Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практикум №10. Роль эмоций в развитии личности

Поиск

Эмоции и чувства – это психические формы переживания человека. Они выявляют отношение личности к миру, самому себе и выполняют сигнальную, оценочную и регулятивную функции. Оказываясь в основе мотивов, поведенческой активности и будучи субъективной формой выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению и реализации, побуждая и направляя. Поэтому эмоции не только сопровождают, но и влияют на предметную деятельность и общение человека с другими людьми.

В зависимости от особенностей целеобразования и связей с познавательными процессами выделяются такие формы психических переживаний, как: идеосинкразии, эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти, фрустрации, высшие чувства.

Эмоциональные процессы являются взаимосвязанными с энергетической активностью организма. Разные переживания изменяют деятельность органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции, мускулатуры и др.

Эмоции выражают оценочное отношение к условиям жизнедеятельности и событиям и различаются степенью осознанности. Они имеют количественные и качественные характеристики: интенсивность, длительность, знак и модальность.

Чувства как одна из основных форм переживаний отличаются относительной устойчивостью. Чувства связаны не только с потребностями, но и со знаниями человека и определяют направленность личности. Особую группу составляют высшие чувства, формируемые в процессе онтогенеза и социализации личности. К ним относятся: морально-нравственные, интеллектуальные, практические и эстетические чувства.

В данном разделе представлены методики исследования настроений, ситуативной и личностной тревожности и эмоциональной отзывчивости на переживания других.

Вопросы для обсуждения

  1. Роль эмоций в жизни человека.
  2. Вспомните определение понятия «психическое состояние». Какие виды состояний вам известны?
  3. Какие способы регуляции и саморегуляции психических состояний существуют, кратко охарактеризуйте каждый из них: применение фармакологических средств, музыкотерапия, чтение художественной литературы, трудотерапия, имитационные: ролевые, деловые игры, нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, сенсорная репродукция (метод образных представлений).
  4. Проведите исследование особенностей проявления собственных состояний, сделайте вывод.
  5. Какие способы снятия экзаменационной тревожности вы используете?

 

Палитра состояний, проявляющихся в деятельности, при развитии которых наблюдается выраженное ухудшение результативных и качественных характеристик деятельности, весьма разнообразна. Помимо традиционно выделяемых состояний утомления и монотонии, к ним относятся состояния неприятия деятельности, имеющие выраженную аффективную окраску (т.е. состояния психического пресыщения), состояния дезорганизации деятельности, возникающие вследствие повышения сложности или значимости ситуации (состояния психической напряженности, рабочего стресса), а также их много численные модификации. Таким образом, выделяют четыре основных вида состояний: утомление, монотония, психическое пресыщение, напряжение/стресс, которые ведут к снижению работоспособности.

Многие авторы отмечают, что со стороны внешних проявлений названные виды состояний имеют много общего – для каждого из них характерно падение продуктивности работы, проявление ошибочных действий, неоптимальное сочетание точностных и скоростных характеристик исполнения, наличие прерываний в процессе деятельности вплоть до полного отказа от ее исполнения. Далеко не всегда удается разграничить эти состояния и по их энергетической составляющей. Так, даже монотонию, характеризующуюся общим снижением уровня активации, достаточно трудно отличить по физиологическим проявлениям от утомления «тормозного типа», сопровождающегося понижением тонуса основных энергообеспечивающих систем организма. Полярные виды утомления, формирующиеся при доминировании установки субъекта на завершении деятельности «любой ценой», напротив, проявляются в генерализованном нарастании уровня энергетической мобилизации, по своим проявлениям сходным с состояниями психической напряженности и стресса.

Перечень сходных черт в проявлениях различных состояний можно продолжить. Однако это не означает, что они идентичны. За внешним сходством необходимо уметь увидеть принципиальные различия.

