Ю.И. Савченков, Т.В. Толмачева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ю.И. Савченков, Т.В. Толмачева



 

 

ТЕСТЫ, ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЗИОЛОГИИ

ЦНС, ВНД И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ

 

 

Учебно-методическое пособие

для самостоятельной ВНЕАУДИТОРНОЙ работы

студентов, обучающихся

По специальности

«клиническая психология»

 

Красноярск, 2010.

 

 

УДК 612(07)

ISBN 5-93182-036-1

 

Ю.И. Савченков, Толмачева Т.В. Тесты, задачи и упражнения по физиологии ЦНС, ВНД и психофизиологии: учебно-методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, обучающихся по специальности «клиническая физиология». – КрасГМУ: Красноярск, 2010. – 70 с.

 

 

Рецензенты:

 

 

Данное учебно-методическое пособие содержит рекомендации для самостоятельной работы студентов, обучающихся в КрасГМУ по специальности «клиническая психология» по курсам «Физиология ЦНС», «Физиология ВНД» и «Психофизиология».

В пособие включены задачи, упражнения и тесты для самостоятельной проверки знаний по все разделам курса и могут использоваться при подготовке к экзаменам по этим дисциплинам.

 

Утверждено к печати ЦКМС КрасГМУ «____» ________2010, протокол №____

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящий сборник тестов для контроля знаний по физиологии ЦНС, ВНД и Психофизиологии составлен в соответствии с действующей программой для клинических психологов по этим предметам. Тесты ориентированы на контроль основного ядра знаний в пределах 1 и 2 уровней усвоения (по В. Беспалько, 1978), и могут служить основой для организации итогового тестового экзамена. Расположение тестовых заданий соответствует основным темам курса. Использовано пять форм тестовых заданий, позволяющих контролировать меру и уровень усвоения знаний путем мобилизации различных познавательных умений от уровня узнавания, распознавания, воспроизведения до элементов логического мышления.

Расположение тестовых заданий соответствует основным темам курса (физиология ЦНС, физиология ВНД, психофизиология). Использовано пять типов тестовых заданий, позволяющих контролировать меру и уровень усвоения знаний путем мобилизации различных познавательных умений от уровня узнавания, распознавания, воспроизведения до элементов логического мышления.

 

1. Первый тип заданий "выберите один правильный ответ" - представляет собой незаконченные утверждения, за которыми следуют ответы, обозначенные цифрами. Из предложенных ответов следует выбрать один правильный, указав соответствующую ему цифру. Например:

 

УВЕЛИЧЕНИЕ МЕМБРАННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОКОЯ НАЗЫВАЕТСЯ:

1. деполяризацией

2. реполяризацией

3. экзальтацией

4. гиперполяризацией

Правильный ответ – 4.

 

2. Второй тип тестовых заданий- "дополните утверждение " представляет собой утверждения, в которых пропущен ключевой термин. Среди приводимых ниже терминов, относящихся к одному и тому же классу явлений, процессов, следует выбрать необходимый. Например:

 

ТОРМОЗНЫЙ ПОСТСИНАПТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ - ЭТО.......... ПОСТСИНАПТИЧЕСКОЙ МЕМБРАНЫ

1. реполяризация

2. гиперполяризация

3. деполяризация

4. изменение структуры

Правильный ответ - 2.

 

3. Третий тип тестовых заданий - " Установите правильную последовательность. " - представляет собой перечень этапов, процессов, характеризующих физиологическую функцию, который следует расположить в определенной последовательности, используя порядковые номера ответов. Например:

 

УСТАНОВИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СМЕНЫ ФАЗ ВОЗБУДИМОСТИ ПРИ ГЕНЕРАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА ДЕЙСТВИЯ:

1. фаза субнормальной возбудимости

2. экзальтация

3. относительная рефрактерность

4. абсолютная рефрактерность

5. фаза латентного дополнения

Правильный ответ: 5,4,3,2,1.

 

4. В четвертом типе тестовых заданий предлагается из набора предложенных ответов выбрать несколько правильных. Например:

 

КАКИЕ ФУНКЦИИ ВЫПОЛНЯЕТ НЕЙРОГЛИЯ?

1. трофическую

2. барьерную

3. фагоцитарную

4. миелинообразующую

5. обучение и хранение информации 6. опорную

Правильный ответ - 1,2,4,6.

