Сутра Полного Осознавания дыхания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сутра Полного Осознавания дыхания



СУТРА ПОЛНОГО ОСОЗНАВАНИЯ ДЫХАНИЯ

С комментариями

Тхить Ньят Ханя

Перевод с английского А.В.Гаврилова

(Из сборника "Буддизм в переводах", Спб.,1991г.)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

СУТРА ПОЛНОГО ОСОЗНАВАНИЯ ДЫХАНИЯ........................................................................................ 1

Часть 1.................................................................................................................................................................. 2

Часть 2.................................................................................................................................................................. 4

Часть 3.................................................................................................................................................................. 6

Часть 4.................................................................................................................................................................. 7

Часть 5.................................................................................................................................................................. 8

Часть 6.................................................................................................................................................................. 9

Тхить Ньят Хань................................................................................................................................................ 10

КОММЕНТАРИЙ НА СУТРУ.......................................................................................................................... 10

Часть 1................................................................................................................................................................ 10

Краткий исторический обзор........................................................................................................................ 10

Часть 2................................................................................................................................................................ 13

Краткое изложение содержания.................................................................................................................. 13

Часть 3................................................................................................................................................................ 14

Анализ содержания сутры............................................................................................................................. 14

Часть первая. Сцена................................................................................................................................... 14

Часть вторая. Шестнадцать методов...................................................................................................... 14

Часть третья. Четыре Основы Осознанности....................................................................................... 17

Часть четвертая. Семь Факторов Пробуждения.................................................................................. 17

Часть пятая. Освобождение...................................................................................................................... 18

Часть шестая. Заключение........................................................................................................................ 18

Часть 4................................................................................................................................................................ 19

Взгляд на практику........................................................................................................................................... 19

Часть 5................................................................................................................................................................ 23

Методы практики.............................................................................................................................................. 23

Первая практика Полного Осознавания: Следование дыханию в повседневной жизни - устранение забывчивости и ненужного блуждания ума (методы 1 - 2)........................................ 24

Вторая практика Полного Осознавания: Осознание тела (метод 3).............................................. 25

Третий объект Полного Осознавания: Реализация единства тела и ума (метод 4).................. 26

Четвертый предмет Полного Осознавания: Источник радости медитации (методы 5 - 6)...... 27

Пятый объект Полного Осознавания: Наблюдение чувств (методы 7 - 8)................................... 28

Шестой объект Полного Осознавания: Работа и освобождение ума (методы 9 - 12)............... 29

Седьмой объект Полного Осознавания Дыхания: Наблюдение с целью открытия подлинной природы всех дхарм (методы 13 - 16)..................................................................................................... 30

ПРИМЕЧАНИЯ................................................................................................................................................. 34

Об авторе....................................................................................................................................................... 34

Часть 1

 

Это то, что я слышал:

В момент, когда Будда останавливался в Саваттхи[1] в Восточном парке со многими хорошо известными и продвинутыми учениками, [там были] Шарипутра, Маха-Маггалана, Маха-Кассапа, Маха-Коттхита, Маха-Каччаяна, Маха-Чунда, Ануруддха, Ревата и Ананда, старшие бхикшу[2] в общине старательно обучали бхикшу, не знавших эту практику. И имели различное количество учеников, кто - 10, кто - 20, а некоторые 30 и 40. И, таким образом, бхикшу, ранее не знакомые с практикой, постепенно достигли большого успеха.

Той ночью в полную луну была проделана Паварана [церемония][3] для того, чтобы отметить конец уединения дождливого периода. Будда Совершенный сидел на открытом воздухе, и его ученики – бхикшу собрались вокруг него. Оглядев всех собравшихся, он начал говорить: "Благословенные бхикшу, мне приятно видеть плоды ваших успехов в вашей практике и я знаю, что вы можете иметь даже больший успех, и то, чего вы не достигли, вы достигнете, и то, что вы не реализовали, вы реализуете полностью. И для того, чтобы вас поддержать, я останусь здесь до следующего полнолуния"[4].

И когда они услышали, что Будда собирается остаться в Саваттхи еще один месяц, бхикшу со всей страны стали собираться, чтобы учиться у него. Старшие, более продвинутые бхикшу, продолжали наставлять менее осведомленных в практике еще более старательно. Некоторые наставляли 10 учеников, некоторые - 20, некоторые 30 и 40 учеников. С их помощью новые бхикшу смогли постепенно продолжить свое совершенствование и увеличить понимание. И когда настал следующий день полной луны, Будда стал на открытом воздухе и, оглядев присутствующих, начал говорить: "Благословенные бхикшу, наша община чиста и хороша. В своем сердце она без бесполезной и хвастливой болтовни и поэтому она заслуживает принятия подношений и увеличения своих заслуг[5]. Такая община редка, и любой странствующий, ищущий ее, не важно, каким образом, найдет ее ценной.

