Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменение личностной истории

Поиск

Человеческое переживание существует только в настоящий момент. Прошлое существует в виде воспоминаний, и, что бы вспомнить его, нам необходимо каким-то образом пережить его в настоящем. Будущее существует как надежды и фантазии, опять же созданные в настоящем. Я Кореи и делает нас способа Иными расширить эмоциональную свободу, освобождая от тирании прошлых негативных переживаний и создавая более пози­тивное будущее.

Изменение личностной истории - это техника для пере­оценки причиняющих беспокойство воспоминаний в свете на­копленного к настоящему моменту опыта. Каждый из нас имеет богатую личностную историю прошлых переживаний, которые существуют в виде воспоминаний в настоящем. Несмотря на то, что невозможно изменить произошедшие с нами на самом делесобытия (что бы это ни было, ведь человеческая память подвер­жена ошибкам), мы способны изменить смысл этих событий для нас в настоящем и, следовательно, их воздействие на наше по­ведение.

Например, чувство ревности почти всегда рождается не из того, что в действительности произошло, а из тех сконструиро­ванных образов, которые кажутся нам убедительными. Реаги­руя на эти образы, мы чувствуем себя плохо. Эти образы оказы­ваются достаточно реальными, чтобы вызвать сильные реак­ции, даже если они никогда не имели места в действительнос­ти.

Если прошлые переживания были очень травмирующими или чрезвычайно интенсивными, так что даже упоминание о них вызывает боль, то лучше использовать технику быстрой фобии. описанную в главе 8. Она разработана для того, чтобы работать с интенсивными негативными эмоциональными переживания­ми.

Изменение личностной истории полезно в тех случаях, ког­да проблемное ощущение или поведение продолжает повто­ряться вновь и вновь. Первым шагом в применении этой техни­ки в работе с клиентом или другом, конечно, должно быть уста­новление и поддержание раппорта.

Изменение личностной истории,

1. Идентифицируйте негативное состояние, извлеките его, проведите калибровку, закрепите якорем и затем прервите его.

2. Удерживая негативный якорь, попросите клиента вер­нуться назад и подумать о том времени, когда у него были похо­жие ощущения. Продолжайте до тех пор, пока вы не достигнете самого раннего опыта, который только может вспомнить кли­ент. Освободите якорь, прервите состояние и полностью верни­те клиента в настоящее.

3. Попросите клиента в свете того, что он знает теперь. подумать о том, какие ресурсы были необходимы ему в тех про­шлых ситуациях, чтобы они превратились в удовлетворяющие, а не проблемные переживания. Он вероятно, определит ресур­сы, используя такие слова и фразы, как "безопасность", "быть любимым", "понимание". Эти ресурсы должны быть внутренни­ми для данного клиента и такими, чтобы он мог их контролиро­вать. Желание, чтобы другие люди в этой ситуации вели себя по- другому, не позволит клиенту научиться чему-то новому. Он смо­жет вызвать новые реакции у людей, вовлеченных в ситуацию, только если он сам станет другим.

4. Извлеките и заякорите конкретное и наполненное пере­живание необходимого ресурсного состояния и испытайте этот положительный якорь.

5. Удерживая положительный якорь, верните клиента сно­ва к раннему опыту. Предложите ему, вооруженному новыми ресурсами, посмотреть на себя со стороны (диссоциированно) и заметить, как ресурсы изменяют его переживания. Затем пред­ложите ему войти в ситуацию (ассоциация) вместе с ресурсами (вы при этом продолжаете удерживать якорь) и пройти через опыт так, как будто это происходит снова. Попросите его обра­тить внимание на реакцию других людей в этой ситуации теперь, когда у него уже есть этот новый ресурс. Предложите ему пред­ставить себе, как он выглядит с их точки зрения, так, чтобы он ног понять, как они воспринимают это новое поведение. Если он выразит неудовлетворение в какой-нибудь позиции, верни­тесь к шагу 4, определите и накопите другие ресурсы для того, чтобы внести их в ранний опыт. Когда клиент будет переживать ситуацию по-новому и сможет учиться на ней, уберите якорь и прервите состояние.