 

5. Пятый тип тестовых заданий, «проверьте правильность утверждений и связь между ними» ориентирован на проверку знаний и логическогомышления. Он позволяет проверить понимание причинной связи и зависимости между физиологическими явлениями. Каждое задание состоит из двух утверждений, связанных союзом " потому что ". Следует определить верно или неверно каждое утверждение и затем установить наличие или отсутствие причинно-следственной связи между ними.. Ответ выражается в виде комбинации букв: В - верно, Н неверно. Например:

 

ОПРЕДЕЛИТЕ, ВЕРНЫ ИЛИ НЕВЕРНЫ УТВЕРЖДЕНИЯ И СВЯЗЬ МЕЖДУ НИМИ:

 

НАТРИЕВЫЕ, КАЛИЕВЫЕ, КАЛЬЦИЕВЫЕ И ХЛОРНЫЕ КАНАЛЫ ОТНОСЯТСЯ К СПЕЦИФИЧЕСКИМ, ПОТОМУ ЧТО ЭТИ КАНАЛЫ ИЗБИРАТЕЛЬНО ПРОПУСКАЮТ ТОЛЬКО ОДНОИМЕННЫЕ ИОНЫ

1. ВВН 2. ВНН 3. НВН 4. ННН 5. ВВВ

Правильный ответ: ВВВ

Задачи и упражнения по физиологии ЦНС, ВНД и психофизиологии для будущих клинических психологов преследуют цель помочь студенту освоить программный материал в наиболее интересной и оптимальной форме, В данное пособие включены задачи и упражнения трех типов: задачи по узнаванию, расшифровке и анализу различных кривых; задачи логические, задачи цифровые, требующие точных знаний определенных физиологических параметров, формул и методов расчетов.,

Исследования, проведенные на кафедре физиологии КрасГМУ показали, что решение задач и упражнений лучше всего использовать во время опроса, особенно в конце теоретической части занятия для закрепления материала, а также как домашние задания. Опят показывает, что студенты охотно занимаются разбором задач и упражнений. Целесообразно обсудить ход решения каждой задачи или упражнения вместе со всем коллективом группы, в заключение дав для решения другую задачу того же типа. Студент может сам, решая задачи дома, проверить правильность решения, прочитав ответ во второй части пособия.

На экзаменах решение задач и упражнений позволяет вывить способность студентов логически мыслить, применять свои знания для решения необычных вопросов, принимать самостоятельные решения в модельных ситуациях, проверить их память и сообразительность.

В данное пособие включено 600 тестов, задач и упражнений по физиологии ЦНС, ВНД и психофизиологии. При необходимости преподаватели студенты могут расширить это число, сами составив однотипные задачи. Составители будут благодарны за все замечания, высказанные в адрес учебного пособия и, несомненно, учтут их при следующем издании сборника.

 

 

ФИЗИОЛОГИЯ ЦНС.

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ к ЗАНЯТИЯМ И ЭКЗАМЕНАМ

Выберите один правильный ответ:

 


1. Способность живой ткани реагировать на любые виды раздражителей носит название:

1) проводимость,

2) лабильность,

3) возбудимость.

4) раздражимость.

 

2. Способность клеток под влиянием раздражения избирательно менять проницаемость наружной мембраны для ионов натрия, калия и хлора носит название:

1) раздражимость,

2) проводимость,

3) возбудимость,

4) лабильность.

 

3. Минимальная сила раздражителя необходимая и достаточная для вызова ответной реакции называется:

1) подпороговой,

2) сверхпороговой,

3) субмаксимальной,

4) пороговой.

 

4. Минимальная сила постоянного тока вызывающая возбуждение при неограниченно долгом действии называется:

1) хронаксией,

2) полезным временем,

3) реобазой,

4) электротоном.

 

5. Минимальное время, в течение которого должен действовать ток двойной реобазы, чтобы вызвать возбуждение называется:

1) реобазой,

2) временем реакции,

3) полезным временем,

4) хронаксией.

 

6. Способность всех живых клеток под влиянием определенных факторов внешней или внутренней среды переходить из состояния физиологического покоя в состояние активности называется:

1) возбудимостью,

2) раздражимостью,

3) сократимостью,

4) проводимостью.

 

7. Факторы внешней или внутренней среды организма, вызывающие переход живых структур из состояния физиологического покоя в состояние активности, называются:

1) раздражители.

2) сократители,

3) депрессоры,

4) возбудители.

 

8. Ткани способные в ответ на действие раздражителя перехо-дить в состояние возбуждения, называются:

1) возбудимыми,

2) сократимыми,

3) активными,

4) невозбудимыми.

