Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование предметной деятельности↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1 ступенька Пропедевтический период предполагает решение следующих задач: · развивать сомато-сенсорный гнозис в играх на локализацию прикосновения. Например, ребенку предлагают: «Поймай киску». Ребенок закрывает глаза, а взрослый касается игрушкой ножки, коленки, головки ребенка. Ребенок должен поймать киску; · развивать зрительно-двигательную координацию, учить действиям хватания, ощупывания, перемещения предметов (сначала допускаются совместные движения, затем ребенок выполняет их самостоятельно); · более сложные задания предполагают обучение орудийным действиям с предметами, имеющими фиксированное значение: ложкой, чашкой, совком, ведерком, лейкой. 2 ступенька · Совершенствовать хватание щепотью, указательным и большим пальцем в играх на сортировку, переноску; · учить выполнять некоторые соотносящие действия в играх с вкладышами, кастрюльками, пирамидками, побуждать к ориентировке в величине; · учить совмещать фигурку с прорезью, действовать последовательно, целенаправленно, поддерживать предмет другой рукой, упражнять в согласовании движений обеих рук (используются доска Сегена, матрицы); · упражнять в захватывании и переноске предметов, разных по величине и форме («Собери мячики», «Собери кубики, колечки, палочки»); · учить орудийным действиям с использованием вспомогательных средств или орудий в проблемных ситуациях: «Достань конфету», «Достань игрушки из банки» и т. п. 3 ступень · Развивать тактильный гнозис, учить ощупывать предмет, обводить пальцем его контур; · развивать стереогноз, упражнять в узнавании предметов на ощупь, разных по величине и форме (мяч, киска, палочка). Можно предлагать игры с «чудесным мешочком»: «Найди свою игрушку», «Чей платочек?»; игры с «почтовым ящиком» на ощупь; · учить на ощупь ориентироваться в фактуре предмета; · совершенствовать соотносящие действия в играх с пирамидкой, матрешкой. Учить собирать пирамидку из 3 колец с учетом величины, разбирать и складывать 2-составную матрешку; · учить соотносить пары предметов по величине, например, подобрать разным по величине куклам посуду, одежду, мебель; · совершенствовать орудийные действия в проблемных ситуациях: «Протолкни шарик», «Почини машину»; · обучать изготовлению простейшего орудия или вспомогательного средства: вместо совка использовать дощечку, вместо стула — куб, с помощью педагога связать две веревочки, чтобы развесить кукольное белье и т.д.; · совершенствовать зрительно-моторную координацию, закреплять навыки обследования предмета: ощупывание, обведение контура пальцем. Взрослый комментирует и обобщает действия ребенка, называя крупные и мелкие детали предмета, их величину и форму; · учить узнавать предметы по обводящему движению руки и показывать их; · учить рисовать пальчиком на столе и в воздухе контур круга, квадрата; · развивать конструктивный праксис: воспроизводить простейшие постройки по подражанию и образцу. 4 ступень · Совершенствовать тактильный гнозис: учить различать температурные свойства (холодный, горячий, теплый); · учить практическому различению на ощупь особенностей фактуры (гладкий, твердый, пушистый, мягкий), находить в «чудесном мешочке» парные предметы по фактуре, по величине; · закреплять навыки конструирования по подражанию и по образцу; · совершенствовать соотносящие и орудийные действия в играх с предметами; · обучать предметно-игровым действиям: покатай машину, прокати куклу, покорми зайца, укачай куклу. Формирование коммуникативных навыков
