Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Россия в XVI – XVII веках в контексте развития европейской цивилизации.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Иван Грозный: альтернативы социально-политического развития Руси во второй половине XVI века. 2. Смутное время: системный кризис русской государственности и его преодоление (конец XVI – начало XVII века). 3. Эволюция государственно-политического устройства и сословного строя в России в XVII веке. Раскол русской православной церкви. Вопрос 1 Для освоения данного вопроса студент должен выяснить условия становления личности Ивана IV (его детство), а также выделить наиболее важные события из его жизни, повлиявшие на формирование таких черт его характера как подозрительность, недоверие к окружающим, приступы ярости и др. Необходимость рассмотрения данного материала позволит студентам разобраться в субъективных мотивах принятия Иваном IV политических решений. Студенту необходимо разобраться в обстоятельствах венчания на царствие Ивана IV (1547 г.), уметь давать оценку этому событию (как изменился статус правителя России внутри государства и на международной арене). Студент должен понимать, что в условиях отсутствия объективных предпосылок для централизации государства (существовавших в Западной Европе) перед Иваном IV открывалось два (альтернативных) пути завершения этого процесса: структурные реформы или террор. Студент должен знать основные этапы правления Ивана IV и уметь давать их характеристику. Рассматривая процесс централизации, студент должен понимать, что все внутригосударственные преобразования 50-х гг. XVI века происходили по инициативе Избранной Рады. Студент должен знать назначение и состав Избранной Рады. Студенту стоит учитывать, что Иван IV осознавал необходимость консолидации различных слоев русского общества для преодоления негативных последствий периода боярского правления (1533 – 1547 гг.). Это послужило основанием для созыва Земского собора 1549 г. (так называемого «Собора примирения»). Студент должен знать, что Земский собор – это новый орган в структуре управления Российского государства, его наличие дает основание некоторым историкам характеризовать правление Ивана IV как сословно-представительную монархию. Студент должен понимать, что одним из важнейших результатов созыва Земского собора 1549 г. было принятие Судебника 1550 г. Студент должен знать цель принятия Судебника, а также его основные положения, применительно к социально-экономической, политической, административной сферам государства. Студент должен уметь характеризовать реформы Избранной Рады: военную, цикл административных, приказную, налоговую. Отражением эффективности реализации Иваном IV военной реформы стало проведение активной внешней политики государства по трем направлениям: юго-восточному (борьба с ханствами), восточному (колонизация Сибири) и западному (Ливонская война). Студент должен знать причины, ход и итоги основных военных кампаний в правление Ивана IV по указанным направлениям. Студент должен знать, что важным направлением внутренней политики Ивана IV было упорядочение отношений государства с церковью. Инициированный царем Стоглавый собор 1551 года является этапом наступления светской власти на права и материальные ресурсы церкви. Студент должен уметь характеризовать основные постановления Стоглавого собора и понимать, что утверждение Стоглава (сборника постановлений Собора) было одним из важных этапов процесса централизации Российского государства. В рамках данного семинарского занятия студентам предлагается овладеть навыком работы с историческими источниками по данной теме – Первое письмо (послание) Ивана IV Андрею Курбскому. Студент должен знать время и обстоятельства возникновения данного источника, уметь его типологизировать (в соответствии с материалом первого семинарского занятия), уметь характеризовать степень достоверности и объективности изложенной в нем информации. Студентам необходимо проанализировать содержание письма и ответить на следующие вопросы: 1) Каковы, по мнению Ивана IV, истоки царской власти на Руси; 2) Как Ивану IV представляется природа царской власти на Руси; 3) Кого Иван IV обвиняет в проблемах Русского государства второй половины XVI века; 4) Как характеризует деятельность участников Избранной Рады. Студенту необходимо выяснить причины отказа Ивана IV от политики реформ, знать обстоятельства введения опричнины, понимать ее цели и сущность. Студент должен уметь объяснять – почему такой путь централизации (опричнина) был неэффективен и бесперспективен; знать – когда и при каких обстоятельствах Иван IV свернул опричнину, уметь формулировать ее итоги и последствия. Студент должен понимать, что одним из значительных проявлений губительности данной политики было хозяйственное разорение русских земель и бегство крестьян на окраины, что побудило Ивана IV принять указ о «заповедных летах» (1581 г.) как очередной шаг к закрепощению крестьянства. Студент должен прийти к выводу, что к концу XVI века Московское государство обладало рядом характеристик, присущих восточным деспотиям: единоличная власть царя, соотношение царя и закона в пользу первого (царь – источник закона и стоит над ним), преобладающий государственный тип собственности на землю, дальнейшее утверждение и развитие внеэкономического характера зависимости крестьян от феодалов (в отличие от Западной Европы). Вопрос 2 При подготовке к данному вопросу семинарского занятия студенту необходимо знать – что такое Смутное время, каковы варианты периодизации и основные характерные особенности этого этапа. Студент должен представить различные точки зрения, существующие в отечественной исторической науке на определение хронологических рамок Смуты. Студент должен выяснить – какие причины и предпосылки привели русское общество конца XVI века к Смуте. Студенту необходимо знать, что в современной исторической науке период Смутного времени характеризуется, как правило, как системный кризис русской государственности; необходимо