 

9. К возбудимым тканям относятся:

1) эпителиальная, нервная, мышечная,

2) соединительная, мышечная, нервная

3) костная, железистая, нервная,

4) нервная, мышечная, железистая.

 

10. Биологический процесс, характеризующийся временной деполяризацией мембран клеток и изменением обменных процессов, называется:

1) торможением,

2) сокращением,

3) проведением,

4) возбуждением.

 

11. Процесс воздействия раздражи-теля на живую клетку называется:

1) возбуждением,

2) торможением,

3) облегчением,

4) раздражением.

 

12. Раздражитель, к восприятию которого в процессе эволюции специализировался данный рецептор и вызывающий возбуждение при минимальных величинах раздражения, называется:

1) неадекватным,

2) адекватным,

3) субпороговым,

4) пороговым.

 

13. Минимальная сила раздражителя, необходимая для возникновения ответной реакции, называется:

1) субпороговой,

2) неадекватной,

3) пороговой,

4) нормальной.

 

14. Закон, согласно которому при увеличении силы раздражителя ответная реакция увеличивается до максимума, называется:

1) закон все или ничего,

2) катодическая депрессия,

3) физический электротон,

4) закон силы.

 

15. Закон, согласно которому возбудимая структура на пороговые раздражения отвечает максимально возможным ответом, называется:

1) закон все или ничего,

2) катодическая депрессия,

3) физический электротон.

4) закон силы.

 

16. Закон, согласно которому пороговая величина раздражаю-щего тока определяется временем его действия на ткань, назы-вается закон:

1) силы,

2) все или ничего,

3) силы-времени.

 

17. Возбужденный участок возбуди-мой ткани по отношению к невозбужденному заряжен:

1) положительно,

2) так же, как и невозбужденный,

3) не заряжен,

4) отрицательно.

 

18. Внутренняя поверхность мембра-ны возбудимой клетки по отношению к наружной в состоянии физиологического покоя заряжена:

1) положительно,

2) отрицательно,

3) не заряжена,

4) как и наружная мембрана.

 

19. Уменьшение величины мембранного потенциала покоя при действии раздражителя называется:

1) гиперполяризацией,

2) деполяризацией,

3) экзальтацией,

4) реполяризацией.

 

20. Увеличение мембранного потенциала покоя называется:

1) гиперполяризацией,

2) деполяризацией,

3) экзальтацией,

4) реполяризацией.

 

21. Восходящая фаза потенциала действия, во время которой внутреннее содержимое клетки приобретает положительный заряд по отношению к наружному раствору, называется:

1) гиперполяризация,

2) реполяризация,

3) экзальтация,

4) реверсия,

5) деполяризация.

 

22. Молекулярный механизм, обеспечивающий выведение из цитоплазмы ионов натрия и введение в цитоплазму ионов калия, называется:

1) натриевый селективный канал,

2) натриево-калиевый насос,

3) критический уровень деполяризации,

4) мембранный потенциал действия.

 

23. Обеспечение разности концент-рации ионов натрия и калия между цитоплазмой и окру-жающей средой является функцией:

1) натриевого селективного канала,

2) калий-натриевого насоса,

3) локального потенциала,

4) мембранного потенциала.

 

24. Встроенная в клеточную мембрану белковая молекула, обеспечивающая избирательный переход ионов через мембрану с затратой энергии АТФ, это:

1) специфический ионный канал,

2) неспецифический ионный канал,

3) селективный ионный насос,

4) канал утечки.

 

25. Разность потенциалов между цитоплазмой и окружающим клетку раствором называется:

1) потенциалом действия,

2) локальным ответом,

3) мембранным потенциалом,

4) реверсией.

 

26. В фазу быстрой деполяризации потенциала действия проницае-мость мембраны увеличивается для ионов:

1) натрия,

2) магния,

3) серы,

4) калия.

 

27. Период повышенной возбудимос-ти в фазу следовой деполя-ризации называется:

1) зкзальтацией,

2) относительной рефрактерностью,

3) субнормальной возбудимостью.

4) абсолютной рефрактерностью.

 

28. Потенциал действия в нейроне в естественных условиях чаще всего возникает в:

1) ядре тела клетки,

2) аксо-соматическом синапсе,

3) дендритах нервной клетки,

4) аксонном холмике.

 

29. Уровень деполяризации мембраны, при котором возникает потенциал действия, называется:

1) субкритическим уровнем,

2) критическим уровнем деполяризации,

3) гиперполяризацией,

4) гипополяризацией.

