Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Промежуточные формы контроля↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте - семинарские занятия - компьютерное тестирование - проверка хронологическое таблицы и терминологического перечня, собеседование по контрольной работе Пояснительная записка Дисциплина «История Древней Руси (часть II) входит в блок ДН.Ф.11. Она предназначена для студентов 2 курса исторического факультета, обучающихся по направлению 050400 – «Социально-экономическое образование», профессионально-образовательный профиль – «История», и является базовой теоретической дисциплиной, обязательной для изучения. Настоящий учебно-методический комплекс составлен на основании требования Государственного образовательного стандарта РФ для высших учебных заведений и охватывает период образования Русского централизованного государства в XIV-первой трети XVI века, а также укрепления российского самодержавия во второй половине XVI столетия. Период образования Российского централизованного государства является одним из самых ключевых периодов Отечественной истории, определивших ее ход на последующие столетия. Поэтому для целостного восприятия картины становления российского государства, его политической, экономической и культурной системы требует тщательного изучения таких важных разделов представляемого курса, как причины и предпосылки, предшествующие объединению русских земель, политическая борьба князей за обладание ярлыком на Великое Владимирское княжение, влияние на этот процесс политики Золотой Орды, политические и экономические последствия централизации, реформирование российской политической системы во второй половине XVI века. Цели и задачи изучения курса "История Древней Руси", часть II, можно определить как следующие: - понимание студентами историографии русской истории XIV-XVI вв., особенностей историографического процесса, понимание сущности феодализма, его трансформации в российской исторической действительности и дальнейшего генезиса в условиях складывающегося централизованного государства; - усвоение студентами заочного обучения хода и логики исторического процесса, связанного с объединением русских земель в единое государство и последующим укреплением русского самодержавия, произошедшим в результате реформ Избранной рады в 1550-е гг. и опричнины Ивана IV; - выявление студентами тех изменений, которые произошли в российской и зарубежной исторической науке за последние десятилетия, получение представлений о различных историографических направлениях и школах, связанных с изучением указанного периода, научной полемики по ключевым историографическим и методологическим проблемам; - усвоение студентами теоретико-методологической основы социальных, экономических, политических, культурных и ментальных процессов, связанных с историей Руси в XIV-XVI вв.; - изучение фактологического материала, освещающего ключевые события и процессы указанного периода – причины, способствующие объединению русских земель в единое государство, характер и особенности процесса объединения русских земель, особенности внутриполитического и внешнеполитического процессов, альтернативы исторического развития в середине XVI века, связанные с историей северо-западных земель (Новгород, Псков), особенности развития русской культуры в XIV-XVI вв.; - ознакомление студентов с комплексом важнейших источников по истории данного периода – иммунитетными грамотами XIV-XV вв., Судебниками 1497 и 1550 гг, духовными и договорными грамотами московских и удельных князей, летописями, памятниками литературы и т.п. Место курса в системе изучаемых дисциплин: предметное наполнение курса тесно связано с такими дисциплинами, как "Философия", "Культурология", "Теология", "Социология" "Государство и право", "Экономика", "Политология". Принципы отбора содержания и организации учебного материала. Программа построена по проблемно-хронологическому принципу и методологически исходит из необходимости сочетания цивилизационного, культурологического и формационного подходов к анализу исторических процессов. Программа построена на основе содержания Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по направлению 050400 – социально-экономическое образование (профиль подготовки – «История», 2000г., с изменениями 2005 г.) и учебного плана факультета социально-исторического образования Педагогического института ЮФУ. Текущая аттестация качества усвоения знаний осуществляется в ходе семинарских занятий, а также тестирования студентов в течение семестра. Проверка качества усвоения знаний проводится в устной и письменной форме. Устные формы контроля направлены на закрепление и развитие навыка студента овладевать научной устной речью, уметь внятно, четко и ясно излагать свои мысли, аргументировать положения и формировать культуру дискуссии. Письменные (тестовые) работы дисциплинируют студентов, позволяют студентам самим представить уровень своих знаний по дисциплине и проанализировать их. Письменные работы позволяют преподавателю провести анализ преподаваемого материала, увидеть слабые и сильные стороны в усвоении знаний студентами и делать корректировку по ходу преподавания.
Итоговая аттестация по дисциплине. Дисциплина завершается устным зачетом, на котором проверяется: Усвоение теоретического материала дисциплины; усвоение базовых понятий и категорий дисциплины; знание хронологии периода; знание основных тенденций и противоречий в изучении периода; умение четко изложить фактологический и проблемный материал, относящийся к периоду формирования и развития Русского централизованного государства (XIV-XVI вв.). На это направлены вопросы, составленные к зачету. Вопросы в билете предлагаются по разным темам, относящимся к содержанию курса (экономическое развитие, политическое развитие, культура и искусство, повседневная жизнь, характеристика источников, историографическая ситуация и др.), что позволяет проверить знания в целом. Список литературы предлагается студентам в начале семестра. С основными монографиями ведется работа на семинарских занятиях. Студент обязан их проанализировать и показать на зачете их значение для исторического познания.