О бхикшу, есть бхикшу на этом собрании, которые уже реализовали плод Архатства[6], разрушив все корни страданий[7], отложив в сторону все ноши и достигнув правильного понимания и освобождения.

Есть такие бхикшу, кто уже отрезал первые пять пут[8] и реализовал плод невозвращения в круг рождения и смерти[9]. Есть также и те, кто отбросил первые три путы и реализовал плод возвращения еще один раз[10]. Они вырвали корни жадности, ненависти и невежества, и им нужно будет вернуться в круг рождения и смерти еще раз. Есть также и те, кто отбросил три путы и достиг плода, входящего в поток[11], направляясь постепенно к просветленному состоянию[12]. Есть также те, кто практикует Четыре Правильных Усилия[13], и те, кто практикует Четыре Основы Успеха[14]. Есть также и те, кто практикует Пять Способностей[15], те, кто практикует Пять Сил[16], кто практикует Семь факторов Пробуждения[17] и те, кто практикует Благородный Восьмеричный Путь[18]. Есть также и те, кто практикует Любящую Доброту, Сострадание[19], те, кто практикует Девять Созерцаний[20], и те, кто практикует Наблюдение Преходящности. Есть также бхикшу, уже практикующие Полное Осознавание Дыхания".

 

Часть 2

 

"О бхикшу, метод полного осознавания дыхания, если практиковать его постоянно, даст большую награду и принесет большую пользу. Это приведет к успеху в практике Четырех Основ Осознанности. Если метод четырех основ осознанности развит и практикуется постоянно, это приведет к успеху в практике Семи Факторов Пробуждения. Если развиты семь факторов пробуждения и практикуются постоянно, то это приведет к Пониманию и Освобождению Ума.

Что же это за путь развития и постоянной практики - метод Полного Осознавания Дыхания, который ведет к награде и дает большую пользу? Это, бхикшу, как если бы практикующий шел через лес и, если под деревом или в другом пустынном месте, сел бы неподвижно в позу лотоса, держа тело совершенно прямым. Вдыхая, он знает, что вдыхает и, выдыхая, он знает, что выдыхает".

1. Вдыхая длинным вдохом, он знает: "Я вдыхаю длинным вдохом". Выдыхая длинным выдохом, он знает: "Я выдыхаю длинным выдохом". Так он практикует.

2. Вдыхая коротким вдохом, он знает: "Я вдыхаю коротким вдохом". Выдыхая коротким выдохом, он знает: "Я выдыхаю коротким выдохом". Так он практикует.

3. "Я вдыхаю и осознаю все мое тело. Я выдыхаю и осознаю все мое тело". Так он практикует.

4. "Я вдыхаю, и все мое тело становится тихим и мирным. Я выдыхаю, и все мое тело становится тихим и мирным". Так он практикует.

5. "Я вдыхаю и чувствую радость. Я выдыхаю и чувствую радость"[21]. Так он практикует.

6. "Я вдыхаю и чувствую счастье. Я выдыхаю и чувствую счастье". Так он практикует.

7. "Я вдыхаю и осознаю активность ума во мне. Я выдыхаю и осознаю активность ума во мне". Так он практикует.

8. "Я вдыхаю и привожу активность ума во мне к покою и миру. Я выдыхаю и привожу активность ума во мне к покою и миру". Так он практикует.

9. "Я вдыхаю и осознаю мой ум. Я выдыхаю и осознаю мой ум". Так он практикует.

10. "Я вдыхаю и делаю мой ум счастливым и мирным. Я выдыхаю и делаю мой ум счастливым и мирным". Так он практикует.

11. "Я вдыхаю и концентрирую мой ум. Я выдыхаю и концентрирую мой ум". Так он практикует.

12. "Я вдыхаю и освобождаю мой ум. Я выдыхаю и освобождаю мой ум". Так он практикует.

13. "Я вдыхаю и наблюдаю преходящую природу всех дхарм. Я выдыхаю и наблюдаю преходящую природу всех дхарм"[22]. Так он практикует.