 

30. Восходящая фаза потенциала действия связана с повышением проницаемости для ионов:

1) натрия,

2) кальция,

3) хлора,

4) калия.

 

31. Нисходящая фаза потенциала действия связана с повышением проницаемости для ионов:

1) натрия,

2) кальция,

3) хлора,

4) калия.


 

 

Определите, верны или нет утверждения и связь между ними

 

32. Натриевые, калиевые, кальциевые и хлорные каналы относят к специфическим, потому что эти каналы избирательно пропускают одноименные ионы.

1.ВВН 2.ВНН 3.НВН 4.ННН 5.ВВВ

 

33. Суммарная проводимость для того или иного иона определяется числом одновременно открытых каналов, потому что канал состоит из транспортной системы и воротного механизма.

1.ВВН 2.ВНН 3.НВН 4.ННН 5.ВВВ

 

34. Ионные каналы подразделяют на специфические и неспецифические, потому что неспецифические каналы не пропускают ионы натрия.

1.ВВН 2.ВНН 3.НВН 4.ННН 5.ВВВ

 

35. Специфические каналы всегда открыты, потому что они не имеют воротных механизмов.

1.ВВН 2.ННН 3.НВН 4.ВВВ 5.ВНН

 

36. Поверхностная мембрана возбудимых клеток в покое электрически поляризована, потому что поверхностная мембрана имеет разный электрический потенциал наружной и внутренней поверхности.

1.ВВН 2.ВНН 3.НВН 4.ННН 5.ВВВ

 

37. Мембрана клетки очень тонкая, но достаточно прочная оболочка, потому что мембрана состоит из белков, липидов и мукополисахаридов.

1.ВВН 2.ВНН 3.НВН 4.ННН 5.ВВВ

 

Выберите один правильный ответ:

 


38. Максимальная длина аксона у человека может составлять:

1) 100 мкм,

2) 100 мм,

3) 10 см,

4) 1,5 м.

 

39. Максимальная скорость проведения возбуждения в нервных волокнах:

1) 70-120 м/с,

2) 50-70 м/с,

3) до 40 м/с,

4) до 20 м/с.

 

40. Наибольшая скорость проведения характерна для:

1) миелинизированных нервных волокон,

2) не миелинизированных нервных волокон,

3) поврежденных волокон,

4) нервных структур периферической нервной системы.

 

41. Какая из нижеприведенных закономерностей не относится к законам распространения возбуж-дения по нерву?

1) закон целостности (непрерывности),

2) закон двустороннего проведения возбуждения,

3) закон изолированного распространения возбуждения,

4) закон дивергенции.

 

42. Закон целостности распростра-нения возбуждения подразуме-вает:

1) двустороннее проведение возбуждения,

2) возможность проведения возбуждения лишь при гистологической и функциональной целостности нерва,

3) целостность нервно-мышечных структур,

4) целостность только синаптических структур.

 

43. Закон двустороннего проведения возбуждения отражает:

1) возможность на невозбужденный,

2) возможность поочередного проведения возбуждения по нерву по встречным направлениям,

3) распространение возбуждения на с возбужденного участка одновременно,

4) возможность проведения возбуждения к двум рецепторам

5) проведения возбуждения по нерву по встречным направлениям одновременно.

 

44. Изолированное проведение возбуждения:

1) характерно для функционирования гладких мышц,

2) характерно в период новорожденности,

3) достигается достаточной миелинизацией нервных волокон,

4) характерно для млекопитающих.

 

45. Открытый участок мембраны осевого цилиндра шириной около 1 мкм, в котором миелиновая оболочка прерывается, носит название:

1) 1. терминаль аксона,

2) 2. холмик,

3) 3. пресинаптическая терминаль,

4) 4. перехват Ранвье.

 

46. Возбуждение в безмиелиновых нервных волокнах распространя-ется:

1) скачкообразно,

2) электротонически.

3) непрерывно вдоль всей мембраны от возбужденного участка к невозбужденному участку и в обе стороны от места возникновения,

4) в направлении движения аксоплазмы.

 

47. Возбуждение в миелинизирован-ных нервных волокнах распространяется:

1) скачкообразно (сальтаторно),

2) электротонически и в обе стороны от места возникновения,

3) в направлении движения аксоплазмы,

4). непрерывно вдоль всей мембраны от возбужденного участка к невозбужденному участку.

 

48. Медиатором в синапсах скелетных мышц человека является:

1) ацетилхолин,

2) норадреналин,

3) ГАМК,

4) адреналин.

