Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На тему «Русский философ Владимир Соловьев»

Поиск

На тему «Русский философ Владимир Соловьев»

Сделала студентка 2-го курса Кищёнкова Н.И

Проверила Никитина.О.В.

Пенза,2015г.

Содержание

Введение..................3

Теоретическая философия Соловьева.....................

Триединство в философии Соловьева....................

Учение о Богочеловечестве.............................

Космология Владимира Соловьева....................

Словарь................................

Литература.......................................

ВВЕДЕНИЕ

 

Значительную роль и влияние на развитие мировой философии на рубеже XIX - XX

в.в. оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова, Д.

Мережковского, Н. Бердяева, Владимира Соловьева, С.Булгакова и др. Русской

религиозной философии этого периода современные философы отводят совершенно

уникальную роль, т.к. в рамках этой философии ими были подведены

мировоззренческие итоги многовековой истории развития России.

Владимир Соловьев был одним из основателей классической русской философии, в

нем сочетались достаточно противоречивые жизненные принципы, философские

мысли, гармоническое единство слова и дела, духа учения и жизненной практики.

Его философия проникнута добром, любовью и человечностью, несмотря на изломы

и муки затянувшихся преобразований в России.

Философ и поэт, положивший основание целому направлению в русской поэзии

конца XIX – начала XX в.в., Соловьев был необыкновенным человеком в полном

смысле этого слова. Современников поражала и его внешность, и его ум.

На взгляды Владимира Соловьева большое влияние оказала христианская

литература, а также идеи неоплатонизма, теософии и других религиозно-

философских систем. Многое он заимствовал у немецких философов и у

славянофилов.

Стремление Владимира Соловьева сгладить противоречия между верой и знанием,

между религией и наукой делают его взгляды весьма своеобразными. Сводя

воедино все знания человека, веру, религию, философию и науку, Соловьев

открыл пути к пониманию человека, не только как существа «познающего», но и

как существа, наделенного верой, способностью к целеполаганию и свободе

действовать. Сам Соловьев видел свою задачу в том, чтобы отстаивать чистоту и

истину христианства.

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич

(1853-1900).

Выдающийся русский религиозный философ, прозаик, поэт, публицист, один из

Триединство в философии Соловьева

Из всех своих основных триад Соловьев более подробно останавливается только на

одной — Сущее, Бытие, Сущность. Это же самое тройное деление он

представляет еще и в таком виде: Абсолютное, Логос, Идея. Поскольку,

однако, цель­ность предполагает существование всего во всем, то в каждой из

этих трех категорий снова повторяют­ся те же самые три категории. Получается

следующая таблица:

 

  Сущее (абсолютное) Бытие (логос) Сущность (идея)
Абсолютное Дух Воля Благо
Логос Ум Представление Истина
Идея Душа Чувство Красота

 

Поскольку целостность предполагает существование всего во всем, то в каждой из

этих трех категорий снова повторяются те же самые три категории. «. Сущее

как таковое, или как абсолютное, есть дух, как логос оно есть ум

и как идея оно есть душ а. Вторая основная категория, а именно бытие

, взятое как абсолютное, есть воля, как логос есть представление

и как идея оно есть чувство. Такое же тройное деление находим мы в сфере

сущности. А именно сущность как абсолютное есть благо, как

логос есть истина, и как идея – красота». То есть эти три

основные категории находятся во взаимном соотношении, а именно так, что

каждая категория, во-первых, есть она сама, во-вторых, она отражает на себе

вторую и, в-третьих, — третью категорию. Таким образом, эти три категории,

отражая друг друга, превращают­ся уже в 9 категорий. А если эти три категории

не будут превращены в 9, тогда нарушится основной принцип всеединства,

а именно тот, что все нахо­дится во всем.

Троичность рисуется Владимиру Соловьеву в совершенно определенных

традиционных христианских тонах. Бог есть абсолютный субъект, который

выше всех своих проявлений; он есть проявление самого себя, так как иначе он

был бы просто ничем; и это проявленное и произведенное в нем в то же самое

время не отлично от него, возвращается к нему, есть оно же само, но только как

живое. Правосла­вию здесь возразить нечего. Это — традиционный православный

догмат о трех ипостасях.