6. Испытайте изменение, не используя якорь, и, попросив клиента вспомнить прошлое переживание, наблюдайте за тем, как изменились эти воспоминания. Обратите внимание на его физиологию. Если вы заметите признаки негативного состоя­ния, вернитесь к шагу 4 и накопите больше ресурсов.

ПРИСОЕДИНЕНИЕ К БУДУЩЕМУ

Переживание ситуации заранее называется в НЛП присо­единением к будущему и является завершающим шагом многих НЛП-техник. В своем воображении вы делаете шаг в будущее с имеющимися у вас новыми ресурсами и переживаете заранее будущую ситуацию в таком виде, в каком вы хотели бы ее видеть. Например, присоединение к будущему в технике изменения личностной истории заключается в том, чтобы попросить клиен­та представить себе то время в будущем, когда проблемная си­туация, вероятно, повторится. Пока он это делает, проведите калибровку, чтобы увидеть, существуют ли признаки соскальзы­вания обратно в негативное состояние. Если они существуют, это значит, что вам следует продолжить работу. Присоединение к будущему проверяет, эффективна ли ваша работа. Это кратчайшая проверка, которую вы можете про­вести в отношении проблемной ситуации. Однако действитель­ной проверкой любого изменения будет тот момент, когда кли­ент на самом деле столкнется с этой проблемой. Прозрения и изменения могут легко закрепиться в комнате психологического консультирования. Обучение закрепляется в классе, бизнес-пла­ны - в кабинете управления. Реальный мир - это реальное ис­пытание.

С другой стороны, присоединение к будущему - это своегорода мысленная репетиция. Мысленная подготовка и исполне­ние - это существенный паттерн, обнаруженный у всех высочайших мастеров: актеров, музыкантов, продавцов и, особенно, спор­тсменов. Все тренинговые программы строятся вокруг этого един­ственного элемента. Мысленная репетиция - это исполнение в воображении, а поскольку тело и мозг образуют единую систе­му, она подготавливает и заряжает тело для настоящей ситуа­ции.

Предоставление мозгу сильных позитивных образов успе­ха программирует его на то, чтобы думать в терминах успеха, и делает успех более вероятным. Ожидания - это само оправдывающийся пророчества. Идеи присоединения к будущему и мыс­ленной репетиции могут быть использованы для каждодневно­го обучения и для создания нового поведения. Вы могли бы проходить через следующую последовательность шагов каждый вечер перед сном.

Просматривая день снова, выберите что-то такое, что вы делали очень хорошо, и что-то такое, по поводу чего вы не столь счастливы. Просмотрите снова обе сцены, послушайте звуки, пе­реживите их снова, будучи ассоциированными. Выйдите из них и спросите себя: "Что бы я мог сделать по-другому?" Где точка выбора в этих переживаниях? Каким образом даже хорошие переживания могут стать еще лучше? Вы вполне можете найти для себя несколько новых способов поведения, вполне умест­ных для той ситуации, которую вы считаете неприятной.

Теперь проиграйте мысленно эти ситуации полностью, из­менив в них свое поведение. Как это выглядит? Как это звучит? Проверьте ваши ощущения. Этот небольшой ритуал будет выстраивать новые выборы. В неприятной ситуации вы можете найти сигнал-предвестник негативных ощущений и использовать его в будущих ситуациях в качестве сообщения о том, что насту­пил момент использовать новый, уже отрепетированный вами способ поведения.

Вы можете использовать эту технику для генерирования совершенно нового поведения или для изменения и улучшения того, что вы уже делаете.

ГЕНЕРАТОР НОВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Здесь описана общая техника, которую можно применять в том случае, если вы хотите приобрести новое поведение или что-то изменить в уже имеющемся, или совершенствоваться в своем любимом виде спорта. В своем воображении увидьте себя осуществляющим то поведение, которое вы хотели бы иметь. Например, вы правильно делаете подачу в теннисе. Если это трудно, представьте себе ролевую модель, делающую это. Займите место режиссера в своем внутреннем фильме. Станьте Стивеном Спилбергом в своем воображении. Посмотрите на сцену так, как она разворачивается перед вашим внутренним взором. Оставайтесь диссоциированным, пока вы слушаете и монтируете звуковую дорожку. Вы и главный герой, и режиссер. Если в сцене участвуют другие люди, отметьте их реакции на то, что вы делаете.

