. Нейрогумо-ральная регуляция.                          
Общая трудоем-кость часы                                 Экз    
з.е.                          
                               

 

5. Содержание дисциплины

№ п/п Наименование тем дисциплины Содержание темы
Тема 1 Предмет и задачи физиологии ЦНС Принципы и методы физиологии ЦНС Методологические подходы к изучению курса физиологии ЦНС. Физиология ЦНС и практическая психология. Взаимодействие физиологии ЦНС с другими областями знаний. Принцип целостности, развития, системности, детерминизма. Исторические аспекты формирования методов исследования в физиологии. Классификация методов. Микроскоп и окрашивание нервных тканей. Эксперимент и стимулирование. Поведенческие методы. Биохимические методы. Физиологические концепции нервных процессов.
Тема 2 Функциональная характеристика нервной ткани. Электрические явления в возбудимых тканях. Современные представления о природе электрических явлений. Глиальные клетки и гематоэнцефалический барьер. Клеточная мембрана. Транспортная функция мембраны. Активный и пассивный транспорт. Установления разности потенциалов. Аксонный транспорт. Ионные каналы, их виды и функциональные особенности. Мембранный потенциал. Потенциал действия, изменение потоков натрия и калия в процессе генерации потенциала действия. Изменение возбудимости в различные фазы потенциала действия. Функции нервных клеток.
Тема 3 Процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Синапс. Сенсорные рецепторы: эффекторные и аффекторные рецепторы. Классификация сенсорных рецепторов по структурно-функциональной организации. Подразделение рецепторов в соответствии с органами чувств. Виды рецепторов в зависимости от вида воспринимаемого раздражителя. Рецепторы по расположению в организме. Свойства рецепторов. Кодирование силы раздражителя в рецепторе и афферентном нейроне. Физиология нервного волокна. Классификация нервных волокон. Нервные волокна: А, В и С. Свойства нервных волокон. Синапс - строение, функции. Медиаторы. Особенности проведения импульса в синапсе.
Тема 4 Рефлекс как основная форма и функциональная единица нервной деятельности.   Виды рефлексов по И.М. Сеченову. И.П. Павлов о регулирующих воздействиях ЦНС. Физиологические основания для классификации рефлексов. Время рефлекса. Центральная регуляция рефлексов. Современные представления о физиологии рефлекса. Координационная и интеграционная функции ЦНС.
Тема 5 Функциональное значение спинного мозга.   Особенности сегментарной иннервации спинного мозга. Афферентные и эфферентные волокна спинного мозга. Вставочные нейроны спинного мозга. Объем функций, осуществляемых спинным мозгом.
Тема 6 Функциональное значение заднего мозга. Морфофункциональная организация продолговатого мозга. Ядра продолговатого мозга: подъязычный (XII пара), добавочный (XI пара), блуждающий (X пара), языкоглоточный (IX пара) нервы. Варолиев мост - структура заднего мозга. Черепно-мозговых нервы Варолиевого моста: тройничный (V пара), отводящий (VI пара), лицевой (VII пара), предверно-улитковый, или слуховой (VIII пара). Функции и рефлексы Варолиева моста. Структурно-функциональная организация и связи мозжечка. Участие мозжечка в системе контроля висцеральных функций.
Тема 7 Функциональное значение среднего мозга, ретикулярной формации. Средний мозг – морфофункциональная характеристика. Жизненно важные центры безусловных рефлексов среднего мозга. Регуляция глазных движений ядрами глазодвигательного (III пара) и блокового (IV пара) черепно-мозговых нервов. Проводниковая функция среднего мозга. Ретикулярная (сетевидная) формация – топография, связи ретикулярной формации ствола мозга с ядрами черепно-мозговых нервов, с мозжечком, промежуточным мозгом и корой больших полушарий. Функции ретикулярной формации.
Тема 8 Функциональное значение промежуточного мозга.   Топографическая и функциональная структура промежуточного мозга - таламус и гипоталамус, эпиталамус. Морфофункциональная организация таламуса. Дифференцировка ядер, Морфофункциональная организация гипоталамуса. Морфофункциональная организация эпиталамуса.
Тема 9 Функциональное значение лимбической системы, подкорковых ядер полушарий головного мозга.   Связи лимбической системы с другими отделами мозга и внутри самой системы. Круг Пайпеца. Функции лимбической системы. Роль лимбической системы в формировании эмоций, в процессах сохранения памяти. Функциональные связи лимбической системы с кортексом и стволовыми структурами, образующими вместе систему координации висцеральных и соматических функций организма. Структурно-функциональная характеристика базальных ядер полушарий головного мозга. Разделение стриопаллидарной системы на древний палеостриатум и неостриатум. Полосатое тело - коллектор афферентных входов, идущих к базальным ганглиям. Бледный шар - сосредоточение эфферентных путей стриопаллидарной системы. Многозвенная связь между сенсомоторными и двигательными областями коры, осуществляемое через полосатое тело и бледный шар к таламусу. Роль базальных ганглий в регуляции движений и сенсомоторной координации. Участие полосатого тела в генерации медленных движений, подвергающихся коррекции со стороны сенсорной обратной связи, в создании программы целенаправленных движений с учетом доминирующей мотивации.
Тема 10 Функциональная роль больших полушарий головного мозга. Экранный принцип организации коры больших полушарий. Функции отдельных зон новой коры. Классификация нейронов коры. Горизонтальных слои коры. Физиологические особенности древней и старой коры больших полушарий. Вертикальные, внутрикортикальные горизонтальные связи коры. Цитоархитектонические поля коры больших полушарий по К. Бродману. Морфофункциональные особенности организация коры больших полушарий. Первичные, вторичные и третичные области. Сенсорные, моторные и проекционные зоны коры. Чувствительные, двигательные, зрительные, слуховые области, Ассоциативные зоны. Модульный принцип организации зон коры. Элементарные функциональные единицы коры – колонки. Представление о микроколонках и макроколонках. Морфофункциональная организация базальных (подкорковых) ядер головного мозга. Афферентные и эфферентные связи базальных ядер.
Тема 11. Физиология соматической и вегетативной нервных систем, влияние их на функции организма. Нейрогуморальная регуляция. Соматическая нервная система - особенности строения, центры, функции. Соматические компоненты реакции организма. Морфофункциональная организация вегетативной нервной системы. Принцип организации эфферентного звена вегетативных рефлексов. Характерные особенности строения эфферентных путей соматической, симпатической, парасимпатической и метасимпатической рефлекторных дуг. Аксон-рефлексы. Роль гипоталамуса, мозжечка, лимбической системы, ретикулярной формации и коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций. Автономный (вегетативный) тонус. Влияние автономной нервной системы на функции тканей и органов. Роль вегетативной нервной системы в приспособительных реакциях организма. Принцип гормональной регуляции деятельности организма.
       