МОДУЛЬ 1 «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА» (36 ч., в т.ч. ауд. – 6 ч., сам. – 30.) Комплексная цель модуля: изложение источниковедческой и историографической основы курса в целом; ознакомление с основными этапами становления Русского централизованного государства; характеристика содержания этапов становления РЦГ; выявление и ознакомление студентов с основными тенденциями и противоречиями данного периода Отечественной истории. 2.1.1.1.Учебно-тематический план модуля. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий Тема 1. Историография истории Руси XIV-XVI вв. - (аудиторных - 0,5 ч., самостоятельная работа – 4 ч.) Общая характеристика развития отечественной историографии истории Руси XIV-XVI вв. Взгляды первых русских историков на процесс формирования единого государства (Н.М. Карамзин, В.Н. Татищев и др.). Русская государственно-юридическая школа о формировании единого государства (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, С.М. Соловьев). Дореволюционная историография второй половины XIX века. Концепция В.О. Ключевского и его "Курс русской истории". С.Ф. Платонов и его "Курс лекций по русской истории". М.К. Любавский. Полемика по вопросам генезиса феодализма в России и формирования крепостного права – П.Н. Павлов-Сильванский, М.А. Сергеевич, П.Н. Милюков, С.Б. Веселовский. Марксистская историография о формировании РЦГ – Г.В. Плеханов, М.Н. Покровский, Н.А. Рожков. Формирование взглядов советской исторической школы – Б.Д. Греков, Н.М. Дружинин, В.Т. Пашуто, Н.А. Насонов. Альтернативная концепция А.А. Зимина и В.Б. Кобрина и их критика «торгово-барщинной концепции» Б.Д. Грекова. Разработка вопросов формирования РЦГ в работах Ю.Г. Алексеева. Кризис исторической науки 1990-х гг. Современная историографическая ситуация.
Тема 2. Источники по истории Руcи XIV-XVI вв. – (аудиторных - 0,5 ч., самостоятельная работа – 4 ч.) Общая классификация источников. Нарративные источники. Русское летописание XIV-XVI вв., зарождение общерусского летописания. Лаврентьевская и Троицкая летописи. Тверской летопиcный сборник XVI века. Летописец великий русский. Рогожский летописец, Симеоновская и Николаевская летописи. Софийская I и Новгородская IV летописи. Летописец о 72-х языках. Воскресенская летопись. Летописный свод 1479 года. Законодательные памятники. Судебник 1497 г. Белозерская уставная грамота 1488 г. Царский Судебник 1550 г. Памятники русского канонического права. Юридические сборники. Актовый материал. Акты светских властей. Кормленые грамоты. Таможенные, губные и земские грамоты. Духовные грамоты великих и удельных князей, договорные грамоты. Актовые памятники церковных властей (уставная грамота митрополита Киприана и др.). Литературные произведения. Переводы духовной литературы. Вероучительные произведения и житийная литература. Переводы светской литературы. Оригинальная русская литература. Русская публицистика. "Сказание о князьях владимирских". "Послание старца Филофея великому князю Василию Иоанновичу и дьяку его Мисюрю Мунехину". "Повесть о белом клобуке". "Послание митрополита Вассиана на Угру". Воинские повести Руси. "Хождения".
Тема 3. Русские земли на рубеже XIII-XIV вв. – (аудиторных - 1 ч., самостоятельная работа - 2 ч.) Характеристики экономического и политического развития русских земель накануне начала процесса объединения. Административное устройство. Складывание особой политической системы в результате монгольского нашествия. Особый статус Великого Владимирского княжения. Социальный строй. Бояре и слуги вольные. Черносошные крестьяне. Генезис феодализма, его особенности. Феодальный иммунитет на Руси. Складывание поместной системы. Государство и церковь. Переход с келейного устава на общежитийный. Церковное хозяйство.
Тема 4. Начало объединения русских земель и борьба русского народа против монголо-татар – (аудиторных - 1 ч., самостоятельная работа - 5 ч.). Предпосылки объединения русских земель в единое государство. Преобладание политических причин. Особая политическая система Великого Владимирского княжения. Борьба русских князей за Владимирский ярлык. Формирование территорий Тверского и Московского княжеств. Первые Московские князья и их политика. Расширение территории Московского удела при Данииле Александровиче. Борьба Юрия Данииловача и Михаила Ярославича Тверского. Иван Калита и переход ярлыка в руки московских князей. Политика московских князей в период правления Симеона Гордого и Ивана Ивановича Милостивого. Дмитрий Иванович и конфликт с Дмитрием Константиновичем Суздальским. Русь и Орда. Подготовка к борьбе с внешним врагом. Взятие Булгара. Сражение на Пьяне. Битва на реке Воже. Куликовская битва. Нашествие Тохтамыша и сожжение Москвы. Восстановление выплаты ордынского выхода. Духовная грамота Дмитрия Донского. Завершение первого этапа централизации русских земель. Итоги, тенденции, противоречия.