Данный раздел работы предполагает решение задач развития эмоционального и ситуативно-делового общения со взрослыми, формирование эмоциональных контактов со сверстниками. 1 ступенька · Установить эмоциональный контакт с ребенком, побуждать к визуальному контакту, формировать умение слушать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: «Подойди ко мне», «Посмотри на меня», «Покажи игрушку»; · создавать теплую эмоциональную атмосферу, вызвать положительное эмоциональное отношение к ситуации пребывания в детском саду, учитывать индивидуальные особенности детей. На первых порах можно предложить гибкий режим посещения группы, приносить любимые игрушки, находиться в группе вместе с мамой; · развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации; · учить выполнять упражнения, подражая движениям взрослого; · формировать у детей образ собственного Я, учить узнавать себя в зеркале, выбирать свое отражение из двух (в паре с другим ребенком); · вызывать у детей совместные эмоциональные переживания (радость, удивление) в подвижных играх, забавах, хороводах и музыкальных играх; · учить приветствовать и прощаться со взрослыми и детьми группы. 2 ступенька · Закреплять желание и готовность к совместной со взрослым деятельности. Рекомендуются совместные игры и упражнения с одним предметом (мячом, ведерком, шариком); · учить подражать выразительным движениям и мимике взрослого, изображая мишку, зайку, птичку и т. · упражнять в подражании мимическим движениям в игровых ситуациях: поднять брови, нахмурить их, улыбнуться, наморщить нос; · понимать жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест и т. п.), сочетающиеся со словесной инструкцией и без нее; · учить узнавать себя и своих близких на фотографиях. Целесообразно, чтобы каждый ребенок принес маленький альбом с такими фотографиями; · объединять детей в пары и учить взаимодействовать в играх с одним предметом (покатать друг другу мяч, машинку, насыпать песок в одно ведерко). 3 ступенька · Учить совместной со взрослым деятельности во время индивидуальных занятий, в играх, в быту; · побуждать к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой «дай», указанию «вот» и т. п.; · учить имитировать элементарные артикуляционные движения: открыть рот — зевнуть, вытянуть губы · подуть, показать язычок — «а-а-а» — не болит ли горлышко; · побуждать к имитации выразительных движений в подвижных играх: лиса крадется, петушок гордо шагает, зайка прыгает; · учить узнавать себя, своих близких, педагогов на фотографиях; · организовывать «игры рядом», побуждая детей к взаимодействию: передать игрушку, выполнить совместные действия — построить башню, поочередно ставя кубики один на другой. 4 ступенька · Расширять диапазон совместной со взрослым деятельности в играх с элементами сюжета «Оденем куклу», «Накормим зверят», «Построим дом»; · использовать элементарные драматизации в играх с использованием фольклора (песенок, потешек), совершенствовать навыки выразительных движений; · развивать артикуляционный праксис в играх на подражание; · учить узнавать сверстников из группы на фотографиях, рассматривая совместные фотографии: «Наши праздники». «Мы гуляем»; · объединять детей в процессуальных играх и вводить элементы сюжета: «Уложим кукол спать», «Построим дом» и т. п.; · учить обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять сочувствие, симпатию. Развитие речи
1 ступенька Развивая импрессивную сторону речи, следует стремиться к решению следующих задач: · ребенок должен понимать и соотносить слово со знакомыми предметами обихода, игрушками, действиями; · учить понимать элементарные однословные инструкции: «Дай». «Возьми», «Иди» и т. п. и вопросы «Кто это?», «Где?», «Что?»; · учить вслушиваться в речь взрослого, реагировать на обращение по имени. · В экспрессивной речи формируется простейшая лексика на материале звукоподражаний. Ребенок подражает взрослому в произношении гласных: «А-а-а» — поет мама»; «Уа-уа» — плачет малыш» и т. п.; · следует побуждать ребенка произносить имеющиеся лепетные слова по отношению к определенному предмету. 2 ступенька В плане развития фонематических процессов учить вслушиваться в неречевые и речевые звуки, подражать им. Лексика · Совершенствовать навыки звукоподражания: «Ау», «Уа», «Ту-ту», «Бум-бум»; · обогащать импрессивную и экспрессивную речь, формировать понимание существительных — названий частей тела: рука, нога, голова, нос, глаза и т. д. и частей тела животных: лапа, хвост, уши и т. д.; · учить понимать и выполнять инструкции: найди, покажи, дай, назови, принеси, подними, открой, закрой; понимать прилагательные: дай большой, дай маленький мяч; местоимения: я, ты, мой, твой, такой; · в активном словаре учить употреблять существительные в именительном падеже единственного числа; глаголы в единственном числе настоящего времени и повелительного наклонения; притяжательные местоимения: мой, моя; личные местоимения: у меня, у тебя, у него; · побуждать к построению грамматических конструкций, заканчивая фразу педагога звукоподражанием: киска мяукает «мяу», машина гудит «би-би», собачка лает «гав-гав»; · закреплять умение выполнять простые инструкции. 