Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ключи: 1 –а; 2 –г; 3 –а,в; 4 –в; 5 –г; 6 –г; 7 –в; 8 –в; 9 –а; 10 –д.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МОДУЛЬ 2 «ПОЛИТИЧЕСКОЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ УСТРОЙСТВО РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА. КУЛЬТУРА И БЫТ» (28 ч., в т.ч. ауд. – 4 ч., сам. – 24.) Комплексная цель модуля: характеристика экономического, политического и административного строя Русского централизованного государства; ознакомление с его аппаратом управления, системой поземельных отношений; знакомство с устройством Русской православной церкви в XIV-XVI вв. и ее ролью в политических событиях данного периода; ознакомление с культурой, бытом и повседневной жизнью русского сообщества в XIV-XVI вв. 2.1.2.1.Учебно-тематический план модуля. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий Тема 7. Социально-экономический, политический и административный строй Русского централизованного государства – (аудиторных - 3 ч., самостоятельная работа – 14 ч.) Изменения в системе вотчинного и поместного землевладения. Мероприятия правительства, направленные на прекращения дробления вотчин. Церковное землевладение. Дальнейшее развитие поместной системы и изменения в положении черносошных крестьян. Земельные раздачи. Развитие денежной системы единого государства. Земледелие и ремесленное производство. Особенности экономического развития единого государства. Категории зависимого населения – прощенники, страдники и др.. Развитие института холопства. Кабальные холопы. Развитие системы центрального и местного управления. Дворец и Казна как управленческая система. Дьяки и их роль в складывающемся аппарате власти. Наместники и волостели. Кормления. "Присуд" и "доходный список". Административное устройство. Уезды, волости, погосты, села, сельца. Развитие феодальных отношений в Русском государстве. Феодальный иммунитет XIV-XVI вв. Особенности иммунитетных отношений на Руси. Особенности российского феодализма.
Тема 8. Внешняя политика России во второй половине XV-первой трети XVI века (аудиторных – 0,5 ч., самостоятельная работа – 2 ч.) Изменения в геополитическом положении Руси после падения Византийской империи. Россия и католическая церковь после Флорентийской унии 1439 г. Борьба Руси против Золотой Орды и отношения с Казанским и Крымским ханствами. Нашествие Ахмата и "Стояние на Угре" в 1480 г. Освобождение Руси от владычества монголо-татарских ханов. Борьба с Великим княжеством Литовским за воссоединение русских земель, входивших в состав Литвы. Военные действия 1500-1503 г. Шестилетнее перемирие и строительство Ивангорода. Возобновление военных действий в 1512 году. Закрепление Смоленской земли. Перемирие 1522 года. Россия и Западная Европа. Посольство германского императора и его провал. Итоги внешнеполитической деятельности Ивана III и Василия III.
Тема 9. Русская православная церковь в XIV-первой трети XVI века (аудиторных – 0,5 ч., самостоятельная работа – 4 ч). Окончательный переход от келейного к общежитийному уставу русской церкви. Роль церкви в государственных делах. Митрополит Алексий и Сергий Радонежский. Флорентийская уния 1439 года и изменения в управлении Русской православной церкви. Митрополит Исидор и Василий II. Оформление фактической самостоятельности русской церкви. Патриарх Григорий Мама и разделение церквей в 1458 году. Религиозные споры. "Осифляне" и нестяжатели. Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Ереси. Стригольники, ересь жидовствующих в Новгороде, вольнодумцы. М.С. Башкин. Феодосий Косой. Позиция светских властей в религиозных спорах.