14. "Я вдыхаю и наблюдаю исчезновение всех дхарм. Я выдыхаю и наблюдаю исчезновение всех дхарм"[23]. Так он практикует.

15. "Я вдыхаю и созерцаю освобождение. Я выдыхаю и созерцаю освобождение"[24]. Так он практикует.

16. "Я вдыхаю и созерцаю оставление всего. Я выдыхаю и созерцаю оставление всего"[25]. Так он практикует.

Практикующий Полное Осознавание Дыхания, если он развивается и практикуется постоянно в соответствии с этими наставлениями, будет вознагражден сторицей и получит большую пользу.

 

Часть 3

 

Каким образом следует развивать и постоянно практиковать Полное Осознание Дыхания, чтобы была польза в практике Четырех Основ Осознанности?

"Когда практикующий вдыхает или выдыхает длинным или коротким дыханием, осознавая свое дыхание или все тело, или осознавая, что он приводит все свое тело к покою и миру, ясно осознавая свое состояние, которое превыше привязанности или отвращения к этой жизни, в этом случае дыхание с полным осознаванием относится к первому Основанию Осознанности, а именно - к телу.

Когда практикующий вдыхает или выдыхает и чувствует радость или чувствует счастье, в этот момент он мирно пребывает в наблюдении чувств в чувствах, упорно, полностью осознанно. Ясно понимает свое состояние, выйдя за пределы всех привязанностей и отвращений в этой жизни, в этом случае дыхание с полным осознаванием относится ко второму Основанию Осознанности, а именно - к чувствам.

Когда практикующий вдыхает или выдыхает с осознаванием ума или, приводя ум к спокойствию и миру, для того чтобы собрать ум в концентрации или освободить его, в этот момент он мирно пребывает в наблюдении ума в уме, упорно, полностью осознанно. Ясно понимает свое состояние, выйдя за пределы всех привязанностей и отвращений в этой жизни. Без полного осознавания дыхания не может быть развития созерцательной стабильности и понимания.

Когда практикующий вдыхает и выдыхает и созерцает существующее непостоянство или существующее исчезновение всех дхарм, или освобождение или оставление всего, в этот момент он мирно пребывает в осознанности объектов ума, настойчиво полностью осознавая, ясно понимая свое состояние, выйдя за пределы всех привязанностей и отвращений в этой жизни.

Практика Полного Осознавания Дыхания, если она развивается и практикуется постоянно, приведет к совершенству Четырех Основ Осознанности".

 

Часть 4

 

"Однако, если они развиты и практикуются, Четыре Основы Осознанности приведут к совершенству пребывания в Семи Факторах Просветления. Каким же это образом?

Если практикующий может поддерживать непрерывно практику наблюдения за телом в теле, чувствами в чувствах, умом в уме и объектами ума в уме, настойчиво полностью осознавая, ясно понимая свое состояние, выйдя за пределы всех привязанностей и отвращений в этой жизни с равной, прочной и невозмутимой созерцательной стабильностью, он достигнет первого фактора Просветления, а именно - Полного Внимания. Когда же этот фактор развит, это приведет к совершенству.

Когда практикующий может пребывать в медитативной стабильности без перерыва и может исследовать каждую дхарму, каждый объект ума, который поднимается, тогда второй фактор Просветления будет зарожден и развит в нем - фактор Исследования Дхарм. Когда же этот фактор развит, это приведет к совершенству.

Когда практикующий может наблюдать и исследовать каждую дхарму непрерывно, упорно и настойчиво, не отвлекаясь, третий фактор Просветления будет зарожден и развит в нем - фактор Энергии. Когда же этот фактор развит, это приведет к совершенству.

Когда практикующий достиг стабильного, нерушимого пребывания в потоке практики, четвертый фактор Просветления будет зарожден и развит в нем - фактор Восторга, который за пределами этого мира[26]. Когда же этот фактор развит, это приведет к совершенству.

Когда практикующий может пребывать в ничем не нарушаемом состоянии Восторга, он наполнит свой ум легкостью и миром. С этого момента пятый фактор Просветления будет зарожден и развит в нем – фактор Легкости и Полноты мира. Когда же этот фактор развит, это приведет к совершенству.

Когда тело и ум легки и пребывают в мире, практикующий может легко войти в сосредоточение. С этого момента шестой фактор Просветления будет зарожден и развит в нем - фактор Сосредоточения. Когда же этот фактор развит, это приведет к совершенству.

