Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дидактическая поэзия как жанр от гесиода до лукрецияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Лукреций Тит Кар (98-55). Автор замечательной поэмы «О природе» - философского трактата, в котором отражена точка зрения поэта на жизнь, на мир в соответствии с взглядами эпикурейцев. Назаконченния. Дидактическая поэма. Стихотворная форма, которую самому автору приходится оправдывать потребностями популяризации. Выступет как просветитель. Сухое философское содержание эпикурейской физики. Поэма составлена гекзаметром, состоит из 5-6 книг, у каждой свое вступление. Энний Квинт (239-169). Исторический эпос «Анналы», охватывающий в 18 книгах всю историю Рима. Энний – творец латинского гекзаметра. Энний резко критикует своих предшественников, первых римских поэтов, за грубость формы, недостаточное внимание к стилистической обработке, за необразованность; философии никто из них "даже во сне не видел". Программа Энния - ввести в римскую литературу принципы греческой формы и греческое идейное содержание, перестроить ее на основе греческой поэтики, реторики и философии. Ощущая себя реформатором, он работает, подобно Ливию Андронику и Невию, в различных областях и обогащает римскую литературу новыми жанрами. Энний хочет дать поэму гомеровского стиля, стать вторым, римским Гомером. Энний не мог не отдавать себе отчета в том, что его "Анналы", последовательно излагающие события римской истории, глубоко отличны от гомеровского эпоса. "Гомеризм" Энния имеет прежде всего формальный характер и состоит в воспроизведении стиховой формы и отдельных стилистических и повествовательных приемов древнегреческих поэм, в введении гомеровского колорита, как он понимался эллинистическими комментаторами Гомера. Важнейшим шагом в этом направлении был отказ от установившегося в римской эпической традиции сатурнова стиха и обращение к стихотворному размеру гомеровских поэм. Энний - творец латинского гексаметра, ставшего отныне обязательной стиховой фо"рмой римского эпоса. Усвоение гексаметра латинскому стихосложению требовало большого стихового мастерства; Энний успешно справился с этой задачей. Он создает, далее, для эпоса торжественно архаический стиль с использованием гомеровских формул, эпитетов, сравнений, но не пренебрегает и традиционным римским приемом звуковых повторов (стр. 284). Этот стиль Энния также наложил свой отпечаток на последующее развитие римского эпоса, вплоть до "Энеиды". Он знакомит римлян с этическими и натурфилософскими системами западногреческих мыслителей, дает рационалистические объяснения народной религии в дидактической поэме "Эпихарм", переводит "Священную запись" Эвгемера. Привлекали Энния также и легкие жанры развлекательно-дидактического характера; к этой категории принадлежал, например, его сборник под. заглавием "Сатуры" ("Смесь"), собрание мелких стихотворений на разные темы, басен, анекдотов, диалогических сценок, в которых дидактика переплеталась с занимательностью изложения, а в иных случаях приобретала личную полемическую заостренность. Термин "сатура" (будущая "сатира") при своем первом появлении в литературе еще не имел того значения, которое ему было придано впоследствии. Первый ионийский философ Фалес (начало VI в.), учивший, что "вода - начало всех вещей", не оставил письменных произведений, но уже его ученик Анаксимандр, составитель первой географической карты, изложил свою философскую теорию письменно и притом в прозе. В прозе писали и последующие философы - ионийцы Анаксимен и Гераклит. Прозаическая форма философского трактата была новшеством, которое не сразу привилось повсеместно. Философская школа "элеатов",[3] возникшая в греческих колониях Италии и Сицилии, первое время еще пользовалась старинной формой дидактической поэмы в гексаметре (Ксенофан, Парменид, по примеру элеатов - Эмпедокл; Ксенофан пользовался также и формой элегии), но впоследствии и она перешла к прозаическому изложению. Наряду с философскими трактатами, в прозе стали появляться и научные произведения по математике, астрономии, медицине, географии. В "законе" греческая мысль начинает усматривать основу общества. "Закон - царь", - говорит впоследствии поэт Пиндар. Первая обязанность гражданина - повиновение законам полиса. Соответственно меняется и идеал "доблести" (arete), содержащий в себе всю сумму граждански ценных качеств, физических. и моральных. На обладание этими качествами претендует прежде всего аристократия, обосновывающая ими свои традиционные права. Аристократическая "доблесть" рассматривается как переходящая? по наследству и поддерживается системой воспитания, основанного на гимнастической тренировке и "мусическом" образовании, т. е. усвоении дидактической поэзии аристократии и ее сказаний об "образцовых" поступках мифологических героев. Сам Гесиод был мелким землевладельцем и вместе с тем рапсодом. Как рапсод, он, вероятно, исполнял и героические песни, но его собственное творчество относится к области дидактического (наставительного) эпоса. В эпоху ломки старинных общественных отношений Гесиод выступает как поэт крестьянского труда, учитель жизни, моралист и систематизатор мифологических преданий. От Гесиода сохранились две поэмы: "Теогония" (Происхождение богов) и "Работы и дни". Во вступлении к "Теогонии" Гесиод рисует свое поэтическое "посвящение". Гесиод, таким образом, не безличный эпический певец; он чувствует себя носителем и учителем истины, которую он противопоставляет ложным песнопениям других певцов, введенных в заблуждение Музами. В "Работах и днях" он ставит себе ту же задачу - "говорить правду". Поэмы Гесиода представляют собой попытку систематического осмысления мира и жизни с позиций свободного земледельца, обрабатывающего в упорном труде свой небольшой участок и притесняемого "царями-дароядцами", насильничающими и творящими неправый суд. Средства осмысления мира у Гесиода еще чисто фольклорные - мифы, притчи, поговорки, правила народной мудрости, но систематизация этого материала продиктована уже потребностью в выработке сознательного миросозерцания, противопоставленного идеалам родовой знати, и стремлением углубить нравственные понятия. В этом отношении особенно показательна поэма "Работы и дни". Она написана в форме "увещания", обращенного к брату поэта Персу, который вел с Гесиодом тяжбу о наследстве, выиграл ее с помощью "царей-дароядцев" и затем, обеднев, имел намерение завести новую тяжбу. Такие "увещания" с мотивирующими их надобность повествовательными моментами хорошо известны нам из литератур древнего Востока (например из египетской литературы). Деятельность Гесиода, как систематизатора мифологии, проникнута теми же тенденциями, что "Работы и дни". Гесиод не стремится ни к каким реформам в области религиозных и мифологических представлений, он старается упорядочить, закрепить традиционные взгляды на божественный миропорядок, выдвигая на первый план нравственные моменты, отложившиеся в народных преданиях. Однако самое подчеркивание нравственных проблем и стремление к систематическому осмыслению мира свидетельствуют уже о начинающейся ломке традиционного миросозерцания, об идеологическом сдвиге, происходившем в период распада родового общества. Гесиод нашел ряд последователей и продолжателей в области как "каталогического", так и чисто "наставительного" эпоса, и его дидактика является предшественницей наставительной лирики и философской поэзии VII - VI вв.