Содержание теоретического курса

Тема 1. Предмет и задачи физиологии ЦНС. Принципы и методы физиологии ЦНС.

Предмет физиологии ЦНС, ее связь с другими науками Методологические подходы к изучению курса физиологии ЦНС. Физиология ЦНС и практическая психология. Взаимодействие физиологии ЦНС с другими областями знаний. Принцип целостности, развития, системности, детерминизма. Исторические аспекты формирования методов исследования в физиологии.

 

План семинарских занятий

Тема 1. Предмет и задачи физиологии ЦНС. Принципы и методы физиологии ЦНС.

История развития физиологии ЦНС. Период отдельных открытий (принципиальная роль работ У.Гарвея, Р.Декарта). Становление и развитие физиологии в XIX-XX вв. (И.Мюллер, К.Бернар, К.Людвиг, З. Дюбуа - Раймон, Г.Гельмгольц. Ф. Мажанди, Н.Е. Введенский, А.А. Ухтомский, А.Ф. Самойлов, Л.А. Орбели, П.К. Анохин и др.). Социальная значимость современной физиологии. Виды физиологических экспериментов: острый, хронический, на изолированной клетке, аналитические методы, их разновидности, нейрокибернетический и нейропсихологический методы.

 

Образовательные технологии

1. Мультимедийные презентации;

2. Показ видеороликов.

3. Показ фильма.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Проиллюстрировать связь физиологии ЦНС с другими науками.

2. Составить тесты по теме «Виды физиологических экспериментов»

Формы контроля самостоятельной работы студентов.

1. Фронтальный опрос

2. Проверить выполнение самостоятельной работы

Образовательные технологии

1. Мультимедийные презентации;

2. Показ видеороликов.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Проиллюстрировать основные характеристики нервных тканей - раздражимость и возбудимость.

2. Представить в виде графика фазы потенциала действия.

3. Схематически проиллюстрировать изменение потоков натрия и калия в процессе генерации потенциала действия.

Формы контроля самостоятельной работы студентов

1. Защита рефератов /презентаций/

2. Проверка выполнения самостоятельной работы.

3. Фронтальный опрос.

Образовательные технологии

1. Мультимедийные презентации.

2. Показ видеороликов.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Зарисовать строение синапса.

2. Продемонстрировать на примерах классификацию рецепторов в соответствии с органами чувств.

3. Проиллюстрировать принципы работы нервных центров.

Формы контроля самостоятельной работы студентов

1. Проверка выполнения самостоятельной работы.

2. Индивидуальный опрос.

Устный опрос

Ответить на вопросы

1. Что такое безусловный рефлекс.

2. Чем отличается простая рефлекторная дуга от полисинаптической рефлекторной дуги.

3. Что называют латентным периодом рефлекса.

4. Чем отличается условный рефлекс от безусловного.

5. Как классифицируют условные рефлексы.

6. Что такое патологический рефлекс.

7. Что такое условный рефлекс.

8. Перечислите виды рефлексов в зависимости от расположения нервных центров рефлекторной дуги в ЦНС.

9. Какие бывают раздражители по отношению к рецепторам, его воспринимающим.