Когда практикующий пребывает в глубоком покое, он отсечет различение и сравнение[27]. С этого момента реализован и развит в нем седьмой фактор Просветления - фактор Равностности[28]. Когда же этот фактор развит, это приведет к совершенству. Так, если Четыре Основания Осознанности развиваются и практикуются постоянно, то будет достигнуто совершенное пребывание в Семи Факторах Просветления".

 

Часть 5

 

"Как Семь Факторов Просветления, если они развиваются и практикуются постоянно, будут вести к совершенному достижению и истинному пониманию и полному освобождению?

Если практикующий следует пути Семи Факторов Просветления, живя в тихом уединении, наблюдая и созерцая затухание дхарм, он разовьет способность оставления всего. Это будет результатом следования Пути Семи Факторов Просветления и приведет к совершенному достижению и истинному пониманию и полному освобождению".

 

Часть 6

 

Это есть то, что сказал Просветленный (Будда), и все собравшиеся выразили восхищение и благодарность, услышав его учение.

Тхить Ньят Хань
КОММЕНТАРИЙ НА СУТРУ
Часть 1
Краткий исторический обзор

 

Сутра полного осознавания дыхания, представленная выше, является переводом Анапанасати Сутты[29]. В китайской Трипитаке есть раздел "Большая Анапана Сутта" (Да аньбань шоу и цзин), но не "Простая Анапана сутта" (Аньбань шоу и цзин)[30]. Обычно если в Каноне какой-то текст назван "Большим", то это значит, что данный текст представляет собой расшифрованную версию оригинала, причем это увеличение его объема произошло в ходе его устной передачи или переписывания. Поэтому писание, не содержащее слова "Большой" в заголовке, вероятно, ближе к словам, сказанным Буддой. "Да аньбань шоу и цзин"[31] связан с именем Ань Шигао, парфянина по рождению, пришедшего в Китай при династии Поздняя Хань и переведшего этот текст. Предисловие к нему написано учителем Танг Хоем[32]. Этот текст кажется отличным от Анапанасати и, вероятно, является комментарием к нему, а не только более пространным и витиеватым ее пересказом. В конце текста резчик[33] к нему написал: Судя по стилю сутры, переводчик допустил ошибку: оригинальный текст и комментарии так переплетены, что невозможно их отличить".

Мы думаем, что оригинальный перевод с санскрита (или пракрита) на китайский был утерян. В китайской Трипитаке есть комментарий, который напечатан после текста сутры. И он не начинается словами, которыми обычно начинается сутра: "Это то, что я слышал". В соответствии с предисловием Танг Хоя лицом, ответственным за аннотацию и комментарий, был Чэнь Хуэй, и Танг Хой не участвовал в работе, корректуре и редакции.

Чэнь Хуэй был учеником учителя Ань Шигао, который прошел путь от Лояна до Дзяочжей (в настоящее время Вьетнам) вместе с двумя своими учениками Гань Линем и Би Е. Возможно, они принесли с собой оригинальный перевод Анапана Сутты. Комментарий и предисловие были написаны Танг Хоем[34] во Вьетнаме в 229 г.

Танг Хой родился во Вьетнаме. Родители его были торговцами из Согдии, пришедшими во Вьетнам и поселившимися здесь. Танг Хой стал монахом и учился санскриту и китайскому. Перед своим путешествием в царство У в южном Китае в 255 г. он стал учиться Дхарме во Вьетнаме и переводил многие тексты на китайский. Он умер в королевстве У в 288 г.

В китайской Трипитаке много других сутр по полному осознаванию дыхания: "Цзэн и ахань" (Экоттарагама), раздел "Осознанность Дыхания", книги 7 и 8[35]; сутра Сю син Дао, книга 5, раздел 23, "Счет Дыханий"[36], В обоих этих текстах мы обнаруживаем простой и естественный дух Анапанасати Палийского канона.

Сутра, приведенная здесь, была переведена с английского, на который она была переведена с оригинала Анапанасати сутты Палийской Трипитаки. Во многих странах традиции Махаяны Анапанасати сутты (Полное осознавание Дыхания) и Сатипаттана сутты (Четыре Основания Осознанности) недоступны для изучения. Эти два текста являются основными для практики медитации, и автор этих комментариев считает важным восстановить их значение во всех местах обучения и медитации.

