Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рефрейминг и трансформация смысла

Поиск

Нет ни хороших вещей, ни плохих - наше мышление делает их такими. Вильям Шекспир

 

Люди всегда и во всем ищут смысл. События происходят, но до тех пор, пока мы не придадим им смысл, не свяжем их с другими событиями нашей жизни и не оценим возможные последствия, они не имеют для нас никакой важности. Мы узнаем о смысле вещей из нашей культуры и индивидуального воспитания. Для древних людей астрономические явления имели огромное значение, кометы были предвестниками перемен, а взаимное расположение звезд и планет определяло судьбы людей. Сейчас ученые уже не принимают затмения и кометы так близко к сердцу. Они представляют собой замечательное зрелище и подтверждают тот факт, что вселенная все-таки подчиняется тем законам, которые мы для нее придумали.

Какой смысл имеет ливень? Плохая новость, если вы на открытой местности и без плаща, хорошая новость, если вы фермер и была засуха. Плохая новость, если вы организуете пикник на природе. Хорошая новость, если ваша крикетная команда близка к поражению, и матч откладывается. Смысл любого события зависит от того, в какую рамку вы его помещаете. Когда вы меняете рамку, вы меняете и смысл. Когда меняется смысл, ваши реакции и поведение также меняются. Способность помещать события в различные рамки (рефреймировать событие) дает вам больше свободы и больше выборов.

Один наш знакомый упал и довольно сильно поранил своиколени. Было очень больно, это означало, что он не сможетиграть в сквош (игра в мяч вроде тенниса), в игру, которую оночень любил. Он отнесся к этому несчастному случаю как к 6лагоприятной возможности, а не как к ограничению, он проконсультировался у ряда докторов и психотерапевтов и узнал, какработают мускулы и связки колена. К счастью, хирургическое вмешательство не потребовалось. Он разработал для себя программу упражнений, и шестью месяцами позже его колени сталикрепче, чем были до падения, и Сэм он тоже был в лучшей форме. Он скорректировал свои привычные игровые позы, которыепрежде делали его колени слабым местом. От этого вся его играулучшилась. Повреждение колен оказалось весьма полезным.Была ли эта травма неудачей? Это с какой стороны посмотреть...

Метафора - это своеобразный рефрейминг. В сущности, она говорит: "Это могло бы означать, что "Сказки - замечательные примеры рефрейминга. Что казалось несчастьем, оказывается полезным. Гадкий утенок оказывается маленьким лебедем. Неприятность оказывается благодеянием. Лягушка может превратиться в принцессу. А если все, чего вы дотрагиваетесь, превращается в золото, то вы попали в большую беду.

Изобретатели делают рефрейминги. Хорошо известна история о человеке, который проснулся однажды из-за того, что острый край ржавой пружины из его матраса вонзился ему а спину. Что может быть полезного в старой диванной пружине? (Кроме того, что она лишает его сна.) Он посмотрел на нее как на стилизованную рюмку для яйца и открыл успешную компании) по осуществлению этой идеи.

Анекдоты - тоже рефрейминги. Почти все анекдоты начинаются с того, что помещают события в определенную рамку, а затем внезапно и резко изменяют ее. В анекдоте берут предмет или ситуацию и помещают ее внезапно в другой контекст или неожиданно придают ей другой смысл.

Почему анархисты пьют чай из трав? (Ответ: потому, что собственность-это результат воровства.)

СЛОВЕСНАЯ ЭКВИЛИБРИСТИКА

Вот несколько образцов различных точек зрения на одно и то же утверждение:

"Моя работа идет из рук вон, и я чувствую себя подавленным".

Обобщите: Может быть, вы просто чувствуете себя плохо, и работа здесь ни при чем.

Примените к себе: Быть может, вы этими мыслями сами нагоняете на себя депрессию.

Выделите ценности и критерии: Что настолько важное в вашей работе не так, что вы считаете, что она идет из рук вон?

Позитивный результат: Это заставило бы вас работать упорнее, чтобы преодолеть эту проблему.

Измените результат: Возможно, вам следует сменить работу.

Определение дальнейшего результата: Можете ли вы извлечь что-то полезное из того, как идет ваша работа в данный момент?

Расскажите метафору: Это похоже на то, как мы учимся ходить...

Переопределите: Ваша депрессия может означать, что вы испытываете раздражение по поводу того, что ваша работа предъявляет к вам необоснованные требования.

Деление вниз: Какая именно часть вашей работы идет из рук вон?