Учение о Богочеловечестве

Разработанное Соловьевым учение о Богочеловечестве занимает важное место в его

религиозной системе. Оно направлено на истолкование истории человечества и

общей жизни. Для Соловьева Богочеловек – это единовременно и

универсальное существо, охватывающее все человечество посредством Бога. В нем

выражается единство блага, истины и красоты. Преследуя цель

совершенствования человека, Бог проявился в земном историческом процессе в виде

Богочеловека – Иисуса Христа. "Своим словом и подвигом своей жизни,

начинал с победы над всеми искушениями нравственного зла и заканчивал

воскрешением, т.е. победой над злом физически – над законом смерти и тления, -

действительный Богочеловек открыл людям царство Божие".

Центральной в учении Соловьева является идея «всеединого сущего». Последнее

рассматривается как сфера абсолютного, божественного, а реальный мир – как ее

самоопределение и воплощение (посредником между ними выступает так называемая

мировая душа, или София, мудрость божья).

То есть по Соловьеву мир состоит из: всеединства (общественного

элемента) и из материального элемента. Этот элемент стремится к

всеединству и становится им, когда объединяет себя и Бога. Такое становление

всеединства и является развитием мира. Безусловное всеединство (как

совершенный онтологический синтез истины, добра и красоты)

постигается, по Соловьеву, лишь цельным знанием, которое представляет

собой соединение мистического, рационального (философского) и

эмпирического (научного) знания. Причем основу этого цельного знания

составляет знание мистическое: вера в безусловное существование

предмета познания; интуиция (воображение, дающее истинную идею

предмета); творчество (реализация этой идеи в данных опыта).

Мир по Соловьеву претерпевает два этапа своего развития: природу и

историю. Окончательным результатом этого процесса развития выступает

торжество царства Божия, так называемое «всеобщее воскрешение и

восстановление всех».

Человек выступает определенной связью между божественным и природным

миром в силу того, что является существом нравственным. Жизнь человека состоит

«в служении Добру – чистому, всестороннему и всесильному». Тот, кто

стремится к совершенствованию в нравственном добре, тот идет к

абсолютному совершенству. На этом Соловьев и основывает свою этику: человек

нравственен, если он свободно подчиняет свою волю служению абсолютному

Добру, то есть Богу, и стремится к устроению богочеловеческого царства.

Исторический процесс для Соловьева – это совместное существование добра.

В связи с этим он рассматривал проблему соотношения отдельной личности и

общества. Он полагал, что «общество есть дополненная и расширенная

личность, а личность – сжатое общество».

Хотелось бы отметить еще одну черту как церковно-политических, так и

философско-национальных исканий Владимира Соловьева в течение 80-х гг. Именно:

несмотря на весь энтузиазм и психологический пафос философа, его конструкции

обладают некоторого рода утопическим, и притом

мягко-уто­пическим, характером. Преимущество римского като­лицизма Владимир

Соловьев действительно проповедовал. Но, с другой стороны, сам он в католицизм

не пере­ходил и даже не считал нужным. Более того. Реаль­ный переход из

православия в католицизм видел­ся ему как глубокая ошибка и заблуждение.

Рос­сию он очень любил и ее мировую роль выдви­гал на первый план. Но тут у

него не было ни славянофильства, ни западничества. Не было совер­шенно никакого

мессианизма, поскольку и все другие народы тоже, по его мнению, участвуют в

строи­тельстве церкви вселенской. Да и сама эта все­ленская церковь

скорее была для Владимира Соловьева социально-историческим и космическим

идеалом, о котором он трактовал весьма свободомыслящим образом.

В конце жизни, разуверившись в возможности осуществления всемирной

теократии, Соловьев пришел к идее катастрофического конца истории

человечества, к эсхатологии.