Полное Осознавание Дыхания и Четыре Основы Осознанности относятся к наиболее важным текстам южных школ буддизма. Многие монахи учили эти тексты наизусть. Автор надеется, что эти две сутры появятся снова для изучения в северных школах буддизма; хотя дух этих сутр отражается и наблюдается в текстах Махаяны, все же лучше непосредственно с ними познакомиться.

Это фундаментальные тексты медитации, которые изучались и практиковались во времена Будды. Если вы поймете сущность этих сутр, вы будете иметь более глубокое понимание сутр, считающихся махаянскими, точно так же, как мы, увидев корни и ствол дерева, лучше понимаем суть его листьев и ветвей. Из этих двух сутр мы можем видеть, что практиковавшие медитацию во времена Будды не имели дела с Четырьмя Медитативными Состояниями[37] и Четырьмя Бесформенными Концентрациями[38]. Четыре Медитативных Состояния являются ментальными состояниями, в которых практикующий отбрасывает сферу желаний и входит в сферу форм и, т.к. его или ее ум остается полностью пробужденным, пять чувственных восприятий больше не возникают. Существуют четыре состояния прогресса (также называемых Четыре Поглощения), за которыми следуют Четыре Концентрации, лишенные форм. Эти состояния медитации, в которых практикующий уже отбросил сферу форм и вошел в бесформенную сферу:

1) сфера безграничного пространства;

2) сфера безграничного сознания;

3) сфера отсутствия материальности;

4) сфера, где нет "восприятия" и "невосприятия".

Имеются редкие ссылки в других сутрах Южных и Северных школ на Четыре Медитативные Состояния и на Четыре Безобразные Концентрации. И только в этих двух основных сутрах (Полное Осознавание Дыхания и Четыре Основы Осознанности) таковых нет.

Таким образом, мы можем заключить, что Четыре Медитативных Состояния и Четыре Безобразные Концентрации были канонизированы после смерти Будды, возможно, под влиянием ведических и других школ йогической медитации, не относящихся к буддизму. Поэтому мы можем заключить, что в соответствии с Анапанасати и Сатипаттана сутрами реализация Четырех Медитативных Состояний и Четырех Безобразных Концентраций не является обязательной. Будущие поколения исследователей должны различать как можно четче разницу между основными фундаментальными медитативными практиками буддизма (Северными или Южными) и элементами, которые были привнесены из других традиций.

Анализируя их содержание, мы можем видеть, как Анапанасати и Сатипаттана сутры прекрасно сочетаются друг с другом. В течение 2500 лет истории буддизма все поколения последователей Будды с почтением относились к этим работам и не приукрашивали их (что они проделывали со многими другими текстами). Анапанасати сутта была известна во Вьетнаме еще во II в., после чего вьетнамский буддизм попал под влияние Северных школ, и к этой сутре следует относиться, как к наиболее важной в связи с ее древностью.

Настало время, чтобы эта сутра заняла достойное место в традиции практики медитации.

 

Часть 2
Краткое изложение содержания

 

Шестнадцать различных методов вдохов и выдохов в сочетании с Четырьмя Основами Осознанности являются сущностью сутры Полного Осознавания Дыхания.

Дыхание - это средство пробуждения и поддержания полного внимания для того, чтобы иметь глубокое продолжительное видение природы вещей и достичь освобождения. Все, что существует, может быть помещено в одну из Основ Осознанности, а именно - в тело, чувства, ум и объекты сознания.

Сказать "все дхармы" - это все равно, что сказать "объекты психики". Хотя все дхармы делятся на четыре класса, в действительности они едины, потому что Четыре Основы Осознанности являются объектами психики. Шестнадцать методов дыхания могут быть разделены на четыре группы по четыре метода в каждой. Первая группа использует тело как объект Полного Осознавания, вторая использует чувства, третья - психику и четвертая – объекты психики. После объяснения шестнадцати методов Полного Осознавания Дыхания Будда говорил о Четырех Основах Осознанности и Семи Факторах Пробуждения. Он напоминает нам, что если методы Полного Осознавания Дыхания практикуются постоянно, они приведут к успешному достижению Семи Факторов Пробуждения. Будда в деталях говорит о Четырех Основах Осознанности в Сатипаттана Сутте. Семь Факторов Пробуждения обсуждались снова в Анапана Сутте и других сутрах. Главный же момент этой сутры заключается в том, что практика Полного Осознавания Дыхания сочетается с практикой Четырех Основ Осознанности.

 

Часть 3
Анализ содержания сутры

 

Сутра Полного Осознавания Дыхания может быть разделена на шесть частей.