Деление вв epx: А как дела вообще? Контрпример: Было ли когда-нибудь такое, что ваша работа шла из рук вон, а вы тем не менее не испытывали подавленности?

Позитивное намерение: Это показывает, что вы внимательно относитесь к своей работе.

Временная рамка: Зто временное явление, это пройдет. Рефрейминг -это не способ смотреть на мир через розовые очки, так, чтобы все вокруг стало "на самом деле" хорошим. Проблемы не исчезнут сами по себе, с ними все равно придется что-то делать, но чем больше у вас будет способов по-разному посмотреть на них, тем легче их будет разрешить.

Измените рамку, чтобы увидеть возможную выгоду, пред- ставьте опыт таким образом, чтобы он поддерживал ваши собственные цели и те цели, которые вместе с вами разделяют другие люди. Вы несвободны выбирать, когда видите, что вас подталкивают силы, лежащие за пределами вашего контроля. Измените рамку так, чтобы получить некоторый простор для маневра.

Существует два основных вида рефренминга: рефрейминг контекста и рефрейминг содержания.

РЕФРЕЙМИНГ КОНТЕКСТА

Практически любое поведение может оказаться полезным в соответствующих обстоятельствах. Лишь очень немногие по- ведения не могут иметь ценности и цели ни при каких обстоятельствах. Если вы начнете раздеваться на оживленном шоссе, то вас арестуют, а на нудистском пляже, наоборот, у вас будут неприятности, если вы этого не сделаете. Не рекомендуется надоедать своей аудитории на семинаре, но эта способность оказывается полезной, когда вы хотите выдворить непрошеных гостей. Вас не будут любить, если вы будете нагло врать своим друзьям и родным, но вы станете популярным. если будете использовать свое воображение, чтобы написать фантастический бестселлер. А как насчет нерешительности? Она может оказаться полезной, если вы никак не можете решить, рассердиться вам, или нет а затем совсем забываете об этом.

Рефрейминг контекста лучше всего работает с утверждениями типа 'Я слишком. " - или: "Я бы хотел прекратить. Спросите себя:

"Когда это поведение было бы полезным?" "При каких обстоятельствах это поведение было бы ресурсным?"

Когда вы найдете тот контекст, в котором это поведение является подходящим, вы можете мысленно прорепетировать его именно в этом контексте и выработать уместное поведение для первоначального контекста Здесь может оказаться полезным Генератор Нового Поведения

Если некоторое поведение выглядит неадекватным ситуации, часто это означает, что этот человек находится в состоянии даунтайма и реагирует на внутренний контекст, который не соответствует внешней ситуации Примером является перенос в психотерапии Пациент реагирует на терапевта точно так же, как он в свое время реагировал на родителей. То, что является уместным для ребенка, может уже не быть полезным для взрослого человека. Терапевт должен рефреймировать поведение и по- мочь пациенту освоить другие способы действий.

РЕФРЕЙМИНГ СОДЕРЖАНИЯ

Содержание опыта - это то, на чем вы фокусируете свое внимание, придавая ему то значение, какое вам нравится. Когда двухлетняя дочка одного из авторов спросила его, что значит говорить неправду, он объяснил важным, отеческим тоном (принимая во внимание ее возраст и понимание), что это означает говорить что-то такое, что не является правдой, чтобы заставить кого-нибудь другого подумать, что что-то является правильным, когда на самом деле это не так. Девочка на мгновение задумалась, и затем лицо ее просветлело.

- Вот здорово! - воскликнула она. - Давай займемся этим! Следующие несколько минут отец и дочь провели, сообщая друг другу вопиющую ложь.

Рефрейминг содержания полезно применять к утверждениям типа: "Я начинаю сердиться, когда мною командуют" Или: "Я впадаю в панику, когда приближается крайний срок"

Заметьте, что в утверждениях этого типа используется нарушение метамодели типа причинаследствие. Задайте себе вопросы:

'· Что еще это могло бы означать?" "Какова позитивная направленность этого поведения?" "Как еще я мог бы описать это поведение?"

Политика - это искусство рефрейминга содержания. Хорошие экономические показатели могут быть представлены как отдельные примеры, показывающие всеобщую тенденцию к спаду экономики, либо как проявление экономического процветания, в зависимости от того, на какой стороне палаты общин вы сидите. Высокие процентные ставки неудобны для должника, но хороши для кредитора. Транспортные пробки оказываются ужасной неприятностью, если вы в них попадаете, но в подаче министра, они могут стать признаком процветания. Если бы транспортные заторы были ликвидированы в Лондоне. он бы рапортовал, что это означает смерть столицы как промышленного центра. ''МЫ не отступаем, - говорил один генерал, -мы наступаем назад".