 

49. Структурное образование, обеспечивающее передачу возбуждения с одной клетки на другую, носит название:

1) нерв,

2) синапс,

3) перехват Ранвье,

4) аксонный холмик.

 

50. На постсинаптической мембране нервно-мышечного синапса возникает потенциал:

1) тормозящий постсинаптический (ТПСП),

2) концевой пластики,

3) возбуждающий постсинаптический (ВПСП),

4) 4. действия.

 

51. Наибольшая плотность синапсов характерна для:

1) ЦНС,

2) поперечно-полосатой мускулатуры,

3) гладкой мускулатуры.



 

Определите, верны ли утверждения и связь между ними:

 

52. На постсинаптической мембране аксо-аксонального адренергического синапса расположены адренергические рецепторы, потому что выделение медиатора в синаптическую щель происходит квантами.

1.ВВВ 2.ВНН 3.ННН 4.ВВН 5.НВН

 

53. Мионевральный синапс проводит возбуждение только в направлении от пресинаптической мембраны к постсинаптической, потому что медиатором мионевральных синапсов является норадреналин.

1.ВВВ 2.ВНН 3.ННН 4.ВВН 5.НВН

 

54. В рефлекторной дуге возбуждение всегда проводится только в одном направлении, потому что синапсы, передающие возбуждение от эфферентных нейронов к афферентным, обладают односторонним проведением

1.ВВВ 2.ВНН 3.ННН 4.ВВН 5.НВН

 

55. Коленный рефлекс относят к моносинаптическим, потому что в структуре коленного рефлекса есть только один центральный синапс

1.ВВВ 2.ВНН 3.ННН 4.ВВН 5.НВН

 

Выберите один правильный ответ:

 


56. Изоляция нейронов ЦНС достигается:

1) специфическим расположением глиальных клеток,

2) за счет функциональной активности астроцитов,

3) большим числом синапсов,

4) за счет миелина швановских клеток.

 

57. Информация в нейроны обычно поступает:

1) по аксону,

2) по дендритам,

3) через аксонный холмик,

4) только от глиальных клеток.

 

58. Нейроны не обладают способностью:

1) возбудимых тканей,

2) раздражимых тканей,

3) деления,

4) самовозбуждения.

 

59. Нервная клетка выполняет все функции, кроме:

1) приема информации,

2) сокращения,

3) координации информации,

4) выработки медиатора,

5) хранения информации.

 

60. Триггерной зоной нейрона в естественных условиях является:

1) ядро клетки,

2) аксо-соматический синапс,

3) дендриты нервной клетки,

4) аксонный холмик.

 

61. Быстрые изменение функциональ-ной активности отдельного нейрона определяются:

1) степенью морфофункциональной зрелости,

2) характеристиками задействованных синапсов,

3) степенью миелинизации нейрона,

4) характеристиками самого нейрона.

 

62. В случае развития тормозного постсинаптического потенциала на постсинаптической мембране:

1) уменьшается мембранный потенциал,

2) развивается гиперполяризация,

3) развивается деполяризация,

4) увеличивается поступление медиатора в синаптическую щель.

 

63. Преобладание возбуждения в тормозных синапсах отдельной структуры ЦНС приведет:

1) к увеличению ее активности,

2) к уменьшению ее активности.

 

64. Рефлекторная дуга - это:

1) ответная реакция организма на действие какого-либо раздражителя,

2) совокупность нейронов нервной системы,

3) путь, преодолеваемый импульсами для реализации рефлекса.

 

65. Элементарная рефлекторная дуга включает в себя:

1) два нейрона и два синапса,

2) два нейрона и три синапса,

3) три нейрона и два синапса,

4) три нейрона и три синапса.

 

66. Первым элементом рефлекторной дуги считается:

1) 1. рецептор,

2) 2. синапс,

3) 3. чувствительный центр,

4) 4. аксон.

 

67. Центростремительное волокно - это:

1) синоним понятия «эфферентное волокно»,

2) второй элемент рефлекторной дуги,

3) факультативный компонент рефлекторной дуги,

4) третий элемент рефлекторной дуги.

 

68. Какой процесс лежит в основе деятельности ЦНС?

1) рефлекторный,

2) синаптический,

3) тормозный.

 

69. Какие функции выполняет нейроглия?

1) трофическую,

2) барьерную,

3) миелинообразующую,

4) опорную,

5) все вышеперечисленные.