48. Драматургия и театр в Риме (Плавт, Теренций, Сенека) Плавт - виднейший римский комедиограф(середина 3 в.- 184 г. до н.э.). Тесно связано с традициями народного италийского театра. Плавту приписывали около 130 комедий, но выделены как подлинно плавтовские 21, среди которых "Клад", "Проделки парасита", "Хвастливый воин", "Раб - обманщик" и др. Плавт прекрасно знал греческую лит-ру, гр. драматургию, и он использовал сюжеты новоаттической бытовой комедии, так как в условиях своего времени, когда во главе гос-ва стоял аристократический сенат, поэт не мог не давать сюжеты из италийской жизни, сатирически изображать непосредственно своих современников. Плавт использовал сюжеты новоаттической комедии Дифила, Демофила, Филемона и Менандра, но не сюжеты Аристофана, потому что комедии Аристофана были слишком политически остры, и проблемы, поставленные в них, не были актуальны для Рима. Сюжеты же бытовой новоаттической комедии Плавт с успехом использовал и, раскрывая их, умел разрешать вопросы, интересующие его современников. Романизация грческих сюжетов в том, что Плавт часто вносит в свои комедии черты римского уклада жизни, римской культуры, римского суда, римского самоуправления. Так, он много говорит о преторах, а это должностные лица Рима, о сенате.Внесение названий римских городов и изображение нац. обычаев. Он брал из греческих комедий сюжеты, созвучные с римской жизнью и разрешал в них проблемы, актуальные для его общества. Публий Теренций – из Карфагена. Сначала был рабом, но потом его отрустили на волю. (190-159). Поставил 6 комедий, все из которых полностью сохранились. Из группировки Сципионов – проповедовал социальный мир, взаимное согласие, гуманихм, отказ от своекорыстных помыслов. Также обработки греческих пьес «новой» комедии, но идейно и стилистически резко отличны от Плавта. Из 6 комедий 4 основаны на пр-ях Менандра, а остальные 2 – переделки пьес малоизвестного последователя Менандру Аполлодора Каристского. Соперники Менандра уже не представлены. Не переводит, а обрабатывает гречю пьесы, но старается по возможности сохранить идеологическиую направленность и художественные особенности оригиналов, их строгую архитектонику, последовательное ведение хар-ров, серьезный тон. «Свекровь». Для экспозиции вводится специальная фигура – гетера. Сострата – свекровь – добрая женщина. Разработал сюдет «Третейского судьи» Менандра с тем же разрешением конфликта при помощи благородной гетеры. В «Свекрови» нет ни одного «комического» образа, у Плавта каждая сцена преследует определенный комический эффект. Интриги здесь неит, действие вытекает из характеров персонажей. 2свекровь» скорее похожа на драму, чем на комедию с совр. Т.зр. 2 раза проваливалась на сцене. Сенека. Луций Анней. (умер 65 г н.э.). в отличие от предыдущих, писал трагедии и вообще был философом. Причем в декламационном стила, внешние формы греческой трагедии неизменны, осталист и мифологические сюжеты.»Медея». По сравнению с Еврипидом его трагедия выгладит упрощенной. Переносит центр тяжести произвеления на ярость покинутой жены. Образ стал более однотонным, но в нем усилились моменты страстности, сознательной волевой целеустремленности. Патетические монологи и нагнетание страшных картин. Ощущает мир как поле действия слепого, неумолимого рока, которому можно противостоять лишь через твердость духа, готовность перетерпеть. Герои Сенеки однотонны и статичны. Они не только не развиваются, но и не обнаруживают новых сторон. Немногие типы: тиран и пр. Рассудочная сознательность героев. Не столько переживают, сколько рассказывают о переживаниях. Композиция – тенденция к распаду. Патетические монологи и описания ужасов. Все эффекты «нового» стиля. Торжественные длинноты чередуются с лаконическими сентенциями, декламационная патетика создается в нагнетании повторений, градаций, гипербол, в вопросах и восклицаниях, метафорах и сравнениях, заимствованных из области мощных явлений природы. До сих пор не ясно, предназначались ли к постановке. «страстность, стремительность, порывистость» - признаки нового стиля.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.126.199 (0.014 с.) |