найти аргументы, подкрепляющие данное суждение о Смуте. Студент должен перечислить и охарактеризовать основные проявления системного кризиса, такие как: прерывание правящей династии, экономический упадок государства, сокращение численности населения, обострение социальных противоречий, самозванчество, гражданская война, интервенция (военная и религиозная). Студенту необходимо уметь характеризовать основных деятелей периода Смуты – Федора Иоанновича, Бориса Годунова, Ивана Болотникова, Лжедмитрия I, Лжедмитрия II, Василия Шуйского: знать кто эти исторические персонажи, как они связаны с политической жизнью Московского государства, какие силы (внутренние и/или внешние) их поддерживали, чем закончилась их политическая карьера, почему народ был ими недоволен. Студент должен понимать, что правящая элита Московской Руси не могла справиться с преодолением кризисных явлений в государстве, так как ее представители отстаивали свои – узкосословные – интересы (особенно – члены Семибоярщины). В этих условиях обязанности по спасению государства от надвигающейся национальной катастрофы взяли на себя представители I и II ополчения. Студенту необходимо знать социальный состав I ополчения, уметь давать характеристику его руководителей (П. Ляпунов, И. Заруцкий, Д. Трубецкой) и выделять причины поражения ополчения. Студент должен знать обстоятельства формирования II ополчения, уметь давать характеристику его руководителей (К. Минин и Д. Пожарский) и основных событий похода II ополчения на Москву, итоги его действий. Студент должен охарактеризовать обстоятельства, при которых проходило избрание представителя новой правящей династии (Земский собор 1613 г.), выяснить причины избрания царем М. Романова. Студент должен уметь оценивать последствия Смутного времени для дальнейшего развития русского государства, знать, каково было влияние событий Смуты на отношения Московского государства со странами Европы. Студенту необходимо понимать, что в связи с угрозой территориальной целостности России со стороны Запада и опасностью утраты религиозной идентичности, возникшей во время Смуты, Московское государство избрало путь консервации существовавшего ранее политического устройства и феодальных порядков. Это надолго сохранило в России цивилизационные черты восточной государственности. Вопрос 3 Студенту необходимо вспомнить особенности социально-политического устройства России второй половины XVI века: появление сословно-представительного органа (Земский собор); формирование системы государственного и административного управления (Боярская Дума, приказная система, органы местного управления); и в целом характеристики сословно-представительной монархии. Студент должен знать основные направления внутренней политики первых представителей династии Романовых: Михаила Федоровича (1613 – 1645) и Алексея Михайловича (1645 – 1676). Особое внимание студенту необходимо уделить мерам по стабилизации экономики страны, военным преобразованиям, изменениям, происходившим в социальной сфере, мерам по укреплению централизации государства. Студенту необходимо знать, что такое абсолютная монархия, абсолютизм, и уметь выявлять зарождающиеся проявления абсолютизма в экономической, социальной и политической сферах Московского государства со второй половины XVII в. Студент должен знать основные изменения в системе управления государством, по сравнению с XVI в., и уметь иллюстрировать конкретными примерами тенденцию дальнейшего усиления абсолютизма. Студенту следует учитывать, что одним из проявлений дальнейшей абсолютизации монархии являлось издание общегосударственного сборника законов – Соборного уложения 1649 г. Студент должен знать характеристику и содержание основных статей Соборного уложения: о статусе царя и в целом государственной власти; о положении церкви в обществе и государстве; о положении представителей всех сословий в социальной иерархии и нормах их взаимоотношений. Особое внимание рекомендуется уделить главе «Суд о крестьянах» – найти подтверждения изменению правового статуса этого сословия и завершению законодательного оформления крепостного права. Закрепощение крестьян и частичное ограничение прав городского населения, рост налогов, взимаемых с податного населения, приводили к социальным недовольства. Студенту необходимо уметь характеризовать городские восстания середины XVII века (Соляной бунт 1648 г. и Медный бунт 1662 г.) и крестьянскую войну под предводительством С. Разина (1670 — 1671 гг.). Студенту необходимо понимать, что дальнейшее усиление абсолютизма сопровождалось постепенным ограничением самостоятельности церкви и ее подчинением светской власти — этот процесс называется секуляризацией. В XVII веке православие являлось не только общегосударственной религией в России, но и неотъемлемым инструментом идеологии. В связи с этим государственная власть в России пыталась проявлять инициативу по упорядочению церковного культа на всей территории государства и на вновь присоединенных районах (Левобережная Украина). Студент должен уметь выявлять причины реформы православной церкви в России второй половины XVII в., знать сторонников (Никон), противников (Аввакум и «Кружок ревнителей древнего благочестия») и возможные варианты проведения реформы. Студент должен знать основные итоги церковной реформы, понимать, что церковный раскол — ее незапланированный результат – привел к социальному конфликту: в одном лагере оказались сторонники реформ и выбранного пути дальнейшей централизации государства, в другом — приверженцы старых обрядовых традиций и сторонники прежних взаимоотношений власти и подданных. Студент должен прийти к выводу, что в отличие от Западной Европы XVII века, вступившей на путь капитализма, Россия в данный период продолжала развиваться в направлении дальнейшей консервации феодально-крепостнических порядков и усиления верховной власти, что в большей мере соответствовало восточному варианту развития.
Тема 5 (6 часов)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.254.103 (0.01 с.) |