 

70. Как классифицируют рефлексы по месту замыкания?

1) экстероцептивные,

2) двигательные,

3) мезенцефальные, спинальные, бульбарные и т. д.,

4) вегетативные.

 

71. Какие свойства нервных центров обусловлены наличием синапсов в ЦНС?

1) одностороннее проведение,

2) замедление проведения,

3) последействие,

4) трансформация ритма,

5) центральное облегчение.

 

72. Чем главным образом обусловлено последействие?

1) синаптической задержкой,

2) суммацией следовой деполяризации, циркуляцией возбуждения по нервным сетям, высокой возбудимостью аксонного холмика,

3) длительным возбуждающим постсинаптическим потенциалом.

 

73. В чем проявляется последей-ствие?

1) возбуждение продолжается после прекращения раздражения,

2) в способности ЦНС изменять ритм и частоту импульсов,

3) в задержке ответной реакции после раздражения.

 

74. Когда наблюдается последова-тельная суммация?

1) при раздражении подпороговыми импульсами нескольких, точек одного рецептивного поля,

2) при нанесении на один и тот же рецептор нескольких подпороговых импульсов, следующих друг за другом через короткие интервалы времени,

3) при нанесении на один и тот же рецептор нескольких подпороговых импульсов одновременно.

 

75. Что такое рецептивное поле?

1) совокупность интерорецепторов,

2) совокупность рецепторов, раздражение которых вызывает один и тот же рефлекс,

3) сумма чувствительных нейронов рефлекторной дуги.

 

76. Благодаря чему происходит пространственная суммация?

1) т. к. в ЦНС гораздо больше афферентных путей, чем эфферентных,

2) благодаря возбуждению на мотонейроне одновременно нескольких синапсов и суммированию их ВПСП,

3) за счет иррадиации возбуждения.

 

77. Что является морфологическим субстратом иррадиации возбуж-дения?

1) многократное ветвление отростков, наличие большого количество вставочных нейронов,

2) наличие в ЦНС сомато-соматических и аксо-соматических синапсов.

 

78. Перечислите основные принципы распространения возбуждения в ЦНС:

1) иррадиация возбуждения,

2) мультипликация возбуждения,

3) дивергенция возбуждения,

4) конвергенция возбуждения,

5) все вышеперечисленные.

 

79. От чего зависит иррадиация возбуждения в нервных центрах?

1) от силы раздражителя,

2) от функционального состояния нервных центров,

3) от места нанесения раздражения,

4) от длительности латентного периода,

5) правильный ответ - №№1-2,

6) правильный ответ - №№1-3.

 

80. Какие виды центрального торможения вы знаете?

1) пресинаптическое,

2) пессимальное,

3) вслед за возбуждением,

4) постсинаптическое,

5) функциональное.

6) правильный ответ - №№1-4,

7) правильный ответ - №№2-4.

 

81. Чем обусловлено пессимальное торможение?

1) сильной деполяризацией постсинаптической мембраны и снижением ее проницаемости для ионов натрия в результате катодической депрессии Вериго

2) гиперполяризацией постсинаптической мембраны за счет повышения проницаемости для калия.

 

82. Чем обусловлено торможение вслед за возбуждением (посттета-ническое)?

1) сильной следовой деполяризацией мембраны,

2) длительным ВПСП,

3) суммацией следовой гиперполяризации постсинаптической мембраны.

 

83. Укажите принципы координаци-онной деятельности ЦНС:

1) реципрокность,

2) обратная связь,

3) общий конечный путь,

4) доминанта,

5) индукция,

6) суммация,

7) правильный ответ - №№1-4.

 

84. Какие рефлексы называют цепными?

1) когда один рефлекторный акт обусловливает возникновение другого,

2) сосудодвигательные рефлексы.

3) при которых последовательно чередуются одни и те же акты.

 

85. Перечислите черты, присущие доминатному очагу:

1) повышенная возбудимость,

2) способность к суммированию возбуждения,

3) способность тормозить другие рефлексы,

4) высокая стойкость возбуждения,

5) способность к самовозобновлению,

6) способность к иррадиации,

7) правильный ответ - №№1, 3, 5,

8) правильный ответ - №№1-4.

 

86. Явление изменения количества нервных импульсов в эфферентных волокнах рефлекторной дуги по сравнению с афферентными обусловлено:

1) рефлекторным последействием,

2) наличием доминантного очага возбуждения,

3) посттетанической потенциацией,

4) трансформацией ритма в нервном центре.