Принимая во внимание особенности ситуационных факторов, задающих основной вектор развития в динамике состояний сниженной работоспособности, А.Б. Леонова и С.Б. Величковский дают следующие краткие характеристики типов психических состояний:

- утомление – состояние истощения и дискоординации в протекании основных реализующих деятельность процессов, развивающееся вследствие продолжительного и интенсивного воздействия рабочих нагрузок, с доминирующей мотивацией на завершение работы и отдых;

- монотония – состояние сниженного сознательного контроля за исполнение деятельности, возникающее в ситуации однообразной работы с частым повторением стереотипных действий и обедненной внешней средой, сопровождающееся переживаниями скуки/сонливости и доминирующей мотивацией на смену деятельности;

- психическое пресыщение – состояние непринятия слишком простой и субъективно неинтересной или малоосмысленной деятельности, которое проявляется в выраженном стремлении прекратить работу (отказ от деятельности) или внести разнообразие в заданный стереотип исполнения;

- напряженность/ стресс - состояние повышенной мобилизации всех психологических и энергетических ресурсов, развивающееся в ответ на повышение сложности или субъективной значимости деятельности, с доминированием мотивации на преодоление затруднений, реализуемой как в продуктивной, так и деструктивной формах (преобладание процессуальных мотивов, мотивов самосохранения или психологической защиты).

Важно знать, что в реальных условиях ни один из описанных видов состояний не бывает представлен в чистом виде. Неоднородность факторов, которые оказывают влияние на человека в каждой конкретной ситуации, задает возможность полимодальной динамики состояний. Нетрудно привести примеры состояний, провоцирующих одновременно развитие состояний утомления и стресса, психического пресыщения и утомления и др.

Для полноценного анализа состояний сниженной работоспособности важно не только дать дифференцированную оценку каждому из них, но и определить выраженность их совместной динамики, выявить критические составляющие в целостном синдроме этих состояний.

 

Психические состояния студентов

Инструкция. Оцени свое состояние в данный момент. Оценка следующая: 0 – данное состояние отсутствует, 1 – низкая, малая выраженность этого состояния, 2 – ниже среднего, 3 – средний уровень, 4 – выше среднего, 5 – данное состояние максимально выражено. Просим учитывать, что в опроснике представлен только один полюс шкалы состояний. Например, если ты отмечаешь, что твоя активность равна 5 баллам, то естественно, пассивность в этом случае будет отсутствовать. А если активность будет ниже среднего (2 балла), то пассивность будет выше среднего уровня, то есть достаточно высокая. Отвечая, не ориентируйся ни на кого, так как нет ни плохих, ни хороших ответов.

1. Беспокойство (тревога) 1 2 3 4 5  
2. Веселость (веселье, оживленность)   1 2 3 4 5  
3. Бодрость (свежесть, прилив сил, жизнерадостность) 1 2 3 4 5  
4. Задумчивость (раздумье, забытье) 1 2 3 4 5  
5. Интерес (заинтересованность, увлеченность) 1 2 3 4 5  
6. Любопытство (любознательность, пытливость) 1 2 3 4 5  
7. Лень (ленивость, леность) 1 2 3 4 5  
8. Надежда (ожидания) 1 2 3 4 5  
9. Ответственность (долг) 1 2 3 4 5  
10. Радость 1 2 3 4 5  
11. Усталость (утомление, переутомление) 1 2 3 4 5  
12. Доброта (добросердечие, доброжелательность, добродушие) 1 2 3 4 5  

Ключ к опроснику психических состояний студентов.

  1. Положительные деятельностные состояния: № 2,3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 13. Всего – 9.
  2. Отрицательные деятельностные состояния: № 1, 7, 11. Всего – 3.
  3. Положительные состояния общения: № 2, 3, 5, 6, 8, 10, 13. Всего – 7.
  4. Отрицательные состояния общения: № 1, 11. Всего – 2.
  5. Состояния, связанные с положительным состоянием к учебе, преподавателям, окружающим (направленность, мотивационные состояния): № 5, 8, 9, 13. Всего – 4.
  6. Состояния, связанные с отрицательным состоянием к учебе, преподавателям, окружающим (направленность, мотивационные состояния): № 7. Всего – 1.
  7. Положительные психофизиологические состояния: №3.
  8. отрицательные психофизиологические состояния: №11.
  9. Положительные эмоциональные состояния: № 2, 5, 6, 8, 10. Всего – 5.
  10. Отрицательные эмоциональные состояния: № 1. Всего – 1.
  11. Положительные волевые состояния: № 8, 9. Всего – 2.
  12. Отрицательные волевые состояния: № 7. Всего – 1.
  13. Положительные интеллектуальные состояния: № 4, 5, 6. Всего – 3.
  14. Отрицательные интеллектуальные состояния: № 7. Всего – 1.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.119 (0.011 с.)