 

Часть первая. Сцена.

 

Первая часть сутры описывает обстоятельства, при которых Будда проповедовал. Мы говорили об общине последователей в то время, как он проповедовал в Восточном парке, с многочисленными деревьями, весьма протяженном, и расположенном как раз напротив города Саваттхи.

Число монахов, находившихся в то время с Буддой, превосходило 400. Старшие монахи обучали по 10, 20, 30 или 40 молодых монахов. Каждое утро после медитации монахи ходили в город вместе с чашами в руках для сбора подаяния. Перед полуднем, когда солнце было в зените, они возвращались к себе принять пищу. Время от времени они все приглашались на обед в царский дворец или в дом богатого вельможи, или того, чей дом мог вместить так много монахов. Бедные домохозяева поджидали монахов для того, чтобы сделать им подношения. Были также и люди, которые приносили пищу к месту медитации для всей общины. Будда и его последователи принимали пищу только один раз в день перед полуднем. Еду в центре не готовили. Монахи не занимались похоронными ритуалами и не молились за здоровье больных людей, как это делается сейчас во многих странах. Вместо этого они давали краткие наставления своим попечителям до или после принятия пищи, которую они им подносили.

Они говорили ясно и доходчиво, потому что они жили целостной жизнью, вводя обучение в практику. Во время полуденной жары Будда учил своих учеников в тени деревьев. Иногда он делал это и при свете луны, как это и было в случае этой сутры. Будда первоначально объяснял аспекты практики Полного Осознавания Дыхания несколько раз (мы знаем, что было много учеников уже практикующих это), но в этот вечер он, вероятно, в первый раз изложил весь метод систематично и полно.

Он, вероятно, выбрал для проповеди этот вечер, поскольку присутствовало одновременно много бхикшу со всей страны, включая и большое число вновь примкнувших учеников. Многие присутствовали здесь, поскольку завершили уединение сезона дождей на месяц раньше, чем монахи, прибывающие для уединения в общину Восточного парка.

В том году уединение Будды и его учеников было продлено на месяц до четырех месяцев, таким образом, создалась возможность для его последователей со всей страны собраться вместе. В вечер, когда Будда излагал Сутру Полного Осознавания Дыхания, присутствовало около 1000 бхикшу.

 

Часть пятая. Освобождение.

 

В пятой части, очень короткой по размеру, Будда напоминает нам, что Семь Факторов Пробуждения, если они правильно практикуются, приведут к правильному пониманию и освобождению.

 

Часть шестая. Заключение.

 

Шестая часть - это заключительное слово сутры. Такое заключение обычно имеется в конце каждой сутры.

 

Часть 4
Взгляд на практику

 

Ни в Сутре Полного Осознавания Дыхания, ни в Сутре Четырех Основ Осознанности не упоминается метод счета дыханий. Нет также и упоминания о Шести Чудесных Дверях Дхармы: счете, следовании, остановке, наблюдении, возвращении и успокоении. Также нет никаких ссылок и на (признак) медитации, Четыре Медитативных Состояния и Четыре Безобразные Сосредоточения. Эти учения, вероятно, были развиты позднее, для того чтобы ученики разных уровней смогли ими воспользоваться. Мы не собираемся их критиковать за то, что они были созданы в более позднее время, каждый может вынести свою собственную оценку и убедиться, как хорошо они работают[40]. Счет - это прекрасный метод для начинающих. Вдыхая, считаем "один", выдыхая, считаем "один". Снова вдыхая, считаем "два", выдыхая, считаем "два". Продолжаем до десяти и затем снова от единицы до десяти, Если в какое-то время мы забываем, где находимся, - снова начинаем с единицы. Метод счета помогает нам избавиться от беспокоящих мыслей, вместо этого мы сосредоточиваемся на дыхании и счете. Когда мы разовьем определенный контроль над нашим мышлением, счет может стать обременительным, и мы можем отойти от него и следовать только самому дыханию. Это называется "следование".

Хорошо известные комментарии, такие как Патисамбхида Магга (Путь Непоколебимости) и Висуддхи Магга (Путь Очищения) учат, что, когда мы вдыхаем, мы должны концентрироваться на ноздрях в месте, где воздух входит и покидает тело. Это как если бы мы, распиливая бревно, смотрели на место соприкосновения пилы с бревном, а не на зубья пилы, мы удерживаем внимание на ноздрях, а не на воздухе, проходящем через тело. Многие комментаторы отмечают, что если вы следите за дыханием, входящим в тело, тогда объект вашего внимания не является простым объектом и сосредоточение будет затруднено. Поэтому говорят, что слова "все тело" в третьем методе означает все тело дыхания, а не все тело практикующего. Если мы исследуем сутру, мы увидим, что их объяснения не вполне правильны. В третьем дыхательном методе объектом внимания является не только дыхание. Это все тело практикующего, таким же образом, как и в седьмом методе объектом являются все чувства и объектом девятого метода является вся психика.