Тема 10. Русская культура и быт XIV-XVI вв. (4 ч. - самостоятельная работа). Основные тенденции в развитии русской культуры в XIV-XVI вв. Литература. "Задонщина". "Сказание о Мамаевом побоище". Развитие жанра "хожений". "Хожение за три моря" Афанасия Никитина. "Великие Минеи-Четьи" митрополита Макария. Начало книгопечатания. Первая типография Ивана Федорова. Русская публицистика. Послание Филофея Василию III. Ф.И. Карпов. И.С. Пересветов и его сочинения. Переписка А. Курбского с Иваном Грозным. Развитие русской архитектуры. Влияние итальянского Возрождения на русское зодчество. Аристотель Фиораванти и Алевиз Новый. Зарождение шатрового стиля. Развитие русского изобразительного искусства. Русское иконописание. Феофан Грек и Андрей Рублев. Дионисий. Изменения в быту. Жилища знати и простолюдинов. Различия в одежде. Семейный быт. "Домострой" как исторический памятник.
Семинарское занятие № 1. "Развитие феодализма и феодальный иммунитет в России в XIV-XV вв". Вопросы 1. Особенности развития феодализма в России в эпоху формирования Русского централизованного государства. 2. Русские иммунитетные грамоты XIV-XV вв. 3. Отличия российского типа феодализма от западноевропейского. Темы рефератов и докладов. 1. Формирование вассально-сюзеренитетных отношений в Русском государстве. 2. Сравнительная характеристика типов русского и западноевропейского феодализма. 3. Церковные вотчины XIV-XV вв. 4. Иммунитетные грамоты как исторический источник.
Методические рекомендации При изучении указанных вопросов сначала необходимо уяснить основные теоретические понятия, связанные с проблемой генезиса феодализма (понятие, теории возникновения – "романская", "германистская", "теория синтеза"), а также сущность и причины формирования иммунитета. Необходимо выявить отличия феодального иммунитета XII-XIII вв. от иммунитета в данный период. При характеристике источников необходимо ознакомиться и уяснить с особенностями герменевтики актового материала и строго следовать ему: адресат, адресант, начальная формула, вычленение клаузул и т.п. В этой связи рекомендуется составить отдельную таблицу с вычлененными клаузулами для каждого типа грамот – жалованных, уставных, вкладных, тарханных, тарханно-несудимых и т.д. Кроме того, следует проанализировать тексты грамот на предмет содержащихся в них сведений по социально-экономической истории Руси, существовавших в этот период категорий зависимого населения и других вопросов. Для решения подобных задач наиболее подходят уставная грамота митрополита Киприана Константиновскому «Цареву» монастырю, вкладные грамоты частных лиц. Помимо собственно характеристики иммунитетных грамот и характеристика (на их основе) феодализма в России, студентам необходимо охарактеризовать их как источник политической и социально-экономической жизни русского общества в целом. Грамоты, как уже указывалось выше, позволяют выявить категории зависимого населения, особенности социальной борьбы, виды феодальных повинностей, основные занятия русских людей и другие важные вопросы.
Рекомендуемые источники и литература Источники 1. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV-начала XVI вв. В 3 т. / Отв. ред. Б.Д. Греков. М., 1952-1964. 2. Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI веков. / Подгот. к печати Л.В. Черепнин; Отв. ред. С.В. Бахрушин. М., 1951-1961, Ч.1-3. 3. Памятники русского права. Под ред. С.В. Юшкова. Вып. 2. М., 1952. 4. Российское законодательство Х-ХХ веков [Тексты и комментарии]. В 9 т./ Под общ. Ред. О.И. Чистякова. М., 1984-1994. Т. 3. Законодательство XIV-XVI вв. 5. Сборник документов по истории СССР. Для студентов заочного обучения. Т. 3. Документы XIV-XV вв. М., Просвещение, 1983. Литература 1. Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники Российской истории. И., 1998. 2. Каштанов С.М. Из истории русского средневекового источника. Акты X-XVI вв. М., 1996. 3. Павлов-Сильванский П.Н. Феодализм в России. М., 1988. 4. Черепнин Л.В. Актовый материал как источник по истории русского крестьянства XV в. // Проблемы источниковедения. 1955. Т. 4. 5. Блок М. Феодальное общество. М., 2003. 6. Пронштейн А.П. Методика исторического источниковедения. Ростов-на-Дону, 1979.
Вопросы к самостоятельной работе студентов и методические рекомендации по организации самостоятельной работы по Модулю 2.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.35.129 (0.007 с.) |