Глава 1. Служба судебных приставов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Служба судебных приставов



КАК ОРГАН ДОЗНАНИЯ

 

Структура Федеральной службы судебных приставов

Как органа дознания

 

В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судеб­ная защита его прав и свобод. Рассмотрение дела судом завершается вынесе­нием решения и пока решение суда не будет исполнено – нарушенные права граждан и организаций не будут восстановлены и правосудие не достигнет своей цели. В такой ситуации отсутствия реальной и действенной защиты прав лиц и организаций не может идти речи о наличии правового государ­ства в нашей стране.

К середине 90-х годов в Российской Федерации сложилась тяжелая си­туация в сфере исполнения судебных решений: ввиду неэффективности имевшейся системы исполнительного производства значительная часть су­дебных решений, особенно в части денежных взысканий, не исполнялась. Для решения указанной проблемы в 1997 году после подготовки необходи­мой нормативной базы в России была создана служба судебных приставов.[9] Основным ее предназначением является исполнение решений суда, обеспе­чение установленного порядка деятельности судов и обеспечение безопасно­сти участников судебных процессов. УПК РФ 2001 года для более эффек­тивного решения поставленных перед службой задач судебным приставам было предоставлено право производства дознания по делам о некоторых преступлениях против правосудия, которые выявляются в ходе деятельности судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по организации ус­тановленного порядка деятельности судов.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.40 УПК РФ органами дознания являются: главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный пристав, а также старшие судебные приставы Конституци­онного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.

Для реализации предоставленных УПК РФ полномочий Приказом Минюста РФ от 21 января 2002 г. № 71-к в структуре Департамента судеб­ных приставов Минюста РФ был образован отдел дознания и администра­тивной практики[10], а в соответствии с приказом Минюста РФ от 22 февраля 2002 г. № 257-к в территориальных органах Минюста РФ были созданы от­делы (группы) дознания службы судебных приставов[11], преобразованные в настоящее время, в связи с созданием Федеральной службы судебных при­ставов в отделы организации дознания и административной практики[12]. Од­нако, в настоящее время в районных (межрайонных) подразделениях службы судебных приставов отделов (групп) дознания не существует, что затрудняет организацию деятельности по выявлению преступлений и производству доз­нания.

На сегодняшний день формирование ФССП России практически завер­шено: создан центральный аппарат, состоящий из девяти управлений и тер­риториальные органы от 62 управлений, 7 отделов. Укомплектованность кадров ФССП России составляет 97,3 %. Также в центральном аппарате Службы создан отдел предварительного расследования, что свидетельствует о том, что это направление становится одним из приоритетных в ФССП Рос­сии. Совместно с Минюстом прорабатывается вопрос создания единого об­щероссийского банка данных исполнительных производств.

В настоящее время служба судебных приставов - федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Министерству юстиции РФ, на­деленный правоохранительными функциями, основными задачами которого является исполнение судебных решений, обеспечение установленного по­рядка деятельности судов, а также осуществление административной юрис­дикции и расследование уголовных дел о преступлениях, отнесенных уго­ловно-процессуальным кодексом к компетенции службы судебных приста­вов.[13]

Компетенция должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, наделенных полномочиями по производству дознания

Особенностью процессуального положения начальника органа дознания в службе судебных приставов является то, что уголовно-процессуальная функция, как и для любого другого органа дознания, является для него про­изводной от основной функции - организации исполнения судебных реше­ний и обеспечения установленного порядка деятельности судов. Из этого следует, что предоставленные указанным лицам уголовно-процессуальные полномочия являются одним из средств обеспечения вышеуказанных основ­ных видов деятельности службы.

Должностные лица службы судебных приставов, названные в законе ор­ганами дознания и, соответственно, являющиеся начальниками органа доз­нания, непосредственно, как правило, полномочия, предусмотренные ч. 2 ст. 40 УПК, не осуществляют, а выполняют несколько иные функции: осущест­вляют процессуальный контроль и организуют работу в подчиненном под­разделении, направленную на реализацию предоставленной органу исполни­тельной власти функции производства расследования в форме дознания.

Старший судебный пристав, являющийся органом дознания, может са­мостоятельно осуществлять предоставленные ему законом полномочия, а может и возложить указанные полномочия на находящегося у него в подчи­нении судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятель­ности судов (если совершено преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311) или судебного пристава-исполнителя (при совершении пре­ступления, предусмотренного ст.ст. 312 и 315 УК РФ).

Непосредственное руководство отделом дознания осуществляет его на­чальник, который назначается руководителем территориального органа Фе­деральной службы судебных приставов. Он поручает производство дознания конкретному дознавателю, проверяет уголовные дела, находящиеся в произ­водстве подчиненных дознавателей, дает им указания о направлении рассле­дования и производстве отдельных процессуальных действий. К сожалению, УПК РФ не предусматривает такого участника уголовного судопроизводства как начальник отдела дознания, что является пробелом в законодательстве.

Деятельность дознавателей службы судебных приставов неразрывно связана с деятельностью судебных приставов-исполнителей и судебных при­ставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, в арсе­нале которых имеется огромное количество полномочий, предоставленных им Федеральным законом «О судебных приставах». К примеру, судебные приставы по обеспечению УПДС уполномочены обеспечивать безопасность судей и других участников процесса, обеспечивать охрану зданий судов, со­вещательных комнат и судебных помещений в рабочее время, проверять подготовку судебных помещений к заседанию, поддерживать общественный порядок в судебных помещениях, предупреждать и пресекать преступле­ния и правонарушения, выявлять нарушителей.[14] Административная дея­тельность органов службы судебных приставов обеспечивает осуществление уголовно-процессуальных полномочий, предоставленных должностным ли­цам ФССП России.

Исследование практики деятельности службы судебных приставов по­казывает, что имеющихся штатных дознавателей не хватает для того, чтобы эффективно выявлять и расследовать преступления против правосудия во всех территориальных подразделениях службы. Дознаватели есть далеко не во всех районах, что значительно усложняет деятельность по реализации полномочий, предоставленных службе уголовно-процессуальным законода­тельством.

Кроме того, по мнению Герасимова А.П., серьезной проблемой является отсутствие оперативного со­провождения уголовных дел при расследовании в Федеральной службе су­дебных приставов.[15] Включив судебных приставов в перечень органов дозна­ния, законодатель не предоставил им права производства оперативно-розы­скных мероприятий. Информация, полученная оперативно-розыскным пу­тем, может потребоваться при расследовании уголовных дел, предусмотрен­ных ч.1 ст.294 УК РФ, ст.315 УК РФ, а при выявлении и расследовании пре­ступления, предусмотренного ч.1 ст.311 УК РФ, без нее обойтись крайне за­труднительно. Внесение соответствующих дополнений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» позволило бы более эффективно решать задачи по борьбе с преступлениями против правосудия, возложенные на службу.

 


ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУ­АЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.255.150 (0.006 с.)