НАМЕРЕННИЕ И ПОВЕДЕНИЕ

В основе рефрейминга лежит различие между намерение ем и поведением: тем, что вы делаете, и тем, чего вы на самом деле пытаетесь достичь при этом. Это решающее различие, которое следует иметь в виду, сталкиваясь с любым поведением. Часто то, что вы делаете, не дает вам того, чего вы хотите. Например, женщина может постоянно испытывать беспокойство о своей семье. Это ее способ проявления своей любви и заботою семье. Семья же смотрит на это как на придирки и обидные выпады. Мужчина может стремиться продемонстрировать свою любовь к семье, много и долго работая. А его семья, возможно, хотела бы, чтобы он больше времени проводил вместе с ними, пусть даже в ущерб заработной плате.

Иногда поведение дает вам то, чего вы хотите, но не вполне согласуется с другими частями вашей личности. Например, работник может льстить и шутить со своим начальником, чтобы получить повышение, а затем ненавидеть себя за это. Порой вы и в самом деле можете не знать, чего пытаетесь достичь с по- мощью определенного поведения, и это кажется досадным. За каждым поведением всегда скрывается позитивное намерение. в противном случае зачем же вы его осуществляете? Все, что вы делаете, преследует некоторую цель, толь ко эта цель может быть устаревшей. А некоторые типы поведений (подходящим примером является курение) достигают, мягко говоря, противоположных результатов.

Избавиться от нежелательного поведения - это не значит стараться и остановить его волевым усилием. Такие меры - гарантия того, что оно будет возобновляться настойчиво, потому что вы обратили на него внимание и придали ему энергию. Найдите другой, лучший способ удовлетворить свое измерение, способ, который более созвучен другим сторонам вашей личности. Вы же не будете выбрасывать керосиновые лампы прежде, чем проедете электричество, если, конечно, не захотите остаться в темноте.

В нас содержится множество личностей, живущих в тревожном альянсе. И каждая часть нашей личности пытается осуществить свое собственное намерение. Чем более они согласованы и способны работать в гармонии друг с другом, тем более счастлив человек. В нас смешано множество частей, и часто они вступают в конфликт друг с другом. Равновесие постоянно нарушается, и это делает жизнь интересной. Трудно быть полностью конгруэнтным, полностью поглощенным деятельностью одного направления, а чем более важной является эта деятельность, тем больше частей вашей личности должны быть включены в нее.

С призычками трудно расстаться. Курение вредно для здоровья, но оно дает вам возможность расслабиться, занимает ваши руки и помогает поддерживать товарищеские отношения с другими людьми. Отказ от курения и пренебрежение связанными с ним остальными потребностями оставляет вакуум. Цитируя Марка Твена: "Бросать курить легко. Я делаю это каждый день"

ШЕСТИ ШАГОВЫЙ РЕФРЕЙМИНГ

Мы так же непохожи на себя, как непохожи на других. Монтень

В НЛП разработан более формальный процесс рефрейминга для прекращения нежелательного поведения путем предоставления лучших вариантов поведения. Таким образом, вы сохраняете преимущества старого поведения. Это немного похоже на путешествие. Лошадь и двуколка оказываются единственным способом добраться туда, куда вы хотите (медленным и неудобным). Затем товарищ сообщает вам, что туда на самом Деле регулярно ходят поезда и летают самолеты -другой и более удобный способ достижения вашей цели. Шести шаговый рефрейминг работает хорошо только тогда, когда в вас существует часть, которая заставляет вас вести себя таким способом, который вам не нравится. Он может быть также использован в случае психосоматических симптомов.

1. Сначала определите поведение или реакцию, подлежащую изменению.

Эта часть обычно выражается в форме: "Я хочу сделать..., но что-то меня останавливает" Или: "Я не хочу делать это, но в конце концов я все-таки делаю это". Если вы работаете с другим человеком, вам нет необходимости знать действительное проблемное поведение. На сам процесс рефрейминга не оказывает влияние то, что представляет собой это поведение. Терапия вполне может быть проведена без знания содержания поведения.

Уделите минуту, чтобы выразить оценку тому, что эта часть делает для вас, и убедитесь в том, что вы не собираетесь отказываться от нее. Это может оказаться трудным. если проблемное поведение (назовем его X) является очень неприятным, но вы можете оценить его намерение, если не сам способ его осуществления.