Осуществляйте режиссуру сцены и звука до тех пор, пока вы не будете полностью удовлетворены. Затем войдите внутрь образа самого себя и сыграйте эту сцену заново так, как будто вы сами это делаете. В то время, как вы это делаете, обратите особенное внимание и на свои ощущения, и на реакции людей вокруг вас. Действительно ли это новое поведение выражает ваши ценности и вашу личную целостность?

Если ваши ощущения вам не нравятся, вернитесь в режис­серское кресло и переделайте фильм, прежде чем снова войти в него. Когда вы будете довольны своим воображаемым испол­нением, определите внутренний или внешний сигнал, который вы можете использовать в качестве триггера, запускающего ваша новое поведение. Мысленно отрепетируйте, как в ответ на этот сигнал вы начинаете осуществлять новое поведение.

Генератор нового поведения - это простая и вместе с тем мощная техника, которую вы можете использовать для личнос­тного и профессионального роста. Каждый опыт становится воз­можностью для научения. Чем чаще вы будете делать это, тем быстрее вы будете продвигаться к тому, чтобы стать той лич­ностью, которой вы действительно хотите быть.

 

Глава 4

ЦИКЛЫ И СИСТЕМЫ

"Нет человека, который бы был как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши: и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европы, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего: смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе.' Джон Донн

Коммуникацию можно трактовать просто как причину и следствие. Выделите одно взаимодействие, назовите его причиной, проанализируйте его ближайшие последствия, не принимая во внимание то воздействие, которое оно оказывает на более отдаленные события. Мы часто размышляем именно так, но, очевидно, это является сильным упрощением.

Закон причины и следствия имеет силу для неодушевленных объектов: если один бильярдный шар сталкивается с другим, то вы можете с приличной точностью предсказать место остановки каждого. После первоначального столкновения они больше не оказывают влияния друг на друга.

В живых системах все по-другому. Если я пну собаку, я смогу вычислить силу удара и, зная размеры и вес собаки, точно определить направление и скорость ее полета. В действительности же все произойдет не так: если я был бы настолько глуп, что додумался бы пнуть собаку, она, вероятно, увернулась бы от удара и укусила бы меня за ногу. Окончательное местоположение собаки вряд ли будет соответствовать результатам расчета.

Человеческие отношения сложные многие вещи в них происходят одновременно. Невозможно предсказать точно, что произойдет, потому что реакция одного человека влияет на поведениe другого. Отношения - это замкнутый цикл; мы постоянно реагируем на обратную связь, чтобы понять, что делать дальше. Выделение только одной части цикла подобно попытке понять теннисную игру, наблюдая только за одной половиной корта. Вы можете потратить жизнь, вырисовывая, как удар по мячу становится "причиной" того, по какой траектории он возвращается, и устанавливая законы, определяющие то, каким должен быть следующий удар. Наше сознание ограничено и не может увидеть цикл коммуникации в целом, нам доступны лишь небольшие его части.

Содержание и контекст коммуникации объединяются, чтобы составить значение. Контекст - это общая ситуация, окружающая система в целом. Какое значение несет отдельный кусок мозаики? Сам по себе никакого, оно зависит от того, где он расположен на картинке в целом, куда он устанавливается и какие связи имеет с другими кусками.

Что означает отдельная музыкальная нота? Почти ничего сама по себе, все зависит от того, как она связана с нотами, окружающими ее, является ли она высокой или низкой, как долго она звучит. Одна и та же нота может восприниматься по-другому, если ее окружить новыми нотами.