Тема 5. Феодальная война в России во второй четверти XV века – (аудиторных - 1 ч., самостоятельная работа - 5 ч.) Изменения во внутриполитической и международной обстановке на рубеже XIV-XV вв. Василий I Дмитриевич. Экспансия Великого княжества Литовского. Стабилизация Орды. Нашествия Тамерлана. Политика Василия I в отношении Орды и Литвы. Смерть Василия I. Василий II. Предпосылки феодальной войны. Духовные грамоты Дмитрия Донского и Василия Дмитриевича и претензии галичского князя Юрия Дмитриевича на владимирский ярлык. Начало военных действий. События 1433-1453 гг. Василий II "Темный", Юрий Дмитриевич, Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Нашествие Улу-Мухаммеда. Смерть Шемяки и окончание феодальной войны. Последствия войны. Политика Василия Темного в 1453-1462 гг. Тема 6. Завершение политического объединения Руси во второй половине XV-начале XVI вв. – (аудиторных - 2 ч., самостоятельная работа - 5 ч.) Изменения в политике и идеологии московских князей в конце XV века. Иван III и мероприятия 1462-1372 гг. Падение независимости Ярославского, Суздальско-Нижегородского, Ростовского и других княжеств. Взаимоотношения с Новгородом и битва на Шелони 1471 г. Вторичная женитьба Ивана III на Софье Палеолог. Политика московского князя в 1472-1505 гг. Борьба с Новгородом. Суд на Городище 1475 г. Присоединение Новгорода в 1478 году. Ликвидация независимости Тверского княжества. "Государь и великий князь всея Руси". Издание Судебника 1497 года. Суд и управление в Русском государстве по Судебнику 1497 года. Заговор Владимира Гусева и династический кризис 1497-1498 гг. Лишение прав на престол Дмитрия-внука и передача права наследования Василию Иоанновичу. Василий III. Присоединение Псковской феодальной республики. Отвоевание Смоленска. Присоединение Рязани. Завершение третьего этапа централизации русских земель.
Планы семинарских занятий к Модулю 1. Организация самостоятельной работы. Семинарское занятие № 1. "Судебник 1497 года" Вопросы 1. Происхождение и структура источника. 2. Суд и управление по Судебнику 1497 года. 3. Система наказаний в Русском государстве по Судебнику 1497 года. Темы рефератов и докладов 1. Проблема авторства Судебника 1497 года. 2. Формирование категорий зависимого населения. Методические рекомендации. При ознакомлении с первым сводом законов Русского централизованного государства необходимо, прежде всего, ознакомиться с археографической историей памятника. Особенно необходимо остановиться на проблеме авторства источника, связанной с ошибкой в записях Типографской летописи, впервые упомянутой Б.Д. Грековым. При ответе на второй и третий вопрос семинарского занятия необходимо обратить внимание на то, что четкого структурирования системы преступлений и соответствующих наказаний в источнике нет. Студентам будет необходимо самостоятельно вычленить круг лиц, имевших право отправлять судебные функции, а также классифицировать систему преступлений и наказаний. При этом необходимо учитывать текстологические особенности памятника, в результате которых не все преступления выделены отдельно. На существование целого ряда преступлений указывают лишь упоминания категорий преступников, как, например, «зажигальник», «подымщик», исходя из чего студенту необходимо определить, что, возможно, в средневековой Руси существовали такие преступления, как «подым» и «зажигальничество». Необходимо также провести анализ такого явления, как содержащиеся в Судебнике запреты, не предусматривающие наказания за их нарушения. К ним, в частности, относится запрет на взятки («посулы») при отправлении судебных функций, однако какие-либо наказания за подобные проступки Судебником не были предусмотрены. Также особое внимание следует обратить на такие архаичные формы судопроизводства, как «поле», т.е. судебный поединок, и выяснить, насколько распространены они были в период действия Судебника.
Источники Судебник 1497 года // В сб.: Судебники XV-XVI вв. Под общ. Ред. Б.Д. Грекова. М., 1952. Литература 1. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-н/Д, 1999. 2. Развитие русского права XV-первой половине XVII вв. Отв. Ред. В.С. Нерсесянц. М., 1986. 3. Алексеев Ю.Г. Судебник 1497 года. М., 1999. 4. Алексеев Ю.Г. У кормила Российского государства. Очерки развития аппарата управления в XIV-XV вв. СПБ, 1998. Вопросы к самостоятельной работе студентов и методические рекомендации по организации самостоятельной работы по Модулю 1.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.145.219 (0.011 с.) |