3 ступенька Фонетико-фонематическое развитие: · повторять звукосочетания гласных, подражая артикуляции взрослых: А, У, И, АУ. В импрессивкой речи: · узнавать предметы по их названию: игрушки, части тела, предметы одежды, предметы туалета, домашнего обихода, природные явления (дождь, снег, солнышко), названия животных. Пассивный глагольный словарь должен включать названия действий, совершаемых самим ребенком с близкими людьми, животными; · учить выполнять по инструкции действия с хорошо знакомыми предметами. При этом взрослый комментирует действия ребенка, подводит им итог, побуждает к этому самого ребенка. В экспрессивной речи: · Учить употреблять слова, простые по слоговой структуре (1 и 3 классов слоговых структур по А. К. Марковой), названия родных людей, их имен, названия игрушек, их изображений, названия предметов обихода, явлений природы, при этом допустимы искажения звукопроизносительной стороны; · побуждать к высказыванию просьб («Дай», «Еще», «Покажи»), выражению своего состояния, потребностей (глаголами: «Не хочу», «Пойду гулять» и междометиями: «Ах», «Ну», «Вот»); · учить активно использовать звукоподражания животным, транспорту, музыкальным инструментам («Мяу», «Ав-ав», «Би-би», «У-у-у», «Ду-ду», «Бам-бам»); · учить в импрессивной и экспрессивной речи использовать существительные в форме винительного падежа единственного числа в значении объекта («Кушай кашу», «Одень куклу») и во множественном числе в именительном падеже; · учить понимать существительные в форме дательного падежа в значении лица («Дай маме куклу», «Покажи маме мячик»); · словарь расширяется за счет понимания и употребления глаголов в единственном числе повелительного наклонения и 1 и 3 лица единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения; прилагательных, обозначающих величину (большой-маленький) в начальной форме. В плане формирования синтаксической стороны речи: · Учить в импрессивной речи понимать, а в экспрессивной воспроизводить по подражанию двусоставные нераспространенные предложения («Я иду.» «Собачка лает.»), распространять фразу за счет звукоподражаний («Киска мяукает «мяу»); · учить понимать и выполнять двухступенчатые инструкции («Подойди ко мне и возьми куклу.»); · понимать двухсловные сочетания с прилагательным («серый зайка»), наречиями («громко плачет», «тихо пищит»). 4 ступенька Развитие фонематических процессов; · совершенствовать ориентировки в речевых и неречевых звучаниях; · учить подражать произнесению гласных (А, У, И, О), сочетаний гласных (УА, АУ, ИА); · учить вслушиваться в звучание согласных (П, Б, М, В, Ф, Т, Д, Н, К, Г, X), соотносить с показом определенных предметов, в названии которых слышится звук. Обогащение словаря: · в импрессивной речи понимать, а в экспрессивной употреблять наиболее употребительные названия одежды, мебели, посуды, домашних и диких животных; · учить понимать и использовать глаголы с противоположными значениями: надень — сними, застегни — расстегни, завяжи — развяжи, повесь — сними, достань — убери, открой — закрой; · понимать и употреблять прилагательные, обозначающие названия основных цветов, материалов (теплый, пушистый), некоторых параметров величины (большой, маленький), некоторых свойств (новый, грязный, мокрый, сухой, чистый); · в активной речи использовать притяжательные местоимения (мой, мой, твоя), числительные (один, два); · в импрессивной речи понимать указания, обозначающие пространственные отношения («поставь на стол», «положи в ящик», «посмотри вверх», «посмотри вниз»). Формируя морфологическую систему языка, целесообразно: · учить в импрессивной речи понимать, а в экспрессивной употреблять существительные в форме родительного падежа в значении частичного объекта, в форме дательного падежа в значении лица, которому передается действие; · учить