Существуют два основных способа понимания опыта и событий. Вы можете сосредоточиться на содержании информации. Что это за кусок "мозаики"? Как он называется? На что он похож? Чем он похож на другие куски? В значительной степени обучение так и происходит: куски мозаики могут оказаться интересными и прекрасными при изучении по отдельности, но при этом вы получаете лишь одномерное представление о предмете. Проникновение в глубину требует другого рассмотрения: во взаимодействиях или в контексте. Что означает этот кусок? Каким образом он связан с другими? В каком месте он встраивается в систему?

Наш внутренний мир убеждений, мыслей, репрезентативных систем и субмодальностей также образует систему. Изменение одной части может иметь обширное воздействие и генерировать изменения в других частях системы, в чем вы убедитесь, когда будете экспериментировать с изменениями субмодальностей своего опыта.

Несколько слов, сказанных вовремя, могут преобразить жизнь человека.

Может показаться странным, что изменение одного не- большого кусочка воспоминаний может полностью изменить

ваше состояние. Но именно это и происходит, когда вы имеете дело с системами - один слабый толчок в правильном направлении может вызвать глубокие изменения, только необходимо знать, где толкнуть. Старание бесполезно. Вы можете стараться действительно сильно, чтобы почувствовать себя лучше, а закончите тем, что будете чувствовать себя хуже. Старание подобно попытке открыть дверь внутрь, вы потратите массу энергии, прежде чем догадаетесь, что она открывается наружу.

Поставив себе цель и начиная действовать, необходимо прежде убедиться в отсутствии внутренних оговорок и сомнений. Нам следует также обратить внимание на внешнюю экологию и оценить воздействие, которое наши цели будут оказывать на более широкую систему наших отношений.

Таким образом, результаты наших действий возвращаются к нам в виде замкнутого цикла. Коммуникация - это взаимоотношения, а не одностороннее движение информации. Вы не можете быть учителем без учеников, или продавцом без покупателей, или адвокатом без подзащитных. Поступать искренне и мудро значит оценивать взаимоотношения и взаимодействия между собой и другими. Уравновешенность и взаимоотношения между частями нашего разума будут зеркалом уравновешенности и взаимоотношений, которые у нас сложились с внешним миром. НЛП - это мышление в терминах систем. Например, Грегори Бэйтсон, одна из наиболее важных фигур в развитии НЛП, применил кибернетику или системное мышление к биологии, эволюции и психологии, в то время как Вирджиния Сатир, всемирно известный семейный терапевт, проводила терапию семьи как сбалансированной системы взаимоотношений, а не как набора личностей с проблемами, которые необходимо решить. Каждый человек был значимой частью. Она помогала семье достичь более удовлетворительного и здорового равновесия, и ее искусство опирается на точное знание того, где вмешаться и кого необходимо изменить таким образом, чтобы все взаимоотношения улучшились. Как в калейдоскопе, вы не сможете сдвинуть один кусочек, не изменив рисунка в целом. Но какой кусочек изменить, чтобы создать желаемый рисунок взаимоотношений? В этом и заключается искусство эффективной терапии.

Лучший способ изменить других - это изменить себя. При этом вы измените свои взаимоотношения, и люди будут вынуждены измениться тоже. Иногда мы тратим много времени на то, чтобы изменить кого-то, в то время как сами ведем себя таким образом, что препятствуем этим изменениям. Ричард Бэндлер назвал этот паттерн "чем дальше, тем ближе".

В физике существует замечательная метафора, известная как Эффект Бабочки. Теоретически движение крыльев бабочки может изменить погоду на другой стороне земного шара, если произведет возмущение воздуха в критический момент в критическом месте. В сложной системе малое изменение может вызвать огромный эффект.

Но не все элементы системы одинаково важны. Одни могут быть изменены с незначительными последствиями, другие будут иметь обширное влияние, если вы хотите вызвать изменения своего пульса, аппетита, периода жизни или скорости роста, то вам необходимо вмешаться в работу маленькой железы, называемой гипофизом. Это сильно напоминает пульт управления телом. Она действует таким же способом, каким термостат контролирует систему центрального отопления. Можно регулировать каждый радиатор в отдельности, но термостат контролирует все. Термостат находится на более высоком логическом уровне, чем радиаторы, которые он контролирует.