 

87. Под трансформацией ритма возбуждения понимают:

1) направленное распространение возбуждения в ЦНС,

2) циркуляцию импульсов в нейронной ловушке,

3) беспорядочное распространение возбуждения в ЦНС,

4) увеличение или уменьшение числа импульсов на выходе из центра.

 

88. При утомлении время рефлекса:

1) увеличивается,

2) уменьшается,

3) не меняется.

 

89. Роль синапсов ЦНС заключается в том, что они:

1) являются местом возникновения возбуждения в ЦНС,

2) формируют потенциал покоя нервной клетки,

3) проводят токи покоя,

4) передают возбуждение с нейрона на нейрон.

 

90. В рефлекторной дуге с наименьшей скоростью возбуж-дение распространяется по пути:

1) центральному,

2) эфферентному,

3) афферентному.

 

91. За время рефлекса принимают время от начала действия раздражителя до:

1) конца действия раздражителя,

2) достижения полезного приспособительного результата,

3) появления ответной реакции.

 

92. Время рефлекса зависит прежде всего от:

1) величины возбуждения,

2) строения рефлекторной дуги и количества ней синапсов,

3) физиологических свойств эффектора,

4) силы раздражителя и функционального состояния ЦНС.

 

93. Возбуждение в нервном центре распространяется:

1) от эфферентного нейрона через промежуточные к афферентному,

2) от промежуточных нейронов через эфферентный нейрон афферентному,

3) от промежуточных нейронов через афферентный нейрон к эфферентному,

4) от афферентного нейрона через промежуточные к эфферентному.

 

94. Интегративная деятельность нейрона заключается в:

1) посттетанической потенциации,

2) связи с другими нейронами посредством отростков,

3) суммации всех постсинаптических потенциалов.

 

95. Увеличение числа возбужденных нейронов в ЦНС при усилении раздражения происходит благо-даря:

1) пространственной суммации,

2) последовательной суммации,

3) иррадиации,

4) рефлекторному возбуждению,

5) облегчению.

 

96. Возбуждение от одного афферентного нейрона передается на многие мотонейроны благо-даря явлению:

1) дивергенции,

2) пространственной суммации,

3) иррадиации,

4) общего конечного пути,

5) облегчения.

 

97. Один мотонейрон может получать импульсы от нескольких афферентных нейронов благодаря:

1) афферентному синтезу,

2) пространственной суммации,

3) дивергенции,

4) конвергенции.

 

98. Усиление рефлекторной реакции не может возникнуть в результате:

1) торможения рефлекса-антагониста,

2) возбуждения рефлекса-антагониста,

3) облегчения,

4) окклюзии.

 

99. Для нейронов доминантного очага не характерна:

1) способность к суммации возбуждений,

2) способность к трансформации ритма,

3) низкая лабильность,

4) инерционность,

5) высокая лабильность.

 

100.Нервные центры не обладают свойством:

1) пластичности.

2) высокой чувствительности к химическим раздражителям,

3) способности к суммации возбуждений,

4) способности к трансформации ритма,

5) двустороннего проведения возбуждений.

 

101.Принцип общего конечного пути в координационной деятельности ЦНС действителен:

1) только для мотонейронов спинного мозга,

2) только для высших отделов ЦНС.

3) для любого отдела ЦНС.

 

102.Рецепторное звено рефлекторной дуги выполняет функции:

1) доставляет информацию о работе эффектора,

2) проведение возбуждения от нервного центра к исполнительной структуре,

3) проведение возбуждения от рецепторов к нервному центру,

4) осуществляет анализ и синтез полученной информации,

5) воспринимает энергию раздражителя и преобразует ее в нервный импульс.

 

103.Афферентный нерв рефлекторной дуги выполняет функции:

1) доставляет информацию о работе эффектора,

2) центробежное проведение возбуждения от нервного центра к исполнительной структуре,

3) центростремительное проведение возбуждения от рецепторов к нервному центру,

4) осуществляет анализ и синтез полученной информации,

5) воспринимает энергию раздражителя и преобразует ее в нервный импульс.

 

104.Нервный центр выполняет функции:

1) осуществляет анализ и синтез полученной информации,

2) центробежное проведение возбуждения от нервного центра к исполнительной структуре,

3) центростремительное проведение возбуждения от рецепторов к нервному центру,

4) воспринимает энергию раздражителя и преобразует ее в нервный импульс,

5) доставляет информацию о работе эффектора.