В четвертом методе ("Я вдыхаю и привожу все мое тело к спокойствию и миру") выражение "все тело" не может означать также только все тело дыхания.

Все четыре подготовительных метода берут физическое тело как объект, поскольку тело - это первая из Четырех Основ Осознанности. Даже если в первых двух методах объектом является только дыхание, которое включает тело, поскольку дыхание - это часть физического организма, в третьем и четвертом методах все физическое тело является объектом.

Смысл комментариев, таких, как Патисамбхида Магга (Путь Непоколебимости), написанный Маханамой, Вимутти Магга (Путь Освобождения), написанный Упатиссой, Висуддхи Магга (Путь Очищения), написанный Буддхагхошей, заключается в предпочтительности концентрации внимания на кончике носа, а не на следовании за дыханием по мере его вхождения в тело, поскольку, как они говорят, если "психологические факторы" следуют дыханию в теле, то практикующий будет рассеян и не сможет войти в Четыре Медитации.

Вимутти Магга была написана в конце IV в., а Патисамбхида Магга в начале V в., Висуддхи Магга несколько позднее. Все три текста делают упор на остановку (Шаматха) как на предварительное необходимое условие для наблюдения (випашьяна). Здесь остановка означает Четыре Медитации и Четыре Безобразные Концентрации. Если практикующий сфокусирует свой ум на кончике своего носа и осознает момент контакта воздуха в месте его вхождения в тело (точно так же, как столяр смотрит только на то место, где зубья пилы входят и выходят из дерева), постепенно его грубое неровное дыхание становится тонким и едва заметным, и тогда всякое различение исчезнет. С этого момента проявится признак (касина) легкий, как комок хлопка, принося чувство свежести, легкости и удобства, подобное дуновению прохладного ветерка. Если он следует этому признаку, он войдет в сосредоточение, первую из четырех медитаций.

За первой медитацией следуют второе, третье и четвертое медитативные состояния. В каждом состоянии медитативного сосредоточения пять органов чувств не функционируют, в то время как ум практикующего ясен и осознающ.

После Четырех Концентраций приходят Четыре Безобразные Концентрации: сфера безграничного пространства, сфера безграничного сознания, сфера, где нет ничего, и сфера, где нет ни восприятия, ни невосприятия.

Нам нужно проследить, насколько йогические системы Упанишад повлияли на буддийскую медитацию. Перед тем как Будда Шакьямуни реализовал Путь, он обучался у многих брахманских йогов, от которых узнал о Четырех Медитациях и Четырех Безобразных Концентрациях. Испытав их, он отметил, что концентрации, подобные "сфере, где нет материального" и "сфере, где восприятие и невосприятие больше не применимы", которым учили учителя Арада Калама и Удрака Рамапутра, не могут привести к окончательному освобождению. Как мы видели, он не упомянул о Четырех Медитациях и Четырех Безобразных Концентрациях в Анапанасати и Сатипаттана - двух основных сутрах по медитации. Поэтому мы должны заключить, что практики Четырех Медитаций и Четырех Безобразных Концентраций не являются необходимыми для получения плода от практики - Пробужденного Сознания.

Методы осознанности, проповеданные Буддой в Сутре Четырех Основ Осознанности, могут быть оценены как несравненный путь, ведущий к освобождению. Среди обучавшихся медитации есть такие, которые практикуют многие годы, и такие, которые, не достигнув Четырех Медитаций, думают, что у них нет способностей к реализации Просветления. Есть также и такие, которые впали в нездоровую практику медитации и потеряли мир в уме только потому, что они слишком хотели войти в Четыре Медитации. Только правильно практикуя в соответствии с поучениями Будды в Анапанасати и Сатипаттана суттах мы можем быть уверены в том, что не собьемся с пути и не будем разочарованы.