2. Установите коммуникацию с частью, ответственной за данное поведение X.

Обратитесь внутрь себя и спросите: "Хочет ли часть личности, ответственная за X, общаться со мной на уровне сознания?" Заметьте, какую реакцию вы получите. Будьте внимательны ко всем своим внутренним каналам восприятия: картинкам, звукам и ощущениям. Не угадывайте. Получите определенный сигнал, часто это незначительное ощущение в теле. Сможете ли вы сознательно воспроизвести в точности этот сигнал? Если сможете, снова обратитесь внутрь себя и задайте тот же вопрос, пока не получите сигнал, который вы не сможете контролировать по своей воле.

Это звучит странно, но часть личности, ответственная за X, является неосознаваемой. Если бы она была под сознательным контролем, вы бы не стали ее рефреймировать, вы бы просто ее остановили. Когда части вступают в конфликт друг с другом, всегда появляется некоторый сигнал, который достигает сознания. Приходилось ли вам когда-нибудь соглашаться с чьими-нибудь планами, испытывая при этом сомнения? Как это отражалось на тоне вашего голоса? Можете ли вы контролировать сосущее ощущение под ложечкой, возникающее в тот момент, когда вы даете согласие работать, зная, что с большим удовольствием провели бы время, отдыха?? в саду? Покачивание головой, изменения мимики и тона голоса представляют собой явные примеры того, как конфликтующие части выражают себя. Когда возникает конфликт интересов, всегда появляется некоторый непроизвольный сигнал, и чаще всего он бывает очень слабым. Вам следует быть наготове. Этот сигнал - как "но" в предложении: "Да, но..."

Теперь вам необходимо превратить этот ответ в да/нет сигнал. Попросите часть повысить интенсивность сигнала, если это ответ "да", и ослабить, если это ответ "нет" Попросите воспроизвести оба сигнала один за другим, чтобы отчетливо их различать.

3. Отделите позитивное намерение от поведения. Поблагодарите часть X за сотрудничество. Спросите: "Хочет ли часть, которая ответственна за поведение X, дать мне понять, что она пытается сделать?" Если ответ будет "да", то вы узнаете о намерении, и оно может оказаться сюрпризом для вашего сознания. Поблагодарите часть за информацию и за то, что она делает это для вас. Подумайте о том, хотите ли вы на самом деле иметь часть, которая делала бы это.

Однако вам нет необходимости знать о намерении. Если ответ на ваш вопрос будет "нет", вы можете подыскать условия, при которых эта часть захотела бы сообщить вам о том, чего она пытается достичь. Как бы то ни было, предположите добрые намерения с ее стороны. Это не значит, что вам нравится это поведение, просто вы предполагаете, что у этил части есть не- которая цель, и эта цель в некотором смысле полезна для вас.

Обратитесь внутрь себя и спросите: "Если бы тебе предоставили способы, которые дали бы тебе возможность осуществить это намерение, по крайней мере, не менее эффективно, чем так, как ты делаешь это сейчас, то не захотела ли бы ты попробовать эти способы?" В этот момент ответ "нет" будет означать, что сигналы борются друг с другом. Ни одна разумная часть не смогла бы отвернуться от такого предложения.

4. Попросите свою творческую часть выработать но- вые способы достижения той же самой цели.

В вашей жизни бывали моменты, когда вы находились в творческом и ресурсном состоянии. Попросите часть, с которой вы работаете, сообщить свои намерения вашей творческой, ресурсной части. Тогда творческая часть сможет найти новые пути осуществления тех же намерений. Часть из них будут удачными, другие - не очень. О некоторых из них вы будете знать, но не имеет значения, если они будут недоступны вашему сознанию. Попросите часть X выбрать лишь те из них, которые она считает такими же удачными или даже более эффективными, чем первоначальное поведение. Они должны быть непосредственны и доступны. Попросите ее подавать сигнал "да" всякий раз, когда она будет получать новый выбор. Продолжайте до тех пор, пока вы не получите по крайней мере три сигнала "да". На этом этапе процесса вы можете потратить столько времени, сколько посчитаете нужным. Поблагодарите свою творческую часть, когда закончите.

5. Спросите часть X, согласна ли она воспользоваться новыми выборами взамен старого поведения в течение следующих нескольких недель.

Это - присоединение к будущему, мысленная репетиция нового поведения в будущих ситуациях.