 

105.Для развития торможения в ЦНС необходимо все, кроме:

1) медиатора,

2) энергии АТФ,

3) открытия хлорных каналов,

4) открытия калиевых каналов,

5) нарушения целостности нервного центра.

 

106.Торможение было открыто Сеченовым при раздражении:

1) спинного мозга,

2) продолговатого мозга,

3) зрительных бугров,

4) мозжечка,

5) коры головного мозга.

 

107. Значение реципрокного торможе-ния заключается в:

1) выполнении защитной функции,

2) освобождении ЦНС от переработки несущественной информации,

3) обеспечении координации работы центров-антагонистов.

 

108. С точки зрения бинарно-хими-ческой теории процесс торможения возникает в результате:

1) функционирования специальных нейронов и синапсов, использующих специальные медиаторы,

2) уменьшения выработки возбуждающего медиатора,

3) инактивации холинэстеразы.

 

109. Торможение - это процесс:

1) препятствующий возникновению возбуждения или ослабляющий уже возникшее возбуждение,

2) лежащий в основе трансформации ритма в ЦНС,

3) возникающий в результате утомления нервных клеток.

 

110. В работе нервных центров торможение необходимо для:

1) замыкания дуги рефлексов в ответ на раздражение,

2) защиты нейронов от чрезмерного возбуждения,

3) объединения клеток ЦНС в нервные центры,

4) регуляции и координации функций и защиты нейронов от чрезмерного возбуждения.

 

111. О развитии торможения в опыте Сеченова на лягушке судят по:

1) появлению судорог лапок,

2) урежению сердцебиений с последующей остановкой сердца,

3) изменению времени спинального рефлекса.

 

112. При длительном раздражении кожи лапки лягушки рефлектор-ное отдергивание лапки прекра-щается из-за развития утомления в:

1) нервном центре рефлекса,

2) нервно-мышечных синапсах,

3) мышцах лапки.


 

Определите, верны ли утверждения и связь между ними:

 

113. Рефлекторные дуги замыкаются только на уровне головного мозга, потому что они требуют обязательного прямого контроля со стороны корковых или подкорковых структур.

1.ВВВ 2.ВНН 3.ННН 4.ВВН 5.НВН

 

114.Информацию другим нервным клеткам нейрон передает только с помощью дендритов, потому что нейрон имеет множество дендритов и всего один аксон.

1.ВВВ 2.ВНН 3.ННН 4.ВВН 5.НВН

 

115. По аксону нейрона может распространяться либо возбуждение, либо торможение, потому что при суммации ВПСП и ТПСП суммарный итог может быть либо положительным, либо отрицательным.

1.ВВВ 2.ВНН 3.ННН 4.ВВН 5.НВН

 

116. Коленный рефлекс относят к полисинаптическому, потому что в рефлекторной дуге коленного рефлекса есть один центральный и множество нервно-мышечных синапсов

1.ВВВ 2.ВНН 3.ННН 4.ВВН 5.НВН

 

Найдите правильный ответ:

 


117. Какие образования относятся к среднему мозга?

1) красное ядро,

2) четверохолмие,

3) черная субстанция,

4) подбугровая область,

5) все, кроме №4.

 

118. Какие рефлексы осуществляются при участии передних бугров четверохолмия?

1) слуховые ориентировочные рефлексы,

2) половые рефлексы,

3) зрительные ориентировочные рефлексы,

4) позно-тонические рефлексы.

 

119. При каких условиях уменьшается децеребрационная ригидность у децеребрированного животного?

1) при разрушении лабиринта и при повороте головы животного,

2) при раздражении блуждающих нервов,

3) при разрушении красного ядра среднего мозга.

 

120. На какие группы функционально делятся ядра зрительных бугров?

1) специфические и неспецифические,

2) передние и задние,

3) задние, передние и промежуточные.

 

121. Какие функции выполняет таламус?

1) перерабатывает информацию, поступающую от всех рецепторов организма,

2) является центром болевой чувствительности, в котором формируется ощущение боли,

3) принимает участие в формировании ощущений, влечений, эмоциональных состояний,

4) является центром регуляции мышечного тонуса,

5) все кроме 4.

 

122. Определите правильную последо-ательность передачи возбуждения по нейрону в рефлекторной дуге.

1) дендрит - аксон - сома – рецептор,

2) аксон - сома - рецептор – акцептор,

3) сома - рецептор – акцептор,

4) рецептор - аксон - сома - дендрит – акцептор,

5) рецептор - дендрит - сома – аксон.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.229.251 (0.492 с.)