Заключение

В одной из статей Соловьев утверждает, что у него нет своего учения, видимо,

полагая, что все написанное им - всего лишь комментарий к той истине, которая

засияла нашему народу за девять веков до него. Он прав в том смысле, что его

взгляды не только не выпадают из духовной традиции России, но в какой-то мере

вбирают в себя все животворное, что в ней содержится. Но сделано это с такой

глубиной, последовательностью и блеском, что мы можем (и должны) признать за

Соловьевым заслугу создателя оригинальной философской системы.

За столь короткий жизненный период Владимир Соловьев успел лишь наметить

самые общие контуры своей теоретической философии, но по указанному пути

пошла практически вся последующая философия Богопознания. Выступая за

развитие научного знания и искренне стремясь к развитию науки в России,

философ все же считал, что она никогда не приведет человека к пониманию

смысла Вселенной.

Природа и история заставили его слишком быстро сойти с исторической сцены,

поскольку он умер совсем еще нестарым человеком – в возрасте 47 лет, но и то,

что он успёл сделать в этой области, заслуживает с нашей стороны не только

серьезной критики, но и столь же серьезного преклонения.

 

 

Словарь

Атеизм – система взглядов, отрицающих веру в сверхъестественное

(духов, богов, загробную жизнь и т.д.); отрицание всякой религии.

Деизм – учение, которое признает существование бога в качестве

безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам.

Славянофилы – представители консервативного политического и

идеалистического философского течения русской общественной мысли CIC века,

стремившегося обосновать необходимость особого (по сравнению с

западноевропейским) пути развития России.

Теология - богословие, систематизация вероучения данной религии.

Делится на основное богословие, догматическое богословие, нравственное

богословие, учение о церкви и т.д.

Теизм - религиозно-философское учение, которое признает

существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего

разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и

духовные процессы. Все происходящее в мире рассматривается как осуществление

божественного промысла. Признается связь бога с человеком.

Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и

человечества, о конце света и страшном суде.

 

Литература

 

Сухов, М., «Мирта», 1995 г.

437, 474, 477, 572.

Ресурсы интернет.

 

 

на тему «Русский философ Владимир Соловьев»

Сделала студентка 2-го курса Кищёнкова Н.И

Проверила Никитина.О.В.

Пенза,2015г.

Содержание

Введение..................3

Теоретическая философия Соловьева.....................

Триединство в философии Соловьева....................

Учение о Богочеловечестве.............................

Космология Владимира Соловьева....................

Словарь................................

Литература.......................................

ВВЕДЕНИЕ

 

Значительную роль и влияние на развитие мировой философии на рубеже XIX - XX

в.в. оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова, Д.

Мережковского, Н. Бердяева, Владимира Соловьева, С.Булгакова и др. Русской

религиозной философии этого периода современные философы отводят совершенно

уникальную роль, т.к. в рамках этой философии ими были подведены

мировоззренческие итоги многовековой истории развития России.

Владимир Соловьев был одним из основателей классической русской философии, в

нем сочетались достаточно противоречивые жизненные принципы, философские

мысли, гармоническое единство слова и дела, духа учения и жизненной практики.

Его философия проникнута добром, любовью и человечностью, несмотря на изломы

и муки затянувшихся преобразований в России.

Философ и поэт, положивший основание целому направлению в русской поэзии

конца XIX – начала XX в.в., Соловьев был необыкновенным человеком в полном

смысле этого слова. Современников поражала и его внешность, и его ум.

На взгляды Владимира Соловьева большое влияние оказала христианская

литература, а также идеи неоплатонизма, теософии и других религиозно-

философских систем. Многое он заимствовал у немецких философов и у

славянофилов.

Стремление Владимира Соловьева сгладить противоречия между верой и знанием,

между религией и наукой делают его взгляды весьма своеобразными. Сводя

воедино все знания человека, веру, религию, философию и науку, Соловьев

открыл пути к пониманию человека, не только как существа «познающего», но и

как существа, наделенного верой, способностью к целеполаганию и свободе

действовать. Сам Соловьев видел свою задачу в том, чтобы отстаивать чистоту и

истину христианства.

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич

(1853-1900).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.10.49 (0.008 с.)