Если до сих пор все было нормально, то никакие причины не будут препятствовать вам получить сигнал "да". Если вы получили все же ответ "нет", заверьте часть X в том, что она сможет продолжать прибегать к старому стилю поведения, но вы хотели бы, чтобы она попробовала сначала новые выборы. Если и здесь вы получите "нет", вы можете рефреймировать возражающую часть, пройдя с ней через все шесть шагов рефрейминга с самого начала.

6. Экологическая проверка.

Вам необходимо знать, существуют ли другие части, которые могли бы возражать против ваших новых выборов. Спросите "Есть ли такие части, которые возражают против какого-нибудь из моих новых выборов?" Будьте внимательны к любому сигналу. Тщательно разберитесь с каждым из них. Когда появимся какой-то сигнал, попросите эту часть усилить свой сигнал, если она на самом деле возражает. Убедитесь в том, что новые выборы встретили одобрение всех заинтересованных частей, в противном случае они будут заниматься саботажем.

Если возникло возражение, вы можете сделать одно из двух. Либо вернуться к шагу 2 и рефреймировать возражающую часть, либо попросить творческую часть, проконсультировавшие с возражающей частью, выработать дополнительный набор новых выборов. Убедитесь, что эти новые выборы также прошли проверку на любое возражение.

Шести шаговый рефрейминг представляет собой технику терапии и личностного развития. Он имеет непосредственное отношение к нескольким психологическим явлениям.

Первое - это вторичная выгода: идея о том, что, каким бы странные и причудливым ни казалось поведение, оно всегда служит цели, полезной на некотором уровне, и эта цель, как правило, неосознаваемая. Нет никакого смысла делать то, что полностью противоречит нашим интересам. Всегда существует некая выгода, и смесь наших мотивов и эмоций редко оказывается гармоничной.

Второе - это транс. Человек, осуществляющий шести шаговый рефрейминг, будет находиться в легком трансе, когда внимание направлено внутрь себя.

Третье, шести шаговый и рефрейминг использует умение проводить переговоры между частями одной личности. В следующей главе мы рассмотрим умение вести переговоры между людьми в контексте бизнеса.

ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ

Мы не можем быть ни в каком ином состоянии, кроме состояния "сейчас", и у каждого из нас в черепной коробке имеется машина времени. Когда мы спим, время останавливается. И в своих мечтах и сновидениях мы можем без всякого труда перепрыгивать из настоящего в прошлое или будущее. Порой кажется, что время летит или, наоборот, ползет в зависимости от того, чем мы заняты. Что бы ни представляло собой время в действительности, наше субъективное переживание времени постоянно изменяется.

Мы измеряем время в окружающем нас мире, используя расстояние и движение - движущуюся стрелку на циферблате часов, - но какое отношение ко времени имеет наш мозг? У нас должен быть какой-нибудь способ определения времени, иначе мы никогда бы не узнали, сделали мы что-то или только собираемся сделать, принадлежит ли это событие нашему прошлому или нашему будущему. Ведь трудно жить с ощущением deja vu по отношению к будущему. В чем различие между тем, как мы думаем о прошлых событиях, и тем, как мы думаем о будущем?

Возможно, мы найдем ключ к разгадке этого в тех много- численных высказываниях, которые мы делаем по поводу времени: "Я не вижу никакого будущего", "Он застрял в прошлом", "Оглядываясь на события", "Смотреть вперед в будущее". Вероятно, зрение и направление играют здесь некоторую роль.

Выберите какое-нибудь простое повторяющееся действие, которое вы выполняете почти каждый день, такое, как чистка зубов, причесывание, умывание, завтрак или просмотр телепередач.

Подумайте о времени примерно пятилетней давности, когда вы делали это. Здесь не обязательно вспоминать конкретный пример. Вы знаете, что вы делали это пять лет назад, и вы можете притвориться, что вспоминаете этот случай.

Теперь подумайте о том, как вы делали то же самое действие неделю назад.

Теперь подумайте, как бы это выглядело, если бы сделали это прямо сейчас. Через одну неделю.

Теперь подумайте об этом занятии через пять лет Не имеет значения, знаете ли вы, где вы будете тогда находиться, про- сто подумайте об этом занятии.

И, наконец, возьмите эти четыре события. Вероятно, у вас есть какая-нибудь картинка по поводу каждого из них. Это может быть кино или отдельный кадр. Если же бес перемешал их всех и вы не смогли их увидеть, то каким образом вы смогли отличить их одну от другой?