НЛП выявляет и использует успешные техники, которые содержатся в различных направлениях психологии. Человеческий мозг имеет одну и ту же структуру повсюду на земле, и именно он создал всевозможные психологические теории, поэтому они непременно содержат некоторые общие основные паттерны. Поскольку НЛП охватывает паттерны из разных областей психологических знаний, оно находится на более высоком логическом уровне. Книга атом, как создавать карты, находится на более высоком логическом уровне по сравнению с различными атласами карт (даже если эта книга - тоже атлас).

ЦИКЛЫ НАУЧЕНИЯ

Мы учимся на своих ошибках значительно чаще, чем на успехах. Они дают нам полезную обратную связь, и мы проводим значительно больше времени, думая об ошибках. Мы редко делаем сразу все правильно, за исключением тех случаев, когда все очень просто, но даже в этих случаях все могло бы быть лучше. Мы учимся путем последовательных приближений. Мы делаем то, что можем (настоящее состояние), и сравниваем это с тем, чего хотим (желаемое состояние). Мы используем это сравнение как обратную связь, чтобы снова начать действовать и уменьшить различия между желаемым и полученным. Постепенно мы подбираемся к нашей цели. Это сравнение управляет нашим научением на каждом уровне от осознанного незнания до неосознанного знания.

Это общая модель того, как стать более эффективным в любом деле. Вы сравниваете то, что имеете, с тем, чего хотите и действуете, чтобы уменьшить расхождение. Затем снова сравниваете. Вы продолжаете двигаться по этому циклу до тех пор, пока вас не удовлетворит достигнутый результат. Ваш успех будет зависеть от количества имеющихся у вас выборов: вашей гибкости в поведении или разнообразия инструментов в терминах кибернетики. Таким образом, путешествие от настоящего состояния к желаемому состоянию представляет собой даже не зигзаг, а петлю.

Вероятно, внутри больших петель будут существовать малые петли: более мелкие результаты, которые вам понадобятся, чтобы достичь главного результата. Система в целом собирается подобно набору матрешек. В этой модели научения ошибки полезны, т.к. они являются тем результатом, который оказывается нежелательным в данном контексте. Они могут быть использованы вкачестве обратной связи для того, чтобы еще ближе подойти к цели.

Детей в школе учат многим предметам, и они забывают большинство из них. Они часто не знают, как учиться. Умение учиться --это искусство более высокого логического уровня, чем любое умение делать что-то конкретное. НЛП имеет дело с тем, как стать более искусным учеником, независимо от предмета обучения. Самый быстрый и наиболее эффективный способ научиться -это использовать то, что происходит естественно и легко. Часто думают, что научение и изменение - это медленный, болезненный процесс. Это неверно. Существуют медленные и болезненные способы научения и изменения, однако использование НЛП к ним не относится.

Роберт Дилтс разработал технику превращения того, что можно было бы рассматривать как неудачу, в обратную связь и научение. Будет легче, если другой человек поможет вам осуществить следующие шаги.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ИЗ НЕУДАЧИ

1. В чем заключается проблемное отношение или убеждение? Все ли ваши самостоятельные проекты заканчиваются позором? Являются ли ваши попытки в приготовлении пищи хорошими новинками для уличных кафе? В какой области вы получаете нежелательный результат? Убеждены ли вы в том, что не можете сделать что-то, или вы не очень хороши в чем-то?

Когда вы думаете о проблеме, обратите внимание на свою физиологию и положение глаз. Размышления о неудаче часто сопровождается неприятными ощущениями, картинками о том времени, когда вы потерпели неудачу, и, возможно, внутренним голосом, выговаривающим вам, -всем этим одновременно. Не- возможно иметь дело со всем этим сразу. Вам необходимо определить, что происходит отдельно в каждой репрезентативной системе.

2. Посмотрите вниз направо и войдите в соприкосновение со своими ощущениями. Что чувства сами по себе пытаются сделать для вас? Каково их позитивное намерение? Может быть; они мотивируют вас? Или защищают вас?