10. Какие условия необходимы для того, чтобы «сработал» рефлекс.

11. Назовите автора, впервые давшего классификацию безусловных рефлексов.

12. Что может быть причиной возникновения патологического рефлекса.

Литература основная:

1. Михайлова, Н.Л. Физиология центральной нервной системы: учебное пособие /Н.Л. Михайлова, Л.С. Чемпалова. – Ульяновск: УлГУ, 2010. С. 164

2. Чурилова Т.М. Физиология центральной нервной системы: Учебное пособие. /Т.М Чурилова - Ставрополь.: СКСИ, 2005. С. 264

Электронные ресурсы:

1. http://www.scorcher.ru/neuro/neuro_sys/0/localhost/neuro/science/base/base233b0.htm

2. http://fiziologiya.info/nozdrachev-kniga-pervaya/soderzhanie-2.html

3. http://www.bibliotekar.ru/447/59.htm

4. http://medic-books.net/fiziologiy/356-osnovy-nejrofiziologii-shulgovskij-vv.html

5. http://medbookaide.ru/books/fold1002/book2105/p5.php

6. http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychophysiology/10.html

7. http://www.scorcher.ru/neuro/neuro_sys/0/localhost/neuro/science/base/base233b0.htm

8. http://images.google.ru/imgres.imgurl=http

Литература дополнительная:

1. Алейникова, Т. В. Физиология центральной нервной системы: Учеб.пособие /Т. В. Алейникова, В. Н. Думбай, Г. А. Кураев, Ростов н/Д: Феникс, 2000. С. 384

2. Богданов А.В. Физиология центральной нервной системы: Курс лекций. - /А.В Богданов. М.: Изд-во УУРААО, 2002. С 394

3. Проничев, И. В. Физиология ЦНС [Электронный ресурс], 2003. - ЛВС филиала, 2003. С 293

4. Смирнов, В.М. Физиология центральной нервной системы: /В.М Смирнов., В.Н. Яковлев Учеб. пособие.- М.: Издат. центр "Академия", 2004. С 352

 

Семинар 5. Тема: Функциональное значение спинного мозга.

Цель: Дать основные представления о функциональном значении спинного мозга.

Вопросы для обсуждения:

1. Проводниковые функции спинного мозга

2. Вставочные нейроны спинного мозга.

3. Объем функций, осуществляемых спинным мозгом.

4. Рефлекторная функция спинного мозга.

Темы докладов /мультимедийных презентаций/:

1. Спинной мозг. Особенности сегментарной иннервации спинного мозга. Центры двигательных рефлексов.

2. Восходящие и нисходящие проводящие пути (афферентные и эфферентные волокна) спинного мозга.

3. Проводниковая и рефлекторная деятельность спинного мозга.

Образовательные технологи

1. Мультимедийные презентации.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Зарисовать схему строения спинного мозга с локализацией афферентных и эфферентных волокон, вставочных нейронов, восходящих и нисходящих путей спинного мозга.

2. Зарисовать рефлекторную дугу спинного мозга и обозначить ее составляющие.

3. Перечислить объем функций, осуществляемых спинным мозгом.

Формы контроля самостоятельной работы студентов

1. Защита рефератов /презентаций/.

2. Проверка выполнения самостоятельной работы.

3. Индивидуальный опрос

Образовательные технологи

1. Мультимедийные презентации.

2. Показ видеороликов.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Перечислить функции Варолиева мости.

2. Перечислить функции мозжечка.

3. Перечислить функции ретикулярной формации.

4. Представить в виде таблицы основные морфофункциональные характеристики отделов заднего мозга.

Формы контроля самостоятельной работы студентов

1. Защита рефератов /презентаций/.

2. Проверка выполнения самостоятельной работы.

3. Индивидуальный опрос

Образовательные технологи

1. Мультимедийные презентации.

2. Показ видеороликов.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Перечислить объем функций среднего мозга.

2. Перечислить функции ретикулярной формации.

3. Схематично представить связи среднего мозга.

4. Схематично представить связи ретикулярной формации.

Формы контроля самостоятельной работы студентов

1. Защита рефератов /презентаций/.

2. Проверка выполнения самостоятельной работы.

3. Индивидуальный опрос

Образовательные технологи

1. Мультимедийные презентации.

2. Показ видеороликов.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Перечислить объем функций, осуществляемых таламусом.

2. Перечислить основные функции, осуществляемые гипоталамусом.

3. Схематически изобразить основные связи таламуса.

4. Схематически изобразить основные связи гипоталамуса.

Формы контроля самостоятельной работы студентов

1. Защита рефератов /презентаций/.

2. Проверка выполнения самостоятельной работы.

3. Индивидуальный опрос

Образовательные технологи

1. Мультимедийные презентации.

2. Показ видеороликов.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Перечислить функции лимбической системы мозга.

2. Схематически представить связи лимбической системы с другими отделами головного и спинного мозга.

3. Перечислить основные функции подкорковых ядер полушарий головного мозга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.0.157 (0.16 с.)