Наверное, вам самим интересно узнать, как вы это делаете. Чуть позже мы предложим вам некоторые обобщения.

Снова посмотрите на эти картинки. В чем различия между ними в терминах перечисленных ниже субмодальностей?

В каком месте окружающего вас пространства они расположены?

Каковы их размеры? Какова их яркость?

Насколько резкими они являются? Одинаковый ли у них цвет? Это кино или фотографии? Насколько далеко от вас они расположены? Трудно делать какие-нибудь обобщения относительно линии времени, но общий способ организации картин прошлого, настоящего и будущего заключается в пространственном их расположении. Прошлое, вероятно, будет располагаться слева от вас. Чем дальше в прошлое, тем дальше от вас будет расположена картинка. "Далекое и смутное" прошлое будет дальше всего. Будущее будет уходить вправо от вас, причем картины более далекого будущего будут находиться дальше. Картинка по обе стороны могут располагаться друг над другом либо каким-то другим способом, позволяющим легко увидеть и рассортировать их. Многие люди используют визуальную систему для репрезентации временной последовательности событий, но вполне могут существовать некоторые субмодальные различия и в других системах. Звук может усиливаться по мере приближения к настоящему, ощущения могут становиться более интенсивными.

К счастью, такой способ организации времени согласуется с нормальными глазными сигналами доступа (и способом чтения), этим и можно объяснить тот факт, что он является распространенным паттерном. Существует множество способов организации временной линии. И хотя не существует "неправильной" временной линии, но использование каждой из них может иметь свои последствия. То, где и как вы выстраиваете свою временную линию, будет влиять на то, как вы думаете...

Предположим, ваше прошлое находится прямо перед вами. Оно всегда будет попадать в поле зрения и привлекать ваше внимание. Ваше прошлое становится важной и влиятельной частью вашего опыта.

Большие и яркие картинки далекого будущего сделают его весьма привлекательным и будут притягивать вас. Вы будете ориентированы на будущее. А ближайшее будущее будет с трудом поддаваться планированию. Если же ближайшее будущее будет наполнено большими и яркими картинами, то может оказаться затруднительным долговременное планирование. В общем, то, что является большим, ярким и насыщенным цветами (если эти субмодальности являются для вас критическими), будет наиболее привлекательным, и этому вы будете уделять н а ибольшую часть внимания. Буквально: у кого-то мрачное прошлое и светлое будущее.

Субмодальности могут изменяться постепенно. Например, чем ярче картинка или чем она резче, тем ближе н настоящему. Эти две субмодальности хороши при репрезентации постепенные изменении. Иногда человек может сортировать свои картинки более дискретным способом, используя их определенное местоположение, при этом каждое воспоминание не распространяется обособленно от предыдущего. И тогда такой человек будет использовать преимущественно staccato-жесты, говоря об этих воспоминаниях, а вовсе не legato-жесты.

Будущее может быть сильно вытянутым прямо перед вами и доставлять вам беспокойство столкновением с крайними сроками исполнения чего-либо. которые будут казаться далекими до тех пор, пока внезапно не примут угрожающих размеров. С другой стороны, будущее может быть слишком сжатым, так что картинка будущего будут расположены очень близко друг к другу, и тогда вы, наверное, почувствуете давление времен. ивам покажется, что все должно быть сделано сразу. Иногда полезно сжимать временную линию, а порою лучше ее растягивать. Все зависит от того, чего вы хотите. Общеизвестно, что те люди, которые ориентированы в будущее. обычно справляются с болезнями более быстро, я медицинские исследования подтверждают это Терапия временной линии могла бы помочь лечению серьезных заболевании.

Линия времени оказывается важной составляющей чувства реальности человека, и поэтому она с трудом поддается изменению до тех пор, пока это изменение не становится экологическим. Прошлое оказывается реальным настолько же, насколько будущее - нереальным. Будущее существует большей частью в виде потенциальных возможностей. Оно неопределенно. И субмодальности будущего зачастую каким-то способом это отражают. Линия времени может разделиться на несколько ветвей, либо картинки могут стать неопределенными.

Линии времени важны в терапии. Если клиент не может увидеть своего будущего. то многие техники не будут работать.

Многие терапевтические техники в НЛП предполагают, что клиет способен мысленно передвигаться во временя, получать доступ к ресурсам прошлого или конструировать привлекательнее будущее. Порою линия времени должна пройти предварительную сортировку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.68.138 (0.014 с.)