Во Вьетнаме, стране, где жил автор, с начала III в. н.э. учитель медитации Танг Хой в своем предисловии к Анапанасати на китайском языке ссылался на Четыре Медитации, но эти Четыре Медитации Танг Хоя сочетались с созерцаниями - наблюдением тела, наблюдением неба и земли, благополучия и упадка, приходящего и уходящего и т.д. Танг Хой также говорил о Шести Чудесных Дверях Дхармы (счет дыхания, следование дыханию, концентрация ума, наблюдение и высвечивание того, что существует, возвращение к источнику ума и выход за пределы концепций субъекта и объекта). Однако Танг Хой ссылался на метод сосредоточения ума на кончике носа. В сутте "Сюсин дао ди" в главе, называющейся "Счет"[41], также есть ссылка на Четыре Медитации, метод счета дыхания, Шесть Чудесных Дверей Дхармы и метод сосредоточения ума на кончике носа. Сутта "Цзэн и ахань" (Экоттарагама сутта)[42] в главе о дыхании также ссылается на Четыре Медитации и метод сосредоточения ума на кончике носа, но в ней нет упоминания о счете дыханий или о Шести Чудесных Дверях Дхармы.

Нам следует помнить, что сутры учились наизусть и передавались устно за сотни лет до того, как они были записаны. Поэтому многие сутры, должно быть, претерпели некоторые изменения в соответствии с различными влияниями и обстоятельствами в течение этих столетий.

Анапанасати и Сатипаттана сутты могут быть рассмотрены как драгоценности практики медитации раннего буддизма, сохраненные монахами с особой бережностью. И поэтому ошибок и дополнений, привнесенных извне, должно было быть очень мало. В истории буддизма существуют классические сутры, которые были подвергнуты изменениям извне в процессе их передачи как в Южных школах, так и в Северных, но особенно в Северных школах. Это нужно помнить при изучении сутр Махаяны, обращаться вспять и открывать глубины фундаментальных сутр-источников. Зерна всех важнейших идей Махаяны уже содержались в этих сутрах-источниках. Если мы обращаемся к источнику, мы развиваем ясное и непоколебимое видение сутр Махаяны. Если мы просто сядем на два огромных крыла птицы - Махаяны, мы можем улететь очень далеко и потерять всякую связь с источником, от которого эта птица возникла.

Хотя Анапанасати и Сатипаттана сутры не ссылаются на Четыре Медитации и Четыре Безобразные Концентрации, мы не должны делать вывод, что они не уделяли должного внимания концентрации, ее силе и гибкости. Медитация имеет два аспекта: остановка (шаматха) и созерцание-видение (випашьяна). Остановка - это концентрация, видение - понимание.

Полное Осознавание дыхания или другого объекта, такого, как тело, чувства, сознание, объекты сознания, и тому подобные методы являются вспомогательными средствами концентрации сознания на объекте, что делает возможным видеть объект во всей его глубине. Концентрация сознания - это остановка его от прыгания от одного объекта к другому и пребывание его только на одном объекте. Мы остаемся с одним объектом для того, чтобы созерцать его и смотреть в глубину его, так что остановка и наблюдение становятся едиными. Благодаря нашей способности остановиться, мы можем наблюдать. Чем глубже мы наблюдаем, тем мощнее становится наша умственная концентрация. Останавливая и собирая наш ум, мы естественным образом обретаем способность видения. Ум в наблюдении становится в высшей степени спокойным. Можно сказать, что если нет остановки, то нет и наблюдения, и если нет наблюдения, то нет и остановки.

Хотя Анапанасати и Сатипаттана сутты и не ссылаются на Четыре Медитации и Четыре Безобразные Концентрации, сущность учения этих двух сутр заключается в том, что мы концентрируем (останавливаем) ум для того, чтобы видеть. Нам не нужно что-либо другое. Все, что нужно - это практиковать простые методы, предложенные Буддой в этих двух сутрах.

 

Часть 5
Методы практики

 

Практики остановки и наблюдения служат достижению освобождения от пут. К чему же мы привязаны? Прежде всего, к погружению в забывчивость, потере нашей осознанности. Мы живем как бы во сне. Мы или втянуты в прошлое, или направлены на будущее. Мы связаны нашими горестями, проявляем гнев, испытываем чувства закрепощения и страха. Освобождение здесь означает выход за пределы этих состояний для того, чтобы жить полностью пробужденными, радостными и свежими в раскрепощении и мире. И жить таким образом означает, что жизнь стоит того, чтобы жить. Живя таким образом, мы являемся источником радости для нашей семьи и тех, с кем мы общаемся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.081 с.)