Посмотрите вниз налево. Есть ли что-то в словах, взятых в отдельности, такое, что было бы вам полезным?

Посмотрите вверх влево и рассмотрите картинку воспоминаний. Есть ли в ней что-то новое, чему вы могли бы поучиться? Начните строить более реалистическую перспективу проблемы. Вы способны на большее. Отметьте, какие положительные ресурсы вплетены в воспоминания о проблеме. Свяжите слова, картинки и ощущения с желаемой целью. Как они могут помочь вам достичь ее?

3. Определите положительный ресурсный опыт в перспективе. нечто такое, в отношении чего вы уверены, что сможете достичь его в будущем. Это должно быть что-то важное. Определите основные визуальные, аудиальные и кинестетические субмодальности того способа, которым вы думаете об этом опыте. Заякорите этот опыт кинестетически, прикосновением. Проверьте, получаете ли вы доступ к ресурсному переживанию, когда вы воспроизводите якорь.

4. Посмотрите вверх и вправо и сконструируйте картинку желаемой цели, которая принимает в расчет то, чему научили вас ощущения, картинки и слова, связанные с проблемным убеждением. Проверьте, находитесь ли вы в гармонии со своей личностью и отношениями. Убедитесь, что существует прямая связь между воспоминаниями и позитивной целью или положением. Возможно, вы захотите модифицировать цель, учитывая то, чему вы научились из своих воспоминаний.

5. Сделайте субмодальности желаемой цели такими же, как и субмодальности положительного референтного опыта, удерживайте якорь референтного опыта, пока вы это делаете. Этот процесс даст вам возможность учиться у прошлого и освободить свои ожидания будущего из тисков прошлых неудач. Вы будете думать о своей цели в субмодальностях позитивной установки.

УРОВНИ НАУЧЕНИЯ

Научение на простейшем уровне представляет собой пробы и ошибки под чьим-нибудь руководством или без него. Вы учитесь, чтобы сделать достижимым наилучший выбор, "правильный ответ". Для этого могут потребоваться одна или несколько попыток. Вы учитесь писать, учитесь спеллингу, тому, что красный свет светофора означает "стой". Вы начинаете на уровне неосознанного незнания и развиваетесь в направлении к осознанному знанию, проходя через замкнутые циклы обучения.

Как только реакция стала привычной, вы прекращаете обучение. Теоретически вы можете действовать по-разному, но на практике вы этого не делаете. Привычки чрезвычайно полезны, они управляют нами в тех ситуациях, в которых мы не хотели бы думать. Как утомительно каждое утро решать, как завязывать шнурки. Определенно это не та область, где следует проявлять свою креативность. Но искусство заключается в том, чтобы решить, какие ситуации своей жизни вы хотите превратить в привычку, а в каких вы хотите учиться и иметь выбор поведения. Это ключевой вопрос баланса. Этот вопрос фактически поднимает вас на уровень выше. Вы можете посмотреть на те умения, которым вы научились, и выбрать среди них или создать новые выборы, которые будут осуществлять то же самое намерение. Теперь вы можете учиться быть еще более успешным учеником, выбирая способ обучения.

Бедные люди, которым выпадало исполнение трех желаний в сказочных историях, очевидно, не ведали об уровнях на- учения. Если бы ведали, то вместо того, чтобы в последнем вопросе просить восстановить статус-кво, они могли бы пожелать три новых желания.

