Проектная деятельность: роль учителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проектная деятельность: роль учителя



Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В определенном смысле, учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Для этого он как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала. Отныне его авторитет.зависит от способности быть инициатором интересных начинаний. "Каким образом, участвуя в проектной деятельности, учитель может создать условия для развития учащихся?

Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые предстоит "прожить" педагогу по ходу реализации проекта:

· энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели

· специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не обязательно во всех) областях

· консультант, организующий доступ к информационным ресурсам, в т. ч. к другим специалистам

· руководитель (особенно в вопросах планирования времени)

· "человек, который задает вопросы" (по Дж. Питту) -организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей (человек, задающий косвенные, наводящие вопросы, помогающий обнаружить ошибки и т. п.)

· координатор группового процесса

· эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта

Наиболее сложным для педагога является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие задачи, возникшие перед проектной группой, должен решать учитель, какие — сами учащиеся, а какие разрешимы через их сотрудничество? Очевидно, что степень самостоятельности зависит от множества факторов:

возрастных и индивидуальных особенностей детей, их предыдущего опыта проектной деятельности, сложности темы проекта, характера отношений в группе и др.

Проблема в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту участников проекта. Так, в начальной школе это может быть рисунок или композиция, выполненная руками детей и т. п. Не менее важно, чтобы тема проекта не навязывалась взрослыми. В крайнем случае допустим выбор одной из предложенных руководителем тем. Еще лучше, если поиск темы в группе "учащиеся + учитель" проводится по принципу "скрытой координации". Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми. Не стоит забывать, что ученик подавляющую часть своего времени загружен традиционным классно-урочным обучением и обречен играть лишь одну роль - исполнителя.

 

Персональные проекты по системе IB (International Baccalaureate- Международный бакалавриат)

Отличительная черта данной программы - направ­ленность на формирование у учащихся навыков самообучения, способности к самостоятельной исследовательской работе. Одним из основных средств достижения этих целей является выполнение каждым уча­щимся в течение учебного года персонального проекта. В большинстве случаев персональный проект принимает форму отдельных, зафиксированных на бумаге исследований. Помимо такой формы презентации, учащиеся могут выполнить проект и в других формах (учебное пособие-макет, организация выставки или концерта, творческая работа по искусству).

Персональный проект должен удовлетворять следующим условиям:

· наличие социально или личностно значимой проблемы

· конкретный социальный адресат проекта - заказчик

· самостоятельный, индивидуальный характер работы учащегося

· надпредметный характер проекта, который не ограничивает его рамками одной учебной дисциплины.

Выполнение персонального проекта предполагает использование методов, свойственных научным исследованиям:

определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез, обсуждение методов иссле­дования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы.

Проектом руководит учитель - супервайзер, который не отвечает непосредственно ни за процесс его выполнения, ни за продукт, но создает систему условий для качественного выполнения проекта учащимся.

Оценивание проекта осуществляется на основе критериаль­ного подхода, когда достижения учащихся сравниваются с эталоном, определенным заранее в результате обсуждения на расширенных семинарах преподавателей и методистов, работающих по программам IB. Характерно, что из восьми критериев, по которым оценивается проект, семь описывают процесс работы над проектом и только один - собственно продукт. Ключевым моментом процесса оценки результатов проектной работы является развитие у учащихся навыков анализа собственной деятельности. Широко распростране­но самооценивание, цель которого - осмысление собствен­ного опыта, выявление причин успеха или неудачи, осозна­ние собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих преодолению трудностей.

 

Что такое телекоммуникационный проект?

Телекоммуникационный проект выполняется с использованием таких компьютерных средств, как электронная почта и сеть Web-сайтов. Подобные проекты почти всегда носят межпредметный, а нередко и международный характер. Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало полноценного привлечения средств компьютерной телекоммуникации. В отечественной и зарубежной школах хорошо себя зарекомендовали:

· интерактивные приключенческие игры между двумя или более школами;

· межшкольные литературные журналы, газеты и т.п.;

· проекты, предполагающие сбор разнообразных фактов или данных и статистическую обработку;

· экологические проекты;

· проекты совместного написания литературных произведений различных жанров;

· сравнительное изучение курсов истории, географии и т.д., преподающихся в школах разных

· стран;

· изучение и анализ результатов спортивных соревнований и проведение совместных спортивных мероприятий.