понимать существительные в форме родительного падежа в сочетании с числительными, в форме предложного падежа для обозначения места; · понимать согласование в роде прилагательных с именем существительным (белый кот, белая кошка); · понимать значение приставок некоторых глаголов (подойди, отойди, уехал, приехал, ушел, пришел и т. п.); Формируя синтаксическую систему языка, следует: · включать в импрессивную и экспрессивную речь словосочетания прилагательного с существительным, двусоставные нераспространенные предложения (существительное + глагол); · учить диалогу, отвечать на вопрос «Кому?», употребляя существительное в дательном падеже, побуждать обращаться с просьбой, вопросом; · учить вопроизводить по подражанию предложения структуры субъект-предикат-объект («Я кушаю кашу»), предикат-объект-объект («Дай зайке морковку»); · учить понимать инструкции, противоречащие показу, понимать ряд последовательных инструкций, понимать песенки, потешки-четверостишья, сопровождать их выразительными движениями, формируя звуковую культуру речи, по мере возможностей формировать произношение свистящих [с], [с'], [з], [з']. Итак, к концу года пребывания в диагностической группе предполагаются следующие достижения детей: Адаптация в условиях группы. Готовность к положительным эмоциональным контактам со взрослыми и сверстниками. Сотрудничество со взрослым в предметно-практической и игровой деятельности. Активное подражание. В плане речевого развития — активное реагирование на словесную инструкцию взрослого, связанную с конкретной ситуацией. Способность к слуховому сосредоточению и различению речевых и неречевых звучаний. Понимание названий предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов единственного числа настоящего времени и повелительного наклонения, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. Понимание некоторых грамматических форм слов (родительный и дательный падеж существительных, простые предложные конструкции). Активное употребление (допускаются искажения звуко-слоговой структуры) существительных, обозначающих предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления (ночь, солнышко, дождь, снег). Активное участие в диалоге — ответы на вопросы взрослого одним словом (допускаются искажения фонетические и грамматические, использование паралингвистических средств). Подражание жестам и мимике взрослого. Включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность. Выполнение орудийных действий — использование бытовых предметов с учетом их функций, использование предметов в качестве орудий в проблемных ситуациях. Овладение поисковыми способами в предметной деятельности — практическими пробами и примериванием. Практическая ориентировка в свойствах предметов. Подбор по форме («Доска Сегена», «Почтовый ящик» ит. п.), величине (недифференцированные предметы: большой — маленький), идентификация цвета предмета с цветом образца, ориентировка в количестве (один — много). Воспроизведение темпа вдвижениях под музыку, простейших «повторных» ритмических структур в дидактических играх. Координированные движения рук при выполнении простых действий с игрушками (кубиками, пирамидками и т. п.) и предметами обихода (чашкой, ложкой), овладение элементарными изобразительными навыками (точки, дугообразные линии). ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. М. 1982. 125 с. 2. Борякова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачева В. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М. «Гном-Пресс», 1999. 63 с. 3. Венгер Л. А.,Пилюгина Э. Г.,Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.1988. 4. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М.1984. 256с. 5. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М. «Просвещение», 1973. 6. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства Для формирования детской личности. Принцип развития в психологии. М. 1978. С. 243-267. 7. Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М.1993. 198 с. 8. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1997. 303 с. 9. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород. 1994. 228 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.49.59 (0.009 с.) |