Дети учат в школе, что 4 + 4 = 8. На таком уровне это простое обучение. Вы не обязаны понимать, как получен результат, а лишь запоминаете его. Возникает автоматическая ассоциация, она якорится. Оставаясь на том же уровне, вы придете к выводу, что 3 + 5 не может равняться 8, потому что 4 + 4 = 8. Очевидно, обучение математике таким путем бесполезно. Пока вы не свяжете свои идеи на более высоком уровне, они останутся ограниченными - частными контекстами. Истинное обучение включает изучение других способов сделать то, что вы уже можете делать. Вы учитесь тому, что 1 и 7 дают 8, и то же самое касается 2 и 6. Затем вы можете подняться еще на один уровень и понять правила, скрывающиеся за этими примерами. Зная, чего вы хотите, вы можете найти различные пути, чтобы достичь цели. Некоторые люди скорее изменят то, что они хотят, чем то, что они делают ради достижения своей цели. Они оставляют попытки получить 8, потому что они решили использовать 3 + 4, а это не работает. Другие могут всегда использовать

4 + 4, чтобы получить 8, и никогда не прибегать к какому-нибудь другому способу.

Так называемый "дух" школы является примером более высокого уровня обучения. Важно не чему учат, а как учат. Никто сознательно не обучает ценностям, называемым "духом" школы, школа является контекстом и оказывает более значительное влияние на поведение детей, чем формальные уроки. Если дети никогда не знали, что существуют другие способы учиться, кроме пассивного, через повторения, в группе равных и только у авторитета, то они находятся в том же состоянии, что и дети, которые научились, что 4 + 4 это единственный способ получить

Еще более высокий уровень обучения приводит в итоге к глубоким изменениям в том способе, которым мы размышляем о самих себе и о мире. Они включают понимание взаимоотношений и парадоксов различных путей, которыми мы учимся учиться.

Грегори Бэйтсон в своей книге "Шаги в экологию разума" рассказывает интересную историю о том времени, когда он принимал участие в исследованиях коммуникационных паттернов у дельфинов в Институте морских исследований на Гавайях. Он наблюдал, как дрессировщик учил дельфина выполнять трюки перед зрителями. В первый день, когда дельфин делал что-то необычное, например, выпрыгивал из воды, дрессировщик подавал звуковой сигнал и бросал дельфину рыбку в качестве награды. И каждый раз, когда дельфин повторял этот прыжок, дрессировщик подавал сигнал и бросал рыбку. Очень скоро дельфин усвоил, что такое поведение гарантирует ему рыбку, и он повторял его снова и снова и подплывал к дрессировщику в ожидании награды.

На следующий день дельфин вновь начинал выпрыгивать из воды и требовать рыбку, но никакой награды не следовало за этим. Он повторял свои бесплодные попытки еще некоторое время, а затем с досады совершал какой-нибудь новый трюк. например, переворот. И тогда дрессировщик снова подавал звуковой сигнал и бросал дельфину рыбку. После этого дельфин повторял этот новый прыжок и всякий раз получал вознаграждение. Но ни одной рыбки за вчерашний трюк, только за что-то новое. Эта процедура повторялась в течение 14 дней. В начале каждого следующего дельфин некоторое время пытался воспроизводить выученный вчера трюк, не получая награды. Лишь когда он делал что-то новое, ему бросали рыбу. Вероятно, это сильно раздражало дельфина. На пятнадцатый же день он внезапно усвоил правила игры. Он вдруг становился совершенно необузданным и демонстрировал удивительное представление, включавшее восемь новых необычных трюков, четыре из которых еще никто не видел до этого. Дельфин поднялся на более высокий уровень обучения. Он, казалось, понял не только как генерировать новое поведение, но и те правила, которые определяют, когда и как создавать новые трюки.

И еще один момента в течение тех же 14 дней Бэйтсон наблюдал, как тот же дрессировщик бросал кусочки не заработанной рыбы своему питомцу в не учебное время. На вопрос Бэйтсона дрессировщик ответил: "Это я делаю для того, чтобы поддерживать отношения с дельфином. Если у нас с ним не будет хороших отношений, он вообще ничему не захочет учиться."

ОПИСАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ

Чтобы извлечь максимум из любой ситуации или опыта, вам необходимо собрать информацию с как можно большего количества точек зрения. Каждая репрезентативная система предлагает свой путь описания реальности. Новые идеи возни- кают из этих различных описаний подобно тому, как белый цвет появляется, когда вы смешиваете все цвета радуги. Вы не сможете успешно действовать лишь в одной репрезентативной системе. Вам необходимы по крайней мере две: одна - для того, чтобы получать информацию, а другая - чтобы интерпретировать ее другим способом.