Ряд телекоммуникационных проектов в развитых странах инициируется научными центрами, которые обращаются к школьникам, имеющим опыт элементарной исследовательской деятельности, -с предложениями включиться, например, в работу по наблюдению за звездным небом, климатом, загрязнением окружающей среды и т. п.

Известна серия международных проектов, выполненных в сети Internet под руководством В. Гезергуда, сотрудника Иллинойского университета (США). Эти проекты посвящены осмыслению молодежью литературных произведений. Одна груп­па проектов носит название "Проекты знакомства с культурой", другая - "Литературная персонификация". Их общая цель - помочь детям и учителям в разных странах расширить их понимание окружающего мира, понять сходства и различия культур.

 

Прием «Скрытая координация»

При выполнении телекоммуникационных проектов иногда используется прием "скрытой координации". В одной из американских школ учитель предложил двум ученикам написать электронное письмо В. Шекспиру с пояснениями, почему они так плохо ведут себя на уроках по его произведениям. "На уроках родного языка нас заставляют изучать Ваши произведения, м-р Шекспир, - написали эти ученики. - Нам это не нравится".

"Я не обижаюсь, - ответил им "м-р Шекспир" (в его роли тайно выступал учитель). -Вы ведь не сказали, что вам не нравлюсь я. Вы сказали, что вам не нравится "это". Отсюда я делаю вывод, что вам не нравится, как вас учат. Поверьте мне, что за прошедшие 400 лет было много попыток изучать мои пьесы в школах. Вы думаете, это случайно?.. В моих пьесах есть что-то, что приносит людям удовольствие, несмотря на учителей и, тем более, не благодаря им. Я надеюсь, что смогу поделиться с вами, что же это такое. Но для этого мне надо знать, кто вы и где вы находитесь". "Мы должны заниматься этой работой в свободное время, - писали ученики в ответном послании, - а учитель не слишком-то помогает".

"Что такое свободное время? В течение 20 лет я руководил театральной труппой, написал и опубликовал почти 200 больших поэм, играл в своих спектаклях и спектаклях других авторов, написал 37 довольно хороших пьес Многие удивляются, когда я успел столько сделать? Даже сегодня, несмотря на свой преклонный возраст, я работал весь день, беседуя с учениками, вроде вас, в двенадцати странах мира". Завязалась переписка учеников с "Шекспиром", и в результате школьники заинтересовались творчеством величайшего английского писателя.

 

Метод проектов в технологическом образовании британских школьников

Из истории предмета "Проектная деятельность и технология"

Годы   Принципы построения предмета   Название предмета (факультатива)  
1950-1960 "Технология" как группа факультативных предметов для наименее способных для мальчиков для девочек
Работа с деревом Работа с металлом Черчение Кулинария Шитье
1970-1980 То же, но с объединением предметов в единый факультатив Ремесло, проектная деятельность и технология Экономика ведения домашнего хозяйства
1990-2000 Обязательный предмет для всех школьников до 16 лет, наряду с математикой, английским языком, физикой, химией, биологией и иностранными языками Проектная деятельность и технология

В настоящее время "Проектная деятельность и технология" - самый популярный и посещае­мый предмет в английских школах. Все большее количество работодателей считает его хорошей подготовкой к любой профессиональной деятельности.

Школьники учатся проектированию с целью "изготовления качественных изделий, нужных людям". При этом используются дерево, металл, пластик, продукты питания, ткани, электроника, компьютерные средства информации. Общий процесс работы над проектом Дж. Питт, профессор Йоркского университета, представляет в виде схемы:

2.

исследование

(соц. Заказ, аналоги, методы, материалы)

1.

потребности в виде краткой постановки задачи

3.

дизайн - критерии

4.

первоначальные идеи

(много)

7.

планирование и изготовление

9.

оценка продукта по отношению к потребности, определенной в начале проекта

5.

оценка идей

6.

проработка лучшей идеи

(2-3 идеи)

8.

испытание продукта в реальной ситуации

 


По Дж. Питту, "Метод проектов - это не алгоритм, состоящий из четких этапов, а модель творческого мышления и принятия решений". Например, этапы, представленные на схеме могут в ходе реального выполнения какого-либо проекта расположиться в такой последовательности: 1-> 7 -> 2 -> 4 -> 7 -> 9 -> 3 и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.014 с.)