Точно так же точка зрения любого отдельного человека будет иметь слепые пятна, вызванные их привычными способами восприятия мира, их фильтрами восприятия. Развивая способность видеть мир глазами других людей, мы получаем возможность видеть мир с помощью своих собственных слепых пятен, как будто мы просим своего друга о помощи или о новой точке зрения, если мы застряли только в своей. Как можем мы сместить наше восприятие, чтобы преодолеть ограничения своей точки зрения?

ТРОЙНОЕ ОПИСАНИЕ

Существует по крайней мере три способа, с помощью которых мы можем взглянуть на свой собственный опыт. В своих ранних работах Джон Гриндер и Джудит Делозье выделили первую, вторую и третью позиции восприятия. Во-первых, вы можете смотреть на мир полностью со своей собственной точки зрения, изнутри своей собственной реальности, будучи ассоциированным и не принимая в расчет ничьей другой точки зрения. Вы просто думаете: "Как это на меня действует?" Вспомните и сосредоточьтесь на том времени, когда вы отчетливо осознавали свои мысли, не обращая внимания на остальных присутствующих. Это называется "первая позиция" (и как раз ее вы и пережили, концентрируясь на своей собственной реальности, независимо от выбранного вами случая).

Во-вторых, вы можете представить себе, что бы вы увидели, почувствовали и услышали с точки зрения другого человека. Очевидно, что одна и та же ситуация или поведение может иметь различные смыслы для различных людей. Существенно важно оценить точку зрения другого человека и спросить. "Как он это видит?'' Это называется "вторая позиция", часто известная как эмпатия. Если у вас конфликт с другим человеком, вам необходимо оценить, что он думает о ваших действиях. Чем сильнее у вас раппорт, тем больше у вас возможностей оценить его реальность и тем более искусны вы будете в достижении второй позиции.

В-третьих, вы можете иметь опыт наблюдения за ситуацией со стороны, как будто вы совершенно независимый наблюдатель, некто, лично не включенный в ситуацию. Спросите: "Как это выглядит для стороннего наблюдателя?" Это дает вам объективную точку зрения, известную как "третья позиция". Она находится на другом уровне по отношению к двум остальным, но не является лучшей. Все три позиции одинаково важны, и полезно уметь свободно менять их и переходить от одной к другой. Застряв в первой позиции, вы станете ужасным эгоистом: если вам привычна вторая позиция, то вы слишком поспешно будете подпадать под влияние чужих точек зрения. Привычка находиться в третьей позиции сделает вас в жизни сторонним наблюдателем.

Идея тройного описания - это лишь один аспект общего подхода, предпринятого Джоном Гриндером и Джудит Делозье в их книге "Черепахи и так внизу" для того, чтобы описать НЛП наиболее простым путем. Этот подход известен как "новый код" НЛП и фокусируется на достижении разумного баланса между сознательными и бессознательными процессами.

Все мы проводим время, находясь попеременно в этих трех позициях, мы делаем это естественным образом, и они помогают нам лучше понять любой результат и любую ситуацию. Способность свободно перемещаться из одной позиции в другую сознательно или бессознательно необходима для того, что- бы действовать мудро и оценить удивительную сложность наших взаимоотношений. Различия, которые вы наблюдаете, когда смотрите на мир под различными углами зрения, - это то, что делает мир разнообразным, и то, что дает вам выборы.

Идея заключается в том, чтобы признать различия, а не пытаться навязать однородность. Важным является именно это Различие и разграничение между разными способами видеть. Вдохновение и открытие приходит из нового взгляда на вещи. Однообразие порождает скуку, посредственность и борьбу. В биологической эволюции именно одинаковые виды вступают в конфликты и борьбу за выживание. Войны вспыхивают тогда, когда люди претендуют на одни и те же скудные ресурсы. Мудрость возникает из равновесия, и вы не сможете достичь баланса, пока существуют неуравновешенные силы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.202 (0.041 с.)